6. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ОБОРУДОВАНИЮ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯМ, ИНСТРУМЕНТУ И ИХ ЭКСПЛУАТАЦИИ

6. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ОБОРУДОВАНИЮ,
ПРИСПОСОБЛЕНИЯМ, ИНСТРУМЕНТУ И ИХ ЭКСПЛУАТАЦИИ

910. Строительные машины, транспортные средства, производственное оборудование, средства механизации, приспособления, оснастка, ручные машины и инструмент, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.

911. Запрещается эксплуатация указанных выше средств механизации без предусмотренных их конструкцией ограждающих устройств, блокировок, систем сигнализации и других средств коллективной защиты работающих.

912. Эксплуатация строительных машин должна осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТа 12.3.033 [73] и СНиП 12-03-2001 [97].

Эксплуатация грузоподъемных машин и других средств механизации, подконтрольных органам Ростехнадзора, должна проводиться с учетом требований Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов [50].

913. Средства механизации, вновь приобретенные, арендованные или после капитального ремонта - неподконтрольные органам надзора, допускаются к эксплуатации после их освидетельствования и опробования лицом, ответственным за их эксплуатацию.

914. Строительные машины, транспортные средства, производственное оборудование и другие средства механизации должны использоваться по назначению и применяться в условиях, установленных заводом-изготовителем.

915. Строительные подразделения, применяющие машины, транспортные средства, производственное оборудование и другие средства механизации, должны обеспечить их работоспособное состояние своими силами или с привлечением специализированных организаций. Перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация средств механизации, устанавливается документацией завода - изготовителя этих средств.

916. При техническом обслуживании и ремонте сборочные единицы машины, транспортного средства, имеющие возможность перемещаться под воздействием собственной массы, должны быть заблокированы механическим способом или опущены на опору с целью исключения их самопроизвольного перемещения.

917. Техническое обслуживание и ремонт строительных машин, транспортных средств и других средств механизации следует осуществлять только после остановки и выключения двигателя (привода) при исключении возможности случайного пуска двигателя, самопроизвольного движения машины и ее частей, снятия давления в гидро- и пневмосистемах, кроме случаев, которые допускаются эксплуатационной и ремонтной документацией.

918. При техническом обслуживании машин с электроприводом должны быть приняты меры, не допускающие случайной подачи напряжения.

919. Рабочие места при техническом обслуживании и текущем ремонте машин, транспортных средств, производственного оборудования и других средств механизации должны быть оборудованы комплектом исправного инструмента, приспособлений, инвентаря, грузоподъемных приспособлений и средств пожаротушения.

920. Техническое состояние и оборудование автомобилей всех типов, марок и назначений, находящихся в эксплуатации, должны соответствовать Межотраслевым правилам по охране труда на автомобильном транспорте [12].

Автомобили должны проходить технические осмотры в соответствии с Правилами проведения государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД России [116].

921. При размещении и эксплуатации машин, транспортных средств должны быть приняты меры, предупреждающие их опрокидывание или самопроизвольное перемещение под действием ветра, при уклоне местности или просадке грунта.

922. Перемещение, установка и работа машины, транспортного средства вблизи выемок (котлованов, траншей, канав и т.п.) с неукрепленными откосами разрешаются только за пределами призмы обрушения грунта на расстоянии, установленном организационно-технологической документацией.

При отсутствии соответствующих указаний в проекте производства работ минимальное расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайших опор машины допускается принимать по таблице 2.4 Приложения 2 к настоящим Правилам.

923. Оставлять без надзора машины, транспортные средства и другие средства механизации с работающим (включенным) двигателем не допускается.

Включение, запуск и работа транспортных средств, машин, производственного оборудования и других средств механизации должны производиться только лицом, за которым они закреплены, имеющим удостоверение на право управления этим средством.

924. При размещении мобильных машин на производственной территории руководитель работ должен до начала работы определить рабочую зону машины и границы создаваемой ею опасной зоны. При этом должна быть обеспечена обзорность рабочей зоны, а также опасных зон с рабочего места машиниста. В случаях, когда машинист, управляющий машиной, не имеет достаточного обзора, ему должен быть выделен сигнальщик.

Значения сигналов, подаваемых в процессе работы машины, должны знать все лица, связанные с ее работой.

925. Электро- и автопогрузчики с высотой подъема груза более 2 м должны быть оборудованы ограждением над головой водителя.

926. Автопогрузчики должны быть оборудованы: надежными тормозами, обеспечивающими тормозной путь при скорости движения 10 км/ч не более 2,5 м, глушителем с искрогасителем, зеркалом заднего вида, стеклоочистителем, звуковым сигналом, фарами, световой сигнальной системой. Автопогрузчики, используемые в помещениях, должны быть оборудованы системой нейтрализации отработавших газов.

927. Автопогрузчики с механической системой подъема груза должны быть оборудованы концевыми выключателями ограничения подъема груза и опускания подъемного устройства. Концевые выключатели механизма подъема должны останавливать приспособление для захвата груза на расстоянии не менее 200 мм до верхнего предельного положения.

928. Электропогрузчики и электротележки должны быть оборудованы: тормозами с ручным и ножным управлением, звуковым сигналом, рабочим освещением, замковым устройством системы пуска привода, автоматическими устройствами, отключающими двигатель и включающими тормоз при освобождении водителем рукоятки управления.

929. Электропогрузчики должны иметь специальное устройство, предохраняющее механизм подъема от перегрузки.

930. На погрузчике должны быть нанесены и отчетливо видны надписи с указанием регистрационного номера, грузоподъемности и даты следующего испытания, которые должны быть размещены так, чтобы не возникало затруднений в их восприятии.

931. Электрокары должны соответствовать требованиям ГОСТ 18962 [82] и техническим условиям на конкретные их виды.

Площадка водителя должна быть покрыта диэлектрическим резиновым ковриком. Рукоятки рычагов управления должны быть изготовлены из диэлектрического материала. Грузовые площадки должны быть приспособлены для перевозки определенных грузов и иметь устройства для их закрепления.

932. Авто- и электропогрузчики, электрокары должны быть окрашены в цвет, контрастный с цветом окружающих предметов.

933. Строительно-монтажные работы с применением машин в охранной зоне действующей линии электропередачи следует производить в соответствии с требованиями главы 8 настоящих Правил.

934. При перемещении машины, транспортного средства своим ходом, на буксире или на транспортных средствах по дорогам общего назначения должны соблюдаться правила дорожного движения.

Транспортирование машин, транспортных средств через естественные препятствия или искусственные сооружения, а также через неохраняемые железнодорожные переезды допускается только после обследования состояния пути движения. При необходимости путь движения машины, транспортного средства должен быть спланирован и укреплен с учетом требований, указанных в эксплуатационной документации машины, транспортного средства.

935. При эксплуатации машин, имеющих подвижные рабочие органы, необходимо исключить доступ людей в опасную зону работы, граница которой находится на расстоянии не менее 5 м от предельного положения рабочего органа, если в инструкции завода-изготовителя отсутствуют иные повышенные требования.

936. Не разрешается эксплуатация электротележки при неисправности токоприемника, контроллера, тормозов и сигналов, а также при отсутствии средств защиты от воздействия электрического тока (диэлектрического коврика, диэлектрических перчаток).

937. Персонал, эксплуатирующий средства механизации, оснастку, приспособления и ручные машины, до начала работ должен быть обучен, пройти стажировку, проинструктирован по правилам техники безопасности согласно требованиям инструкции завода-изготовителя и местных инструкций по охране труда для рабочих по специальностям.

938. Лебедки, применяемые для перемещения подъемных подмостей и устанавливаемые на земле, должны быть загружены балластом, вес которого должен не менее чем в два раза превышать тяговое усилие лебедки.

Балласт должен быть закреплен на раме лебедки. Количество витков каната на барабане лебедки при нижнем положении груза должно быть не менее двух.

939. Домкраты для подъема грузов должны быть испытаны перед началом эксплуатации, а также через каждые 12 месяцев, при передаче из одной бригады в другую и после каждого ремонта.

Испытания следует проводить статической нагрузкой, превышающей грузоподъемность на 25%. При испытании домкратов их винты (рейки, штоки) должны быть выдвинуты в крайнее верхнее положение, соответствующее подъему груза на максимальную высоту по эксплуатационной документации.

940. Съемные грузозахватные приспособления и тара в процессе эксплуатации должны подвергаться техническому освидетельствованию лицом, ответственным за их исправное состояние, в сроки, установленные требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов [50], а прочая технологическая оснастка - не реже чем через каждые 6 месяцев, если техническими условиями или инструкциями завода-изготовителя не предусмотрены другие сроки. Результаты осмотра необходимо регистрировать в журнале работ или в специальном журнале осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары.

Съемные грузозахватные приспособления и тара, не прошедшие технического освидетельствования, не должны применяться.

Грузовые крюки грузозахватных средств (стропы, траверсы), применяемых в строительстве, должны быть снабжены предохранительными замыкающими устройствами, предотвращающими самопроизвольное выпадение груза.

941. Ручные пневматические машины должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.010.0 [66].

942. Ручные электрические машины должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.013.0 [67].

943. Ручной инструмент должен отвечать следующим требованиям:

деревянные рукоятки должны быть изготовлены из древесины твердых и вязких пород, гладко обработаны и надежно закреплены;

рабочая часть инструмента не должна иметь трещин, заусенцев и сколов;

ручной инструмент должен осматриваться бригадиром не реже одного раза в квартал, а также работником, пользующимся инструментом, непосредственно перед применением. Неисправный инструмент подлежит изъятию;

рукоятки (черенки) лопат должны быть гладкими и прочно закрепляться в держателях;

используемые при работе ломы должны быть гладкими, без заусенцев, трещин и наклепов;

инструмент с изолирующими рукоятками (плоскогубцы, пассатижи, кусачки боковые и торцевые, отвертки) должен:

иметь диэлектрические чехлы или покрытия без повреждений (расслоений, вздутий, трещин) и плотно прилегать к рукояткам;

храниться в закрытых помещениях, не касаясь отопительных батарей и защищенным от солнечных лучей, влаги, агрессивных веществ;

проходить испытания в установленные сроки.

944. При переноске или перевозке инструмента его острые части следует закрывать чехлами.

945. При эксплуатации ручных машин должны выполняться следующие требования:

до начала работы следует проверять комплектность машины и надежность крепления ее деталей, исправность защитного кожуха, кабеля (рукава), выключателя и работоспособность машины на холостом ходу;

при перерывах в работе, по окончании работы, а также при смазке, очистке, смене рабочего инструмента и т.п. ручные машины должны быть выключены и отсоединены от электрической или воздухопроводящей сети;

ручные машины, масса которых, приходящаяся на руки работника, превышает 10 кг, должны применяться с приспособлениями для подвешивания;

при работе с машинами на высоте следует использовать устойчивые подмости;

регулировка, смазка и ремонт ручных машин должны производиться специально выделенным работником.

946. Все плавучие средства (лодки, катера, баржи, понтоны, плашкоуты и т.п.), находящиеся в распоряжении строительного подразделения и предназначенные для перевозки грузов и людей, а также для устройства плавучих сооружений и установок, должны находиться в ведении ответственного лица, назначенного приказом начальника, и эксплуатироваться в соответствии с требованиями Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации [42].

Все суда, подлежащие надзору Российского Речного Регистра, независимо от их принадлежности, по своему оборудованию, оснащению, техническому состоянию и укомплектованию экипажем должны удовлетворять требованиям Правил технической эксплуатации речного транспорта [40] и положений Российского Речного Регистра [47].

947. Технический надзор за маломерными судами, не попадающими под действие Российского Речного Регистра, осуществляется в соответствии с Инструкцией по техническому надзору за судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации [43].

948. Годность к плаванию мелких плавсредств - пассажирских, грузопассажирских и служебно-разъездных (моторных лодок и гребных лодок с подвесными моторами, катеров и др.), не подлежащих техническому надзору Российского Речного Регистра, устанавливается их владельцами с привлечением соответствующих специалистов. На указанные плавучие средства следует наносить регистрационный номер, выдаваемый в установленном порядке.

Ответственность за эксплуатацию судов и других плавучих средств, за выполнение всех требований Правил плавания и обеспечение безопасности несут владельцы.

949. Весельные и моторные лодки при плавании в темное время суток должны иметь закрепленный на носу фонарь с белым огнем, видимым со всех сторон.

950. Предельная грузоподъемность катера или лодки с обозначением числа одновременно перевозимых людей должна быть указана на трафарете, написанном масляной краской с обеих наружных сторон обшивки носовой части судна.

951. Спасательные шлюпки должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к спасательным средствам, и быть оборудованы следующими принадлежностями:

веслами по числу уключин и одним запасным;

комплектом уключин и одной запасной;

опорным крюком;

двумя спасательными кругами и нагрудниками;

спасательной веревкой, бросательный конец которой должен быть не менее 15 м;

фонарем с сигнальным белым огнем;

рупором;

черпаком для отлива воды;

санитарной сумкой с медикаментами и перевязочными средствами.

По периметру шлюпки, вдоль привального бруса наружной обшивки, должен быть протянут спасательный линь, который должен свободно провисать, но не касаться поверхности спокойной воды.

Вдоль обоих бортов на всю длину шлюпки должны быть сделаны масляной краской четкие надписи "Спасательный".

952. Специальное оборудование для нанесения торкретного или набрызгбетонного покрытия должно быть испытано в установленном порядке и иметь соответствующий паспорт.

953. Оборудование для пескоструйной очистки перед нанесением набрызгбетона (торкретбетона) на поверхности опор мостов, подпорных стен, порталов, тоннельных обделок и другие поверхности должно отвечать следующим требованиям:

пескоструйный аппарат должен иметь паспорт и удовлетворять требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением [49];

предохранительный клапан пескоструйного аппарата должен быть отрегулирован на давление сжатого воздуха, превышающее на 10% номинальное;

клапан и манометр должны быть опломбированы.

954. Тележки для подачи тюбингов должны иметь надежные стопорные устройства для предотвращения самопроизвольного скатывания на уклонах.

955. Тросы, предназначенные для подъема блоков обделки или тюбингов, должны иметь не менее чем шестикратный запас прочности по отношению к весу наибольшего элемента сборной обделки.

956. Рабочие леса, подвесные полки и другие средства подмащивания для возведения опалубки, монтажа арматуры и бетонирования должны иметь надежные ограждения.

Высота ограждения должна быть не менее 1,1 м, бортового элемента - не менее 0,15 м, расстояние между горизонтальными элементами ограждения - не более 0,5 м.

Подмости, предназначенные для транспортировки бетонной смеси транспортными средствами, должны иметь сплошной настил шириной не менее 1,2 м, с боков огражденный перилами. Щиты, доски и другие материалы от разбираемой опалубки складировать на подмостях запрещается.

957. Конструкция подъемных подмостей (люлек), применяемых при выполнении строительно-монтажных работ, должна соответствовать требованиям ГОСТ 27372-87 [88].

958. Конструкция и размещение конвейеров на эстакадах должны соответствовать требованиям по ГОСТ 12.2.022-80 [68].

959. Выключатели, рубильники и другие коммутационные электрические аппараты, применяемые на открытой строительной площадке или устанавливаемые на производственном строительном оборудовании, должны быть изготовлены в защищенном исполнении в соответствии с требованиями ГОСТ 14254 [81].

960. Леса высотой более 4 м допускаются к эксплуатации после приемки их комиссией с оформлением акта. Акт приемки лесов утверждается главным инженером (техническим директором) строительного подразделения, принимающего леса в эксплуатацию.

961. Подмости и леса высотой до 4 м допускаются к эксплуатации после их приемки руководителем работ или мастером с внесением соответствующей записи в Журнал приемки и осмотра лесов и подмостей.

962. Сборка и разборка лесов производится с соблюдением последовательности, предусмотренной проектом производства работ. Работники, участвующие в сборке и разборке лесов, должны быть проинструктированы о способах и последовательности производства работ и мерах безопасности.

Доступ посторонних лиц (непосредственно не занятых на данных работах) в зону, где устанавливаются или разбираются леса и подмости, должен быть закрыт.

963. Не допускается проведение частичной разборки лесов и оставление их для производства с них работ без принятия соответствующих мер безопасности.

964. При использовании лесов заводского изготовления необходимо руководствоваться инструкцией завода-изготовителя, при этом каркасы различных типов лесов не должны применяться совместно.

965. Применение неинвентарных лесов допускается в исключительных случаях и их сооружение должно производиться по индивидуальному проекту с расчетами всех основных элементов на прочность, а лесов в целом - на устойчивость. Проект должен быть завизирован работником службы охраны труда, утвержден главным инженером строительного подразделения.

966. Леса осматривает перед началом работ ежедневно производитель работ (бригадир) и не реже 1 раза в 10 дней - прораб или мастер. Результаты осмотра записываются в Журнал приемки и осмотра лесов и подмостей.

967. Нагрузки, воздействующие на средства подмащивания в процессе производства работ, не должны превышать расчетных по проекту или техническим условиям. В случае необходимости передачи на леса и подмости дополнительных нагрузок (от машин для подъема материалов, грузоподъемных площадок и т.п.) их конструкция должна быть проверена расчетом на прочность и при необходимости усилена.

968. В местах подъема работников на леса и подмости размещаются плакаты с указанием схемы размещения и величин допускаемых нагрузок, а также схемы эвакуации работников в случае возникновения аварийной ситуации.

969. При подъеме тяжелых грузов на леса или при перемещении их по настилу, платформе лесов необходимо избегать резких ударов по конструкциям лесов. Нагрузку на леса следует по мере возможности распределять равномерно.

970. Леса не должны использоваться для хранения материалов. На леса подаются только те материалы, которые непосредственно используются (перерабатываются).

971. Работы на наружных лесах при грозе, скорости ветра 15 м/с и более, сильном снегопаде, тумане, гололеде и других угрожающих безопасности работников случаях должны быть прекращены.

972. Настилы и лестницы лесов и подмостей необходимо периодически в процессе работы и ежедневно после окончания работы очищать от мусора, в зимнее время - от снега и наледи и при необходимости посыпать песком.

973. Настилы на лесах и подмостях должны иметь ровную поверхность с зазорами между элементами не более 5 мм и крепиться к поперечинам лесов.

Концы стыкуемых элементов настилов располагают на опорах с перекрытием их не менее чем на 20 см в каждую сторону. Во избежание образования порогов концы стыкуемых внахлестку элементов скашивают.

Ширина настилов на лесах и подмостях должна быть: для каменных работ - не менее 2 м, для штукатурных - 1,5 м, для малярных и монтажных - 1 м.

974. При производстве изоляционных работ зазор между изолируемой поверхностью и рабочим настилом не должен превышать двойной толщины изоляции плюс 50 мм. Зазоры более 50 мм во всех случаях, когда не производятся работы, необходимо закрывать.

975. Леса оборудуются надежно скрепленными с ними лестницами или пандусами, обеспечивающими безопасные пути входа работников на леса и схода с них.

976. Для обеспечения устойчивости стойки лесов по всей высоте прикрепляют к прочным частям сооружения или конструкции. Места и способы крепления стоек указываются в проекте производства работ.

977. При отсутствии указаний по креплению средств подмащивания в проекте производства работ или в инструкции завода-изготовителя крепление лесов к стенам объектов осуществляется не менее чем через один ярус для крайних стоек, через два пролета для верхнего яруса и одного крепления на каждые 50 кв. м проекции поверхности лесов на фасад объекта.

Не допускается крепить средства подмащивания к парапетам, карнизам, балконам и другим выступающим частям сооружений.