3. Психологическая помощь участникам образовательного процесса

3. Психологическая помощь участникам образовательного процесса

Психологическая помощь участникам образовательного процесса оказывается педагогами-психологами образовательных учреждений, образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-медико-педагогическими комиссиями, научными организациями, подразделениями образовательных учреждений высшего профессионального образования, учебно-методическими кабинетами и центрами органов, осуществляющих управление в сфере образования, и другими учреждениями, которые составляют службу практической психологии в системе образования (далее - Служба).

Решение сложных и важных задач, стоящих перед системой образования в целом и перед Службой в частности, обеспечивается благодаря наличию таких ресурсов, как:

уровень развития отечественной психологической науки;

сложившаяся система подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов-психологов;

мощный кадровый потенциал и уровень подготовки специалистов (согласно статистическим данным, в настоящее время в системе образования работает около 64 тысяч педагогов-психологов, более 60-ти процентов из которых имеют первую и высшую квалификационные категории);

материально-техническое оснащение ППМС-центров и кабинетов педагогов-психологов образовательных учреждений;

наличие программно-методического и информационного обеспечения деятельности специалистов Службы.

В настоящее время разработаны вариативные и инновационные модели психологического обеспечения образования, сформирована инфраструктура Службы.

В 62 субъектах Российской Федерации приняты положения о Службах, определены региональная модель и организационно-функциональная структура, утверждены нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность педагога-психолога образовательных учреждений, созданы координационные и научно-методические советы Службы.

В органах, осуществляющих управление в сфере образования, 79 субъектов Российской Федерации и 60 процентов муниципальных образований назначены ответственные за деятельность Службы, определена сфера их компетенции. В региональные программы развития образования многих субъектов Российской Федерации включены подпрограммы по вопросам развития Службы, психологического обеспечения системы образования.

В Москве, Ямало-Ненецком автономном округе, Красноярском, Краснодарском, Хабаровском краях, Калининградской, Курганской, Новгородской, Новосибирской, Оренбургской, Орловской, Пермской, Ростовской, Самарской, Смоленской, Тюменской, Челябинской, Ярославской областях и многих других созданы уникальные организационно-функциональные модели Службы как в условиях города, так и сельской местности с учетом этно-национальных и социально-экономических особенностей региона.

Важное место в системе образования занимают образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры).

Сегодня это более 700 ППМС-центров, ежегодно оказывающих комплексную многопрофильную помощь более чем 2 млн. детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, их родителям (законным представителям). Как показывает практика, с каждым годом возрастает роль образовательных учреждений данного типа в организации коррекционно-развивающей среды, психопрофилактической работы с обучающимися, воспитанниками в других образовательных учреждениях различных типов и видов, а также психолого-педагогического сопровождения личностного, социального и профессионального самоопределения молодежи.

В настоящее время перспективы развития Службы определяются новыми задачами системы образования, сформулированными в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. N Пр-271.

Введение единого государственного экзамена, предпрофильного и профильного обучения, информатизация образования предопределяют особую роль этой Службы в оценке результатов и последствий широкомасштабных экспериментов и инновационных образовательных проектов в системе образования.

Важнейшим направлением исследований и разработок в области научной и практической психологии является проблема психологической безопасности и оказания психологической помощи в экстремальных ситуациях.