Приложение 3. ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ, В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И СНИЖЕНИЮ РИСКОВ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19

Приложение N 3
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 19 марта 2020 г. N 198н

ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ
МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ, В ЦЕЛЯХ
РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И СНИЖЕНИЮ РИСКОВ
РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19

1. Руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья:

1.1. Определяют медицинские организации (структурные подразделения медицинских организаций), в том числе перепрофилированные или дополнительно создаваемые структурные подразделения медицинских и иных организаций (за исключением структурных подразделений медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с онкологическими и онкогематологическими заболеваниями, а также находящимся на заместительной почечной терапии), оказывающие первичную медико-санитарную помощь пациентам с симптомами острых респираторных вирусных инфекций (далее - ОРВИ), внебольничной пневмонии, гриппа, новой коронавирусной инфекции COVID-19, обеспечив готовность указанных медицинских организаций к оказанию им медицинской помощи, отбору биологического материала для исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, в ежедневном режиме работы.

1.2. Утверждают схемы маршрутизации пациентов в медицинские организации, в том числе перепрофилированные или дополнительно создаваемые структурные подразделения медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, указанные в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего Временного порядка.

1.3. Организовывают работу медицинских организаций с приоритетом оказания первичной медико-санитарной помощи на дому пациентам с симптомами ОРВИ, внебольничной пневмонии, гриппа, новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также пациентам из группы риска, указанных в подпункте "а" пункта 8 приложения N 12 к настоящему приказу (далее - пациенты из группы риска).

1.4. Обеспечивают контроль приема медицинскими организациями пациентов с симптомами ОРВИ: несовершеннолетних - в приемно-смотровых боксах и фильтр-боксах; взрослых - в отдельно выделенных кабинетах, расположенных около дополнительного входа.

1.5. Организовывают мониторинг обращений пациентов с симптомами ОРВИ (среднетяжелого или тяжелого течения), внебольничной пневмонии и гриппа за медицинской помощью, вызовов скорой медицинской помощи, а также учет количества указанных пациентов, выписанных после оказания медицинской помощи в стационарных условиях.

1.6. Обеспечивают оперативную связь медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, по вопросам оказания медицинской помощи пациентам с подозрением либо подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 с врачами-специалистами медицинских организаций второго и третьего уровня, главными внештатными врачами-специалистами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

1.7. Организовывают обеспечение медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, пульсоксиметрами.

1.8. Осуществляют контроль за проведением в медицинских организациях противоэпидемических мероприятий при выявлении подозрения на новую коронавирусную инфекцию COVID-19.

1.9. Утратил силу. - Пункт 8 данного Приказа.

1.10. Приостанавливают оказание первичной медико-санитарной помощи в плановой форме в амбулаторных условиях, включая проведение профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, в том числе углубленной диспансеризации (за исключением медицинской помощи при онкологических и онкогематологических заболеваниях, требующих непрерывного лечения, а также за исключением проведения заместительной почечной терапии, выдачи лекарственных препаратов в рамках дополнительного лекарственного обеспечения, проведения исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, выдачи направлений на оказание высокотехнологичной медицинской помощи и санаторно-курортное лечение) со дня установления решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 и до дня их отмены.

1.11. Осуществляют контроль за выдачей направлений на госпитализацию для оказания специализированной медицинской помощи в плановой форме лечащим врачом медицинской организации, выбранной гражданином для оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, со дня установления решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 и до дня их отмены.

1.12. Организовывают выполнение лабораторного исследования на COVID-19 в срок не более 48 часов с момента поступления биологического материала в лабораторию до получения его результата лицом, в отношении которого проведено соответствующее исследование.

1.13. Осуществляют контроль за определением руководителями медицинских организаций, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего Временного порядка, структурных подразделений медицинской организации и должностей медицинских работников в указанных структурных подразделениях медицинской организации, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19.

1.14. Организовывают оснащение медицинских организаций, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего Временного порядка, транспортом, в том числе немедицинским, с целью доставки медицинских работников к пациентам с симптомами ОРВИ, внебольничной пневмонии, гриппа и новой коронавирусной инфекции COVID-19 для оказания им медицинской помощи и к пациентам из группы риска для осуществления диспансерного приема (осмотра, консультации) на дому, а также доставки лекарственных препаратов и перевозки биологических материалов для лабораторных исследований.

1.15. Организовывают обеспечение медицинских организаций, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего Временного порядка, лекарственными препаратами для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.

1.16. Обеспечивают оказание в полном объеме в амбулаторных условиях медицинской помощи пациентам с онкологическими и онкогематологическими заболеваниями, а также находящимся на заместительной почечной терапии.

2. Руководители медицинских организаций, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего Временного порядка, обеспечивают:

2.1. Наличие запаса расходных материалов для отбора биологического материала для проведения лабораторных исследований, дезинфицирующих средств, медицинских изделий, включая пульсоксиметры, и средств индивидуальной защиты (очки, одноразовые перчатки, респиратор соответствующего класса защиты, противочумный костюм 1 типа или одноразовый халат, бахилы).

2.2. Информирование медицинских работников по вопросам профилактики, диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также сбора эпидемиологического анамнеза и действий в очаге новой коронавирусной инфекции COVID-19.

2.3. Наличие медицинских работников для оказания первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, в том числе дистанционным способом, на дому, пациентам с симптомами ОРВИ, внебольничной пневмонии, гриппа и новой коронавирусной инфекции COVID-19 и осуществления отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19 (допускается привлечение лиц, не имеющих медицинского образования, при осуществлении отбора и транспортировки биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19 после прохождения обучения на рабочем месте с трудоустройством на должности младшего медицинского персонала).

2.4. Допуск к оказанию первичной медико-санитарной помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 или подозрением на нее:

врачей-специалистов после прохождения обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов) с трудоустройством на должности врачей-специалистов, не предусмотренные сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста, и осуществлением медицинской деятельности под контролем профильного заведующего отделением - врача-специалиста, профильного врача-специалиста;

лиц, обучающихся по программам высшего медицинского образования (уровень ординатуры) по одной из специальностей укрупненной группы специальностей "Клиническая медицина" <1>, после прохождения обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов) с трудоустройством на должность врача-стажера и осуществлением медицинской деятельности под контролем профильного заведующего отделением - врача-специалиста, профильного врача-специалиста;

--------------------------------

<1> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2013 г., регистрационный N 30163) с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 г. N 63 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 г. N 1033 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 сентября 2014 г., регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 г. N 1313 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2014 г., регистрационный N 34691), от 25 марта 2015 г. N 270 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2015 г., регистрационный N 36994), от 1 октября 2015 г. N 1080 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 октября 2015 г., регистрационный N 39355), от 1 декабря 2016 г. N 1508 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 декабря 2016 г., регистрационный N 44807), от 10 апреля 2017 г. N 320 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 мая 2017 г., регистрационный N 46662), от 11 апреля 2017 г. N 328 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июня 2017 г., регистрационный N 47167), от 23 марта 2018 г. N 210 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 апреля 2018 г., регистрационный N 50727) и от 30 августа 2019 г. N 664 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 сентября 2019 г., регистрационный N 56026).

лиц, имеющих высшее медицинское образование, полученное на территории Российской Федерации, не работавших по своей специальности более пяти лет, в соответствии с ранее полученной специальностью, после прохождения обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов) с трудоустройством на должность врача-стажера и осуществлением медицинской деятельности под контролем профильного заведующего отделением - врача-специалиста, профильного врача-специалиста;

лиц с высшим медицинским образованием, а также лиц, освоивших образовательную программу высшего медицинского образования в объеме трех курсов и более (по специальности "Сестринское дело" в объеме двух курсов и более), без сдачи экзамена по допуску к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала, предусмотренного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 419н "Об утверждении Порядка допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 27 июля 2016 г., регистрационный N 42977), после прохождения обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов) с трудоустройством на должности среднего медицинского персонала и осуществлением медицинской деятельности под контролем специалиста со средним медицинским образованием, имеющего сертификат специалиста и соответствующего квалификационным требованиям <2>;

--------------------------------

<2> Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 февраля 2016 г. N 83н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2016 г., регистрационный N 41337).

лиц со средним медицинским образованием по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста, а также лиц, обучающихся на выпускных курсах по программам среднего профессионального образования по одной из специальностей укрупненных групп специальностей "Клиническая медицина" и "Сестринское дело" <3>, после прохождения обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов) с трудоустройством на должности среднего медицинского персонала и осуществлением медицинской деятельности под контролем специалиста со средним медицинским образованием, имеющего сертификат специалиста и соответствующего квалификационным требованиям;

--------------------------------

<3> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30861) с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный N 32461), от 18 ноября 2015 г. N 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный N 39955) и от 25 ноября 2016 г. N 1477 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2016 г., регистрационный N 44662), и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 декабря 2019 г. N 655 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 февраля 2020 г., регистрационный N 57581).

лиц, имеющих среднее медицинское образование, полученное на территории Российской Федерации, не работавших по своей специальности более пяти лет, в соответствии с ранее полученной специальностью, после прохождения обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов) с трудоустройством на должность специалиста со средним медицинским образованием и осуществлением медицинской деятельности под контролем специалиста со средним медицинским образованием, имеющего сертификат специалиста и соответствующего квалификационным требованиям.

2.5. Госпитализацию пациентов с ОРВИ среднетяжелого или тяжелого течения, тяжелыми и (или) осложненными формами гриппа и внебольничной пневмонией.

2.6. Проведение в медицинской организации противоэпидемических мероприятий при выявлении подозрения на новую коронавирусную инфекцию COVID-19.

2.7. Прием пациентов с симптомами ОРВИ: несовершеннолетних - в приемно-смотровых боксах и фильтр-боксах; взрослых - в отдельно выделенных кабинетах, расположенных около дополнительного входа.

2.8. Соблюдение температурного режима, режима проветривания, текущей и заключительной дезинфекции в медицинской организации, использование работниками медицинской организации средств индивидуальной защиты.

2.9. Проведение обеззараживания воздуха в помещениях с использованием бактерицидных облучателей и (или) других устройств для обеззараживания воздуха.

2.10. Контроль концентрации дезинфицирующих средств в рабочих растворах.

2.11. Увеличение кратности дезинфекционных обработок помещений медицинской организации.

2.12. Передачу биологического материала для исследования на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19 в лаборатории медицинских организаций, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение на работу с микроорганизмами III - IV групп патогенности, с оформлением акта приема-передачи.

2.13. Получение результата лабораторного исследования на COVID-19 в срок не более 48 часов с момента поступления биологического материала в лабораторию до получения его результата лицом, в отношении которого проведено соответствующее исследование.

2.14. Внесение медицинскими работниками в бланк направления на лабораторное исследование диагноза "пневмония" при направлении биологического материала пациентов с внебольничной пневмонией для диагностики новой коронавирусной инфекции COVID-19.

2.15. Системную работу по информированию населения о рисках новой коронавирусной инфекции COVID-19, мерах индивидуальной профилактики, обращая особое внимание на необходимость своевременного обращения за медицинской помощью при появлении первых симптомов респираторных заболеваний.

2.16. Оказание медицинской помощи пациентам с симптомами ОРВИ, внебольничной пневмонии, гриппа и новой коронавирусной инфекции COVID-19 в амбулаторных условиях (на дому).

2.17. Учет сведений о пациентах из группы риска, выбравших медицинскую организацию для оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.18. Оформление рецептов на лекарственные препараты, в том числе в форме электронного документа, а в случае применения дистанционных технологий - назначение лекарственных препаратов, доставку лекарственных препаратов на дом гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой, а также возможность доставки лекарственных препаратов пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, получающих лечение в амбулаторных условиях, на дом или их выдачу в структурном подразделении медицинской организации при проведении обследования пациента в амбулаторных условиях.

2.19. Утратил силу. - Пункт 8 данного Приказа.

2.20. Возможность при наличии решения субъекта Российской Федерации сбора сведений на основании самонаблюдения пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, включенных в информационный ресурс учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 373 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 14, ст. 2127; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 26 января 2022 г.; N 0001202201260025) (далее - Временные правила), за состоянием своего здоровья посредством Единого портала.

2.21. Предоставление информации о пациентах с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и контактировавших с ними лицах (со слов пациента) в информационный ресурс учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 в соответствии с Временными правилами.

2.22. Выдачу направления на госпитализацию для оказания специализированной медицинской помощи в плановой форме гражданам, выбравшим данную медицинскую организацию для оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, со дня установления решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 и до дня их отмены.

2.23. Соблюдение мер профилактики заражения работников медицинской организации, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19, ОРВИ, внебольничной пневмонии и гриппа.

2.24. Определение структурных подразделений медицинской организации, в том числе перепрофилированных или дополнительно создаваемых структурных подразделений медицинских и иных организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и должностей медицинских и немедицинских работников в указанных структурных подразделениях, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19 в ежедневном режиме работы, утверждение графика дежурств медицинских работников для приема пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 или подозрением на нее.

2.25. Рассмотрение возможности переноса сроков оказания медицинской помощи в плановой форме.

2.26. Использование транспорта, в том числе немедицинского, с целью доставки медицинских работников к пациентам с симптомами ОРВИ, внебольничной пневмонии, гриппа и новой коронавирусной инфекции COVID-19 для оказания им медицинской помощи и к пациентам из группы риска для осуществления диспансерного приема (осмотра, консультации) на дому, а также доставки лекарственных препаратов и перевозки биологических материалов для лабораторных исследований.

2.27. Утратил силу. - Пункт 8 данного Приказа.

3. С целью проведения вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19 для проведения осмотра пациентов перед вакцинацией обеспечить допуск лиц с высшим медицинским образованием по специальностям "Педиатрия" и "Стоматология" без прохождения аккредитации специалиста после обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов) с трудоустройством на должности врачей-стажеров по специальностям, не предусмотренным документами об образовании, и осуществлением медицинской деятельности под контролем заведующего отделением - профильного врача-специалиста, профильного врача-специалиста.

4. Рекомендуемые нормативы числа вызовов (выездов) к пациентам на амбулаторном этапе лечения на 100 пациентов, находящихся в состоянии средней тяжести, необходимых для этого медицинских работников и транспортных средств приведены в приложении к настоящему Временному порядку.