14. Экономика и финансы

14. Экономика и финансы

Проведение политики в сфере экономики и финансов федеральной системы государственных природных заповедников и национальных парков основывается на следующих принципах:

- сохранении правового статуса управляющих органов государственных природных заповедников и национальных парков как федеральных государственных учреждений;

- определяющей роли федерального бюджета как источника финансирования основной деятельности заповедников и национальных парков;

- существенных возможностях дополнительного финансирования заповедников и национальных парков за счет средств региональных и местных бюджетов, а также грантов и иных ассигнований, выделяемых на безвозмездной основе;

- значительном потенциале заповедников и национальных парков в получении дополнительных источников финансирования за счет собственной деятельности в соответствии с действующим законодательством.

В рассматриваемой сфере представляется необходимым:

1. Пересмотреть базовые показатели бюджетного финансирования (затраты на содержание, капитальные вложения, средства НИОКР) государственных природных заповедников и национальных парков и довести их до уровня, обеспечивающего эффективное устойчивое выполнение стоящих перед ними задач.

2. Уделять особое внимание вопросам ежегодного выделения государственным природным заповедникам и национальных паркам бюджетных инвестиций (капитальных вложений).

3. Разработать и внедрить объективные критерии расчета реальных финансовых потребностей конкретных государственных природных заповедников и национальных парков с учетом их природоохранного потенциала, географических, социальных и исторических особенностей.

4. Осуществлять планирование и выделение заповедникам и национальным паркам бюджетных ассигнований на их содержание и капитальных вложений, руководствуясь утвержденными краткосрочными планами управления этими учреждениями.

5. Шире использовать возможности дополнительного финансирования основной деятельности государственных природных заповедников и национальных парков за счет целевых бюджетных ассигнований, выделяемых:

- на охрану лесов от пожаров,

- на финансирование иных природоохранных мероприятий;

- на финансирование отдельных федеральных целевых программ и подпрограмм соответствующей направленности.

6. Расширить систему налоговых льгот, предоставляемых государственным природным заповедникам и национальным паркам на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

7. Ввести систему налоговых льгот для собственников, владельцев и пользователей земельных участков, включенных в границы национальных парков без изъятия из хозяйственной эксплуатации.

8. Развивать и обеспечивать возможности привлечения средств бюджетов и внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для дополнительного финансирования государственных природных заповедников и национальных парков, в этих целях расширять практику заключения специальных соглашений соответствующего федерального органа исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

9. Развивать, обобщать, распространять и шире использовать позитивный опыт получения государственными природными заповедниками и национальными парками собственных средств, в том числе за счет оказания платных услуг, систематически готовить и издавать соответствующие методические пособия.

10. Реструктурировать собственную деятельность национальных парков таким образом, чтобы основным источником поступления собственных средств стали доходы от деятельности, связанной с развитием туризма и рекреации.

11. Совершенствовать систему арендных отношений в национальных парках в контексте как повышения их экономической привлекательности для потенциальных инвесторов, так и роста соответствующих доходов национальных парков.

12. Разработать и реализовать комплекс мер по поддержке и стимулированию развития малого бизнеса в сфере организации туризма и рекреации на особо охраняемых природных территориях.

13. Решить вопрос о предоставлении права государственным природным заповедникам и национальным паркам направлять на содержание этих учреждений и укрепление их материально-технической базы средства, полученные от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении заповедников и национальных парков.

14. Расширять участие государственных природных заповедников и национальных парков в реализации некоммерческих природоохранных проектов, финансируемых зарубежными донорами.

15. Развивать практику получения государственными природными заповедниками и национальными парками безвозмездной финансовой помощи со стороны российских коммерческих структур, в том числе путем создания и развития целевых благотворительных фондов на региональном и общероссийском уровнях.

16. Обеспечивать государственные природные заповедники и национальные парки нормативно-методическими материалами в области бухгалтерского учета, финансового и налогового права, включая ежегодную подписку на периодические издания и доступ к соответствующим электронным базам данных.

17. Осуществить комплекс мер по формированию режима экономии финансовых ресурсов в государственных природных заповедниках и национальных парках (оптимизация штатов, сокращение машинно-тракторного парка, переход на более дешевые и экономичные виды топлива, использование техники с более экономичными двигателями, ужесточение регламентации использования автомототранспортных средств, принятие мер по экономии электроэнергии и др.).