15. Совершенствование государственного управления и повышение его эффективности

15. Совершенствование государственного управления
и повышение его эффективности

Реализация настоящих Основных направлений возможна только при наличии эффективного и высокопрофессионального государственного управления федеральной системой особо охраняемых природных территорий.

В сфере совершенствования государственного управления системой государственных природных заповедников, национальных парков и других особо охраняемых природных территорий необходимо:

1. Обеспечить создание и функционирование самостоятельного специализированного подразделения (далее - Служба особо охраняемых природных территорий) в структуре соответствующего специально уполномоченного федерального органа власти в области охраны окружающей среды.

2. Наделить вышеупомянутую Службу особо охраняемых природных территорий всеми функциями и полномочиями, необходимыми для эффективного управления системой государственных природных заповедников и национальных парков, включая право решения соответствующих финансовых и кадровых вопросов.

3. Обеспечить комплектование Службы особо охраняемых природных территорий высококвалифицированными специалистами, в том числе систематически привлекать для работы в ее штате лиц, имеющих значительный практический опыт работы в системе заповедников и национальных парков.

4. Сформировать сеть региональных (кустовых) отделений Службы особо охраняемых природных территорий.

5. Создать в системе соответствующего специально уполномоченного федерального органа власти в области охраны окружающей среды вспомогательное координационно-методическое подразделение - Государственный центр координации и организации научно-исследовательской, просветительской, туристической, учебной, проектно-изыскательской и информационно-аналитической деятельности, работающий под оперативным и методическим руководством Службы особо охраняемых природных территорий.

6. Сформировать при Службе Экспертный совет по заповедному делу для выработки решений по стратегическим вопросам деятельности всей федеральной системы особо охраняемых природных территорий и важным проблемам, касающимся отдельных заповедников и национальных парков, обеспечить постоянную работу Экспертного совета и его структурных подразделений.

7. Внедрить в практику работы Службы особо охраняемых природных территорий систему сбора, анализа, обобщения и распространения информации о состоянии подведомственных особо охраняемых природных территорий, особенностях и результатах природоохранной, научно-исследовательской, эколого-просветительской, рекреационной и финансово-хозяйственной деятельности заповедников и национальных парков.

8. Заключить соглашения между МПР России и ДВО РАН, УрО РАН и Минобразованием России об усилении взаимодействия в части государственного управления государственными природными заповедниками системы РАН и Минобразования России: Дальневосточным морским (Приморский край), "Кедровая падь" (Приморский край), Уссурийским (Приморский край), Ильменским (Челябинская область) и "Галичья гора" (Липецкая область).

9. Решить вопрос о передаче из Минсельхоза России в ведение МПР России следующих государственных природных заказников федерального значения: "Барсовый" (Приморский край), "Хехцирский" (Хабаровский край), "Хингано-Архаринский" (Амурская область), "Фролихинский" (Республика Бурятия), "Пуринский" (Таймырский автономный округ), Сочинский (Краснодарский край) с организацией управления ими через близлежащие государственные природные заповедники.

10. Внедрить методически единую обязательную систему разработки пятилетних планов управления для каждого государственного природного заповедника и национального парка, наладить контроль за исполнением этих планов.

11. Внедрить систему внешнего аудита для каждого заповедника и национального парка, проводимого по специально разработанной методике, в том числе с привлечением экспертов из других заповедников, национальных парков и профильных неправительственных организаций.

12. Обеспечить:

- наличие и бесперебойность работы электронной почты и доступа в сеть Интернет (в том числе - через спутники связи) в каждом государственном природном заповеднике и национальном парке;

- наличие и оперативное обновление собственного сайта в сети Интернет в каждом государственном природном заповеднике и национальном парке;

- создание и поддержание общефедерального сайта с информацией о системе особо охраняемых природных территорий России в целом.