II. ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ХОЗЯЙСТВЕ ПЕРЕВОЗОК ОАО "РЖД" | ПОТ РЖД-4100612-ЦД-276-2022
II. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ
2.1.1. Работодатель обязан организовать проведение лицам, принимаемым на работу и выполняющим работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и (или) подвергающихся воздействию вредных и опасных производственных факторов, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников (для определенных видов деятельности), внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации [1], приказом Минтруда России N 988н, Минздравсоцразвития России N 1420н [29], приказами Минздрава России N 29н [26] и N 342н [21], приказом Минтранса России N 428 [27], а также постановлением Правительства Российской Федерации N 1020 [28].
Работодатель обязан обеспечить контроль применения ограничений к выполнению работ, связанных с безопасностью движения поездов, выходом на железнодорожные пути, на рабочих местах, условия труда на которых отнесены к вредным условиям труда, установленным по результатам проведения специальной оценки условий труда, согласно Перечню отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией [30].
2.1.2. Руководитель структурного подразделения должен организовать обучение работников по охране труда в установленном порядке, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве (для определенных категорий работников), обучение использованию (применению) средств индивидуальной защиты (для определенных категорий работников), инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда.
2.1.3. Для работников, занятых эксплуатацией электроустановок, работодателю необходимо организовать проведение в установленном порядке соответствующего обучения и проверки знаний по электробезопасности согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей [18], Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок [19] и стандарта ОАО "РЖД" "Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Электрическая безопасность. Общие положения [81], а также других нормативных документов по вопросам электробезопасности.
2.1.4. Для работников, выполняющих работы на высоте, работодателю необходимо организовать соответствующее обучение с присвоением необходимой группы согласно Правилам по охране труда при работе на высоте [14].
2.1.5. Для работников, занятых на работах, выполнение которых предусматривает совмещение профессий (должностей), работодателю необходимо организовать подготовку по охране труда по видам работ, предусмотренных совмещаемыми профессиями (должностями), согласно Порядку совмещения профессий (должностей) в филиалах ОАО "РЖД" [89].
2.1.6. Перечень рабочих мест с вредными и/или опасными условиями труда, производственных процессов, содержащих источники опасностей, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценке профессиональных рисков с указанием, профессий (должностей) работников, осуществляющих свои трудовые функции на данных рабочих местах, утверждается локальным нормативным документом руководителя структурного подразделения.
2.1.7. Обучение, проверка знаний и все виды инструктажей по вопросам пожарной безопасности работников должны проводиться в соответствии с требованиями Правил противопожарного режима в Российской Федерации [20], стандарта ОАО "РЖД" "Система управления пожарной безопасностью в ОАО "РЖД". Организация обучения" [84].
2.1.8. Работники, впервые выполняющие работы по эксплуатации объектов инфраструктуры в зимнее время года, должны быть обучены особенностям работы в зимних условиях в соответствии с требованиями Инструкции по подготовке к работе в зимний период и организации снегоборьбы на железных дорогах, в других филиалах и структурных подразделениях ОАО "РЖД", а также его дочерних обществах [87] и на период такого обучения распорядительным документом руководителя структурного подразделения закреплены за опытным работником (наставником).
2.1.9. Водители транспортных средств, работа которых связана с пересечением железнодорожных путей на территории железнодорожных станций, могут быть допущены к работе на территории железнодорожной станции после проверки знания (в необходимом объеме) Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации, Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [12] и мер безопасности при проследовании переездов, технологических проездов, установленных на железнодорожной станции.
2.1.10. Женщины и лица, не достигшие возраста 18 лет, не должны допускаться к работам, приведенным в Перечне производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин [31], Перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет [32].
В дирекции управления движением ограничивается применение труда женщин по профессиям регулировщик скорости движения вагонов, составитель поездов, кондуктор грузовых поездов согласно Перечню производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин [31].
2.2. Общие требования охраны труда
работников при организации и проведении работ
(производственных процессов)
2.2.1. Организация и выполнение технологических процессов работы железнодорожных станций должны соответствовать государственным стандартам, санитарным нормам и правилам, отраслевым правилам и нормам, настоящим Правилам и другим нормативно-техническим и технологическим документам по соответствующим процессам. Все технологические процессы (технологические карты) работы железнодорожных станций должны содержать требования безопасности к организации и выполнению конкретных работ, операций и соответствовать ГОСТ 3.1120 [42] и настоящим Правилам.
2.2.2. При организации выполнения отдельных видов работ и технологических процессов, применении методов работ, материалов, инструмента, инвентаря, оборудования, требования к безопасному выполнению и применению которых не регламентированы настоящими Правилами, следует соблюдать требования соответствующих нормативных правовых и технических документов, утвержденных в установленном порядке, а также руководителем структурного подразделения должны быть разработаны и утверждены инструкции по охране труда, не противоречащие требованиям Правил по охране труда при эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта [9], Правил по охране труда при осуществлении грузопассажирских перевозок на железнодорожном транспорте [10] и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и которые должны быть актуальны на текущий момент времени.
2.2.3. Во время выполнения должностных обязанностей на железнодорожных путях необходимо соблюдать требования Правил по безопасному нахождению работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях [76].
2.2.4. Организация и выполнение погрузочно-разгрузочных работ, коммерческого осмотра грузовых вагонов (далее - вагон) и контейнеров в составах поездов, работ по приему груза и порожних вагонов к перевозке, по очистке и обработке вагонов от остатков грузов, устранению коммерческих неисправностей и эксплуатации весов на железнодорожных станциях должны осуществляться в соответствии с Правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов [13], Правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и коммерческих операциях в сфере грузовых перевозок [78].
2.2.5. Меры безопасности при эксплуатации электрооборудования должны быть обеспечены в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.1.019 [43], Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей [18], Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок [19], Правил устройства электроустановок [17], Правил электробезопасности для работников ОАО "РЖД" при обслуживании устройств и сооружений контактной сети и линий электропередачи [77], стандарта ОАО "РЖД" "Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Электрическая безопасность. Общие положения [81].
Переключение разъединителей контактной сети, линий автоблокировки и продольного технологического электроснабжения на железнодорожной станции должно производиться в соответствии требований Правил электробезопасности для работников ОАО "РЖД" при обслуживании устройств и сооружений контактной сети и линий электропередачи" [77].
2.2.6. Для обеспечения безопасности работников при работе на высоте должно быть обеспечено соблюдение требований Правил по охране труда при работе на высоте [14].
2.2.7. Для обеспечения пожарной безопасности и взрывобезопасности производственных процессов должно быть обеспечено соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" [2], ГОСТ 12.1.004 [44], ГОСТ 12.1.010 [45], ГОСТ Р 12.3.047 [46], Правил противопожарного режима в Российской Федерации [20].
2.2.8. Эксплуатация автотранспортных средств должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" [3] и Правилами по охране труда на автомобильном транспорте [15].
2.2.9. Для обеспечения экологической безопасности, безопасности работников в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации работодатель должен обеспечить соблюдение требований Федеральных законов: "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" [4], "Об охране окружающей среды" [5], "Об отходах производства и потребления" [6], других нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов ОАО "РЖД" в области природоохранной деятельности.
2.2.10. Работодателем должны быть обеспечены:
безопасные условия и охрана труда, в том числе посредством реализации мер, разрабатываемых на основе регулярно проводимых работ по выявлению, анализу и оценке опасностей и профессиональных рисков, правильная организация труда работников в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации [1] и другими нормативными правовыми актами об охране труда;
создание системы управления охраной труда в соответствии с требованиями нормативных правовых актов [1, 33];
проведение специальной оценки условий труда, разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников, исключение или снижение профессиональных рисков, в соответствии с требованиями Федерального закона "О специальной оценке условий труда" [7], стандарта ОАО "РЖД" "Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Специальная оценка условий труда" [80] и других нормативных документов.
2.2.11. При организации выполнения работ, связанных с воздействием на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, руководитель структурного (производственного) подразделения должен принимать меры по их исключению или снижению до уровней допустимого воздействия, установленных требованиями соответствующих нормативных правовых актов.
При невозможности исключения или снижения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов до уровней допустимого воздействия в связи с характером и условиями производственного процесса проведение работ без обеспечения работников соответствующими средствами индивидуальной и (или) коллективной защиты запрещается.
Порядок обеспечения и выдачи средств индивидуальной и (или) коллективной защиты устанавливается локальным нормативным документом руководителя структурного подразделения.
2.2.12. Работодатель обязан обеспечивать работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - средства индивидуальной защиты) в соответствии с Типовыми нормами [34].
Работники, выполняющие работу на открытой территории в холодный период года, должны быть обеспечены комплектом средств индивидуальной защиты от холода, имеющим теплоизоляцию, соответствующую величинам для различных климатических регионов (поясов).
2.2.13. Выдача, хранение и пользование средств индивидуальной защиты должны осуществляться в соответствии с Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты [22], стандартом ОАО "РЖД" "Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Обеспечение средствами индивидуальной защиты" [82].
При выдаче средств индивидуальной защиты, применение которых требует от работников практических навыков, руководитель структурного подразделения должен организовать и обеспечить проведение обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты. При выдаче средств индивидуальной защиты, применение которых не требует от работника практических навыков, работодатель обеспечивает ознакомление со способами проверки их работоспособности и исправности в рамках проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте.
2.2.14. Работодателю необходимо установить контроль за обязательным применением работниками средств индивидуальной защиты (при выполнении работ, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением) в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и их эксплуатацией в соответствии с указаниями в эксплуатационной документации, а также требованиями правил по охране труда при проведении соответствующих видов работ. Работники без обязательных к использованию средств индивидуальной защиты, а также в неисправных, к выполнению работ не допускаются (отстраняются от работы на весь период времени до устранения нарушения).
2.2.15. При нахождении на железнодорожных путях все работники, включая руководящий состав, в том числе при выполнении ревизорских и контрольных функций, должны быть обеспечены работодателем сигнальными жилетами со световозвращающими полосами, изготовленными по нормативно-технической документации, утвержденной ОАО "РЖД".
Руководителям Центральной дирекции управления движением, дирекции управления движением при нахождении по служебным обязанностям на железнодорожных путях станций должны выдаваться сигнальные жилеты с трафаретом (со стороны спины) проверяемого подразделения "ДС" [76].
2.2.16. Руководитель структурного (производственного) подразделения должен обеспечить нанесение на сигнальные жилеты трафаретов "ДС"/"Д", согласно требованиям Положения об организации в ОАО "РЖД" работы по системе информации "Человек на пути" [90], Правил по безопасному нахождению работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях [76].
2.2.17. Руководители структурных подразделений обязаны организовать правильное хранение, использование, сушку, химическую чистку, дезинфекцию, стирку и ремонт специальной одежды в установленные сроки.
2.2.18. Работники, занятые на работах, связанных с загрязнением, должны обеспечиваться смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандартом безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" [35].
Порядок обеспечения смывающими и обезвреживающими средствами устанавливается локальным нормативным документом руководителя структурного подразделения.
2.2.19. Работникам, занятым на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты в соответствии с приказом Минтруда России N 291н [38].
Выдача по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов, замена молока равноценными пищевыми продуктами или компенсационной выплатой производится в соответствии с Нормами и условиями бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов [38].
2.2.20. Режимы труда и отдыха работников устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка структурного подразделения.
Продолжительность и порядок предоставления перерывов для обогрева (охлаждения) при работе на открытом воздухе устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с Особенностями режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана сдвижением поездов [37].
Для выполнения должностных обязанностей дежурных по железнодорожной станции, не требующих их круглосуточного нахождения непосредственно на рабочем месте, применяется дежурство на дому в соответствии с Положением о порядке и условиях организации дежурства на дому (при возможности вызова на работу) или с правом отдыха в специально оборудованной комнате (помещении) дежурных по железнодорожным станциям и начальников железнодорожных станций, несущих сменное дежурство [88].
2.2.21. Не допускается исполнение трудовых обязанностей работниками в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. При выявлении работника, находящегося на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, он отстраняется от работы (не допускается к работе) в соответствии со статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации [1] в установленном порядке.
2.2.22. Руководитель подразделения должен обеспечивать постоянный контроль за соблюдением работниками нормативных и распорядительных документов, содержащих требования охраны труда, пожарной безопасности, в том числе Правил противопожарного режима в Российской Федерации [20], санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и настоящих Правил.
Контроль по охране труда руководителями всех уровней управления должен осуществляться в соответствии со стандартом ОАО "РЖД" "Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Организация контроля и порядок его проведения" [83].
2.2.23. Работодатель должен контролировать исполнение работниками в процессе трудовой деятельности следующих требований:
1) выполнять обязанности работника в области охраны труда, установленные статьей 215 Трудового кодекса Российской Федерации [1], в том числе соблюдать требования охраны труда, лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции;
2) соблюдать технологию производства работ, требования, установленные техническо-распорядительным актом железнодорожной станции (далее - техническо-распорядительный акт), технологическим процессом (технологической картой, инструкционно-технологической картой) работы железнодорожной станции, инструкцией по охране труда для профессии, и иными инструкциями, действующими в структурном подразделении, руководствами (инструкциями) по эксплуатации применяемого оборудования, требования безопасности при нахождении на железнодорожных путях, безопасные приемы при выполнении работ, Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и иные нормативные документы, регулирующие вопросы обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
3) соблюдать требования пожарной безопасности, электробезопасности, обладать навыками использования средств пожаротушения и противопожарного инвентаря;
4) выполнять работу, входящую в их должностные обязанности и порученную руководителями смены или подразделения, применять безопасные приемы труда при выполнении технологических операций;
5) следить за исправным состоянием и чистотой рабочих мест, оборудования, радиостанции, сигнальных принадлежностей (сигнальные флажки, ручной сигнальный фонарь и сигнальный свисток), инструмента, приспособлений, средств индивидуальной защиты и правильно их применять;
6) выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указывающих и предписывающих знаков безопасности, предупреждающей окраски, надписей, видимых и звуковых сигналов;
7) быть предельно внимательным в местах движения железнодорожного подвижного состава и автотранспорта;
9) применять сигнальный жилет со световозвращающими полосами при выполнении работ и нахождении на железнодорожных путях общего и необщего пользования (независимо от должности и профессии);
10) соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные в структурном подразделении, и установленный режим труда и отдыха;
11) соблюдать правила личной гигиены, санитарные требования и нормы, в том числе при хранении и приеме пищи, пить кипяченую воду, хранящуюся в специальных закрытых бачках (емкостях), защищенных от попадания пыли и других вредных веществ. Допускается использование бутилированной воды или некипяченой воды из хозяйственно-бытового водопровода при наличии у руководителя структурного (производственного) подразделения разрешения Роспотребнадзора.
2.2.24. Руководитель структурного подразделения должен осуществлять контроль за своевременностью прохождения работниками обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований (для определенных видов деятельности) и отстранить от работы (не допускать к работе) работников, не прошедших в установленном порядке обязательные медицинские осмотры (обследования) и обязательные психиатрические освидетельствования (для определенных видов деятельности).
2.2.25. Руководитель структурного подразделения должен организовать информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, о существующих профессиональных рисках (в том числе о возможном наезде подвижного состава, воздействии электрического тока, дорожно-транспортном происшествии, падении работников с высоты, насилии от враждебно настроенных работников/третьих лиц) и их уровнях, а также об использовании в целях контроля за безопасностью производства работ, приборов, устройств, оборудования и (или) их комплексов (систем), обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ (в случае их использования).
2.2.26. Работодатель обеспечивает расследование, оформление, регистрацию и учет несчастных случаев на производстве, в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации [1], профессиональных заболеваний, учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм).
Работодатель обязан немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию.
2.2.27. Работники, допустившие нарушение требований нормативных правовых актов по охране труда, электробезопасности, природоохранной деятельности, пожарной безопасности и настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.2.28. При возникновении угрозы жизни и здоровью работников руководитель подразделения обязан приостановить производство работ, а также эксплуатацию оборудования, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности, оказание услуг до устранения такой угрозы.
В случае производства работ на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица), перед началом производства таких работ (оказания услуг) необходимо согласовать с другим работодателем (иным лицом) мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников, в том числе работников сторонних организаций, производящих работы (оказывающих услуги) на данной территории.
2.2.29. В случае приема на работу инвалида или признания работника инвалидом необходимо создание для него условий труда, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, а также обеспечение охраны труда.
2.3. Требования охраны труда при выполнении работ
в непосредственной близости от полотна эксплуатируемых
железных дорог
2.3.1. Во время выполнения трудовых обязанностей на железнодорожных путях необходимо соблюдать требования:
1) Правил по безопасному нахождению работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях [76];
2) установленные техническо-распорядительным актом железнодорожной станции, технологическим процессом (технологической картой) работы железнодорожной станции, настоящими Правилами, инструкциями, действующими в структурном подразделении, руководствами (инструкциями) по эксплуатации применяемого оборудования, требования безопасности при нахождении на железнодорожных путях, пожарной и электробезопасности, безопасные приемы при выполнении работ.
2.3.2. Проход по территории железнодорожной станции необходимо осуществлять по установленным маршрутам служебного прохода в соответствии со схемой маршрутов служебного прохода, разработанной в установленном порядке, и по технологическим проходам в рамках выполнения должностных обязанностей.
Описание маршрута служебного прохода, перечень негабаритных и опасных мест, указывается в инструкции по охране труда, разработанной на железнодорожной станции, инструкциях о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования организации (линейного предприятия).
2.3.3. При нахождении работников в зоне движения скоростных и высокоскоростных поездов требуется соблюдать Правила по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД" [79] и дополнительные меры безопасности, установленные локальными документами.
2.3.4. При нахождении на электрифицированных участках железных дорог работники подразделений должны соблюдать требования Правил электробезопасности для работников ОАО "РЖД" при обслуживании устройств и сооружений контактной сети и линий электропередачи [77].
2.4.1. Порядок безопасного производства маневровой работы на железнодорожных путях общего, в том числе железнодорожных станций, и необщего пользования, территориях подразделений, порядок ограждения и закрепления подвижного состава должны обеспечиваться в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [12] с учетом местных условий, предусмотренных техническо-распорядительным актом железнодорожной станции, технологической документацией, а также Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования [23].
2.4.2. Маневры на станционных железнодорожных путях производятся по указанию только одного работника - дежурного по железнодорожной станции (дежурного станционного поста централизации, диспетчера маневрового железнодорожной станции, дежурного по сортировочной горке или парку железнодорожной станции), а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией - диспетчера поездного (далее - лицо, распоряжающееся маневрами). Распределение обязанностей по распоряжению маневрами указывается в техническо-распорядительном акте, а в случае его отсутствия на железнодорожных путях необщего пользования - в локальном нормативном документе владельца железнодорожных путей необщего пользования.
Движением локомотива (специального самоходного подвижного состава), производящего маневры с вагонами, должен руководить один работник - руководитель маневров, ответственный за правильное их выполнение. Движение маневрового состава на сортировочных горках и путях сортировочного и сортировочно-отправочного парков разрешается производить под руководством дежурного по сортировочной горке, либо работника, определяемого владельцем инфраструктуры (владельцем железнодорожных путей необщего пользования).
2.4.3. Маневровая работа производится составителем поездов, составителем поездов и помощником составителя поездов (далее - составительская бригада), кондуктором грузовых поездов (далее - руководитель маневров).
Расстановка работников, занятых на маневрах, производится руководителем маневров.
2.4.4. Руководитель маневров должен получать задание на маневровую работу только от одного лица, распоряжающегося маневрами.
Задание на маневровую работу должно быть доведено руководителем маневров до каждого работника, участвующего в маневрах.
2.4.5. Руководитель маневров должен работать в прямом взаимодействии с локомотивной бригадой и лицом, распоряжающимся маневрами.
В зависимости от местных условий назначение для производства маневров составительской бригады или одного составителя поездов (работа составителя поездов в одно лицо), руководителя маневров из работников составительской бригады устанавливается локальным нормативным документом руководителя структурного подразделения.
2.4.6. Порядок работы составителя поездов в одно лицо устанавливается инструкцией, разрабатываемой руководителем железнодорожной станции с учетом местных условий обслуживаемых железнодорожных станций. Допускается отражение требований охраны труда при работе составителя поездов в одно лицо в инструкции по охране труда.
Работа составителя поездов в одно лицо разрешается при наличии радиосвязи между ним, машинистом локомотива и лицом, распоряжающимся маневрами.
2.4.7. Работники составительских бригад, локомотивных бригад, обслуживающих локомотивы и работающих со сборными поездами, кондукторы грузовых поездов должны знать порядок маневровой работы на обслуживаемых железнодорожных станциях. Порядок ознакомления локомотивных, составительских бригад и кондукторов грузовых поездов с условиями маневровой работы устанавливается локальным нормативным документом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожного пути необщего пользования).
2.4.8. Руководитель маневров обязан организовать маневровую работу так, чтобы была обеспечена личная безопасность работников, занятых на маневрах, а также других работников, находящихся на станционных путях на маршруте следования маневрового состава вагонами вперед.
Руководителю маневров необходимо производить передачу команд машинисту локомотива с соблюдением требований Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
2.4.9. В случае нарушения работы радиосвязи между машинистом локомотива и руководителем маневров (отсутствие ответа от машиниста локомотива) необходимо принять меры к прекращению маневровой работы. При отсутствии ответа машиниста локомотива на указания или сигналы по радиосвязи руководитель маневровой работы должен связаться с лицом, распоряжающимся маневрами, по радиосвязи, доложить об отсутствии связи с машинистом маневрового локомотива и через лицо, распоряжающееся маневрами дать команду машинисту маневрового локомотива на остановку, сойти с подвижного состава в безопасном месте.
Маневровая работа может быть продолжена после восстановления работы радиосвязи.
Если невозможно немедленно заменить радиостанцию, руководитель маневровой работы совместно с машинистом локомотива должен определить дальнейший порядок производства работы. При переходе на ручные сигналы, маневровую работу требуется производить с особой бдительностью, с количеством вагонов, позволяющим машинисту локомотива видеть сигналы, подаваемые руководителем маневров. При отсутствии видимости маневровые работы должны быть приостановлены.
2.4.10. Работники составительских бригад (кондукторы грузовых поездов) должны проявлять особую бдительность при производстве маневров в местах работы ремонтных бригад, с пересечением железнодорожных переездов, около пассажирских платформ, на железнодорожных путях грузовых складов, грузовых районов, складов топлива, вагонных и локомотивных депо, на территории заводов, мастерских.
При производстве маневров руководителю маневров, работникам составительских бригад (кондуктору грузовых поездов) запрещается находиться на специальной подножке вагона в негабаритных и опасных местах, перечень которых устанавливается локальным нормативным документом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования). Дополнительно перечень негабаритных и опасных мест отражается в соответствующей инструкции по охране труда.
Маневровые передвижения на ремонтных путях предприятий ОАО "РЖД" должны производиться под наблюдением и личным контролем ответственного работника предприятия.
2.4.11. Во время маневровых передвижений допускается осуществлять проезд на подвижном составе, располагаясь на переходной площадке грузового вагона или площадке маневрового локомотива, в тамбуре пассажирского вагона, на специальной подножке вагона, держась руками за специальный поручень, а также в кабине машиниста (при следовании локомотива без вагонов или маневрового состава локомотивом вперед).
2.4.12. При движении маневрового состава вагонами вперед (за исключением надвига железнодорожных подвижных составов на сортировочные горки и (или) применения дистанционных систем контроля) необходимо находиться на первой по ходу движения специальной подножке грузового вагона (подножке, совмещенной с лестницей цистерны, подножке переходной площадки, на переходной площадке), на площадке маневрового локомотива, в тамбуре моторвагонного подвижного состава, специального подвижного состава, пассажирских вагонов, почтовых, почтово-багажных и отдельных моделей пассажирских вагонов, оборудованных специализированными поручнями и подножками, а при невозможности - идти по междупутью или обочине железнодорожного пути впереди осаживаемых вагонов с соблюдением мер безопасности; при необходимости - принимать меры к остановке маневрового состава.
2.4.13. При осаживании вагонов, находясь на специальной подножке вагона или сопровождая состав пешком, необходимо вызывать машиниста локомотива каждые 20 секунд.
2.4.14. При сопровождении подвижного состава, находясь у боковой двери тамбура пассажирского вагона, необходимо держаться за поручень со стороны машиниста маневрового локомотива с соблюдением мер личной безопасности. При отсутствии поручня, либо закрытой двери тамбура, сопровождение маневрового состава необходимо осуществлять впереди осаживаемых вагонов (идти по междупутью или обочине железнодорожного пути) на безопасном расстоянии с соблюдением мер безопасности при нахождении на железнодорожных путях.
2.4.15. При сопровождении пассажирских вагонов в тамбуре пассажирского вагона - боковая дверь вагона должна быть открыта и закреплена фиксатором, откидная площадка поставлена в горизонтальное положение и закреплена фиксатором. Торцевая дверь должна быть закрыта.
При неисправности или отсутствии фиксирующих устройств у дверей вагонов с одной стороны сопровождение осуществляется с другой стороны, при этом необходимо предупредить машиниста локомотива по радиосвязи о своем местонахождении. При неисправностях фиксирующих устройств с обеих сторон сопровождение требуется осуществлять пешком с соблюдением мер безопасности.
2.4.16. Запрещается проезд на:
1) автосцепках, буксе;
2) стоя на платформе или сидя на ее бортах;
3) на гильзах контрштоков паровоза, тележках колесных пар, раме цистерны и других выступающих частях вагона;
4) на вагоне, имеющем подножку, переходную площадку или поручень, не соответствующие техническим требованиям безопасности;
5) на подножке в торцевой части вагона;
6) фитинговых платформах при отсутствии предусмотренных конструкцией вагона исправных специализированных подножки и поручней для составителя поездов, обеспечивающих безопасность проезда.
Запрещается нахождение на специальной подножке вагонов при движении маневрового состава у высоких платформ, в негабаритных и других опасных местах, при скорости движения более 40 км/ч, а также в момент соединения маневрового состава со стоящими на пути вагонами.
2.4.17. Разрешается проезд на порожних платформах. Запрещается проезд на платформе, имеющей неисправный пол (борта), отсутствующие борта, на груженых платформах (за исключением специальных платформ, оборудованных местами для проезда кондукторов грузовых поездов), сопровождать данные вагоны требуется пешком с соблюдением мер безопасности.
2.4.18. При плохой видимости пути, неисправности или отсутствии подножки и поручней (платформы, думпкары, битумовозы и другие вагоны), неисправности переходной площадки или закрытом тамбуре, необходимо идти посередине междупутья или по обочине пути впереди осаживаемых вагонов на безопасном расстоянии, постоянно держа связь с машинистом локомотива по радиосвязи или визуально.
При производстве маневров в кривых участках пути или в условиях плохой видимости (туман, метель, снегопад и т.д.), когда отсутствует видимость состава в целом, необходимо принимать дополнительные меры для обеспечения безопасности - чаще подавать сигналы и указания машинисту локомотива.
2.4.19. Перед пользованием подножками, поручнями, лестницами грузовых вагонов необходимо убедиться в их наличии, исправности и целостности, визуально проверить их соответствие установленным техническим требованиям (согласно ОСТ 24.050.67-87 "Лестницы, подножки и поручни грузовых вагонов. Размеры и общие технические требования" [65]).
2.4.20. Подниматься на специальные подножки и подножки переходных площадок вагонов и локомотивов, а также сходить с них необходимо при полной остановке подвижного состава. Запрещается сходить с подвижного состава в негабаритных и опасных местах, в местах погрузки и выгрузки навалочных грузов, в пределах стрелочных переводов и других устройств, а также идти рядом с движущимся подвижным составом в негабаритных и опасных местах при отсутствии прохода.
2.4.21. При осуществлении маневровой работы с использованием двух маневровых (поездных) локомотивов перед заходом в межвагонное пространство необходимо получить доклад от двух машинистов локомотивов о правильном восприятии информации о его предстоящем заходе в опасную зону.
2.4.22. При движении одиночного локомотива или маневрового состава на расстояние более 1 км:
локомотивом вперед, когда в составе отсутствуют вагоны с переходной площадкой или открытыми дверями тамбуров пассажирских вагонов, разрешается находиться в кабине локомотива;
вагонами вперед в голове состава должен быть поставлен вагон с переходной площадкой или порожняя платформа, при отсутствии такой возможности необходимо находиться на расположенной на боковой стене специальной подножке (лестнице) первого по ходу движения вагона, а при невозможности - идти по междупутью или обочине железнодорожного пути впереди осаживаемых вагонов.
При необходимости отдыха (не более 5 минут) необходимо находиться в безопасном месте. Дальнейшее движение маневрового состава осуществляется по команде руководителя маневров.
2.4.23. При движении на расстояние до 1 км необходимо находиться на подножке вагона или площадке локомотива со стороны машиниста (не затрудняя ему видимость).
2.4.24. При маневровых передвижениях через ворота предприятий по путям необщего пользования, охраняемые и неохраняемые переезды, а также у негабаритных и опасных мест, высоких платформ, перед стоящими вагонами необходимо принять меры к остановке маневрового состава на расстоянии не менее 5 м до этого места. Проезд ворот разрешается после проверки их надежной фиксации в открытом положении и информирования об этом машиниста маневрового локомотива.
Самостоятельно осуществлять открытие въездных ворота обслуживаемых путей необщего пользования и производить фиксацию створок на специальные устройства запрещается.
2.4.25. Перекрытие концевых кранов тормозной магистрали, соединение и разъединение тормозных рукавов производится только после полной остановки маневрового состава и предупреждения машиниста маневрового локомотива о заходе в пространство между вагонами (между вагоном и локомотивом), внутрь колеи, и убеждения в правильности восприятия машинистом локомотива информации о заходе в межвагонное пространство. Работу эту разрешается производить только в рукавицах (перчатках).
Передача команды машинисту маневрового локомотива на движение разрешается только после выхода из пространства между вагонами на междупутье или обочину пути.
2.4.26. В маневровых составах с заряженной сжатым воздухом тормозной магистралью необходимо:
перед расцепкой вагонов в первую очередь перекрыть концевые краны, а затем разъединять тормозные рукава между вагонами;
при сцеплении вагонов в первую очередь соединить рукава, а затем открыть концевые краны.
При расцепке вагонов первым перекрывается концевой кран вагона, расположенного со стороны питательной магистрали (со стороны локомотива).
Производить соединение или разъединение тормозных рукавов в составе пассажирского поезда необходимо только после получения информации от машиниста поезда лично или через дежурного по железнодорожной станции об отключении электропитания электропневматических тормозов в составе поезда.
2.4.27. Расцепка стоящих вагонов должна производиться, находясь сбоку от вагона, без захода в междувагонное пространство. При невозможности расцепления вагонов маневровая работа прекращается, до устранения неисправности расцепного привода автосцепки.
Во время движения маневрового состава запрещается входить в пространство между вагонами, переходить на другую сторону отцепа вагонов (для расцепки с противоположной стороны), производить расцепление вагонов в пределах стрелочного перевода, пешеходного настила, переезда, в негабаритных и опасных местах, в местах погрузки-выгрузки навалочных грузов, установки светофоров и других устройств.
2.4.28. Маневровая работа на ремонтных путях, переданных в ведение служб ОАО "РЖД", путях необщего пользования организаций должна производиться с учетом особых условий работы, отраженных в инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования организации (линейного предприятия), с соблюдением мер безопасности, под наблюдением ответственного работника данного подразделения.
Локомотивные и составительские бригады (кондукторы грузовых поездов) должны быть в установленном порядке ознакомлены с требованиями производства маневров, установленными технологическим процессом (технологической картой) работы железнодорожной станции, техническо-распорядительным актом железнодорожной станции, приложениями к техническо-распорядительному акту, инструкциями о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования, инструкцией по охране труда, а также с перечнем негабаритных мест, расположенных в границах обслуживаемой железнодорожной станции и железнодорожных путей необщего пользования, примыкающих к железнодорожной станции.
2.4.29. Перед заездом маневрового локомотива на железнодорожные пути грузовых районов, угольных складов, вагонных или локомотивных депо, производственных цехов (участков), дежурный по железнодорожной станции (дежурный станционного поста централизации, диспетчер маневровый железнодорожной станции) или руководитель маневров должен согласовать возможность подачи или вывода вагонов с руководителем работ в данном районе или представителем производственного цеха (участка).
Порядок согласования устанавливается в техническо-распоряди-тельном акте, а в случае его отсутствия на железнодорожных путях необщего пользования - в локальном нормативном документе владельца железнодорожных путей необщего пользования.
2.4.30. Перед заездом локомотива или маневрового состава на железнодорожные пути районов, где стрелки не обслуживаются дежурными стрелочных постов, необходимо согласовать с дежурным по железнодорожной станции (дежурным станционного поста централизации) свои действия, внимательно проверить положение стрелок в районе подачи или уборки вагонов, убедиться в отсутствии препятствия для движения и наличии габарита, осмотреть стоящие на железнодорожных путях вагоны, проверить наличие тормозных башмаков под железнодорожным подвижным составом и предупредить о предстоящих маневрах причастных лиц и находящихся на железнодорожных путях работников.
2.4.31. Маневровую работу в местах погрузки или разгрузки грузов допускается производить после прекращения погрузочно-разгрузочных работ и проверки соблюдения габарита разгруженных или подготовленных к погрузке грузов.
При проведении маневровой работы производить любые (в том числе ремонтные) работы на железнодорожном подвижном составе запрещается.
2.4.32. При необходимости нахождения в локомотиве запрещается:
высовываться из боковых окон кабины управления за пределы зеркала и поворотного предохранительного ветрового щитка (эркера);
открывать входные наружные двери и высовываться из них;
подниматься на локомотив, спускаться с локомотива при его движении, а также сходить с локомотива при остановке на мостах, не имеющих настила;
прикасаться к токоведущим частям оборудования локомотива;
входить в высоковольтную камеру локомотива.
При движении встречного поезда по соседнему пути необходимо на время его проследования отойти к рабочему месту машиниста.
2.4.33. При нахождении в локомотиве необходимо соблюдать следующие требования пожарной безопасности:
не провозить посторонние предметы;
не допускать использование открытого огня в локомотиве;
уметь пользоваться средствами пожаротушения и установками пожаротушения, используемыми на локомотивах;
не допускать курение табака, табачных изделий или никотиносодержащей продукции, устройств для потребления никотиносодержащей продукции (электронные или иные приборы, которые используются для получения никотиносодержащего аэрозоля, пара вдыхаемых потребителем), кальянов.
Перед сходом с локомотива на железнодорожный путь необходимо надеть перчатки комбинированные (рукавицы) и сходить, повернувшись лицом к локомотиву, держась за поручни, предварительно осмотрев место схода и исправность подножек локомотива.
2.4.34. Перед началом маневровой работы на обслуживаемой железнодорожной станции участка кондуктор грузовых поездов (составитель поездов) должен пройти ознакомление с мерами безопасности и особыми условиями работы на данной железнодорожной станции у руководителя смены (дежурного по железнодорожной станции) или в соответствии с порядком, установленным локальным нормативным документом начальника структурного подразделения дирекции управления движением.
2.5.1. Закрепление вагонов на железнодорожных путях необходимо производить с соблюдением мер безопасности после их полной остановки, согласования действий с работниками, участвующими в технологической операции, с использованием исправных тормозных башмаков, стояночных тормозов (ручных или автоматических) или стационарных средств закрепления до отцепки локомотива.
При закреплении стоящего подвижного состава тормозной башмак необходимо брать за рукоятку, работу производить в перчатках (рукавицах).
2.5.2. Хранить тормозные башмаки, используемые в работе, необходимо в установленных местах, где обеспечивается их сохранность, на специальных стеллажах (в ящиках, служебных помещениях, тумбочках), не допуская их разбрасывания на междупутьях и железнодорожных путях.
2.5.3. Запрещается применять для закрепления железнодорожного подвижного состава, торможения вагонов и в качестве охранных неисправные тормозные башмаки, тормозные башмаки, не имеющие установленной маркировки (клеймения) или имеющие маркировку (клеймение), которую невозможно прочесть, с обледенелым или замасленным (замазученным) полозом (подошвой), а также не окрашенные тормозные башмаки при их использовании для закрепления или в качестве охранных.
2.5.4. При закреплении подвижного состава с накатом колеса на тормозной башмак необходимо:
уложить тормозной башмак на рельс заблаговременно до передачи указания машинисту локомотива на движение;
отойти на безопасное расстояние не менее 1,5 м от места установки тормозного башмака в противоположную сторону движению локомотива (накатыванию на тормозной башмак), после этого доложить машинисту локомотива о своем местонахождении и дать указание на накатывание.
2.5.5. Запрещается:
устанавливать тормозной башмак под движущийся подвижной состав;
при укладке тормозного башмака заходить в колею железнодорожного пути;
подкладывать под колеса железнодорожного подвижного состава для закрепления посторонние предметы и устройства, не предусмотренные локальным нормативным документом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования).
2.5.6. При закреплении вагонов с запиранием тормозных башмаков специальными скобами необходимо производить установку скоб на тормозные башмаки после закрепления подвижного состава и отцепки локомотива от состава. Снятие специальных скоб с тормозных башмаков - производить до объединения локомотива с вагонами.
Запрещается:
устанавливать специальные скобы, не убедившись в полной остановке подвижного состава;
находиться между головкой тормозного башмака и откатившимся колесом вагона;
использовать скобы, имеющие неисправности, не позволяющие обеспечить надежную фиксацию тормозного башмака к рельсу;
использовать неисправный ключ для обслуживания винтового механизма.
2.5.7. При закреплении подвижного состава стационарным тормозным упором необходимо:
к моменту закрепления находиться возле щитка управления упором;
все операции по закреплению выполнять по команде и под контролем дежурного по железнодорожной станции;
лично убедиться в отцепке и отъезде локомотива от вагонов после произведенного закрепления.
Перед протягиванием или осаживанием подвижного состава с целью его правильного размещения относительно упора дежурный по железнодорожной станции обязан оповестить по громкоговорящей связи причастных работников.
После окончания операции по установке колодок тормозного упора необходимо визуально убедиться в правильности установки упора и доложить дежурному по железнодорожной станции о произведенном закреплении.
2.5.8. Выполнять операции по снятию тормозного упора необходимо после получения дежурным по железнодорожной станции сообщения от машиниста локомотива о прицепке локомотива к составу, проверке надежности сцепления, включения автотормозов.
Использование упоров для остановки или торможения движущегося подвижного состава не допускается.
2.5.9. Закрепление (раскрепление) групп вагонов на погрузочно-разгрузочных путях с поверхности выгружаемого (погружаемого) груза не допускается.
Порядок укладки тормозных башмаков, исключающий нахождение ответственных работников на поверхности выгружаемого (погружаемого) груза, определяется локальным нормативным документом подразделения.
2.5.10. Изъятие тормозных башмаков необходимо производить только при полной остановке раскрепляемого подвижного состава, специальным крючком или рукой, предварительно надев перчатки (рукавицы), держась за рукоятку тормозного башмака.
2.6. Требования охраны труда при роспуске составов
с сортировочной горки, маневровой работе серийными
и одиночными толчками
2.6.1. Дежурный по сортировочной горке (оператор сортировочной горки) или составитель поездов с помощью двусторонней парковой связи или других видов связи должен информировать в установленном на железнодорожной станции порядке работников, участвующих в роспуске состава, о номерах путей, на которые будут распускаться отцепы вагонов, оповещать регулировщиков скорости движения вагонов, дежурных стрелочных постов, операторов сортировочной горки, участвующих в работе горочного комплекса, о начале роспуска состава, номерах путей, на которые следуют отцепы, количестве вагонов в них, их ходовых качествах, вагонах с грузами, требующих особой осторожности, и получить от них доклад о готовности к роспуску.
2.6.2. Расцепка стоящих вагонов должна производиться с помощью расцепного рычага привода автосцепки, а при его неисправности с помощью вилки для расцепления автосцепок вагонов.
2.6.3. Расцепка движущихся вагонов на сортировочной горке и вытяжных путях должна производиться в специально установленных местах без захода в пространство между вагонами с помощью вилки для расцепления автосцепок вагонов. При невозможности расцепления движущихся вагонов на сортировочной горке маневровая работа прекращается до устранения неисправности расцепного привода автосцепки, или отцеп с неисправной автосцепкой направляется на пути сортировочного парка.
2.6.4. Во время движения маневрового состава запрещается входить в пространство между вагонами, переходить на другую сторону отцепа вагонов (для расцепки с противоположной стороны), производить расцепление вагонов в пределах стрелочного перевода, пешеходного настила, переезда, в негабаритных и опасных местах, в местах погрузки-выгрузки навалочных грузов, установки светофоров и других устройств.
2.6.5. Торможение вагонов должны производить регулировщики скорости движения вагонов или составители поездов, исполняющие обязанности регулировщика скорости движения вагонов (далее - регулировщик скорости движения вагонов), каждый из которых закрепляется за определенной рабочей зоной старшим регулировщиком скорости движения вагонов (в случае если должность старшего регулировщика скорости движения вагонов не предусмотрена штатным расписанием и технологией работы - дежурным по сортировочной горке или работником, назначенным старшим согласно локальному нормативному документу подразделения).
Старший регулировщик скорости движения вагонов:
должен производить постоянный контроль за работой регулировщиков скорости движения вагонов и немедленное пресечение неправильных приемов в их работе, которые могут привести к несчастному случаю;
при изменении объема и ритма работы, степени заполнения сортировочных (подгорочных) путей вагонами может изменить расстановку регулировщиков скорости движения вагонов с учетом обеспечения безопасности работников и сохранности подвижного состава.
2.6.6. При роспуске составов с сортировочной горки необходимо работу выполнять в рукавицах (перчатках), укладывать тормозной башмак на рельс заблаговременно, находясь на безопасном расстоянии от приближающегося отцепа или вагона, после укладки тормозного башмака отойти от пути на расстояние не менее 1,5 м от места укладки в сторону, противоположную движению отцепа.
2.6.7. Торможение вагонов должно производиться в безопасной зоне по отношению к соседним железнодорожным путям, по которым движутся вагоны.
2.6.8. Подкладывание тормозных башмаков под колесные пары должно производиться только с помощью специальных вилок для укладки тормозных башмаков на рельсы, при этом следует соблюдать меры безопасности.
После производства технологических операций по расформированию составов вилка для укладки тормозных башмаков устанавливается на место, определенное в локальным нормативном документе подразделения.
2.6.9. Выбитый из-под колеса вагона тормозной башмак разрешается поднимать только после прохода отцепа.
Уборку тормозных башмаков, сброшенных с башмакосбрасывателей, необходимо производить после прохода отцепа, в период между роспуском составов. При изъятии заклиненных тормозных башмаков из-под вагона требуется пользоваться специальным крюком или ломом, работу производить в перчатках (рукавицах).
2.6.10. Хранить тормозные башмаки, используемые в работе, требуется на междупутье вдоль рельсовой колеи, в специальных тумбочках или других устройствах, предназначенных для этих целей.
2.6.11. Для прохода регулировщиков скорости движения вагонов ко всем обслуживаемым ими путям подгорочного парка должны быть технологические проходы-разрывы между вагонами. Каждый крайний вагон у этих проходов должен быть закреплен тормозными башмаками согласно установленным нормам закрепления вагонов.
2.6.12. Запрещается осаживание и соединение вагонов в сортировочном парке (со стороны горки или с противоположной стороны железнодорожных путей сортировочного парка) без предварительного согласования между дежурным по сортировочной горке (составителем поездов) и составителем поездов или работником противоположного конца сортировочного парка в порядке, установленном в техническо-распорядительном акте, а в случае его отсутствия на железнодорожных путях необщего пользования - в локальном нормативном документе владельца железнодорожных путей необщего пользования.
2.6.13. Маневры на вытяжных железнодорожных путях производятся осаживанием, серийными или одиночными толчками.
При производстве маневров толчками для районов, где этот метод является основным при организации маневровой работы, в техническо-распорядительном акте, а в случае его отсутствия на железнодорожных путях необщего пользования - в локальном нормативном документе владельца железнодорожных путей необщего пользования, должны быть указаны: порядок торможения отцепов, наличие и порядок применения технических средств и условия, обеспечивающие безопасность при производстве маневров.
2.6.14. На железнодорожных путях, где имеются вагоны, с которыми производятся технические или грузовые операции, маневры толчками не допускаются.
2.6.15. При производстве маневровой работы серийными и одиночными толчками начальником железнодорожной станции дополнительно разрабатывается инструкция по порядку производства маневровой работы толчками, с которой должны быть ознакомлены причастные работники. В инструкции отражаются следующие вопросы: подготовка рабочих мест, порядок убеждения о готовности причастных работников к роспуску вагонов, места расположения песка, графитовой смазки в зимнее время, подготовку рабочих мест в районе торможения отцепов тормозными башмаками и очистку башмакосбрасывателей, регламент переговоров причастных работников при проведении маневровой работы толчками.
2.7.1. Руководителем железнодорожной станции должны быть определены и отражены в инструкции по охране труда места безопасного нахождения работников, на которых возложена обязанность встречать и провожать поезда, при приеме, отправлении и пропуске поездов по железнодорожной станции, причастных работников при приеме и сдаче перевозочных документов на вагоны при работе со сборными поездами, передаче документов локомотивной бригаде поезда.
2.7.2. Работники, выполняющие работу на станционных железнодорожных путях, должны быть оповещены о предстоящем приеме, отправлении, пропуске, формировании и расформировании поездов, роспуске состава с сортировочной горки, закреплении составов и всех маневровых передвижениях на железнодорожной станции.
2.7.3. Требования охраны труда при устранении сверхдопустимой разницы по высоте между продольными осями автосцепок.
2.7.3.1. При несоответствии разницы по высоте между продольными осями автосцепных устройств головного вагона и локомотива для определения неисправности автосцепного устройства локомотив должен быть отведен от состава поезда на расстояние не менее 10 м. Подвижной состав должен быть закреплен.
При невозможности прицепки (отцепки) локомотива следует прекратить работу до устранения неисправности и доложить причастным в установленном порядке.
2.7.3.2. Устранение сверхдопустимой разницы по высоте между продольными осями автосцепок вагонов производится:
путем перестановки вагонов;
маневровой работой по присоединению вагонов на прямых и ровных участках пути.
2.7.3.3. При технических неисправностях автосцепки вагонов для их устранений привлекаются работники пункта технического обслуживания вагонов. Для выполнения данной работы осмотрщиком вагонов необходимо произвести расцепление и установку вагонов на расстоянии не менее 10 м друг от друга, закрепление групп вагонов тормозными башмаками и предупредить о проводимой работе машиниста локомотива, дежурного по железнодорожной станции.
2.7.3.4. Запрещается самостоятельно устранять неисправности автосцепного устройства или устранение сверхдопустимой разницы по высоте между продольными осями автосцепок соседних вагонов путем подкладывания клина и других посторонних предметов.
При невозможности прицепки (отцепки) локомотива следует прекратить работу и доложить причастным в установленном порядке.
2.7.4. Требования охраны труда при осмотре или обслуживании централизованных стрелок.
2.7.4.1. Очистка централизованных стрелочных переводов должна производиться после согласования плана работ дежурным по железнодорожной станции (сортировочной горки), ограждения места производства работ, установкой между остряком и рамным рельсом деревянного вкладыша и с соблюдением мер безопасности при нахождении на железнодорожных путях.
Очистка стрелочных переводов от снега может осуществляться только при назначении II очереди снегоборьбы, наличии сигналиста и в соответствии с оперативным планом снегоборьбы на данной железнодорожной станции.
2.7.4.2. В случае необходимости осмотра или обслуживания централизованных стрелок необходимо производить работу только с разрешения дежурного по железнодорожной станции, который должен быть поставлен в известность о начале и об окончании таких работ, с соблюдением мер безопасности при проведении данных работ, при переводе стрелки располагаться лицом к электроприводу в междупутье или на обочине пути, не перемещаясь внутрь колеи пути.
2.7.5. Требования охраны труда при обслуживании нецентрализованных стрелок.
2.7.5.1. Перевод и запирание нецентрализованных стрелок при приготовлении маршрута для приема или отправления поездов производятся дежурным стрелочного поста или работником, указанным в техническо-распорядительном акте, а в случае его отсутствия на железнодорожных путях необщего пользования - в локальном нормативном документе владельца железнодорожных путей необщего пользования.
Распоряжение об установке маршрута приема и отправления поездов передается одновременно всем старшим дежурным стрелочных постов, участвующим в приготовлении маршрута. Если дежурство старших дежурных стрелочных постов не предусмотрено, распоряжения о приготовлении маршрута даются дежурным стрелочных постов.
2.7.5.2. При переводе стрелочных переводов ручного управления запрещается оставлять рычаг переводного механизма в вертикальном или не доведенном до конца положении, придерживать ногой стрелочный противовес (балансир).
При переводе нецентрализованных стрелочных переводов необходимо располагаться в междупутье или на обочине пути, не перемещаясь внутрь колеи.
После перевода стрелочного перевода, перед началом маневрового передвижения необходимо заблаговременно отойти в безопасное место на обочину пути или междупутье.
2.7.5.3. Очистка нецентрализованных стрелочных переводов должна производиться с разрешения дежурного по железнодорожной станции (распорядителя маневров), который должен быть поставлен в известность о начале и об окончании таких работ, с соблюдением мер безопасности при проведении данных работ.
Во время очистки стрелочного перевода необходимо располагаться лицом в сторону ожидаемого приближения железнодорожного подвижного состава и проводить работы с особой осторожностью.
При очистке нецентрализованного стрелочного перевода запрещается пользоваться неисправным инструментом и работать без рукавиц (перчаток).
2.7.6. Требования охраны труда при работе на персональном компьютере.
2.7.6.1. К работе на автоматизированных рабочих местах, оборудованных ПК, допускаются работники, изучившие меры безопасности при работе с ПК.
2.7.6.2. Эксплуатацию ПК следует осуществлять в соответствии с документами на данное оборудование. Включать ПК следует в электросеть через штепсельные розетки с защитным заземлением.
2.7.6.3. Запрещается:
1) эксплуатировать неисправное оборудование;
2) применять для удаления загрязнений и пыли растворители, захламлять вентиляционные проемы ПК, допускать попадание влаги на поверхность ПК;
3) размещать нагревательные электроприборы вблизи ПК.
2.8.1. Все работы по подготовке хозяйства к работе в зимних условиях должны выполняться в соответствии с требованиями Инструкции по подготовке к работе в зимний период и организации снегоборьбы на железных дорогах, в других филиалах и структурных подразделениях ОАО "РЖД", а также его дочерних обществах [87], инструкций и регламентов, определяющих порядок технического обслуживания объектов и устройств, инструкций по охране труда, производственной санитарии и других нормативных документов.
2.8.2. Порядок обеспечения безопасности работающих на железнодорожном пути и стрелочных переводах в зимний период должен быть определен в инструкциях по эксплуатации устройств пневмоочистки и электрообогрева стрелочных переводов, инструкциях по охране труда при очистке стрелочных переводов от снега для каждой железнодорожной станции с конкретизацией согласно местным условиям.
Начальник железнодорожной станции должен:
1) организовать изучение данных инструкций с дежурными по железнодорожной станции, причастными работниками и применение их в работе;
2) обеспечить наличие у дежурного по железнодорожной станции инструкции по охране труда при очистке стрелочных переводов от снега для данной железнодорожной станции, и ознакомление с ней причастных работников железнодорожной станции под роспись.
2.8.3. До наступления зимнего периода на железнодорожных станциях должна быть организованна:
комиссионная проверка состояния освещения железнодорожных станций в горловинах стрелочных районах и при необходимости обеспечена установка дополнительных точек освещения согласно проектному решению;
проверка устройств пневмообдувки и электрообогрева стрелочных переводов от снега;
комиссионная проверка состояния систем оповещения работающих на путях людей.
Подтверждением проведения данных проверок являются подписанные комиссионные акты (по соответствующей проверке) с отражением результатов проверок с участием руководителя железнодорожной станции.
2.8.4 Места выгрузки снега должны определяться комиссией, в состав которой входят представители дистанции пути (дистанции инфраструктуры), начальники железнодорожных станций, центра охраны окружающей среды железной дороги, с учетом санитарных и экологических требований.
По результатам работы данной комиссии должен быть составлен подписанный членами комиссии акт с указанием возможных мест выгрузки снега, учитывающих конкретные местные условия, исключая возможность отрицательного воздействия на окружающую среду согласно СанПиН 2.1.3684-21 [73].
2.8.5. Начальник железнодорожной станции совместно с начальником дистанции пути (дистанции инфраструктуры) и механизированной дистанции инфраструктуры должен определить станционные пути для отстоя снегоуборочной техники и пути для выгрузки снега.
По указанию руководителя работ от дистанции пути (дистанции инфраструктуры) каждое место выгрузки снега, расположенное в границах железнодорожной станции, должно быть обозначено работниками дистанции пути (дистанции инфраструктуры) знаками "Место выгрузки снега" с двух сторон.
2.8.6. Начальник железнодорожной станции в качестве руководителя рабочей группы по снегоборьбе на станции в период снегопадов и метелей обязан:
контролировать и требовать от работников дистанции пути (дистанции инфраструктуры) соблюдения габарита при выгрузке снега на выделенных местах;
организовать очистку от снега стрелочных переводов нецентрализованного управления силами дежурных стрелочных постов, находящихся в штате железнодорожной станции, а также других обустройств на железнодорожной станции, закрепленных за железнодорожной станцией оперативным планом по снегоборьбе.
2.8.7. О предстоящей работе снегоуборочной техники на станционных путях должны быть оповещены все работники железнодорожной станции.
Работы по очистке стрелочных переводов и путей от снега должны выполняться в перерывах между движением поездов, маневровыми передвижениями и роспуском вагонов с сортировочной горки, как правило, в светлое время суток. В темное время суток очищать стрелочные переводы разрешается только в случаях крайней необходимости, вызванной неблагоприятными метеорологическими условиями (снегопад, метель, ураган).
Работа по очистке горочных и подгорочных путей, стрелочных переводов, проезжей части переездов должна производиться в период отсутствия движения в данном районе.
2.8.8. Работники железнодорожной станции, привлекаемые для неотложного выполнения работ по снегоборьбе, должны направляться руководителем смены к руководителю работ от дистанции пути на целевой инструктаж по охране труда перед началом работы по безопасным приемам труда.
Запрещено приступать к очистке централизованных стрелочных переводов от снега в случае отсутствия ограждения места производства работ.
2.8.9. В зимний период времени дежурные стрелочного поста, регулировщики скорости движения вагонов, составители поездов (горочные) должны очищать рабочую зону от снега и льда, а также производить посыпку песком в перерывах между маневровой работой.
2.9.1. При возникновении аварийной ситуации на железнодорожной станции, ситуациях, представляющих угрозу жизни и здоровью людей, необходимо действовать в соответствии с нормативными документами и утвержденным планом ликвидации аварий, информировать причастных любыми доступными средствами связи.
2.9.2. При наличии пострадавших должно быть немедленно организовано (при возможности) оказание пострадавшим первой помощи, вывод их из опасной зоны.
2.9.3. Первоочередные меры и порядок действий при ликвидации ситуаций с опасными грузами, в том числе взрывчатыми материалами, в процессе перевозки их по железным дорогам установлены Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам [24].
2.9.4. При обнаружении на железнодорожном подвижном составе, груженом опасными грузами, парения, резкого запаха, шипения сжатого газа, течи опасного груза и т.д. необходимо немедленно покинуть опасную зону.
2.9.5. В случае обнаружения на территории железнодорожной станции разлива или рассыпания опасных или вредных веществ из подвижного состава необходимо обойти опасное место с противоположной стороны от направления ветра, принять меры к устранению нарушений (согласно требованиям нормативных документов).
2.9.6. При обнаружении подозрительных предметов необходимо изолировать к ним доступ. Запрещается осуществлять какие-либо действия с обнаруженным подозрительным предметом.
2.9.7. В случае противоправных действий посторонних лиц вступать с ними в спор, прибегать к резким выражениям или совершать какие-либо действия, провоцирующие осложнение обстановки, запрещается.
2.9.8. При обнаружении обрыва проводов или других элементов контактной сети, а также свисающие с них посторонние предметы информация о случившемся должна быть передана поездному диспетчеру, энергодиспетчеру, дежурному по железнодорожной станции.
До получения приказа энергодиспетчера о снятии напряжения в контактной сети и ее заземления работниками дистанции электроснабжения приближаться к оборванным проводам контактной сети и воздушных линий электропередачи на расстояние менее 8 метров до их заземления запрещается.
Запрещается касаться опор контактной сети в случае обнаружения обрыва контактного провода.
При касании подвижного состава оборванным контактным проводом, находящимся под напряжением, до снятия напряжения с контактной сети прикасаться к частям подвижного состава запрещается.
При попадании в зону ближе 8 метров от лежащего на земле оборванного провода для предотвращения попадания под шаговое напряжение следует выходить из опасной зоны небольшими (не более 0,1 метра) шагами, передвигая ступни по земле и не отрывая одну ногу от другой.
2.9.9. В случае внезапного обнаружения повреждения контактной сети, не допускающего проследование электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками, информация должна быть передана дежурным по железнодорожным станциям, ограничивающим перегон, и машинисту приближающегося поезда ручным сигналом "Опустить токоприемник".
2.9.10. При грозе во избежание поражения молнией не допускается прятаться под деревьями, прислоняться к ним, а также подходить к молниеотводам или высоким одиночным предметам (столбам) на расстояние менее 10 м, находиться на возвышенных местах и открытых равнинах, держать при себе или нести инструмент и другие металлические предметы. Необходимо укрываться в закрытых помещениях, а при удаленности от них - в небольших углублениях на склонах холмов или склонах (откосах) насыпей или выемок.
2.9.11. При наступлении сложных метеорологических условий (обледенении, гололеде, ледяном дожде, тумане, исключающем видимость в пределах фронта работ, метели) должно быть организовано:
1) при гололеде (ледяном дожде):
посыпка песко-соляной смесью рабочей зоны (составителей поездов, регулировщиков скорости движения вагонов), маршрутов служебного прохода для устранения скольжения;
производство роспуска составов с уменьшенной скоростью (под желтый огонь горочного светофора);
применение запрета производства параллельного роспуска составов;
2) при тумане (сильном ливне, метели, снегопаде), когда при движении вагонами вперед отсутствует видимость состава в целом - более частая подача сигналов и указаний машинисту локомотива, сигналов и указаний по радиосвязи.
При наступлении сложных метеорологических условий (туман, гололед, ледяной дождь, метель, повышенная скорость ветра) должно производиться дополнительное информирование работников.
При неблагоприятных условиях погоды (сильный ветер, туман, метель), а также в темное время суток на неосвещаемых железнодорожных путях маневровая работа должна производиться с особой бдительностью.
2.9.12. При обнаружении на территории железнодорожной станции диких животных или животных без владельцев необходимо исключить контакт с животным, случаи прикормки животного, привлечения и раздражения животного фотофиксацией и другими факторами.
2.9.13. При обнаружении пожара необходимо действовать согласно требованиям инструкции о мерах пожарной безопасности (местной).
2.9.14. В помещениях с внутренними пожарными кранами для тушения пожара необходимо привлекать двух работников: один раскатывает рукав от крана к месту пожара, второй по команде раскатывающего рукав открывает кран.
При тушении углекислотными огнетушителями необходимо применять средства защиты рук (рукавицы, перчатки хлопчатобумажные). Запрещается браться незащищенной рукой за раструб огнетушителя и подносить раструб к не обесточенным электроустановкам, контактной сети и пламени ближе 2 м.
2.9.15. При возникновении пожара вблизи контактной сети информация о случившемся должна быть передана в пожарную охрану, дежурному энергодиспетчеру или работникам района контактной сети, причастным лицам согласно требованиям инструкции о мерах пожарной безопасности (местной).
2.9.16. Тушение горящих предметов, находящихся на расстоянии более 7 м от контактной сети и воздушных линий электропередачи, находящихся под напряжением, допускается любыми огнетушителями без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пены не приближалась к контактной сети и другим частям, находящимся под напряжением, на расстояние менее 2 м.
До получения приказа энергодиспетчера о снятии напряжения в контактной сети и ее заземлении работниками дистанции электроснабжения запрещается приближаться к проводам и другим частям контактной сети и воздушной линии электропередачи на расстояние менее 2 м, а к оборванным проводам контактной сети на расстояние менее 8 м.
2.9.17. При воспламенении топлива запрещается тушить огонь водой. В этом случае необходимо применять пенный, порошковый или углекислотный огнетушитель, засыпать огонь землей, песком, накрывать объект горения брезентом, плотной тканью.
При тушении брезентом или плотной тканью пламя необходимо не сбивать, а накрывать так, чтобы огонь или продукты горения из-под них не попали на тушащего человека.