4.4. Дополнительные расходы, связанные с задержками поездов

4.4. Дополнительные расходы, связанные с задержками поездов

В подавляющем большинстве случаев в качестве последствий инцидентов, возникающих по причине отказов в работе технических средств и технологических нарушений, выступают задержки поездов. Задержки поездов учитываются в автоматизированных системах КАС АНТ и КАСАТ как основной классификационный признак для отказов в работе технических средств и технологических нарушений. При задержке поезда по отношению к нормативному графику возникают дополнительные расходы перевозчика, вызванные увеличением времени следования поезда со станции отправления (формирования) на станцию назначения. Увеличение времени следования поезда приводит к дополнительным расходам на оплату работы локомотивной бригады, электроэнергии или топлива, потребляемых локомотивом, а также к дополнительным расходам, связанным с занятием подвижным составом путей общего пользования.

В соответствии с требованиями СТО РЖД 02.046-2014 "Классификация инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов" для оценки критичности и последствий инцидентов, вызванных отказами в работе технических средств, учитываются как задержка поезда, на который оказано непосредственное влияние отказа, так и задержки поездов, вызванные обеспечением мер безопасности, исполнением требований документов, регламентирующих организацию движения поездов в условиях нарушения работоспособного состояния объектов инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава. Требованиями вышеупомянутого стандарта последствия и критичность инцидентов, вызванных технологическими нарушениями, также определяются как задержкой поезда, на который оказано непосредственное влияние, так и задержками поездов, вызванными принятием мер безопасности, требованиями документов, регламентирующих движение поездов в условиях технологических нарушений.

В соответствии с требованиями пункта 3 приложения 6 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286, порядок назначения и отмены поездов всех категорий в соответствии со сводным графиком устанавливается владельцем инфраструктуры. Назначение и отмена поездов на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей ОАО "РЖД", регламентированы положениями распоряжения ОАО "РЖД" от 12 февраля 2016 г. N 264р "Об утверждении порядка назначения и отмены поездов всех категорий на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей ОАО "РЖД", в котором указан порядок назначения и отмены пассажирских поездов дальнего и местного сообщения, пригородных пассажирских и грузовых поездов. Таким образом, дополнительные расходы Y3, связанные с задержками поездов, должны определяться для пассажирских поездов дальнего и местного сообщения, пригородных и грузовых поездов, порядок и время следования которых по перегонам и станциям определены сводным графиком движения поездов.

Дополнительные расходы по перевозочным видам деятельности Y3, связанные с задержками поездов в результате инцидентов, вызывающих нарушение графика движения, в общем случае определяются по следующей формуле:

Y3 = Pз, (4.6)

где PЗ - дифференцированный штраф по перевозочным видам деятельности, связанный с задержками поездов по причине инцидента, вызывающего нарушение графика движения поездов, руб., определяется в соответствии с Рекомендациями по формированию дифференцированной шкалы минимального штрафа контрагента за действия (бездействия), повлекшие нарушения графика движения поездов.

В автоматизированных системах КАС АНТ и КАСАТ, используемых для учета и расследования инцидентов, связанных с отказами в работе технических средств и технологическими нарушениями, информация о продолжительности задержек перечисленных категорий поездов формируется автоматически на основе пометок дежурно-диспетчерского аппарата структурных подразделений Центральной дирекции управления движением, вносимых в систему ГИД "Урал-ВНИИЖТ". Указанные отметки, с указанием продолжительности задержки, причины ее вызвавшей, вносятся дежурно-диспетчерским аппаратом в систему автоматизированного ведения графика исполненного движения ГИД "Урал-ВНИИЖТ", а затем посредством специально разработанных программных механизмов передаются в автоматизированные системы КАС АНТ и КАСАТ в качестве последствий отказов в работе технических средств и технологических нарушений.

Учитывая, что поездной диспетчер или дежурный по железнодорожной станции формируют пометки о нарушениях графика движения, работая в условиях нестандартной ситуации, Регламентом взаимодействия ОАО "РЖД", как владельца инфраструктуры, и участников перевозочного процесса, осуществляющих деятельность по перевозке грузов и пассажиров, при возникновении инцидентов, вызывающих нарушение графика движения поездов, утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 18 мая 2015 г. N 1248р (далее - Регламент взаимодействия) установлен порядок рассмотрения и последующей корректировки первоначальной информации о количестве и продолжительности задержанных поездов. Для расчета величины дополнительных расходов, связанных с задержками поездов в результате инцидентов, используются данные о количестве и продолжительности задержанных поездов, включенные в Справку о задержанных поездах по причине инцидента, вызывающего нарушения графика движения, формируемую в соответствии с требованиями Регламента взаимодействия.

В соответствии с пунктом 5 "Временной методики определения размера ущерба (убытков), причиненного нарушениями хозяйственных договоров", объявленной инструктивным письмом Государственного Арбитражного суда СССР от 28 декабря 1990 г. N С-12/НА-225: "Размер ущерба (убытков) рассчитывается на основе определенных в установленном порядке и действующих у потерпевшей стороны норм, нормативов, цен, тарифов и др.".

Абзацы утратили силу с 1 июня 2018 года. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 11.05.2018 N 952/р.