5.6. Контроль рельсов на РСП

5.6. Контроль рельсов на РСП

Новая технология контроля рельсов контрольно-измерительными комплексами на РСП должна предусматривать:

а) оснащение рабочих мест в технологическом потоке РСП с учетом современных требований, введение элементов механизации, роботизации и автоматизации, исключение устаревших средств контроля, малоэффективного и нестандартного вспомогательного оборудования;

б) внедрение комплексной автоматизированной системы контроля рельсов и технической диагностики на РСП на основе современных методов для повышения качества продукции, производительности, технологичности, достоверности и информативности ведения инструментальной оценки состояния производства рельсовых плетей на всех операциях.

Комплекс автоматизированной системы контроля рельсов и технической диагностики должен обеспечивать:

1) сплошной контроль (фиксация и измерение) износа профиля прибывших старогодных рельсов и определение группы годности;

2) сплошную, всестороннюю видеорегистрацию и распознавание временной и дополнительной маркировки (записей и трафаретов, нанесенных дистанциями пути (далее - ПЧ) и путевыми машинными станциями (далее - ПМС);

3) регистрацию и распознавание постоянной маркировки на шейке очищенного рельса, выполненной во время прокатки и клеймением в горячем и холодном состоянии;

4) входной контроль профиля рельсов после фрезеровки перед сваркой;

5) видеорегистрацию вырезки дефектных участков на рельсорезных станках;

6) видеорегистрацию установки свариваемых рельсов в сварочной машине по совмещенным контурам, а также операций сварщика;

7) входной контроль профиля рельсов (перпендикулярности) после сварки;

8) видеорегистрацию и фиксацию температуры операций термообработки;

9) видеорегистрацию операции грубой шлифовки с обязательной фиксацией маркировки применяемого шлифовального круга и технологии шлифования;

10) видеорегистрацию операции чистовой шлифовки с обязательной фиксацией маркировки применяемого шлифовального круга и технологии шлифования;

11) входной контроль профиля рельсов после шлифовки;

12) автоматическое измерение твердости металла в зоне сварного стыка;

13) автоматизированное измерение намагниченности рельсов;

14) регистрацию и распознавание нанесенной лазерной маркировки;

15) видеорегистрацию нанесенной краской маркировки сварного стыка;

в) выходной (приемочный) контроль на РСП должен осуществляться автоматизированными (роботизированными) многофункциональными стендами неразрушающего контроля и измерения геометрических параметров сварных стыков, обеспечивая в автоматическом режиме:

1) настройку и калибровку всех параметров стенда, включая пьезоэлектрические преобразователи, средства измерения (пирометры, твердомеры, видеорегистраторы и т.п.);

2) расчет необходимой зоны контроля для выбранного типа рельса;

3) лазерное измерение геометрических параметров сварного стыка;

4) видеомониторинг отдельных участков рельса и распознавание участков отжига;

5) проведение ультразвукового контроля, включая слежение за акустоконтактом и подачей контактной жидкости;

6) звуковую и световую сигнализацию сопровождения контроля;

7) средства цветовой маркировки (краскоотметчик) сварного стыка;

8) формирование итогового протокола контроля, включая параметры плети, номер сварного стыка, параметры измерений и контроля по всему сечению рельса в формате 3D;

9) наличие средств коммуникаций для обеспечения взаимодействия с АСУТП.

Внедрение автоматизированной системы регистрации информации всех операций на различных стадиях жизненного цикла сварного стыка или плети, начиная с поступления в РСП и заканчивая утилизацией в металлолом, - "Электронный паспорт плети".

Наряду с разработкой и применением передовых методов НК и ТД в РСП система управления должна быть усовершенствована с помощью применения современных информационных технологий.

Электронный паспорт должен содержать информацию о параметрах работы всех технологических операций в РСП: зачистка рельсов перед сваркой, сварка рельс (режимы), горячая правка, грубая шлифовка, термообработка сварного стыка, чистовая шлифовка, холодная правка, контроль геометрии сварного стыка, выходной контроль. Электронный паспорт сварной плети должен обеспечивать возможность представления информации как непосредственно по плети в целом, так и по каждому отдельному сварному стыку.

Электронный паспорт должен содержать значения браковочных параметров технологического оборудования (сварочные машины, установки по термообработке, пресса для испытаний контрольных образцов), фиксировать все изменения, начиная со стыка, на котором произошли изменения.

В соответствии с концепцией ЕК АСУИ данные автоматизированной системы регистрации должны быть интегрированы в единую технологическую базу объектов инфраструктуры (ЕТБ ОИ) по средствам открытых программных интерфейсов;

г) модернизация всех РСП и оснащение автоматизированными и роботизированными комплексами технической диагностики с индивидуальным подходом и учетом имеющихся технологических схем сварочного производства. Обеспечение в автоматическом режиме входного, пооперационного и выходного контроля качества рельсосварочного производства.

Принимая во внимание, что основной причиной укладки в путь рельсов с дефектами является отсутствие автоматизированной системы контроля в РСП, и, как следствие, пропуск дефектов при выходном контроле, то внедрение комплексной системы неразрушающего контроля и технической диагностики рельсов на РСП позволит сократить к минимуму влияние человеческого фактора на пропуск дефекта до укладки в путь.