XIV. Особенности эксплуатации электропоездов "Ласточка" на участках, оборудованных АСУ-Д

XIV. Особенности эксплуатации электропоездов "Ласточка"
на участках, оборудованных АСУ-Д

14.1. При необходимости региональным структурным подразделением филиала ОАО "РЖД", на участках которых ведется эксплуатация электропоездов с использованием АСУ-Д, разрабатываются и утверждаются по согласованию с эксплуатирующей организацией дополнительные требования, регламентирующие работу системы.

14.2. Порядок подключения приборов безопасности к системе АСУ-Д:

Система АСУ-Д, установленная на борту электропоезда "Ласточка", автоматически активируется при въезде состава на участок железной дороги, оборудованный комплексом АСУ-Д. При этом на блоке индикации не отображается признак отсутствия связи с системой АСУ-Д в виде круга красного цвета (расположен рядом со знаком "признак отсутствия кассеты регистрации").

14.2.1. Перед началом движения машинист электропоезда:

а) вставляет в пульт управления электропоезда кассету регистрации;

б) вводит номер поезда.

14.2.2. Бортовой агент АСУ-Д автоматически направляет в Центр управления движением АСУ-Д запрос на регистрацию поезда, после чего на мониторе системы БЛОК электропоезда высвечивается:

а) в случае правильно набранного номера поезда - сообщение о регистрации поезда в АСУ-Д;

б) в случае неверно набранного номера поезда - регистрация не проводится, выдается сообщение о неправильном номере поезда. Машинист, получив сообщение о неправильном номере поезда, должен повторить ввод номера поезда, соответствующий действующему на участке графику движения поездов.

14.2.3. После регистрации поезда АСУ-Д передает на бортовой агент обновленное расписание движение поезда в соответствии с текущим графиком движения поездов на участке.

14.2.4. После завершения загрузки расписания движения поезда машинисту выводится сообщение "ЗАГРУЖЕНО РДП". Данное сообщение сопровождается миганием и изменением цвета сообщений АСУ-Д на мониторе системы БЛОК. Машинист подтверждает восприятие данного сообщения нажатием клавиши "Р" на клавиатуре системы БЛОК. Бортовой агент АСУ-Д передает загруженное расписание движения поезда в систему автоведения.

14.2.5. Если система автоведения успешно приняла загруженное расписание движения поезда, машинисту выводится сообщение "А-ПИЛОТ ГОТОВ". Если система автоведения не принимает полученное расписание, то выводится сообщение "А-ПИЛОТ НЕ ГОТОВ". Если система автоведения отключена, то выводится сообщение "А-ПИЛОТ ОТКЛЮЧЕН".

Отключение локомотивной аппаратуры АСУ-Д происходит автоматически при потере связи или съезде электропоезда с участка, оборудованного комплексом АСУ-Д.

При следовании по перегону машинист обязан вести поезд в соответствии с графиком движения поезда, полученным из АСУ-Д.

14.3. Порядок эксплуатации системы АСУ-Д в пути следования.

Перед отправлением электропоезда с начальной станции локомотивная бригада обязана убедиться в работоспособности системы АСУ-Д по отображению следующей информации на блоке индикации:

а) названия двух ближайших станций (раздельных пунктов) по ходу движения, с указанием отклонения от графика движения поезда, времени прибытия и отправления, либо времени проследования станции или раздельного пункта (если поезд следует без остановки);

б) значение временного ограничения скорости и его параметры (координата и время начала и конца ограничения скорости);

в) текстовое сообщение для машиниста (передача информации о причине ограничения скорости, координате остановки и времени опоздания поезда).

14.3.1. При готовности системы автоведения исполнить загруженное расписание движения поезда ("А-ПИЛОТ ГОТОВ") машинист может переключиться в режим автоведения.

14.3.2. При неготовности системы автоведения исполнить загруженное из АСУ-Д расписание движения поезда ("А-ПИЛОТ НЕ ГОТОВ" или "А-44 ПИЛОТ ОТКЛЮЧЕН") машинист осуществляет управление поездом в ручном режиме.

14.3.3. Комплекс АСУ-Д обеспечивает мониторинг текущей поездной ситуации и инфраструктуры. На основании полученных данных АСУ-Д вычисляет наиболее оптимальный для текущей поездной ситуации оперативный график следования. В результате расчетов на борт электропоезда "Ласточка" передается номер вычисленного графика движения. Система АСУ-Д на основании данного номера из своей базы данных формирует новый маршрут с измененными временными параметрами проследования станций (раздельных пунктов) и передает в систему автоведения электропоезда "Ласточка" и в комплекс БЛОК для отображения информации машинисту.

Отображенный вариантный график движения является приказом для машиниста.

14.3.4. Во время движения после прибытия поезда на очередную точку маршрута на блоке индикации происходит автоматическое изменение названий и времени прибытия и отправления.

14.3.5. При изменении графика движения поездов на участке поезд может получить обновленное расписание во время следования по участку. При этом:

а) если поезд находится на перегоне, то обновленное расписание будет содержать изменения относительно предыдущего расписания, начиная со станции, следующей за ближайшей по ходу станцией прибытия;

б) если поезд находится на станции, то обновленное расписание движения будет содержать изменения относительно предыдущего расписания, начиная с ближайшей по ходу станции.

При получении информации от АСУ-Д, требующей подтверждения ее восприятия, на блоке индикации монитора появится мигающее сообщение красного цвета, машинист должен подтвердить восприятие информации с помощью кнопки "Р" модуля ввода. В случае не подтверждения указанной информации в отведенный период на пульт ДНЦ приходит соответствующее уведомление.

Для информирования машиниста о поездной ситуации на двухпутной вставке на устройстве БЛОК, в поле "профиль пути" в автоматическом режиме будет индицироваться информация о расположении, направлении движения ближайших поездов (локомотивов), расположение светофоров. Синим цветом отображается состав собственного поезда, желтым цветом встречный поезд и ближайший поезд по ходу движения. Информация обновляется каждые 5 секунд. Функция отображения информации о двухпутной вставке работает при условии нахождения электропоезда "Ласточка" не более чем за 1 км до станции и не более чем за 1 км после ее проследования.

14.4. Порядок обслуживания системы АСУ-Д в режиме "Автоведение":

14.4.1. Порядок включения системы:

Включение системы автоведения производится посредством интерфейса "человек-машина". На экране "Режим поезда" необходимо выбрать требуемую функцию:

а) "активация системы автоведения" для работы автоведения в автоматическом режиме;

б) "активация системы автоведения, режим Info" для работы автоведения в информационном режиме.

14.4.2. Порядок эксплуатации системы автоведения:

Система автоведения электропоезда "Ласточка" предусматривает следующие режимы работы:

а) "Auto" - система автоведения работает в автоматическом режиме. Осуществляется автоматическое поддержание заданной скорости движения и передача команд на торможение в систему управления электропоезда. Работа автоведения контролируется машинистом электропоезда. Машинист электропоезда имеет возможность в любое время начать торможение с помощью контроллера "тяга/торможение", при этом система автоведения автоматически отключится;

б) "Info" - система автоведения работает в информационном режиме. Передача системой автоведения заданных значений скорости и команд на торможение в систему управления поезда не выполняется. Машинист электропоезда самостоятельно выбирает необходимое тяговое и тормозное усилие с помощью контроллера "тяга/торможение".

14.4.3. Особенности эксплуатации системы автоведения:

а) система автоведения отключается автоматически при смене кабины управления электропоезда;

б) при неисправности системы безопасности БЛОК машинист может выбрать только информационный режим системы автоведения;

в) активация автоматического режима системы автоведения возможна только при нахождении поезда на расстоянии не менее 200 метров до места следующей остановки.

14.5. Порядок действия работников хозяйства перевозок и локомотивных бригад в условиях отказов в работе технических средств:

В случае сбоя в работе или неисправности системы АСУ-Д электропоезда, при исправной радиосвязи, машинист обязан сообщить об этом ДСП и ДНЦ, дежурному по региональной дирекции эксплуатирующий подвижной состав, и довести поезд до депо приписки, в котором должны быть отремонтированы устройства системы АСУ-Д или должна быть произведена замена электропоезда.

В случае неисправности системы АСУ-Д и невозможности связаться по имеющимся видам связи с ДСП или ДНЦ, машинист обязан продолжить движение согласно нормативному графику движения поездов, до момента передачи ему информации о расписании движения поезда с передачей времени его следования до конечного пункта. Информация времени следования передается машинисту от ДНЦ участка. При отсутствии передачи информации о расписании движения поезда, машинист обязан довести поезд до конечного пункта, на котором должна быть передана ДНЦ информация о неисправностях и порядке дальнейшего следовании электропоезда.

14.6. Порядок обслуживания электропоездов "Ласточка" на Малом кольце Московской железной дороги машинистом, работающим без помощника машиниста, устанавливается отдельным нормативным документом владельца инфраструктуры.