5.3. Требования безопасности к участкам работ, расположенным на перегонах и станциях

5.3. Требования безопасности к участкам работ,
расположенным на перегонах и станциях

899. Об особенностях производства работ на участках со скоростным движением поездов все работники должны быть ознакомлены перед выходом на работу.

900. Место производства работ, требующее остановки или снижения скорости движения проходящих поездов, должно быть ограждено сигналами. Порядок ограждения мест производства работ устанавливается Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации [27].

901. Запрещается приступать к работам до ограждения сигналами места производства работ, опасного для движения поездов, снимать сигналы, ограждающие место производства работ до полного окончания работ. Перед выходом на работу руководитель работ должен:

проверить наличие сигнальных принадлежностей и защитных приспособлений;

убедиться лично или по телефону у дежурного по станции, ограничивающей перегон, в том, что заявка о выдаче предупреждений на поезда принята к исполнению;

провести целевой инструктаж о маршруте прохода к месту работ, безопасных приемах выполнения работ, порядке пропуска поездов.

902. О проводимых работах на пролетных строениях необходимо выдавать предупреждения на поезда с требованием: "обеспечивать особую бдительность и более частую подачу оповестительных сигналов". Требование о выдаче предупреждения на поезда руководитель работ подает в установленном порядке.

903. Проход от места сбора на место работ и обратно должен осуществляться в стороне от пути или по обочине земляного полотна под наблюдением руководителя работ или специально выделенного лица.

Проход к месту работ и обратно в пределах железнодорожной станции должен осуществляться с учетом местных условий по маршрутам служебного прохода.

904. При невозможности пройти в стороне от пути или по обочине (в тоннелях, на мостах, при разливе рек, отсутствии обочин, во время заносов и в других случаях) проход по пути может быть допущен с принятием следующих мер предосторожности:

на двухпутном участке следует идти навстречу движению поездов в установленном направлении (правильному движению);

руководитель работ обязан предупредить работников об особой осторожности и следить, чтобы они шли по одному друг за другом или по два человека в ряду, не допуская отставания;

руководитель работ должен находиться сзади группы, ограждая ее сигналами остановки: днем - развернутым красным флагом, а ночью - фонарем с красным огнем. Впереди группы должен идти специально выделенный и проинструктированный работник, ограждающий группу сигналами остановки;

в условиях плохой видимости (в крутых кривых, глубоких выемках, в лесной или застроенной местности, а также в темное время, в туман, метель и других случаях) руководитель работ обязан, кроме того, выделить двух сигналистов, один из которых должен следовать впереди, а другой сзади группы на расстоянии зрительной связи, но так, чтобы приближающийся поезд был виден им на расстоянии не ближе 500 м от идущей группы, и своевременно оповещать ее звуком рожка о приближении поезда. Сигналисты должны идти с развернутыми красными флагами (ночью с фонарями с красным огнем) и ограждать идущую группу рабочих до тех пор, пока они не сойдут с пути. В случаях, если группа своевременно не сошла с пути, сигналист обязан сойти с пути от приближающегося поезда не ближе чем за 400 м и продолжать подавать сигналы остановки. В случаях, если сигналист не виден руководителю работ на расстоянии более 500 м, должны выделяться промежуточные сигналисты. На многопутных участках и перегонах, оборудованных двусторонней автоблокировкой, для определения направления движения поездов следует ориентироваться по показаниям светофоров.

905. При производстве работ на участках со скоростями движения поездов 141 - 200 км/ч должны быть обеспечены следующие дополнительные меры безопасности.

Все плановые работы по содержанию и ремонту сооружений, как правило, должны выполняться в технологические или специальные "окна" с закрытием движения поездов и обязательным ограждением перегона сигналами остановки.

Работы, не нарушающие целостность пути и сооружений, могут выполняться без закрытия движения поездов с соблюдением следующих мер безопасности:

не менее чем за 10 мин. до прохода скоростного поезда все работы на пути, сооружениях и устройствах, в том числе их осмотры и проверки, должны быть прекращены, путь, сооружения и устройства приведены в состояние, обеспечивающее безопасный пропуск поезда, материал и инструмент с пути убраны на обочину и не позднее чем за 5 мин. до прохода поезда все работающие должны уйти на расстояние не менее 4 м от крайнего рельса при пропуске поезда со скоростью 141 - 160 км/ч и не менее 5 м при скорости 161 - 200 км/ч;

начинать выполнение плановых работ, требующих ограждения сигналами остановки, запрещается, если до прохода скоростного поезда остается менее 1 ч;

в случаях, когда скоростной поезд по расписанию не проследовал, необходимо проявлять особую бдительность и уточнять время его проследования. Возобновлять работы до прохода скоростного поезда запрещается;

если работы проводятся на пути, соседнем с тем, по которому должен проследовать скоростной поезд, то они также должны быть прекращены заблаговременно с таким расчетом, чтобы за 5 мин. до прохода скоростного поезда на этом пути никого не оставалось.

906. Комплекс работ по реконструкции и капитальному ремонту инженерных сооружений должен производиться с предоставлением перерывов в движении поездов или в технологическое "окно".

907. "Окна" в движении поездов должны предоставляться в следующих случаях, когда:

в процессе производства работ строительная машина и ее части, вспомогательные устройства и сооружения, а также устанавливаемые в проектное положение или разбираемые конструкции находятся в пределах габарита подвижного состава;

при производстве работ на электрифицированных железнодорожных линиях нет возможности выполнять требования пункта 1108 настоящих Правил.

Необходимости в предоставлении "окон" при возникновении обстоятельств, указанных в предыдущем абзаце, может не быть, если по условиям движения поездов с учетом профиля пути и расположения объекта относительно остановочного пункта возможно устройство нейтральной вставки в контактной сети.

908. Если при производстве работ на искусственном сооружении, расположенном на неэлектрифицированной железнодорожной линии, или вблизи него не происходит прямого нарушения габарита приближения строений, но оно может возникнуть в случае несанкционированного попадания в пределы габарита приближения строений части строительной машины (самопроизвольный разворот), отлета упавшего груза, потери устойчивости установленной конструкции, место работ ограждается сигналами остановки с выдачей предупреждения по форме 2 в соответствии с Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ [24].

909. В отдельных случаях, когда временные сооружения (подмости, крепления) частично расположены в пределах габарита приближения строений [15], движение поездов может продолжаться, но с ограничением скорости в зависимости от величины зазоров между конкретным подвижным составом и очертаниями временных сооружений в соответствии с Инструкцией по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах [14]. Порядок выполнения ремонтных работ в таких условиях должен быть разработан в ППР, согласованным с соответствующими службами железной дороги.