МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДОКЛАД
О РЕЗУЛЬТАТАХ МОНИТОРИНГА ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЕННОГО
МИНИСТЕРСТВОМ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В 2016 ГОДУ
Раздел I. Итоги выполнения плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2016 год
Глава 1. Информация о результатах мониторинга правоприменения законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения в сфере перевозки пассажиров
В соответствии с пунктом 1 Плана мониторинга правоприменения в Министерстве внутренних дел Российской Федерации на 2016 год, утвержденного Министром внутренних дел Российской Федерации генералом полиции Российской Федерации В.А. Колокольцевым 21 декабря 2015 г. N 1/10752 <1>, в МВД России в пределах компетенции проведен мониторинг практики применения законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения в сфере перевозки пассажиров, в пределах действия Гражданского кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <2>, федеральных законов от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" <3>, постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", приказа Минтранса России от 15 января 2014 г. N 7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации" (зарегистрирован в Минюсте России 5 июня 2014 года, регистрационный N 32585) <4>, иных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
--------------------------------
<1> Далее - "План мониторинга правоприменения МВД России".
<2> Далее - "КоАП РФ".
<3> Далее - "Федеральный закон N 259-ФЗ".
<4> Далее - "приказ N 7".
Справочно: мониторинг правоприменения законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения в сфере перевозки пассажиров, проводился в соответствии с пунктом 7 плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2016 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. N 1664-р.
В качестве головного исполнителя по выполнению данной плановой позиции определен Минтранс России. В качестве соисполнителей - МВД России, Ространснадзор, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Поступившие материалы были проанализированы на предмет актуальности и целесообразности внесения изменений в федеральное законодательство Российской Федерации и нормативные правовые акты МВД России.
Изучение правоприменительной практики в указанной сфере осуществлялось с использованием имеющихся в МВД России материалов о результатах деятельности структурных подразделений (в том числе статистической информации).
Обобщенные данные о состоянии правоприменения оценивались в соответствии с методикой осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 г. N 694 <1>.
--------------------------------
<1> Далее - "Методика".
По результатам мониторинга установлено следующее.
В 2016 году МВД России была проведена работа по организации контроля за осуществлением перевозок пассажиров и грузов и техническим состоянием транспортных средств, находящихся в эксплуатации. Подразделениями системы МВД России с участием территориальных органов Ространснадзора и заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации проведено более 8 тысяч мероприятий по контролю в сфере перевозок пассажиров автомобильным транспортом, в ходе которых:
выявлено 150 несанкционированных мест прибытия-отправления автобусов, более 1,1 тысячи нелегальных перевозчиков;
рассмотрено 3,1 тысяча материалов, по которым в отношении 539 перевозчиков проведены проверки о наличии в их деятельности признаков преступлений;
возбуждено 26 уголовных дел по признакам незаконного предпринимательства, 500 уголовных дел по признакам оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности;
возбуждено более 1,1 тысячи дел об административных правонарушениях по фактам осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации по статье 14.1 КоАП РФ (при этом по фактам осуществления предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии в Ространснадзор направлено 618 материалов).
Принятие Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <2>, направленного на сферу регулярных пассажирских перевозок автобусами, положительно отразилось на динамике снижения тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий <1> при осуществлении данного вида перевозок. Так, количество погибших в ДТП по вине водителей автобусов, осуществляющих регулярные перевозки, сократилось на 13,3%.
--------------------------------
<2> Далее - "Федеральный закон N 220-ФЗ".
<1> Далее - "ДТП".
Вместе с этим отмечается рост ДТП, совершенных по вине водителей автобусов, перевозящих пассажиров для собственных или служебных нужд, на 63% и раненых в них на 55,4%. Следует отметить, что 40% таких происшествий совершены при перевозках пассажиров лицами, не имеющими статус хозяйствующего субъекта.
В то же время эффективность контрольно-надзорных мероприятий снижается в связи с отсутствием мер воздействия на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, осуществляющих пассажирские перевозки по заказам и для собственных нужд и не обеспечивающих необходимый уровень безопасности.
Причиной такого положения стала отмена в 2011 году института лицензирования перевозок пассажиров по заказу и для осуществления собственных нужд, предусматривающего предварительное изучение лицензиата с точки зрения наличия необходимой ремонтной базы, оборудованной стоянками для автобусов, создания условий для организации предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей, предрейсового контроля технического состояния транспортных средств и регулярного проведения его технического обслуживания, а также инструктажей водителей по безопасности дорожного движения и контроля соблюдения режима труда и отдыха водителей.
Вследствие отсутствия единообразных требований к перевозчикам появились тенденции к разрастанию рынка нелегальных пассажирских перевозок, появлению незаконной конкуренции на наиболее востребованных маршрутах между перевозчиками, оказывающими услуги по заказу и осуществляющими регулярные перевозки.
При этом осуществлению контроля препятствует отсутствие информации о начале перевозчиком предпринимательской деятельности по оказанию перевозочных услуг по заказу, а также заявлений и обращений граждан о нарушении их законных прав и интересов. Данные обстоятельства с учетом требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" затрудняют осуществление проверки хозяйственной деятельности перевозчиков.
МВД России поддерживает позицию Минтранса России о необходимости создания единых подходов к организации перевозочной деятельности и использованию лицензирования как инструмента их реализации. Так, во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 17 декабря 2016 г. N Пр-2480 об обеспечении до 1 февраля 2017 г. внесения в законодательство изменений, предусматривающих обязательное лицензирование деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по всем видам перевозок пассажиров автобусами, МВД России согласован проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек", разработанный Минтрансом России.
Также определенную проблему представляет незавершенность некоторыми субъектами Российской Федерации работы по приведению регионального законодательства в сфере транспортного обслуживания населения в соответствие с требованиями Федерального закона N 220-ФЗ, в том числе в части установления порядка согласования мест посадки и высадки пассажиров.
МВД России по результатам анализа законодательства в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом был издан приказ МВД России от 30 декабря 2016 г. N 941 "Об утверждении Порядка подачи уведомления об организованной перевозке группы детей автобусами" (зарегистрирован в Минюсте России 20 марта 2017 года, регистрационный N 46031).
В рамках проводимой работы по совершенствованию законодательства в сфере перевозок пассажиров МВД России рассмотрен проект федерального закона N 1144697-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающий дополнительные требования к организации заказных перевозок, путь следования которых совпадает с межмуниципальными маршрутами регулярных перевозок (находится на рассмотрении Комитета по транспорту и строительству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации).
По результатам анализа правоприменительной практики по показателю неполноты в правовом регулировании общественных отношений (подпункт "ж" пункта 8 Методики) выявлена необходимость внесения изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Совета министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 <1>.
--------------------------------
<1> Далее - "Правила дорожного движения".
Так, статьей 35 Федерального закона N 220-ФЗ установлена обязанность водителя иметь при себе "карту маршрута регулярных перевозок".
Пунктом 7 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. N 1177 <2>, предусмотрено требование, согласно которому руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, обеспечивает передачу водителю (водителям) копий документов, необходимых для организации перевозки.
--------------------------------
<2> Далее - "Правила организованной перевозки группы детей автобусами".
Однако нормативно не закреплена обязанность водителя иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки "карту маршрута регулярных перевозок", а также документы, предусмотренные Правилами организованной перевозки группы детей автобусами.
В целях устранения выявленных недостатков представляется целесообразным дополнить пункт 2.1.1 Правил дорожного движения положениями, предусматривающими обязанность водителя иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки "карту маршрута регулярных перевозок", а также документы, согласно Правилами организованной перевозки группы детей автобусами.
В связи с вышеизложенным полагаем целесообразным проработать с Минтрансом России вопрос о наделении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации полномочиями по проверке "карты маршрута регулярных перевозок", а также документов, предусмотренных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами.
По результатам анализа правоприменительной практики по показателю неполноты в правовом регулировании общественных отношений (подпункт "ж" пункта 8 Методики) выявлена необходимость внесения изменений в нормативные правовые акты Минтранса России.
В территориальные органы МВД России поступают жалобы граждан на неправомерные действия водителей пассажирского общественного транспорта, такие, как курение за рулем; пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук; общение с пассажирами в грубой форме; причинение телесных повреждений пассажирам в результате преждевременного закрытия входных дверей транспорта и т.д.
В целях повышения эффективности разрешения спорных ситуаций при обращении пассажиров с претензиями на действия водителя транспортного средства при посадке пассажиров в салон транспортного средства и выходе из него, а также фиксации фактов нарушений водителем транспортного средства Правил дорожного движения полагаем целесообразным пункт 62 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом N 7, дополнить положением, устанавливающим обязанность субъекта транспортной деятельности оснащать транспортное средство приборами видео- и аудиофиксации для регистрации происходящего в салоне транспортного средства с обзором дверей для входа и выхода пассажиров, а также рабочего места водителя.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона N 259-ФЗ оформление путевого листа на соответствующее транспортное средство является обязательным в случае осуществления перевозок пассажиров и багажа легковыми автомобилями.
Согласно пункту 9 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152 (зарегистрирован в Минюсте России 8 октября 2008 года, регистрационный N 12414) <1>, путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
--------------------------------
<1> Далее - "приказ N 152".
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны: обеспечивать техническое обслуживание и ремонт легковых такси, проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию, обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра.
Таким образом, в соответствии со статьей 12.31.1 КоАП РФ нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, граждан, юридических лиц.
В случае выявления данного правонарушения сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации необходимо идентифицировать юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, однако на практике информации об адресе регистрации недостаточно, так как по одному адресу может быть зарегистрировано несколько юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
В целях совершенствования механизмов контроля за исполнением требований законодательства о безопасности дорожного движения полагаем целесообразным подпункты 1 и 2 пункта 5 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом N 152, изложить в следующей редакции:
"1) для юридического лица - наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона, основной государственный регистрационный номер;
2) для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона, идентификационный номер налогоплательщика;".
При изучении информации по показателям, установленным в пункте 9 Методики, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, регулирующих указанные правоотношения, не выявлены.
Глава 2. Информация о результатах мониторинга правоприменения законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения в области архивного дела
В соответствии с пунктом 2 Плана мониторинга правоприменения МВД России в 2016 году в пределах компетенции проведен мониторинг практики применения законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения в области архивного дела в пределах действия Федерального закона от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" <1>, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
--------------------------------
<1> Далее - "Федеральный закон N 125-ФЗ".
Справочно: мониторинг правоприменения законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения в сфере архивного дела, проводился в соответствии с пунктом 2 плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2016 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. N 1664-р.
В качестве головного исполнителя по выполнению данной плановой позиции определено Минкультуры России. В качестве соисполнителей - Росархив, Минобрнауки России, Минкомсвязь России, Минстрой России, Роспатент, иные федеральные органы исполнительной власти (в рамках компетенции), высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Поступившие материалы были проанализированы на предмет актуальности и целесообразности внесения изменений в федеральное законодательство Российской Федерации и нормативные правовые акты МВД России.
Изучение правоприменительной практики в указанной сфере осуществлялось с использованием имеющихся в МВД России материалов о результатах деятельности структурных подразделений (в том числе статистической информации).
Обобщенные данные о состоянии правоприменения оценивались в соответствии с Методикой.
По результатам мониторинга установлено следующее.
В ходе проведения анализа правоприменительной практики по показателю наличия ошибок юридико-технического характера (подпункт "и" пункта 8 Методики) в сфере действия Федерального закона N 125-ФЗ выявлена необходимость корректировки его положений.
Так, в пункте 18 статьи 3 Федерального закона N 125-ФЗ дано определение понятия "владелец архивных документов". Однако в положениях данного Федерального закона наряду с этим термином используется термин "собственник" (статьи 6, 11, 12, 18, 21, 24 - 26 и 28), определение которого отсутствует в положениях Федерального закона N 125-ФЗ.
В целях устранения вышеуказанного недостатка полагаем целесообразным терминологию Федерального закона N 125-ФЗ привести к единообразию.
В ходе проведения анализа правоприменительной практики по показателю наличия ошибок юридико-технического характера (подпункт "и" пункта 8 Методики) выявлена необходимость внесения изменений в приказ МВД России 15 августа 2011 г. N 935 "Об организации архивной работы в системе МВД России". В связи с тем, что поступившие предложения не носят концептуального характера, они будут учтены и рассмотрены при переработке указанного приказа.
При изучении информации по показателям, установленным в пункте 9 Методики, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, регулирующих указанные правоотношения, не выявлены.
Глава 3. Информация о результатах мониторинга правоприменения законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения в сфере образования и науки
В соответствии с пунктом 3 Плана мониторинга правоприменения МВД России в 2016 году в пределах компетенции проведен мониторинг практики применения законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения в сфере образования и науки в пределах действия Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", иных федеральных законов, а также нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, принятых во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" <1>.
--------------------------------
<1> Далее - "Указ N 599".
Справочно: мониторинг правоприменения законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения в сфере образования и науки, проводился в соответствии с пунктом 3 плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2016 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. N 1664-р.
В качестве головного исполнителя по выполнению данной плановой позиции определено Минобрнауки России. В качестве соисполнителей - иные федеральные органы исполнительной власти (в рамках компетенции), высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Поступившие материалы были проанализированы на предмет актуальности и целесообразности внесения изменений в федеральное законодательство Российской Федерации и нормативные правовые акты МВД России.
Изучение правоприменительной практики в указанной сфере осуществлялось с использованием имеющихся в МВД России материалов о результатах деятельности структурных подразделений (в том числе статистической информации), поступивших заключений экспертов и сведений от образовательных и научных организаций системы МВД России.
Обобщенные данные о состоянии правоприменения оценивались в соответствии с Методикой.
В ходе проведения мониторинга правоприменения установлено отсутствие необходимости внесения изменений в действующее законодательство, а также ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие указанную сферу деятельности.
Во исполнение Указа N 599 в 2016 - 2017 гг. изданы .
В качестве головного исполнителя по выполнению данной плановой позиции определено Минобрнауки России. В качестве соисполнителей - иные федеральные органы исполнительной власти (в рамках компетенции), высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Поступившие материалы были проанализированы на предмет актуальности и целесообразности внесения изменений в федеральное законодательство Российской Федерации и нормативные правовые акты МВД России.
Изучение правоприменительной практики в указанной сфере осуществлялось с использованием имеющихся в МВД России материалов о результатах деятельности структурных подразделений (в том числе статистической информации), поступивших заключений экспертов и сведений от образовательных и научных организаций системы МВД России.
Обобщенные данные о состоянии правоприменения оценивались в соответствии с Методикой.
В ходе проведения мониторинга правоприменения установлено отсутствие необходимости внесения изменений в действующее законодательство, а также ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие указанную сферу деятельности.
Во исполнение Указа N 599 в 2016 - 2017 гг. изданы приказы МВД России:
от 3 августа 2016 г. N 447 "Об учреждении именных стипендий для обучающихся образовательных организаций, находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 29 августа 2016 года, регистрационный N 43458), который вступил в силу с 1 января 2017 года;
от 18 октября 2016 г. N 660 "Об утверждении Перечня дополнительных вступительных испытаний при приеме в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении МВД России" (зарегистрирован в Минюсте России 10 ноября 2016 года, регистрационный N 44290);
от 30 марта 2017 г. N 174 "Об утверждении Порядка предоставления обучающимся общеобразовательных организаций со специальными наименованиями "суворовское военное училище", "кадетский корпус", находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, права на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом" (зарегистрирован в Минюсте России 19 апреля 2017 года, регистрационный N 46435).
При изучении информации по показателям, установленным в пункте 9 Методики, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, регулирующих указанные правоотношения, не выявлены.
Раздел II. Итоги выполнения плана мониторинга правоприменения в Министерстве внутренних дел Российской Федерации на 2016 год
Глава 4. Информация о результатах мониторинга правоприменения нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и условия приема в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации
В соответствии с пунктом 4 Плана мониторинга правоприменения МВД России в 2016 году проведен мониторинг правоприменения нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и условия приема в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, в пределах действия приказа МВД России от 12 марта 2015 г. N 321 "Об утверждении Порядка и условий приема в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 3 апреля 2015 года, регистрационный N 36706) <1>.
--------------------------------
<1> Далее - "приказ N 321".
Поступившие материалы были проанализированы на предмет актуальности и целесообразности внесения изменений в нормативный правовой акт МВД России.
Изучение правоприменительной практики осуществлялось с использованием имеющихся материалов о результатах применения нормативных правовых актов МВД России в деятельности образовательных организаций МВД России.
Обобщенные данные о состоянии правоприменения оценивались в соответствии с Методикой.
По результатам анализа правоприменительной практики по показателю неполноты в правовом регулировании общественных отношений (подпункт "ж" пункта 8 Методики) выявлена необходимость дополнения Порядка подпунктом 46.8 следующего содержания: "Предоставление сведений о результатах ЕГЭ и его результатах (при наличии нескольких результатов ЕГЭ, срок действия которых не истек); копий документов, удостоверяющих личность (паспорт, действующий на момент сдачи ЕГЭ), в том числе с указанием, когда и кем выдан документ, место регистрации для проверки в базе ФИС ГИА и приема, а также на официальном информационном портале ЕГЭ.".
Выявленный недостаток был устранен путем издания приказа МВД России от 19 декабря 2016 г. N 852 "О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 16 января 2017 года, регистрационный N 45252).
В ходе проведения анализа правоприменительной практики приказа N 321 по показателю наличия ошибок юридико-технического характера (подпункт "и" пункта 8 Методики) установлено, что в пункт 6 Порядка и условий приема в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации <2>, утвержденного приказом N 321, не приведен в соответствие с пунктом 1 данного Порядка, предусматривающим подготовку научно-педагогических кадров в адъюнктуре.
--------------------------------
<2> Далее - "Порядок".
Устранение выявленной проблемы нормативно-правового регулирования возможно путем внесения соответствующих изменений в Порядок.
При изучении информации по показателям, установленным в пункте 9 Методики, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, регулирующих указанные правоотношения, не выявлены.
Глава 5. Информация о результатах мониторинга правоприменения нормативной правовой базы, регламентирующей порядок организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации
В соответствии с пунктом 5 Плана мониторинга правоприменения МВД России в 2016 году проведен мониторинг правоприменения нормативной правовой базы, регламентирующей порядок организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, в пределах действия приказа МВД России от 31 марта 2015 г. N 385 "Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 12 мая 2015 года, регистрационный N 37228) <1>.
--------------------------------
<1> Далее - "приказ N 385".
Поступившие материалы были проанализированы на предмет актуальности и целесообразности внесения изменений в нормативный правовой акт МВД России.
Изучение правоприменительной практики осуществлялось с использованием имеющихся материалов о результатах применения нормативных правовых актов МВД России в деятельности образовательных организаций системы МВД России.
Обобщенные данные о состоянии правоприменения оценивались в соответствии с Методикой.
В ходе проведения анализа правоприменительной практики приказа N 385 по показателю неполноты в правовом регулировании общественных отношений (подпункт "ж" пункта 8 Методики) выявлена необходимость корректировки указанного нормативного правового акта.
В пункте 46 приказа N 385 у образовательной организации системы МВД России отсутствует право исключать из числа слушателей образовательной организации МВД России, образовательного подразделения территориального органа МВД России сотрудников органов внутренних дел, не прибывших на итоговую аттестацию, поскольку указанным пунктом определены только два таких случая: в связи с завершением обучения и с досрочным прекращением командировки.
В то же время образовательные организации системы МВД России в соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обучают слушателей по образовательным программам с применением дистанционных образовательных технологий, при этом итоговую аттестацию проводят на своей базе.
Сотрудник органов внутренних дел, не прибывший на итоговую аттестацию, не может быть признан завершившим обучение либо находящимся в командировке.
В целях устранения выявленного недостатка представляется целесообразным дополнить пункт 46 положением, наделяющим образовательную организацию системы МВД России, образовательное подразделение территориального органа МВД России правом исключать из числа слушателей образовательной организации МВД России, образовательного подразделения территориального органа МВД России сотрудников органов внутренних дел, не прибывших на итоговую аттестацию.
Выявленный недостаток учтен в проекте приказа МВД России "Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации", подготовленном взамен приказа N 385 ДГСК МВД России, который в настоящее время находится на правовой экспертизе в ДПД МВД России.
При изучении информации по показателям, установленным в пункте 9 Методики, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, регулирующих указанные правоотношения, не выявлены.
Глава 6. Информация о результатах мониторинга правоприменения нормативной правовой базы, регламентирующей порядок организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных образовательных организациях со специальным наименованием "суворовское военное училище", находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации
В соответствии с пунктом 6 Плана мониторинга правоприменения МВД России в 2016 году проведен мониторинг правоприменения нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и условия организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных образовательных организациях со специальным наименованием "суворовское военное училище", находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации в пределах действия приказа МВД России от 15 июня 2015 г. N 682 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных образовательных организациях со специальным наименованием "суворовское военное училище", находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации" (зарегистрирован в Минюсте России 10 июля 2015 года, регистрационный N 37978).
Поступившие материалы были проанализированы на предмет актуальности и целесообразности внесения изменений в нормативный правовой акт МВД России.
Изучение правоприменительной практики осуществлялось с использованием имеющихся материалов о результатах применения нормативных правовых актов МВД России в деятельности образовательных организаций МВД России.
Обобщенные данные о состоянии правоприменения оценивались в соответствии с Методикой.
По результатам анализа правоприменительной практики и в целях устранения недостатков в правовом регулировании рассматриваемых правоотношений были изданы приказы МВД России от 19 декабря 2016 г. N 852 "О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 16 января 2017 года, регистрационный N 45252) и от 17 апреля 2017 г. N 212 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных образовательных организациях со специальным наименованием "суворовское военное училище", находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации, утвержденный приказом МВД России от 15 июня 2015 г. N 682" (зарегистрирован в Минюсте России 12 мая 2017 года, регистрационный N 46698).
При изучении информации по показателям, установленным в пункте 9 Методики, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, регулирующих указанные правоотношения, не выявлены.
Глава 7. Информация о результатах мониторинга правоприменения законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения в сфере определения гарантий статуса сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации при его оскорблении, насильственных действиях в отношении него либо угрозе насилия, посягательстве на его жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие его права в связи с исполнением служебных обязанностей
В соответствии с пунктом 7 Плана мониторинга правоприменения МВД России в 2016 году проведен мониторинг законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения в сфере определения гарантий статуса сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации при его оскорблении, насильственных действиях в отношении него либо угрозе насилия, посягательстве на его жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие его права в связи с исполнением служебных обязанностей в пределах действия федеральных законов от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации", от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", иных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и ведомственных нормативных правовых актов.
Поступившие материалы были проанализированы на предмет актуальности и целесообразности внесения изменений в законодательство Российской Федерации и нормативные правовые акты МВД России.
Изучение правоприменительной практики в указанной сфере осуществлялось с использованием имеющихся в МВД России материалов о результатах деятельности структурных подразделений (в том числе статистической информации).
Обобщенные данные о состоянии правоприменения оценивались в соответствии с Методикой.
По результатам анализа правоприменительной практики реализации законодательства Российской Федерации в сфере определения гарантий статуса сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, проведенного в соответствии с показателями, перечисленными в пункте 8 Методики, проблемных вопросов в указанной сфере, требующих принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации и МВД России, не выявлено.
Внесенные субъектами мониторинга предложения в большинстве случаев были отклонены, поскольку их реализация представлялась нецелесообразной.
Вместе с тем остается нерешенным вопрос, не подпадающий под показатели Методики и нуждающийся в проработке заинтересованными подразделениями МВД России: о дополнении части 2 статьи 20 "Возраст, с которого наступает уголовная ответственность" Уголовного кодекса Российской Федерации <1> словами "посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (статья 295), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (статья 317)".
--------------------------------
<1> Далее - "УК РФ".
Преступления, предусмотренные статьями 295 и 317 УК РФ, относятся к категории особо тяжких, а защита жизни и здоровья сотрудников правоохранительных органов является крайне актуальной.
При дифференциации возраста уголовной ответственности существенную роль играют и виды преступлений, совершаемых в подростковом возрасте. Перечисленные в части 2 статьи 20 УК РФ составы преступлений являются наиболее распространенными среди несовершеннолетних.
Основным критерием установления возраста наступления уголовной ответственности за совершение преступных деяний является возможность осознания в полной мере лицом фактического характера и общественной опасности своих действий (бездействия).
С учетом возрастных и психологических особенностей несовершеннолетних вопросы их уголовной ответственности требуют индивидуального подхода и проработки.
В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. N 1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" разъясняется, что правосудие в отношении несовершеннолетних правонарушителей должно быть направлено на то, чтобы применяемые к ним меры воздействия обеспечивали максимально индивидуальный подход к исследованию обстоятельств совершенного деяния и были соизмеримы как с особенностями их личности, так и с обстоятельствами совершенного деяния, способствовали предупреждению экстремистских противозаконных действий и преступлений среди несовершеннолетних, обеспечивали их ресоциализацию, а также защиту законных интересов потерпевших.
В связи с этим для определения обоснованности и целесообразности высказанного предложения полагаем необходимым изучить статистику о совершенных несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет преступлениях, предусмотренных статьями 295 и 317 УК РФ, принимая во внимание, что согласно подпункту "г" пункта 1 части 2 статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предварительное следствие по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, производится следователями Следственного комитета Российской Федерации.
При изучении информации по показателям, установленным в пункте 9 Методики, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, регулирующих указанные правоотношения, не выявлены.
Глава 8. Информация о результатах мониторинга правоприменения нормативной правовой базы, регламентирующей порядок осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам
В соответствии с пунктом 8 плана мониторинга правоприменения в МВД России на 2016 год проведен мониторинг правоприменения нормативной правовой базы, регламентирующей порядок осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам в пределах действия приказа МВД России от 18 июня 2012 г. N 590 "Об утверждении Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам" (зарегистрирован в Минюсте России 3 августа 2012 года, регистрационный N 25097).
Поступившие материалы были проанализированы на предмет актуальности и целесообразности внесения изменений в федеральное законодательство Российской Федерации и нормативные правовые акты МВД России.
Изучение правоприменительной практики в указанной сфере осуществлялось с использованием имеющихся материалов о результатах деятельности структурных подразделений (в том числе статистической информации).
Обобщенные данные о состоянии правоприменения оценивались в соответствии с Методикой.
По данным ФЭД МВД России, проблемных вопросов в правоприменении порядка осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, не выявлено.
Кроме того, с изданием Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 271-ФЗ "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" была реализована проблема предоставления права на медицинское обеспечение, санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых в медицинских организациях МВД России или Росгвардии до повторного вступления в брак вдовам (вдовцам) сотрудников, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел; умерших граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, до истечения одного года после их увольнения со службы в органах внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.
При изучении информации по показателям, установленным в пункте 9 Методики, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, регулирующих указанные правоотношения, не выявлены.
Глава 9. Информация о результатах мониторинга правоприменения нормативной правовой базы, регламентирующей правоотношения в области организации работы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации
В соответствии с пунктом 9 плана мониторинга правоприменения в МВД России на 2016 год проведен мониторинг правоприменения нормативной правовой базы, регламентирующей правоотношения в области организации работы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих внутренних войск МВД России, граждан, призванных на военные сборы во внутренние войска МВД России в пределах действия приказа МВД России от 9 октября 2012 г. N 924 "Об утверждении Инструкции об организации работы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих внутренних войск МВД России, граждан, призванных на военные сборы во внутренние войска МВД России" (зарегистрирован в Минюсте России 6 февраля 2013 года, регистрационный N 26880).
Поступившие материалы были проанализированы на предмет актуальности и целесообразности внесения изменений в нормативный правовой акт МВД России.
Изучение правоприменительной практики осуществлялось с использованием имеющихся в МВД России материалов о результатах деятельности структурных подразделений (в том числе статистической информации).
Обобщенные данные о состоянии правоприменения оценивались в соответствии с Методикой.
Анализ результатов правоприменительной практики выявил необходимость разработки нормативного правового акта МВД России в том числе в целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации".
ФЭД МВД России разработан проект приказа МВД России "О внесении изменений в приказ МВД России от 9 октября 2012 г. N 924 "Об утверждении Инструкции об организации работы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих внутренних войск МВД России, граждан, призванных на военные сборы во внутренние войска МВД России".
При изучении информации по показателям, установленным в пункте 9 Методики, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, регулирующих указанные правоотношения, не выявлены.