4.5. Составляющая ущерба, связанная со штрафами за задержку отправления и опоздание пассажирских поездов дальнего и местного сообщения

4.5. Составляющая ущерба, связанная со штрафами за задержку
отправления и опоздание пассажирских поездов дальнего
и местного сообщения

В соответствии со статьей 110 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчик, выплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов от стоимости перевозки за каждый час задержки поезда (но не более стоимости проезда) по отправлению или опоздания по прибытию на станцию назначения. Указанный штраф перевозчиком не выплачивается в случае если задержка отправления или опоздание поезда возникли вследствие действия непреодолимой силы, устранения неисправностей транспортных средств, возникших не по вине перевозчика и угрожающих жизни и здоровью пассажиров. Штраф выплачивается в случае, если опоздание пассажирского поезда (дальнего или местного сообщения) на станцию назначения составило более 1 часа.

На современном этапе функции перевозчика в пассажирских поездах дальнего и местного сообщения (за исключением высокоскоростного поезда "Сапсан" и скоростного поезда "Аллегро") на инфраструктуре ОАО "РЖД" переданы АО "Федеральная пассажирская компания", ОАО "Пассажирская компания Сахалина" на территории Сахалинской области и ряду независимых перевозчиков: ЗАО ТК "Гранд Сервис Экспресс", ЗАО "Транскласссервис" ООО "Тверской Экспресс". Штрафы по предъявленным пассажирами претензиям за опоздание поездов в соответствии с требованиями Устава железнодорожного транспорта выплачиваются перечисленными компаниями-перевозчиками. В случаях когда задержка пассажирского поезда произошла не по его вине, перевозчик направляет в региональную службу развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре железной дороги, на территории которой возник инцидент, претензию с приложением подтверждающих документов. В случае признания ответственности за задержку поезда, ОАО "РЖД" возмещает ущербы перевозчика, в соответствии с Регламентом рассмотрения претензионных обращений перевозчиков по выполнению договоров об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 1 июня 2012 г. N 1101р.

В современных условиях когда часть функций в перевозочном процессе, выполняются организациями, являющимися по отношению к ОАО "РЖД" самостоятельными юридическими лицами, по их вине могут возникать инциденты, приводящие к задержкам пассажирских поездов. В таких случаях, когда в результате расследования инцидента, в автоматизированных системах КАС АНТ и КАСАТ указана информация об ответственности сторонних организаций, сумма ущерба, возмещенная ОАО "РЖД" компаниям-перевозчикам по претензиям пассажиров за опоздание поездов, должна предъявляться организации, по вине которой допущен инцидент, приведший к нарушению графика движения.

Размер ущерба, связанного со штрафами за опоздание пассажирских поездов, определяется по следующей формуле:

где - стоимость проезда i-го пассажира до k-й станции, по которой в системе ИХ АВГД зарегистрировано опоздание пассажирского поезда продолжительностью более 1 часа, руб.;

tk - продолжительность опоздания пассажирского поезда по прибытии на k-ю железнодорожную станцию посадки-высадки пассажиров, час.

В соответствии с требованиями распоряжений ОАО "РЖД" от 25 октября 2010 г. N 2194р, от 12 апреля 2012 г. N 748р, предусмотрен порядок выплаты денежной компенсации пассажирам высокоскоростных поездов "Сапсан", скоростных поездов "Аллегро" и "Невский Экспресс" в дополнение к суммам штрафов, предусмотренных статьей 110 Устава железнодорожного транспорта. Данный порядок предусматривает выплату пассажирам денежной компенсации за опоздание поезда на станцию назначения. В зависимости от продолжительности опоздания размер компенсации составляет:

- 25 процентов стоимости проезда при опоздании поезда от 30 минут до 60 минут;

- 50 процентов стоимости проезда при опоздании на станцию назначения от 61 минуты до 120 минут;

- 100 процентов стоимости проезда при опоздании от 121 минуты и более.

В отношении высокоскоростного поезда "Сапсан" и скоростного поезда "Аллегро" ОАО "РЖД" является непосредственным перевозчиком, и, соответственно, обеспечивает выплату пассажирам штрафов, предусмотренных статьей 110 Устава железнодорожного транспорта, а также дополнительной компенсации. Для скоростного поезда "Невский Экспресс" выплату штрафов и дополнительной компенсации пассажирам осуществляет АО "Федеральная пассажирская компания".

В случае опоздания в результате инцидента высокоскоростного поезда "Сапсан", скоростных поездов "Аллегро" и "Невский Экспресс" формируется дополнительная составляющая ущерба, связанная с выплатами денежных компенсаций пассажирам. Учитывая вышеизложенные положения, размер ущерба, связанных с выплатами денежных компенсаций определяется следующим образом:

где - стоимость проезда j-го пассажира до k-й станции, по которой задержка высокоскоростного (скоростного) поезда составила от 30 до 60 минут включительно, руб.;

- стоимость проезда p-го пассажира до r-й станции, по которой задержка высокоскоростного (скоростного) поезда составила от 61 до 120 минут включительно, руб.;

- стоимость проезда m-го пассажира до n-й станции, по которой задержка высокоскоростного (скоростного) поезда составила 121 минуту и более, руб.

С целью определения величины составляющей ущерба, связанной со штрафами за опоздание пассажирских поездов, должны использоваться данные о фактах опоздания пассажирских поездов по станциям посадки-высадки пассажиров из автоматизированной системы Информационное Хранилище Анализа Выполнения Графика Движения (далее - ИХ АВГД). В системе ИХ АВГД автоматически фиксируется фактическое время прибытия и отправления пассажирских поездов дальнего и местного сообщения по станциям посадки и высадки пассажиров, предусмотренным нормативным графиком движения, на основе которого рассчитывается (при наличии) отклонение от расписания. В систему ИХ АВГД автоматически передается информация об инцидентах, вызванных отказами в работе технических средств и технологическими нарушениями, по которым завершено расследование и выполнен ввод необходимых данных в автоматизированные системы КАС АНТ и КАСАТ. С целью определения составляющей ущерба, связанно с выплатой штрафов и денежных компенсаций пассажирам, анализируются переданные в ИХ АВГД данные о причине инцидента (в виде классификаторов автоматизированных систем КАС АНТ и КАСАТ), данные о наименовании структурного подразделения ОАО "РЖД", его филиала или сторонней организации, ответственных за инцидент, а также зафиксированная в ИХ АВГД продолжительность отклонения пассажирского поезда от расписания.

Фактический размер ущерба Y4, связанного со штрафами перевозчика за опоздание пассажирского поезда должен определяться в каждом конкретном случае в зависимости от числа обращений пассажиров с претензиями о возмещении ущерба по фактам опозданий пассажирского поезда.