2. Требования охраны труда перед началом работы
2.1. Перед началом работы машинист и помощник должны:
надеть спецодежду и спецобувь. Одежда должна быть застегнута; волосы убраны под головной убор, который не должен препятствовать восприятию звуковых сигналов; спецобувь зашнурована. Запрещается носить спецодежду расстегнутой или с подвернутыми рукавами;
пройти предрейсовый медицинский осмотр;
получить целевой инструктаж по охране труда по своим задачам, виду выполняемых работ и по мерам безопасности при нахождении на железнодорожных путях;
проверить наличие и исправность СИЗ (электрозащитные средства дополнительно должны быть проверены перед каждым применением);
проверить наличие первичных средств пожаротушения, а также наличие на огнетушителях одноразовых пломб с указанием даты зарядки;
проверить ступеньки (подножки) и поручни лестниц снегопоезда на отсутствие наледи;
проверить чистоту внутренних помещений снегопоезда.
2.2. Способы проверки исправности СИЗ машинистом и помощником:
осмотреть диэлектрические перчатки, ковры и боты на отсутствие внешних повреждений, проверить сроки их испытаний, проверить опытным путем диэлектрические перчатки на наличие проколов (скручиванием от рукава к пальцам);
осмотреть корпус и внутреннюю оснастку каски защитной на отсутствие повреждений, проверить плотность фиксации подбородочным ремнем;
проверить на отсутствие повреждений страховочную систему и работоспособность ее муфт и карабинов;
осмотреть крепления и стекла очков защитных открытых или щитка защитного лицевого на отсутствие повреждений;
проверить исправность указателя напряжения (вольтметра) с помощью предназначенных для этой цели специальных приборов или приближением к токоведущим частям, заведомо находящимся под напряжением.
Неисправные СИЗ, выявленные при проверке, необходимо заменить перед выездом снегопоезда на линию.
2.3. Перед осмотром или техническим обслуживанием снегопоезда машинист и помощник должны:
затормозить снегопоезд ручным тормозом и подложить тормозные башмаки;
отключить дизельный двигатель и аккумуляторные батареи (при наличии);
вывесить запрещающий плакат "Не включать! Работают люди" на главном щите;
снять давление в гидравлической и пневматической системах;
обеспечить отсоединение снегопоезда от локомотива (если снегопоезд несамоходный). Отцепка несамоходного снегопоезда от локомотива должна выполняться составителем поездов или помощником машиниста локомотива после надежного закрепления снегопоезда тормозными башмаками и контролироваться руководителем работ, а при его отсутствии - машинистом снегопоезда;
при необходимости, оградить снегопоезд переносными красными щитами на путях с обеих сторон, а в тупиках - со стороны стрелочного перевода.
2.4. При осмотре снегопоезда машинист и помощник должны выполнить работы, предусмотренные ежесменным техническим обслуживанием и проверить:
исправность механизмов, систем, узлов и другого оборудования;
отсутствие трещин в несущих или ответственных элементах;
надежность затяжки крепежа и фиксации транспортными креплениями устройств (деталей) от падения на железнодорожный путь;
исправность предохранительных запоров;
исправность пола (настила), ступенек (подножек) и поручней лестниц, отсутствие на их поверхности масляных пятен и наледи;
исправность замков дверей и шкафов;
состояние и исправность остекления кабины, крепления кресел машинистов, боковых зеркал и солнцезащитных штор;
наличие и комплектность инструмента, запасных частей, инвентаря;
наличие медицинской аптечки;
качество освещения рабочих мест;
наличие и работоспособность средств связи;
наличие и состояние ограждений (кожухов) опасных зон, вращающихся механических и токоведущих частей оборудования;
отсутствие свисающих и оголенных частей электропроводки;
отсутствие посторонних предметов (инструмент, запасные части и т.д.) на рамах тележек и кузове;
отсутствие течи в системах;
наличие на манометрах и электроизмерительных приборах пломб (клейм);
исправность принудительной вентиляции;
наличие и состояние тормозных башмаков;
комплектность сигнальных принадлежностей;
наличие, целостность и чистоту стекол прожектора, переносных сигнальных и буферных фонарей, проблескового маячка и электроламп;
наличие запасных электроламп;
тормоза и сцепные устройства;
действие звукового сигнала;
исправность стопорных устройств автосцепки;
работу световой и звуковой сигнализации.
2.5. Машинист и помощник снегопоезда, оборудованного печным отоплением, должны проверить наличие и исправность печи с дымовой трубой, твердого топлива, ящика для его хранения, совка и кочерги.
2.6. После осмотра снегопоезда машинист и помощник должны проверить работу рабочих органов и оборудования на холостом ходу и функционирование потребителей электроэнергии путем кратковременного их включения с пульта управления.
2.7. Сцепление несамоходного снегопоезда с локомотивом должно выполняться составителем поездов или помощником машиниста локомотива после надежного закрепления снегопоезда тормозными башмаками и контролироваться руководителем работ, а при его отсутствии - машинистом снегопоезда.
После сцепления с локомотивом машинист и помощник должны проверить:
правильность соединения тормозной магистрали;
работоспособность тормозов;
действие звуковой и световой сигнализации;
работу электроосвещения и прожекторов;
устойчивость связи с машинистом локомотива.
2.8. Запрещается выезд снегопоезда на линию при неисправности или отсутствии:
укомплектованной медицинской аптечки;
полного комплекта сигнальных принадлежностей и петард;
своевременно испытанных, осмотренных СИЗ (касок, диэлектрических перчаток, бот, ковров и т.п.);
первичных средств пожаротушения;
прибора подачи звукового сигнала;
радиосвязи;
освещения рабочих зон (рабочего места, рабочих органов);
буферных фонарей, прожектора, проблескового маячка;
тормозных башмаков (наличие неисправности или отсутствия хотя бы одного башмака);
поручней, входных дверей и ступенек (подножек).
2.9. Допуск в работу и запрет на эксплуатацию снегопоезда по техническому состоянию производится в соответствии с эксплуатационной документацией.
2.10. Обо всех неисправностях и недостатках, обнаруженных в процессе приемки и подготовки снегопоезда к работе машинист должен доложить непосредственному руководителю для принятия им решения о мерах по их устранению.