4.2. Расчет ставок за предоставление магистральных локомотивов ОАО "РЖД" сторонним организациям в грузовом движении на основе эквивалентности финансовых результатов (верхний предел)

4.2. Расчет ставок за предоставление магистральных локомотивов ОАО "РЖД" сторонним организациям в грузовом движении на основе эквивалентности финансовых результатов (верхний предел)

В основу расчета ставок положен принцип эквивалентности получаемых арендатором финансовых результатов при использовании локомотива, как в аренде, так и в эксплуатируемом парке железных дорог. При этом принимается во внимание, что согласно п. 2 статьи 614 Гражданского Кодекса Российской Федерации ставки арендной платы могут устанавливаться с учетом части доходов, получаемых арендатором от использования арендованного имущества. Договор аренды не носит публичный характер, допуская разные ставки платы в зависимости от условий предоставления локомотивов ОАО "РЖД" в аренду.

Величина арендных ставок не должна быть ниже предельного уровня, определяемого по затратам железных дорог на работу, техническое обслуживание, ремонты и амортизацию сдаваемых в аренду локомотивов, исключая расходы на тягу поездов, так как топливоснабжение арендованных локомотивов производится арендатором, а электроэнергия на тягу поездов включена в тарифы за использование инфраструктуры РЖД при пробеге отдельных собственных (арендованных) локомотивов, поездных формирований, состоящих из собственных (арендованных) локомотивов и вагонов (п. 2.17 и п. 3.2.14 Прейскуранта N 10-01).

Соответствующие расходы по статьям учитываются с начислением общепроизводственных и общехозяйственных затрат. Полученная сумма за вычетом топлива и электроэнергии увеличивается на коэффициент, отражающий корпоративные, общедорожные и отделенческие расходы, и относится на эксплуатируемый парк (в грузовом движении на поездной работе) с последующим делением на число дней в году. Определяемая в результате ставка затрат на локомотиво-сутки корректируется на плановые расходы в периоде аренды.

При передаче локомотивов в аренду для перевозки грузов в поездах, сформированных из локомотивов и вагонов, принадлежащих на праве собственности или ином законном праве грузоотправителям, грузополучателям, иным юридическим и физическим лицам, не являющимися перевозчиками на железнодорожном транспорте (далее - поездные формирования, не принадлежащие перевозчику), минимальная ставка платы определяется по отношению к эксплуатируемому парку в грузовом движении на поездной работе.

В соответствии с утвержденными ОАО "РЖД" "Положением о порядке передачи локомотивов открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в аренду и "Примерным договором аренды локомотивов ОАО "РЖД" арендатор обязан соблюдать установленные технические нормы эксплуатации локомотивов, а их курсирование должно осуществляться на железных дорогах по направлениям, закрепленным в Приложении к договору аренды. Для поездных формирований, не принадлежащих перевозчику, верхний предел ставок за аренду локомотивов определяется по эквивалентности финансовых результатов, ожидаемых по маршруту следования арендованного локомотива, исходя из компенсации разницы в доходах при перевозках в собственных (арендованных) вагонах с локомотивом, находящемся в эксплуатируемом парке, и при предоставлении железной дорогой только услуг инфраструктуры.

Указанная тарифная разница дифференцируется в зависимости от расстояния перевозки, числа вагонов в составе, продолжительности оборота, рода перевозимого груза (как правило, арендованным локомотивом осуществляется тяга на кольцевом маршруте).

                                                     ву
    Величина  предельной  ставки  арендной  платы  (П  )  рассчитывается по
                                                     ар
формуле (14):

           ву                      бр
          П   = (Д  - Д  - E    - E   ) / Q    , руб./лок.-сут.,       (14)
           ар     1    2    топ    фот     сост

где   Д    -  доходы  ОАО  "РЖД"  от  перевозок  грузов    в    собственных
       1
(арендованных)  вагонах  локомотивом  ОАО  "РЖД"  на конкретном участке его
обращения (вариант 1 - для перевозки в составе обычных поездов), руб.;
    Д   - доходы ОАО "РЖД" за использование инфраструктуры ОАО "РЖД" на том
     2
же  участке  (вариант 2 - для перевозки в составе поездных формирований, не
принадлежащих перевозчику), руб.;
    Q       -   время   оборота  поездных  формирований,  не  принадлежащих
     сост
перевозчику  на  конкретном  участке  (направлении),  для  которого ведется
расчет, сут.;
    E    - стоимость топлива на тягу тепловозов, руб.;
     топ
     бр
    E      -  расходы  на  оплату  труда локомотивных бригад с начислениями
     фот
(включая  общепроизводственные и общехозяйственные расходы). Определяется в
соответствии  с  распоряжением  ОАО  "РЖД" N 2328р от 30 декабря 2005 г. (с
учетом индексации на момент проведения расчетов), руб.
    Доходы ОАО "РЖД" от перевозок грузов во внутригосударственном сообщении
                                                                       внг
в   собственных   (арендованных)  вагонах  локомотивом  ОАО  "РЖД"   (Д   )
                                                                       1
рассчитываются  по  тарифным  схемам  раздела  2  Прейскуранта N 10-01 (для
перевозок в собственных (арендованных) вагонах) в зависимости от классности
грузов,  дальности  перевозок  и  количества  вагонов  в  составе поезда по
формуле (15):

 внг     гр    пор
Д    = (T   + T    x n   x альфа   x L  ) x К  x К   x К    x n   , руб./состав,   (15)
 1       i     i      ос        гр    гр     L    кл    мар    ваг

     гр
где T   - тарифная ставка по грузам в зависимости от i-го   рода  груженого
     i
вагона и протяженности участка, руб.;
     пор
    T    - то же за порожний пробег, руб./осе-км;
     i
    n   - количество осей грузового вагона;
     ос
    альфа   - коэффициент порожнего пробега к груженому (альфа   = 1);
         гр                                                   гр
    L   - протяженность участка обращения локомотива, км;
     гр
    К  - коэффициент, учитывающий дальность перевозки;
     L
    К   - коэффициент, учитывающий классность груза;
     кл
    К    - коэффициент маршрутизации;
     мар
    n    - количество вагонов в составе поезда, ваг.
     ваг
    Доходы  ОАО "РЖД" от перевозок экспортно-импортных грузов в собственных
                                                     эи
(арендованных)   вагонах  локомотивом  ОАО  "РЖД"  (Д  ) рассчитываются  по
                                                     1
тарифным схемам раздела 3 Прейскуранта N 10-01 по формуле (16):

       эи          гр               пор
      Д   = (К  x T   x К  x К   + T    x n  ) x n   , руб./состав,    (16)
       1      с    i     L    гр    i      ос     ваг

где   К   -  поправочный  коэффициент  для    собственных    (арендованных)
       с
вагонов.  К   для  собственных (арендованных) вагонов, кроме цистерн, равен
           с
0,85, для нефтебензиновых цистерн К  = 0,7;
                                   с
    К   - коэффициент, учитывающий род груза.
     гр
    Доходы  ОАО "РЖД" за предоставление услуг инфраструктуры ОАО "РЖД" (Д )
                                                                         2
рассчитываются  в  соответствии  с п. 2.17 Прейскуранта N 10-01 по тарифным
схемам:  110  -  112  -  для тепловозов,  113  -  115  -  для электровозов,
в зависимости от  классности  груза,  маршрутизации  перевозок,  количества
вагонов в составе поезда, по формуле:

                          гр    пор
             Д  = 2T  + (T   + T   ) x К   x n   , руб./состав,        (17)
              2     л     в     в       кл    ваг

где  2T   -  плата за пользование инфраструктурой в зависимости   от   вида
       л
тяги, руб. Определяется по тарифным схемам: 110 - для  тепловозов  и  113 -
для электровозов с учетом возврата локомотива;
     гр
    T    -  плата  за  пользование  инфраструктурой,  относимая на грузовой
     в
вагон,  руб.  Определяется по тарифным схемам: 111 - для тепловозов и 114 -
для электровозов;
     пор
    T     -  плата  за  пользование  инфраструктурой, относимая на порожний
     в
вагон,  руб.  Определяется по тарифным схемам: 112 - для тепловозов и 115 -
для электровозов.

Доходы ОАО "РЖД" от предоставления услуг инфраструктуры ОАО "РЖД" при перевозках экспортных и импортных грузов в международном сообщении через пограничные передаточные станции Российской Федерации поездными формированиями, состоящими из собственных (арендованных) локомотивов и вагонов, рассчитываются в соответствии с пунктом 3.2.14 Прейскуранта 10-01 (по формуле (16) с применением коэффициента: 0,8 - при использовании тепловозной тяги, 0,87 - при использовании электрической тяги).

Доходы ОАО "РЖД" рассчитываются отдельно по видам действующих тарифов: во внутреннем и международном сообщении через российские порты (раздел 2 Прейскуранта N 10-01) и через межгосударственные железнодорожные переходы (раздел 3).

Для правильного расчета тарифных поступлений по сравниваемым вариантам перевозок необходимо располагать данными об объемах перевозок и порожнем пробеге вагонов, одиночном следовании локомотивов по закрепленным в договоре аренды направлениям, родах грузов, типах и осности используемых вагонов и их количестве в составе, расстояниях перевозок. При перевозке в универсальных вагонах провозная плата по варианту 1 рассчитывается в зависимости от веса груза, но не менее минимальной расчетновесовой нормы, установленной в Тарифном руководстве N 1, часть 1.

Вес груза принимается для средних условий по отчетной статической нагрузке (форма ЦО - 29 "Отчет об использовании грузоподъемности вагонов при погрузке грузов") для родов грузов в зависимости от объемов и расстояний перевозок, содержащихся в развернутых планах железных дорог. Количество вагонов в составе с арендованным локомотивом при отсутствии данных целесообразно определять исходя из норм и длины поезда, установленных на закрепленных направлениях. Для случаев экспортно-импортных перевозок в поездных формированиях, не принадлежащих перевозчику по разделу 3 Прейскуранта N 10-01, длина состава не имеет значения. Коэффициент оплачиваемого одиночного пробега арендованного локомотива (при затруднениях с расчетом), исходя из неравнозначности поездопотоков в четном и нечетном направлении, принимается из действующей отчетности (форма ЦО - 4).

Для сопоставимости провозная плата по варианту 1 рассчитывается для условий перевозок отправительскими маршрутами. Если подача (уборка) вагонов на подъездные пути, а также маневровая работа на них выполняется по варианту 1 локомотивом ОАО "РЖД", а по варианту 2 - арендованным локомотивом, то учитывается соответствующая разница в доходах (более точно - потери прибыли, исчисляемые умножением суммы сборов от этих дополнительных операций на рентабельность).

    Оборот   состава   грузового   поезда  на  конкретном  участке  (Q    )
                                                                      сост
рассчитывается по формуле:

                      Q     = 2L    / V + t   , сут.,                  (18)
                       сост     лок        нко

где V - среднесуточная скорость доставки грузов, км/сут. Устанавливается в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденным Приказом МПС России от 18.06.2003 N 27;

    t     -  продолжительность  нахождения  вагонов  под начально-конечными
     нко
операциями, сут.;
    L        -   расстояние   перевозки   при   использовании  арендованных
     лок
локомотивов соответствующего вида тяги, км.
    Стоимость  расхода  топлива  (E   )  рассчитывается  по формуле (19) по
                                   топ
каждому направлению

                                                -4
              E    = b  x Q   x Ц    x L    x 10  , руб./сут.,         (19)
               топ    т    Бр    топ    лок

где  b   -  норма  расхода  топлива  для определенной  серии  тепловоза   в
      т
расчете  на  10  тыс.  тонно-километров брутто, установленная на конкретном
направлении, кг;
    Q   - вес поезда брутто отдельно в груженом и порожнем рейсе, т;
     Бр
    Ц     -  цена  за  1  тонну  топлива  на  тягу  поездов в депо приписки
     топ
локомотива на момент сдачи его в аренду, руб.

Полученные по формуле (14) ставки по направлениям устанавливаются на измеритель локомотиво-сутки для соответствующей серии локомотива. При этом сохраняется условие: в состав этой ставки не включаются затраты на содержание локомотивной бригады, что должно быть отмечено в договоре об аренде.

Необходимым условием является превышение значения ставки арендной платы, рассчитанной по формуле (14) по сравнению с величиной, определенной по формуле (13). При невыполнении этого условия величина арендной ставки принимается в соответствии с формулой (13).