4.6. Составляющая ущерба, связанная с нарушением срока доставки грузов получателю

4.6. Составляющая ущерба, связанная с нарушением срока
доставки грузов получателю

В соответствии со статьей 97 Устава железнодорожного транспорта за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик, уплачивает пени в размере 9 процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера (но не более платы за перевозку) за каждые сутки просрочки. По факту нарушения срока доставки, грузополучатель или грузоотправитель имеет право направить перевозчику претензию о выплате пени с приложением подтверждающих документов, перечисленных в статье 120 Устава железнодорожного транспорта. Поступившие претензии, в соответствии с требованиями "Временной технологии претензионной работы с предъявленными ОАО "РЖД" требованиями об уплате пени за просрочку доставки грузов и порожних собственных вагонов", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 4 апреля 2013 г. N 827р регистрируются в единой автоматизированной системе актово-претензионной работы (ЕАСАПР). После рассмотрения обоснованности претензии и в случае принятия решения об удовлетворении заявленных требований в системе ЕАСАПР регистрируется информация о суммах пени, признанных ОАО "РЖД" к оплате за нарушение срока доставки. В системе ЕАСАПР регистрируется информация по результатам судебного рассмотрения исковых требований к ОАО "РЖД" об уплате пени за нарушение сроков доставки груза с указанием размера сумм, выплаченных на основании судебного акта по исполнительному листу.

Составляющая ущерба от инцидентов, связанная с нарушением срока доставки грузов будет определяться исходя из сумм пени, фактически выплаченных ОАО "РЖД" за нарушение сроков доставки грузов. При определении величины данной составляющей ущерба необходимо учитывать, что следование грузовой отправки или перевозка порожних вагонов (контейнеров) от станции отправления до станции назначения за исключением прямых отправительских маршрутов осуществляется по инфраструктуре ОАО "РЖД" в нескольких поездах. При этом каждый из указанных поездов может быть задержан в результате инцидента, связанного с нарушением графика движения поездов. В этой связи важно определить величину ущерба, связанного с нарушениями сроков доставки грузов получателю, приходящегося на конкретный инцидент. С целью установления порядка определения ущерба, приходящегося на каждый конкретный инцидент, необходимо рассмотреть несколько возможных вариантов осуществления перевозки грузовой отправки. В каждом из вариантов возникают специфические особенности, влияющие на порядок определения ущерба от инцидентов, вызывающих нарушения графика движения.

Вариант 1. Перевозка груза осуществляется в составе прямого отправительского маршрута. На протяжении следования от станции отправления до станции назначения (см. рис. 4.1) в результате инцидентов, приводящих к нарушению графика движения, а также после временного отставления (так называемого "бросания") поезда от движения, прямой отправительский маршрут может прибыть на станцию назначения N с превышением времени, установленного договором перевозки.

Рис. 4.1. Вариант перевозки грузов
в составе прямого отправительского маршрута

Предположим, что t1, t2, ti, ..., tn - задержки отправительского маршрута, допущенные по всем причинам (включая инциденты, вызывающие нарушение графика движения, "бросание" поездов и т.д.). Ущерб, связанный с нарушением срока доставки груза от i-го инцидента, вызвавшего задержку поезда продолжительностью t1, определяется по формуле:

где - ущерб, связанный с нарушением срока доставки груза получателю, связанный с инцидентом, вызывающим задержку прямого отправительского маршрута продолжительностью, руб.;

Пмар - сумма пени за нарушение срока доставки груза в составе прямого отправительского маршрута, признанная к оплате и зарегистрированная в системе ЕАСАПР, руб.;

t1, t2, ti, ..., tn - продолжительности задержек прямого отправительского маршрута на всем следовании от станции отправления до станции назначения, в результате инцидентов, вызывающих нарушения графика движения и простоев по причинам, не связанным с инцидентами, час;

Продолжительности простоев прямого отправительского маршрута по причинам, не связанным с инцидентами, определяются в единой автоматизированной системе актово-претензионной работы (ЕАСАПР) на основе утвержденных методик. На этапе практического применения настоящей Методики величина отношения продолжительности задержки прямого отправительского маршрута, в результате i-го инцидента к общей продолжительности задержек прямого отправительского маршрута ti / (t1 + t2 +...+ ti + tn) рассчитывается в автоматизированной системе ЕАСАПР и передается в автоматизированные системы КАС АНТ и КАСАТ.

Вариант 2. Перевозка грузов осуществляется повагонными отправками в составе грузовых поездов без использования выделенных "ниток" нормативного графика движения.

В этом случае груз, находящийся в вагонах, следует от станции отправления до станции назначения в составе различных грузовых поездов. Предположим, что возник инцидент, приведший к нарушению графика движения грузового поезда, в составе которого находились грузовые отправки, из которых j отправок прибыли на станции назначения с превышением срока доставки. С целью вывода итоговой формулы расчета рассмотрим пример, приведенный на рисунке 4.2. В данном случае рассматривается инцидент, произошедший на участке между станциями В и Д. В результате инцидента был задержан поезд N 2102, в составе которого находятся у грузовых отправок, которые впоследствии прибыли на станции назначения с превышением установленного срока доставки соответственно. Продолжительность задержки поезда N 2102 в результате инцидента составила tj.

Рис. 4.2. Вариант перевозки грузов повагонными отправками,
следующими в составе нескольких грузовых поездов

Рассматривая в отдельности каждую из j грузовых отправок, следующих от станции отправления на станцию назначения, по формуле 4.12 определяем ущерб, связанный с нарушением срока доставки j-й отправки, относящийся к i-му инциденту, вызвавшему задержку поезда продолжительностью ti. Для j-й отправки получаем следующее выражение для определения величины ущерба от нарушения срока доставки:

где - доля ущерба от инцидента, связанная с нарушением срока доставки j-й грузовой отправки, находящейся в грузовом поезде, задержанном в результате i-го инцидента на время ti, руб.;

Потпj - сумма пени за нарушение срока доставки j-й грузовой отправки, признанная к оплате и зарегистрированная в системе ЕАСАПР, руб.;

- продолжительности задержек поездов, в которых следует j-я грузовая отправка от станции отправления до станции назначения, в результате инцидентов, а также продолжительность задержек в продвижении отправки, по причинам не связанным с инцидентами, час;

Продолжительности задержек в продвижении грузовой отправки по причинам, не связанным с инцидентами, определяются в единой автоматизированной системе актово-претензионной работы (ЕАСАПР) на основе утвержденных методик. На этапе практического применения настоящей Методики величина отношения продолжительности задержки j-й грузовой отправки, в результате i-го инцидента к продолжительности задержек в продвижении грузовой отправки рассчитывается в автоматизированной системе ЕАСАПР и передается в автоматизированные системы КАС АНТ и КАСАТ.

Составляющая ущерба Y5, связанная с нарушением срока доставки груза, будет определяться как сумма ущерба из-за нарушения срока доставки каждой из j отправок, приходящихся на рассматриваемую задержку поезда в результате i-го инцидента.

Вариант 3. Перевозка отправительского маршрута осуществляется по согласованному с грузоотправителем времени отправления и прибытия по выделенным "ниткам" нормативного графика движения. При организации перевозки груза по данному варианту по заявке грузоотправителя разрабатывается порядок следования отправительского маршрута с привязкой к конкретным ниткам нормативного графика движения поездов с согласованным временем его отправления и прибытия на станцию назначения.

Рис. 4.3. Вариант перевозки груза в составе прямого
отправительского маршрута с согласованным временем
прибытия и отправления

Предположим, что по прибытии на станцию назначения зафиксировано превышение срока доставки В данном случае, для определения доли ущерба из-за нарушения срока доставки для инцидента, вызвавшего задержку поезда продолжительностью важнейшее значение имеют времена фактического отправления поезда с технической станции Например, (см. рис. 4.3) поезд N 1809 при следовании между техническими станциями Б и В был задержан в результате инцидента на время Далее, благодаря мерам, принятым дежурно-диспетчерским аппаратом по сокращению опоздания, после выполнения предусмотренных технических операций (смена локомотива, смена локомотивной бригады) поезд был отправлен со станции В на момент времени, предусмотренный нормативным графиком. В вышеописанном случае инцидент, приведший к задержке между техническими станциями Б и В, на нарушение срока доставки груза на станцию назначения влияния не оказывает. Для расчета величины составляющей ущерба от нарушения срока доставки, приходящейся на конкретный инцидент, необходимо воспользоваться следующим алгоритмом.

От станции назначения, на которой зафиксировано нарушение срока доставки на время последовательно по техническим станциям, начиная с ближайшей к станции назначения, сопоставляется фактическое время отправления маршрута с временем, заложенным в нормативном графике. После выявления технической станции, с которой маршрут был отправлен по нормативному графику, дальнейший анализ и сопоставление фактического времени отправления с нормативным не производятся. Составляющая ущерба, связанная с нарушением срока доставки груза, должна рассчитываться по формуле 4.12 только для инцидентов, произошедших после прохождения ближайшей к станции назначения технической станции, с которой маршрут был отправлен на "нитку" нормативного графика.

Поскольку в результате инцидента может быть задержано несколько грузовых поездов, величина ущерба, связанного с нарушением срока доставки, должна определяться отдельно только для поездов, в составе которых находились грузовые отправки, прибывшие на станцию назначения с превышением времени, указанного в перевозочных документах. Порядок расчета ущерба от нарушения срока доставки, исходя из описанных вариантов, выбирается для поездов в зависимости от характеристик грузовых отправок, содержащихся в их составе.

Анализ данных автоматизированных систем КАС АНТ, КАСАТ и ЕАСАПР показывает, что продолжительность простоя отставленных от движения поездов на станциях "бросания", значительно превышает продолжительность задержки поезда в результате инцидента, вызванного отказом в работе технического средства или технологическим нарушением. Задержки в продвижении грузовых отправок при их простое составе отставленных от движения поездов, также значительно превышают продолжительность задержек поездов по причине инцидента. В этой связи значение выражений (4.14), содержащихся в расчетных формулах 4.12 и 4.13, для определения составляющей ущерба, связанной с нарушением срока доставки груза, приходящейся на инцидент, вызвавший задержку поезда, продолжительностью ti или будет стремиться к нулю:

С целью упрощения дальнейших расчетов можно принять допущение о том, что в случае, когда суммарная продолжительность задержек поездов, связанных с инцидентами, вызывающими нарушения графика движения, не превышает пяти процентов от продолжительности простоев (задержек в продвижении грузовых отправок) по причинам, не связанным с инцидентами, расчет составляющей ущерба Y5, связанной с нарушением срока доставки не производится.

Расчетные формулы 4.12 и 4.13 для определения составляющей ущерба, связанной с нарушением срока доставки груза, включают в себя показатели, содержащиеся в автоматизированных системах КАС АНТ, КАСАТ и ЕАСАПР. Величина пени за нарушение срока доставки груза, признанная к оплате ОАО "РЖД" формируется в системе ЕАСАПР в течение продолжительного времени (в случае искового требования к ОАО "РЖД" информация о сумме пени за нарушение срока доставки грузов может быть сформирована более чем через год). "Временной технологией претензионной работы с предъявленными ОАО "РЖД" требованиями об уплате пени за просрочку доставки грузов и порожних собственных вагонов", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 4 апреля 2013 г. N 827р, установлен порядок распределения в системе ЕАСАПР финансовой ответственности за нарушение срока доставки, как по результатам рассмотрения претензионного требования, так и на основании принятого судебного решения. Величина составляющей ущерба Y5, связанной с нарушением срока доставки грузов, рассчитывается в системе ЕАСАПР по мере формирования информации о размерах сумм пени, признанных к оплате, и передается в автоматизированные системы КАС АНТ и КАСАТ.