4. Совершенствование законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях
4. Совершенствование законодательства Российской Федерации
об особо охраняемых природных территориях
За последние десять лет в Российской Федерации в целом сформировалась значительная правовая база, регулирующая отношения в сфере организации и функционирования государственных природных заповедников и национальных парков. В то же время ряд актуальных вопросов в данной сфере до сих не имеет достаточного юридического обеспечения, что существенно осложняет дальнейшее развитие заповедного дела в стране.
В сфере совершенствования законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях в части организации и функционирования государственных природных заповедников и национальных парков необходимо:
1. Внести изменения и дополнения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях", уточняющие вопросы:
- порядка образования и функционирования биосферных полигонов биосферных заповедников;
- регламентации режима особой охраны земельных участков, включенных в границы национальных парков без изъятия из хозяйственной эксплуатации;
- обеспечения регулируемого туризма и отдыха в национальных парках;
- документального оформления создания памятников природы;
- создания и функционирования охранных зон особо охраняемых природных территорий;
- резервирования земельных участков для создания особо охраняемых природных территорий;
- реорганизации, уточнения границ и ликвидации особо охраняемых природных территорий.
2. Привести в соответствие с федеральным законодательством законы субъектов Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
3. Внести соответствующие изменения и дополнения в лесное законодательство Российской Федерации, устанавливающие:
- допустимые виды рубок на биосферных полигонах биосферных заповедников;
- наделение национальных парков и государственных природных заповедников необходимыми для ведения в них лесного хозяйства полномочиями лесхозов федерального органа управления лесным хозяйством;
- особенности проведения лесоустройства в лесах заповедников и национальных парков;
- порядок утверждения объемов заготовки древесины при рубках промежуточного пользования на территориях национальных парков;
- освобождение заповедников и национальных парков от уплаты лесных податей.
4. Внести необходимые изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах в части освобождения государственных природных заповедников и национальных парков от уплаты налогов на прибыль и на добавленную стоимость.
5. Внести соответствующие изменения в законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях, ужесточающие административную ответственность за нарушения режима особо охраняемых природных территорий.
6. Определить в уголовном законодательстве понятие причинения значительного ущерба особо охраняемым природным территориям.
7. Внести дополнение в законодательство Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, наделяющее должностных лиц специализированных инспекций по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков правами органов дознания.
8. Инициировать периодическое проведение пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации по вопросам практики применения судами и Арбитражными Судами законодательства об особо охраняемых природных территориях.