4. Организация обследования доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры, вагонов для перевозки инвалидов, пассажирских поездов и предоставляемых услуг

4. Организация обследования доступности для пассажиров
из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры,
вагонов для перевозки инвалидов, пассажирских поездов
и предоставляемых услуг

4.1. Обеспечение условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры, вагонов для перевозки инвалидов, пассажирских поездов и предоставляемых услуг осуществляется перевозчиками, операторами железнодорожного подвижного состава (далее - оператор), владельцами пассажирской инфраструктуры (далее - владелец инфраструктуры), оказывающими услуги, связанные с перевозками на железнодорожном транспорте пассажиров (далее - услуги).

4.2. Операторы, перевозчики, владельцы инфраструктуры в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов проводят обследование объектов пассажирской инфраструктуры, вагонов для перевозки инвалидов, пассажирских поездов и предоставляемых услуг. По результатам обследования составляется паспорт доступности для пассажиров из числа инвалидов объекта и услуг (далее - паспорт доступности).

4.3. Обследованию и паспортизации подлежат:

а) объекты пассажирской инфраструктуры - представителем владельца инфраструктуры - на железнодорожном вокзале, региональном участке обслуживания или в региональных дирекциях;

б) модели вагонов для перевозки инвалидов - оператором подвижного состава на уровне Центрального аппарата управления или на региональном уровне управления;

в) пассажирские поезда - перевозчиком на региональном уровне управления, с участием оператора железнодорожного подвижного состава, в части предоставления перевозчику документов по обследованию и паспортизации моделей вагонов для перевозки инвалидов и предоставляемых услуг.

4.4. В целях организации работы по проведению обследования и паспортизации подразделения центрального уровня управления издают соответствующее распоряжение, которое определяет объекты, сроки, этапность и порядок ее проведения.

4.5. Для проведения обследования и паспортизации на объекте (вокзале, производственном участке, пассажирском и моторвагонном депо, пассажирской компании) владелец инфраструктуры, оператор, перевозчик создает комиссию по проведению обследования и паспортизации (далее - Комиссия). Председателем Комиссии назначается руководитель подразделения регионального уровня управления, который утверждает состав Комиссии, план-график проведения обследования и паспортизации, а так же организует работу Комиссии на линейном уровне.

4.6. В состав Комиссии включаются:

- заместитель председателя Комиссии - руководитель линейного уровня управления обследуемого объекта, предприятия, предоставляющего услуги;

- сотрудники, профессии которых связаны с обслуживанием инвалидов, прошедшие инструктаж или обучение по данной тематике;

- представители общественных объединений инвалидов (по согласованию), осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа. Рекомендуется привлекать представителей Всероссийского общества инвалидов (ВОИ), Всероссийского общества слепых (ВОС), Всероссийского общества глухих (ВОГ).

4.7. Для принятия решения о доступности для пассажиров из числа инвалидов:

а) вагона для перевозки инвалидов - оценивается доступность каждой модели вагона по технической документации, натурные обследования проводятся при необходимости на одном вагоне обследуемой модели;

б) пассажирского поезда и предоставляемых услуг - оцениваются исходя из утвержденной схемы поезда, паспорта доступности модели вагона, включенного в схему поезда, анализа нормативной документации - технологического процесса работы обслуживающего персонала, наличия и соблюдения порядка проведения инструктирования (обучения) персонала;

в) объектов пассажирской инфраструктуры и предоставляемых услуг - проводится натурное обследование в целях выявления барьеров, ограничивающих транспортное обслуживание, анализа нормативной документации (технологического процесса работы обслуживающего персонала, наличия и соблюдения порядка проведения инструктирования (обучения) персонала).

4.8. Задачей натурного обследования является получение данных о соответствии всех элементов, обеспечивающих доступную среду для пассажиров из числа инвалидов, установленным нормативным требованиям путем проведения мониторинга параметров, характеристик.

4.9. Натурное обследование и обработка полученных результатов направлены на:

а) определение значений фактических параметров элементов;

б) сравнение существующих значений с нормативными требованиями по доступности, по каждой категории инвалидов с учетом их специфических потребностей в помощи;

в) определение отклонений фактических параметров от нормативов доступности элементов для конкретных категорий инвалидов;

г) выработку рекомендаций по устранению выявленных отклонений;

д) определение уровня доступности транспортных услуг и транспортных средств, а также фактической возможности использования для обслуживания пассажиров из числа инвалидов с учетом их специфических потребностей в помощи.

4.10. Определение доступности включает в себя два этапа: полевой и камеральный.

4.11. Определение доступности на полевом этапе проводится двумя способами:

- визуальным, когда определяются внешние параметры объекта или функциональной зоны: наличие или отсутствие конкретных элементов (в т.ч. специализированных), деталей здания, отдельных помещений, количество этажей, наличие информации и т.д.;

- инструментальным, при котором измеряются и фиксируются параметры элементов транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры пассажирского железнодорожного транспорта (в т.ч. специализированных), например, высота поручней, ширина марша лестницы, габариты кабины лифта и т.д.

4.12. Рекомендуемая последовательность действий по организации работы Комиссии:

а) проведение инструктажа членов Комиссии о целях, порядке и последовательности проведения обследования;

б) ознакомление Комиссии с перечнем обследуемых объектов или функциональных зон объекта;

в) ознакомление членов Комиссии с планами обследуемых объектов.

Перечень обследуемых элементов для заполнения ведомости инвентаризации доступности для пассажиров из числа инвалидов может быть сокращен или дополнен владельцем инфраструктуры после изучения плана исследуемого объекта. При отсутствии плана исследуемого объекта решение по данному вопросу принимается владельцем инфраструктуры после его первоначального осмотра;

г) натурное обследование объектов пассажирской инфраструктуры, вагонов для перевозки инвалидов, пассажирских поездов и предоставляемых услуг с фиксацией в ведомости инвентаризации доступности (далее - ведомости инвентаризации) результатов обследования;

д) внесение информации по результатам обследования в ведомости инвентаризации доступности для пассажиров из числа инвалидов (далее - ведомость инвентаризации). Формы инвентаризации приведены в приложениях:

- ведомость инвентаризации доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов и услуг инфраструктуры пассажирского железнодорожного транспорта (приложение N 4);

- ведомость инвентаризации доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских поездов и услуг железнодорожного перевозчика (приложение N 5);

- ведомость инвентаризации доступности для пассажиров из числа инвалидов вагонов для перевозки инвалидов локомотивной тяги, электропоездов и дизель-поездов (приложение N 6).

Наличие в ведомости инвентаризации тех или иных зон обуславливается конструктивными особенностями транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры пассажирского железнодорожного транспорта и наличием специальных требований к их элементам в нормативных документах.

4.13. На камеральном этапе исследования доступности для пассажиров из числа инвалидов оценивается и фиксируется текущий уровень доступности и вырабатываются рекомендации по применению на объекте элементов доступности, формируемых посредством применения принципов "универсального дизайна" и "разумного приспособления".

4.14. В результате проведения анализа результатов обследования выявляются:

а) фактическая возможность использования услуг пассажирами из числа инвалидов;

б) наличие элементов "универсального дизайна";

в) степень внедрения принципа "разумного приспособления";

г) текущий уровень доступности для обслуживания пассажиров из числа инвалидов.

4.15. Результаты визуального и инструментального исследования элементов доступности по структурно-функциональным зонам (фактическая величина параметра, наличие или отсутствие каких-либо элементов и т.д.) отражаются в графе 8 ведомости инвентаризации.

4.16. При проведении анализа нормативной документации технологического процесса, и иных документов, регламентирующих предоставление услуг пассажирам, проверяется на наличие, достаточность и соответствие требований в части предоставления услуг пассажирам из числа инвалидов Федеральному законодательству в сфере социальной защиты инвалидов и нормативным документам ОАО "РЖД".

4.17. Порядок проведения инструктирования (обучения) персонала должен соответствовать требованиям пункта 7.1 СТО РЖД 03.001-2014.

4.18. Следующим этапом формирования ведомости инвентаризации является заполнение данных в графе 10 "Рекомендуемые мероприятия по адаптации при несоответствии нормативов доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры, вагонов для перевозки инвалидов, пассажирских поездов и предоставляемых услуг.

Комиссией разрабатываются предложения по принятию управленческих решений (с учетом положений Конвенции о правах инвалидов об обеспечении "разумного приспособления" и "универсального дизайна") в соответствии с рекомендациями п. 6 настоящей Методики, которые в последующем включаются в Паспорт.

4.19. В завершении разрабатывается раздел "Выводы", который содержит сведения об уровне доступности для пассажиров из числа инвалидов.

4.20. По результатам проведения инвентаризации, уровень доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры, вагонов для перевозки инвалидов, пассажирских поездов и предоставляемых услуг может иметь следующие оценки:

- доступны для всех категорий инвалидов (доступны полностью - ДП)

- это означает, доступность для всех основных категорий инвалидов: с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, в том числе инвалидов-колясочников.

Доступным считается объект обследования, на котором отсутствуют отклонения от существующих нормативных требований по всем структурно-функциональным зонам, предназначенным для оказания услуг перевозки пассажиров или применяются конструктивные и организационные решения, согласованные с общественными организациями инвалидов, в том числе предусматривающие использование дополнительных индивидуальных технических средств (например, шагающего подъемника для преодоления лестничных маршей - ступенькохода, мобильных подъемников и др.), либо оказания ситуационной помощи;

- доступны для отдельных категорий инвалидов (ДП - Г, - С, - К, - О)

- это означает, доступность для отдельных категорий инвалидов и не доступны для других категорий инвалидов по отдельным параметрам;

- недоступны для всех категорий инвалидов (НД) - это означает, не доступность по одному или нескольким параметрам для основных категорий инвалидов (имеются отклонения от существующих нормативных требований по отдельным или по всем структурно-функциональным зонам).

4.21. Категория доступности для пассажиров из числа инвалидов не может быть выше самой низкой категории доступности любого из входящих в их состав элементов и структурно-функциональных зон, предназначенных для оказания услуг перевозки пассажиров.

4.22. Ведомость инвентаризации подписывается заместителем председателя Комиссии.