8. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА
8. Экологическое просвещение и работа с населением
Эколого-просветительская деятельность государственных природных заповедников и национальных парков даст ощутимый результат, если будет носить долговременный, целенаправленный, системный и комплексный характер, оказывать влияние как на интеллектуальную, так и на эмоциональную сферу личности человека, развивать соответствующие практические умения и навыки людей, а также строиться на хорошей методической и материальной базе.
Эколого-просветительская деятельность заповедников и национальных парков призвана, в первую очередь, формировать у широких слоев российского общества понимание современной роли особо охраняемых природных территорий в сохранении биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы, а также их места в социально-экономическом развитии регионов. Это должно обеспечить действенную общественную поддержку заповедников и национальных парков как объектов национального достояния.
Системная организация эколого-просветительской работы заповедников и национальных парков возможна при решении следующих задач:
- формирование научно-обоснованной базы для ведения эколого-просветительской работы на основе имеющихся научных, исторических и других архивных материалов, а также опыта и потенциала научных отделов заповедников и национальных парков;
- организация целенаправленной систематической работы со всеми основными группами населения в каждом конкретном регионе;
- организация работы с посетителями особо охраняемых природных территорий;
- обеспечение тесного сотрудничества с образовательными учреждениями, органами государственной власти и местного самоуправления, средствами массовой информации, другими заинтересованными организациями;
- содействие в профессиональной подготовке специалистов соответствующего профиля;
- участие в создании единого информационного пространства, обеспечивающего обмен эколого-просветительской информацией и опытом работы, как на российском, так и на международном уровне;
- совершенствование и повышение роли текущего и перспективного планирования в организации эколого-просветительской работы в каждом заповеднике и национальном парке;
- формирование в заповедниках необходимой организационной и материально-технической базы эколого-просветительской деятельности;
- постоянное развитие и укрепление методической базы для проведения эффективной эколого-просветительской работы на современном уровне: аккумулирование соответствующего отечественного и зарубежного опыта, а также разработка собственных методических материалов.
В сфере эколого-просветительской деятельности заповедников и национальных парков представляется необходимым:
1. Продолжить реализацию основных идей, изложенных в Концепции работы государственных природных заповедников и национальных парков Российской Федерации по экологическому просвещению населения, утвержденной Госкомэкологией России и Рослесхозом в 1998 году.
2. Внедрить практику проведения в каждом заповеднике и национальном парке до начала планирования эколого-просветительской деятельности оценки ее эффективности за предыдущий период, в том числе с привлечением независимых (внешних) экспертов.
3. Разработать пакеты просветительских программ, ориентированных на конкретные группы населения, с использованием всего спектра современных форм и методов эколого-просветительской работы.
4. Осуществлять в каждом заповеднике и национальном парке сбор и обобщение информации об истории, хозяйственных, культурных и духовных традициях местного населения для использования этой информации при планировании эколого-просветительской работы.
5. Обеспечить создание и функционирование самостоятельных отделов экологического просвещения во всех заповедниках и национальных парках.
6. Увеличить фактическую численность специалистов отделов экологического просвещения с учетом специфики каждого заповедника и национального парка.
7. Внести дополнение в действующее Положение о порядке выплаты ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет работникам заповедников и национальных парков, предусмотрев включение в исчисляемый стаж сотрудников отделов экологического просвещения время работы в образовательных, культурно-просветительских учреждениях и средствах массовой информации.
8. Повысить эффективность использования наработок и потенциала научных отделов в осуществлении эколого-просветительской деятельности и повышении профессиональной квалификации специалистов отделов экологического просвещения.
9. Расширить участие в эколого-просветительской деятельности заповедников и национальных парков работников службы охраны их территорий.
10. Продолжить практику проведения методических семинаров и курсов повышения квалификации для работников отделов экологического просвещения заповедников, в том числе под эгидой региональных ассоциаций заповедников и национальных парков.
11. Расширить практику зарубежных семинаров и стажировок для изучения работниками российских заповедников опыта экологического просвещения и работы с населением в зарубежных природных резерватах, а также стажировок в российских заповедниках и национальных парках, имеющих значительный опыт в различных направлениях эколого-просветительской деятельности.
12. Усилить взаимодействие в сфере эколого-просветительской деятельности между заповедниками, национальными парками и территориальными природоохранными органами.
13. Систематически информировать о результатах, возможностях и перспективах эколого-просветительской деятельности заповедников и национальных парков органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
14. Уделить особое внимание работе с электронными средствами массовой информации, в том числе с телевидением, приступить к координации этой деятельности на уровне федерального Центра.
15. Систематически проводить федеральные и региональные конкурсы для журналистов на лучшие статьи, передачи и фильмы о заповедниках и национальных парках.
16. Расширить практику самостоятельного издания заповедниками и национальными парками информационных бюллетеней, газет, приложений к региональным и местным периодическим изданиям, рассчитанных на различные слои населения, а также обеспечивать систематическое ведение заповедниками и национальными парками собственной рубрики в местной печати.
17. Расширять выпуск заповедниками и национальными парками буклетов, брошюр, плакатов, календарей и иной печатной продукции для распространения среди населения.
18. Усилить работу со школьниками как одно из ключевых направлений эколого-просветительской деятельности.
19. Ввести в практику оформление заповедниками и национальными парками своих информационных стендов в местах, посещаемых большим количеством людей (вокзалы, аэропорты, административные здания и др.).
20. Стремиться к формированию групп поддержки каждого заповедника и национального парка среди местного населения, в том числе с приданием этим группам определенного статуса (клубы и общества друзей заповедника и т.д.), всемерно содействовать активизации практической деятельности таких групп.
21. Шире привлекать местных жителей к участию в организуемых и проводимых заповедниками и национальными парками экологических акциях и иных мероприятиях природоохранной направленности.
22. Практиковать включение представителей региональных органов власти и местного самоуправления, иных региональных и муниципальных структур в состав научно-технических советов заповедников и национальных парков.
23. Выявлять отношение разных групп населения к каждому конкретному заповеднику или национальному парку, уровень понимания его роли в деле охраны природы и значимости для региона в целом, проводя соответствующие социологические исследования.
24. Расширять сотрудничество заповедников и национальных парков с неправительственными организациями, в том числе региональными, по вопросам развития эколого-просветительской деятельности и работы с населением.
25. Развивать институт волонтеров для работы в заповедниках и национальных парках.