I. ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ХОЗЯЙСТВЕ ПЕРЕВОЗОК ОАО "РЖД" | ПОТ РЖД-4100612-ЦД-276-2022
I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1.1. Правила по охране труда в хозяйстве перевозок ОАО "РЖД" (далее - Правила) устанавливают основные нормативные требования охраны труда при управлении движением поездов, производстве маневровой работы, в том числе по расформированию (формированию) составов поездов (групп вагонов, специального железнодорожного подвижного состава), по подаче и уборке вагонов с мест их погрузки и выгрузки, отстоя, обслуживании поездов и вагонов на железнодорожных путях общего и необщего пользования работниками Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" (далее - работники).
1.1.2. Правила разработаны в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации [1], другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами ОАО "РЖД" по вопросам охраны труда.
Перечень нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов ОАО "РЖД", на которые в тексте Правил даны ссылки, приведен в Приложении к настоящим Правилам.
1.1.3. Работодателю необходимо обеспечить безопасные условия и охрану труда, в том числе посредством реализации мер, разрабатываемых на основе регулярно проводимых работ по выявлению, анализу и оценке опасностей и профессиональных рисков.
1.1.4. Обеспечение требований по охране труда при производстве работ должно осуществляться в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации [1], настоящих Правил, стандартов системы управления охраной труда в ОАО "РЖД" и иных нормативных документов, содержащих требования охраны труда.
1) аварийная ситуация: ситуация, характеризующаяся вероятностью возникновения аварии с возможностью дальнейшего ее развития (Свод правил СП 12.13130.2009 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий);
2) безопасные условия труда: условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия таких факторов не превышают установленных нормативов (статья 209 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ);
3) вредный производственный фактор, фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к профессиональному заболеванию работника (статья 209 ТК РФ);
4) двусторонняя парковая связь - связь для ведения служебных переговоров между работниками железнодорожного транспорта, выполняющими работы на железнодорожных станциях;
5) опасность: потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности (статья 209 ТК РФ);
6) опасный производственный фактор: фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к травме или смерти работника (статья 209 ТК РФ);
7) производственное подразделение: железнодорожная станция (разъезд, обгонный пункт) - подразделение центра организации работы железнодорожных станций (далее - железнодорожная станция), диспетчерский центр управления перевозками;
8) производственная деятельность: совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, оказание различных видов услуг (статья 209 ТК РФ);
9) профессиональный риск: вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможной тяжести повреждения здоровья (статья 209 ТК РФ);
10) работник, физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (статья 20 ТК РФ);
11) работодатель, руководитель подразделения, наделенный правами и обязанностями работодателя в трудовых отношениях с работниками в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными и распорядительными документами ОАО "РЖД";
12) рабочее место: место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (статья 209 ТК РФ);
13) руководитель производственного подразделения: начальник, заместитель начальника, главный инженер железнодорожной станции, начальник диспетчерского центра управления перевозками, начальник района управления, начальник операционно-распорядительного отдела;
14) руководитель структурного подразделения: начальник, первый заместитель начальника, заместитель начальника центра организации работы железнодорожных станций (далее - центр), начальник, заместитель начальника, главный инженер железнодорожной станции - структурного подразделения дирекции управления движением;
15) руководитель подразделения: руководители всех уровней управления Центральной дирекции управления движением;
16) руководитель смены: работник, осуществляющий руководство работой смены в соответствии с технологическим процессом (технологической картой) железнодорожной станции (диспетчер станционный, диспетчер маневровый железнодорожной станции, дежурный по железнодорожной станции и др.);
17) средство индивидуальной защиты: средство, используемое для предотвращения или уменьшения воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, особых температурных условий, а также для защиты от загрязнения (статья 209 ТК РФ);
18) средства коллективной защиты: средства защиты работников, конструктивно и (или) функционально связанные с производственным оборудованием, производственным процессом, производственным зданием (помещением), производственной площадкой, производственной зоной, рабочим местом (рабочими местами) и используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов (статья 209 ТК РФ);
19) система управления охраной труда, комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей;
20) структурное подразделение: центр организации работы железнодорожных станций, железнодорожная станция - структурное подразделение дирекции управления движением;
21) технологическая электросвязь: электросвязь для ведения служебных переговоров по обеспечению производственной деятельности, управления технологическими процессами в производстве и подразделяющаяся на следующие виды: двусторонняя парковая связь, перегонная связь, поездная межстанционная связь, поездная диспетчерская связь, стрелочная связь;
22) требования охраны труда: государственные нормативные требования охраны труда, а также требования охраны труда, установленные локальными нормативными документами работодателя, в том числе правилами (стандартами) организации и инструкциями по охране труда (статья 209 ТК РФ);
23) управление профессиональными рисками: комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков (статья 209 ТК РФ).
1.3.1. При производстве работ на работников могут воздействовать основные опасные и вредные производственные факторы:
1) при нахождении на железнодорожных путях (в зависимости от местных условий):
движущийся железнодорожный подвижной состав;
движущиеся транспортные средства, участвующие в технологических процессах (операциях);
движущиеся машины, механизмы, оборудование и их элементы;
острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях деталей, инструментов и оборудования;
электрический ток, вызываемый разницей электрических потенциалов, под действие которого попадает работник, включая действие высоковольтного разряда в виде дуги и наведенного напряжения;
подвижные части технологического оборудования (движущиеся или вращающиеся элементы оборудования);
падающие с высоты и разлетающиеся предметы и инструмент;
расположение рабочих мест на высоте относительно поверхности земли (пола), которое может вызвать падение работника с высоты;
запыленность воздуха рабочей зоны;
повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования и воздуха рабочей зоны;
повышенный уровень шума и локальной вибрации на рабочих местах;
повышенная или пониженная влажность и подвижность воздуха;
наличие электромагнитных полей промышленной частоты;
недостаточная освещенность рабочей зоны;
химическое воздействие вредных веществ на организм работника;
психофизиологическое воздействие на организм работника - нервно-психические и физические перегрузки (перемещение тяжестей вручную при закреплении подвижного состава) или при выполнении работ стоя (неудобная рабочая поза при сопровождении железнодорожных составов и др.);
2) при работе на персональном компьютере (далее - ПК) - повышенный уровень электромагнитного излучения, повышенная яркость светового излучения (в зависимости от местных условий по результатам специальной оценки условий труда);
3) при возникновении аварийной ситуации - факторы взрыва, пожара, воздействия химических веществ и электрический ток, вызываемый разницей электрических потенциалов, под действие которого попадает работник, включая действие высоковольтного разряда в виде дуги и наведенного напряжения, вредные, сильнодействующие и ядовитые химические вещества перевозимых грузов - при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами и вредными химическими веществами.
1.3.2. В процессе работы работник может подвергаться воздействию профессиональных рисков и опасностей, конкретный перечень которых должен отражаться в визуализированной карте рисков на рабочем месте работника и инструкции по охране труда для работника.
1.3.3. Руководитель структурного подразделения, исходя из оценки уровня профессионального риска, вправе:
1) устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие настоящим Правилам;
2) в целях контроля за безопасным производством работ дополнительно применять средства, устройства, оборудование и (или) комплекс (систему) средств, устройств, оборудования, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ.
1.4. Допустимые стандартами, гигиеническими и санитарными
нормами уровни опасных и вредных производственных факторов
в производственных помещениях, на площадках, участках,
территориях и рабочих местах, а также параметры
освещенности, микроклимата и других факторов
1.4.1. Показатели микроклимата (температура, относительная влажность воздуха и скорость движения воздуха), уровни шума и вибрации на рабочих местах производственных помещений, рабочих зонах на открытой территории должны соответствовать требованиям СанПиН 1.2.3685 [72].
Оптимальные показатели микроклимата распространяются на всю рабочую зону, допустимые показатели устанавливаются дифференцированно для постоянных и непостоянных рабочих мест.
1.4.2. Освещенность рабочих мест производственных помещений, на открытых площадках и искусственных сооружениях должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 54984 [39], ГОСТ Р 56852 [40] и СП 52.13330 [66].
1.4.3. Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны не должно превышать предельно допустимых концентраций и уровней воздействия, установленных СанПиН 1.2.3685 [72].
1.4.4. Предельно допустимые значения напряжений прикосновения и токов, протекающих через тело работника при работе в электроустановках, не должны превышать норм, установленных ГОСТ 12.1.038 [41].
1.4.5. Общие требования к содержанию помещений, где для работы используются ПЭВМ, должны соответствовать СП 2.2.3670-20 [67].
1.4.6. Предельная норма перемещения грузов вручную по горизонтальной поверхности на одного человека не должна превышать нормы, установленные Методическими указаниями по применению на предприятиях и в организациях железнодорожного транспорта "Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда" [75] и Предельно допустимыми нормами нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную [25]. Допустимая масса поднимаемого и перемещаемого груза в течение рабочей смены не должна превышать для мужчин 15 кг, для женщин 7 кг, а при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) для мужчин - 30 кг, для женщин - 10 кг.
Допускается поднимать и перемещать грузы большей массы вдвоем, но с учетом того, чтобы нагрузка на каждого работника не превышала нормы, установленные соответствующими нормативными документами.