5.2. Порядок формирования информации о величине составляющих ущерба от инцидентов

5.2. Порядок формирования информации о величине
составляющих ущерба от инцидентов

Порядок расчета величины составляющих ущерба от инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов, изложенный в разделе 5 настоящей Методики, предусматривает использование данных нескольких автоматизированных систем, куда вносится информация структурными подразделениями различных функциональных направлений. Учитывая текущее состояние данных автоматизированных систем, до разработки отдельных интеграционных решений, позволяющих автоматически собирать и агрегировать данные, автоматизированные системы КАС АНТ и КАСАТ должны использоваться в качестве единого источника данных о величине составляющих ущерба от инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов. Формирование информации о составляющих ущерба от инцидентов осуществляется с использованием специально разработанного функционала автоматизированных систем КАС АНТ и КАСАТ работниками структурных подразделений, выполняющих мероприятия по расследованию отказов в работе технических средств и технологических нарушений. Ответственное структурное подразделение (определяется в соответствии с требованиями Положения по системе КАС АНТ или Положения по системе КАСАТ), осуществляющее ввод данных в автоматизированные системы КАС АНТ и КАСАТ по результатам расследования инцидентов, при необходимости, направляет обращения в адрес других причастных структурных подразделений о предоставлении информации о величине составляющих ущерба, с указанием места и времени произошедшего инцидента. Структурные подразделения, в адрес которых поступили обращения, рассматривают их и направляют имеющуюся информацию о величине составляющих ущерба с приложением подтверждающих документов в виде смет, калькуляций, копий претензий и платежных документов по штрафам, связанным с выплатами пассажирам.

Ущерб от инцидента Y1, связанный с восстановлением работоспособности подвижного состава, принадлежащего ОАО "РЖД", определяется на основании объемов работ, расхода материалов и заменяемого оборудования, затраченных для восстановления работоспособности после его отказа. Данная информация, как правило, ведется балансодержателем подвижного состава в рамках отраслевых автоматизированных систем. В случае производства работ на ремонтных предприятиях, не принадлежащих ОАО "РЖД", информация об объемах и стоимости работ должна формироваться в виде калькуляций к договорам на выполнение соответствующих видов ремонта. В случае, когда расследование инцидента проводится структурным подразделением, не являющимся балансодержателем поврежденного в результате инцидента подвижного состава, структурное подразделение запрашивает данные о размере ущерба от восстановления подвижного состава у подразделения-балансодержателя.

Ущерб от инцидента Y2, связанный с восстановлением работоспособности объектов инфраструктуры определяется на основании объемов работ, расхода материалов и заменяемого оборудования, затраченных для восстановления работоспособности после его отказа. При этом подразделение, производящее расследование инцидента, запрашивает необходимую информацию у других подразделений, работники которых участвовали в восстановлении работоспособности объектов инфраструктуры. Необходимость формирования таких обращений возникает в случае, когда при устранении отказов объектов инфраструктуры задействованы работники, а также машины и механизмы нескольких структурных подразделений.

Дополнительные расходы по перевозочным видам деятельности Y3 в результате инцидента, связанного с задержками поездов, должны в автоматизированном режиме рассчитываться на основании данных, рассмотренной и согласованной службой корпоративной информатизации, справки о задержанных поездах по причине инцидента, вызывающего нарушения графика движения поездов, а также величин единичных и укрупненных расходных ставок. Величины расходных ставок, используемые в расчетах данной составляющей ущерба, должны вноситься ответственными работниками службы экономики и финансов (для соответствующей железной дороги) в автоматизированные системы КАС АНТ и КАСАТ в качестве нормативно-справочной информации.

Для определения величины ущерба Y4, связанного со штрафами, за опоздание пассажирского поезда на станцию назначения структурное подразделение, проводящее расследование, определяет на основании данных системы ИХ АВГД наличие опозданий пассажирских поездов продолжительностью более 1 часа, допущенных по станциям посадки-высадки пассажиров, по причине расследуемого инцидента. В случае фиксации в ИХ АВГД данных фактов, подразделение, проводящее расследование инцидента, обращается в региональную службу развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре по месту возникновения инцидента с запросом о размере поступивших претензий со стороны перевозчиков и пассажиров по перечисленным фактам задержки поездов.

С целью установления наличия ущерба Y5, связанного с нарушением срока доставки грузов, средствами КАС АНТ/КАСАТ автоматически формируется запрос в ЕАСАПР для определения наличия грузовых отправок, прибывших с нарушением сроков доставки в составе поездов, задержанных в результате инцидента. При наличии таких отправок, автоматически в системе ЕАСАПР рассчитывается отношение продолжительности задержек поездов, в которых следовали данные отправки, по причинам инцидентов, вызывающих нарушение графика движения к продолжительности простоев по причинам, с ними не связанными. В случае отсутствия грузовых отправок с нарушением срока доставки, либо при величине соотношения (5.14) меньше чем 0,05 ЕАСАПР формирует диагностическое сообщение об отсутствии ущерба Y5, связанного с нарушением срока доставки. В иных случаях, размер ущерба Y5 автоматически рассчитывается в системе ЕАСАПР на основе данных о суммах пени, фактически признанных к оплате в течение 1 года с момента завершения перевозки, и передается в системы КАС АНТ и КАСАТ для информации.

Определение величины ущерба Y6 должно производиться только в случае, когда по причине инцидента задержаны пассажирские или почтово-багажные поезда. С этой целью структурное подразделение, проводящее расследование, на основании данных системы ИХ АВГД устанавливает наличие опозданий указанных поездов по станциям посадки-высадки пассажиров (по станциям стоянки, предусмотренным графиком), вызванных расследуемым инцидентом. В случае, когда указанные опоздания были выявлены, структурное подразделение, производящее расследование, на основании данных отраслевых автоматизированных систем (ГИД "Урал-ВНИИЖТ", АСУ ПВ, АСУ "Экспресс") определяет наличие в составе указанных поездов вагонов загруженных багажом и грузобагажом. В случае наличия в поездах таких вагонов, подразделение, проводящее расследование инцидента, обращается в региональную службу развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре по месту возникновения инцидента с запросом о размере удовлетворенных претензий со стороны компаний-перевозчиков по фактам нарушения сроков доставки багажа (грузобагажа), перевозимого в задержанных поездах.

В случае, когда подразделение, проводящее расследование инцидента, не является балансодержателем отказавшего подвижного состава или объекта инфраструктуры, оно формирует запрос в адрес структурных подразделений, проводивших работы по выявлению повреждений. Величина ущерба Y7, связанного с затратами на выявление повреждений подвижного состава и объектов инфраструктуры вносится подразделением, проводящим расследование, в автоматизированную систему КАС АНТ на основе данных, представляемых в ответ на обращение.

Полученные данные о составляющих ущерба от инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов, вносятся в автоматизированные системы КАС АНТ и КАСАТ подразделениями, осуществляющими формирование результатов расследования отказов в работе технических средств и технологических нарушений соответственно.