ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 июля 2021 г. N 1687/р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ
ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ НА ЛИМИТИРУЮЩИХ НАПРАВЛЕНИЯХ

В целях реализации положений Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 710, и сбалансированного использования инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при ограниченной пропускной способности на конкретном направлении утвердить прилагаемую Методику планирования перевозок грузов на лимитирующих направлениях.

Первый заместитель
генерального директора ОАО "РЖД"
А.КРАСНОЩЕК

Утверждена
распоряжением ОАО "РЖД"
от 29.07.2021 N 1687/р

МЕТОДИКА
ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ
ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ

Общие положения

Настоящая Методика определяет принципы и порядок формирования плана перевозок грузов в условиях ограниченной пропускной способности инфраструктуры железнодорожного транспорта с учетом обеспечения недискриминационного доступа к инфраструктуре исходя из применения единых критериев доступа к услугам железнодорожного транспорта для всех грузоотправителей независимо от их организационно-правовой формы, правовых и имущественных отношений с перевозчиком и владельцем инфраструктуры.

Организация планирования перевозок грузов в условиях ограниченной пропускной способности на конкретном направлении обеспечивается в очередности, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 734.

Нормативно-правовые акты

Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" статьи 10 и 11;

Правила приема перевозчиком заявок грузоотправителей на перевозку грузов железнодорожным транспортом (приказ Минтранса России от 27 июля 2015 г. N 228);

Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования (постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 г. N 710, далее - ПНД);

Перечень критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки на перевозку грузов (приказ Минтранса России от 9 сентября 2010 г. N 192) (далее - Перечень критериев);

Порядок планирования перевозок грузов железными дорогами государств - участников Содружества Независимых Государств, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики (решение 30-го заседания Совета по железнодорожному транспорту, Сочи, 19 октября 2001 г.);

Соглашение о Международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС).

Термины и определения

План перевозок грузов - потребность в перевозках грузов отраслей экономики. Служит исходной информацией для установления норм и показателей эксплуатационной работы и эффективности работы инфраструктуры железнодорожного транспорта. План перевозки грузов железнодорожным транспортом на месяц составляется перевозчиком с обязательным формированием резерва в размере до 5% пропускных и провозных способностей. В случае если установленный резерв на дату, предшествующую перевозке, остается невостребованным, доступные пропускные и провозные способности инфраструктуры распределяются с учетом предусмотренной настоящим разделом очередности.

Основной план перевозок грузов - план перевозок грузов, сформированный на следующий календарный месяц на основании заявок на перевозку грузов, представленных отправителями не менее чем за 10 дней до начала планируемого календарного месяца в прямом сообщении, не менее чем за 15 дней до начала планируемого календарного месяца в прямом и непрямом смешанном сообщении, в прямом и непрямом международном сообщении через российские порты и пограничные переходы.

Дополнительный план - план перевозок грузов, сформированный на календарный месяц на основании заявок на перевозку грузов, представленных отправителями, позднее чем за 10 дней до начала планируемого календарного месяца в прямом сообщении, позднее чем за 15 дней до начала планируемого календарного месяца в прямом и непрямом смешанном сообщении, в прямом и непрямом международном сообщении через российские порты и пограничные переходы, а также в течение календарного месяца.

Этапы резервирования пропускной способности - последовательность действий перевозчика (владельца инфраструктуры), направленная на определение и установление размеров перевозок грузов в соответствии с очередностью исходя из применения единых критериев доступа к услугам железнодорожного транспорта.

Сегментация грузов - группировка позиций из номенклатурных групп и грузов в соответствии с разделом III, пункт б, подпункта и) постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 734.

Порядок определения данных для расчета - расчетным путем или статистические данные.

Сырьевые грузы - грузы 1 и 2 тарифных классов.

Несырьевые грузы - грузы 3 тарифного класса.

Специализированный подвижной состав - грузовой вагон для перевозки определенного груза или группы близких по свойствам грузов.

Универсальный подвижной состав - грузовой вагон для перевозки широкой номенклатуры разных по своим свойствам грузов.

Группа заявок - заявки грузоотправителей, представленные не менее чем за 10 дней до начала перевозок грузов при перевозке грузов в прямом железнодорожном сообщении и не менее чем за 15 дней до начала перевозок грузов при перевозке грузов в прямом и непрямом международном и смешанном сообщениях, а также если пунктами назначения указаны порты, сгруппированные по признаку возвращение заявки грузоотправителю не позднее чем за 3 дня до заявленного срока начала перевозки и очередности в соответствии с ПНД.

Датой представления заявки на перевозку грузов перевозчику является дата ее регистрации при поступлении перевозчику.

В заявке на перевозку грузов указывается срок ее действия, но не более календарного месяца.

Согласованная перевозчиком и владельцем инфраструктуры заявка с отметкой о ее принятии возвращается перевозчиком грузоотправителю, осуществляющей перевалку грузов организации, не позднее чем за 3 дня до заявленного срока начала перевозки.

В соответствии со статьей 11 Устава в целях организации своевременного выполнения принятых заявок на перевозку грузов, беспрепятственной передачи грузов на другие виды транспорта и железные дороги иностранных государств владелец инфраструктуры осуществляет непрерывное планирование перевозок грузов.

Формирование календарного плана перевозок грузов

На основании полученной грузовой базы ТЦФТО, которая формируется на основе прогнозов промышленного и сельскохозяйственного производства, капитального строительства, материально-технического снабжения, торговых поставок, договоров об организации перевозок и заявок грузоотправителей на перевозку грузов с учетом пропускной и провозной способностей железных дорог полученных от АО "ИЭРТ" и Центральной дирекции управления движением и макроэкономической ситуации формируется сетевая шахматка вагонопотоков (план перевозок грузов).

Порядок рассмотрения заявок формы ГУ-12

Рассмотрение заявок на перевозку грузов формы ГУ-12 производится в автоматическом режиме в системе АС ЭТРАН и в рамках сформированной сетевой шахматки вагонопотоков. Автоматизированное согласование заявок формы ГУ-12 происходит в условиях контроля возможности инфраструктуры железнодорожного транспорта, а также инфраструктуры путей необщего пользования станции отправления и станции назначения (контроль на превышения перерабатывающей способности путей необщего пользования как по станции отправления, так и по станции назначения, контроль на превышение пропускной способности по участку в пути следования и контроль на превышение шахматки вагонопотоков, контроль на производимые коммерческие операции по станции отправления и назначения). Кроме того, при автоматизированном рассмотрении заявок используются данные о согласовании от организаций, осуществляющих перевалку грузов на другие виды транспорта, а также, при необходимости, данные, полученные из системы АС МЕСПЛАН о согласовании заявок на перевозку грузов формы ГУ-12 администрациями, участвующими в перевозке. Согласованная перевозчиком и владельцем инфраструктуры заявка с отметкой о ее принятии возвращается перевозчиком грузоотправителю, осуществляющей перевалку грузов организации не позднее чем за 3 дня до заявленного срока начала перевозки.

Рассматриваемые заявки основного и дополнительного плана перевозок грузов формируются в группы с присвоением очереди, от 1 до 6, которая предусмотрена Правилами недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования (постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 710), с целью их рассмотрения за 3 дня до заявленного срока начала перевозки.

Рассмотрение каждой очереди осуществляется поэтапно в соответствии с сегментацией грузов (сырьевые грузы, несырьевые грузы, грузы в специализированном и универсальном подвижном составе). Переход от очереди к очереди в группе осуществляется только после полного рассмотрения заявок высшей очереди.

Система АС ЭТРАН автоматически производит расчет и подборку альтернативных вариантов графиков подач для возможного согласования или отклонения заявки ф. ГУ-12, включая пересчет графика подач заявки ф. ГУ-12 на даты, по которым нет превышения перерабатывающих способностей каких-либо объектов инфраструктуры.

В случае если рассчитанный альтернативный вариант графика подачи по заявке не превышает инфраструктурные возможности, то АС ЭТРАН согласовывает заявку без внесения изменений.

При отсутствии возможности подобрать альтернативный вариант графика подачи АС ЭТРАН отклоняет заявку ф. ГУ-12 в соответствии с приказом Минтранса России от 06.09.2010 N 192 "Перечень критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки на перевозку грузов".

По заявкам грузоотправителей, поданных на рассмотрение из Кемеровской области - Кузбасса. С учетом распределения размеров перевозок угольной продукции из Кемеровской области - Кузбасса в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 734, осуществляется согласование объемов перевозок угольной продукции после получения параметров согласования из Минэнерго России. Таблицы формата Excel передаются ЦФТО ОАО "РЖД" в "ИнтэлЛекс" для окончательного ввода заданных квот и дальнейшего автоматического рассмотрения.

Рассмотрение заявок на перевозку грузов на экспорт через сухопутные пограничные переходы осуществляется на основании согласованных размеров перевозок с принимающим перевозчиком и пропускной и перерабатывающей способностью железнодорожной инфраструктуры общего пользования. ЦФТО ОАО "РЖД" формирует таблицы Excel и передает в "ИнтэлЛекс" для дальнейшего автоматического рассмотрения.

По заявкам на перевозку грузов ф. ГУ-12, грузоотправителей, осуществляющих погрузочно-выгрузочную деятельность с мест общего пользования в адреса грузополучателей, осуществляющих погрузочно-выгрузочную деятельность на местах общего пользования, система АС ЭТРАН осуществляет контроль по общей возможности по погрузке или выгрузке станции отправления/назначения указанной в инфраструктурных ограничениях, указанные в АС ТРА станции.

С целью оценки загрузки инфраструктуры и возможности пропуска заявляемых объемов перевозок в системе АС ЭТРАН должно быть предусмотрено формирование аналитических выходных форм с их визуализацией.