Приложение 18. ВРЕМЕННЫЙ РЕГЛАМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ И ОКАЗАНИЯ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ГРАЖДАНАМ С ПОДТВЕРЖДЕННЫМ ДИАГНОЗОМ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19, А ТАКЖЕ С ПРИЗНАКАМИ ИЛИ ПОДТВЕРЖДЕННЫМ ДИАГНОЗОМ ВНЕБОЛЬНИЧНОЙ ПНЕВМОНИИ, ОСТРОЙ РЕСПИРАТОРНОЙ ВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ, ГРИППА, ПОЛУЧАЮЩИХ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ (НА ДОМУ)

Приложение N 18
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 19 марта 2020 г. N 198н

ВРЕМЕННЫЙ РЕГЛАМЕНТ
ОРГАНИЗАЦИИ И ОКАЗАНИЯ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ
ПОМОЩИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ГРАЖДАНАМ
С ПОДТВЕРЖДЕННЫМ ДИАГНОЗОМ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ
COVID-19, А ТАКЖЕ С ПРИЗНАКАМИ ИЛИ ПОДТВЕРЖДЕННЫМ ДИАГНОЗОМ
ВНЕБОЛЬНИЧНОЙ ПНЕВМОНИИ, ОСТРОЙ РЕСПИРАТОРНОЙ ВИРУСНОЙ
ИНФЕКЦИЕЙ, ГРИППА, ПОЛУЧАЮЩИХ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ
В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ (НА ДОМУ)

1. Настоящий Временный регламент определяет правила применения телемедицинских технологий при организации и оказании медицинской помощи гражданам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19, состояние которых позволяет наблюдаться на дому, а также гражданам с признаками или подтвержденным диагнозом внебольничных пневмоний, острыми респираторными вирусными инфекциями, гриппа (далее - пациенты).

2. В целях организации медицинской помощи с применением телемедицинских технологий руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководители медицинских организаций и их структурных подразделений:

2.1. Обеспечивают оперативное оказание консультативной медицинской помощи пациентам с применением телемедицинских технологий в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья <1> с учетом требований, установленных настоящим Временным регламентом.

--------------------------------

<1> Часть 1 статьи 36.2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2011, N 48, ст. 6724; 2018, N 53, ст. 8415) (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).

2.2. Определяют медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь дистанционным способом, в том числе с применением телемедицинских технологий, а также обеспечивают создание структурных подразделений медицинских организаций - дистанционный консультативный центр по вопросам новой коронавирусной инфекции (далее - ДКЦ) или создание единого консультационного центра субъекта Российской Федерации, с целью осуществления дистанционного взаимодействия с пациентами с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19, состояние которых позволяет наблюдаться на дому, а также пациентами с признаками или подтвержденным диагнозом острой респираторной вирусной инфекции, гриппа (далее - единый консультационный центр) с целью осуществления дистанционного взаимодействия медицинских работников с пациентами в ходе наблюдения и лечения.

2.3. Обеспечивают готовность медицинских организаций к дистанционному взаимодействию медицинских работников с пациентами, в том числе необходимое помещение, средства связи и оборудование для проведения консультаций (консилиумов врачей), а также обучение медицинских и иных работников в части применения телемедицинских технологий.

2.4. Осуществляют сбор, обработку и анализ полученных статистических данных об оказании консультативной медицинской помощи пациентам с применением телемедицинских технологий.

2.5. Обеспечивают формирование реестров счетов на медицинские услуги, оказанные с применением телемедицинских технологий.

2.6. Обеспечивают при наличии технической возможности применение современных информационных технологий и информационных систем в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, в том числе применение технологии искусственного интеллекта (включая диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19, основанную на анализе изображений, обработку естественного языка и распознавание речи, интеллектуальную поддержку принятия решений) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 41, ст. 5700).

2.7. Организуют допуск к оказанию консультативной медицинской помощи, обеспечивающей дистанционное взаимодействие медицинских работников с пациентами, в том числе:

лиц с высшим медицинским образованием, лиц, освоивших образовательную программу высшего медицинского образования в объеме трех курсов и более по специальностям одной из укрупненных групп специальностей "Клиническая медицина", "Наука о здоровье и профилактическая медицина" (по специальности "Сестринское дело" в объеме двух курсов и более), без сдачи экзамена по допуску к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала, предусмотренного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 419н "Об утверждении Порядка допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июля 2016 г., регистрационный N 42977), а также лиц, обучающихся на выпускных курсах по программам среднего профессионального образования по одной из специальностей укрупненных групп специальностей "Клиническая медицина", после прохождения обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов) с трудоустройством на должность медицинского регистратора и осуществлением медицинской деятельности под контролем медицинского работника со средним профессиональным образованием, имеющего сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста.

3. Медицинские организации оказывают медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ), а также единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее - Единая система), государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации, медицинских информационных систем медицинской организации, иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг (далее - иные информационные системы).

4. Дистанционное взаимодействие медицинских работников с пациентами и (или) их законными представителями при организации и оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий осуществляется в целях:

4.1. Сбора и анализа жалоб пациента, данных анамнеза при первичном обращении в ДКЦ или единый консультационный центр.

4.2. Оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий.

4.3. Принятия решения о необходимости проведения очного приема врача (осмотра, консультации).

4.4. Дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента и оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий.

4.5. Назначения лечения и коррекции ранее назначенного лечения. Оформления рецептов на лекарственные препараты, в том числе в форме электронного документа, а в случае применения дистанционных технологий - назначения лекарственных препаратов.

4.6. Назначения необходимых обследований, выдачи справки (медицинского заключения) в форме электронного документа с последующим направлением пациенту медицинских документов посредством ЕПГУ.

4.7. Утратил силу. - Пункт 8 данного Приказа.

5. Оказание консультативной медицинской помощи с применением телемедицинских технологий осуществляется непосредственно медицинскими организациями и (или) единым консультационным центром.

6. Телемедицинские технологии применяются при оказании консультативной медицинской помощи пациентам в экстренной (в том числе для определения показаний для вызова бригады скорой медицинской помощи), неотложной или плановой форме.

7. Медицинский работник в ходе дистанционной, в том числе телемедицинской консультации пациентов:

7.1. Производит идентификацию пациента в системе.

7.2. Осуществляет сбор анамнеза.

7.3. Осуществляет сбор жалоб.

7.3.1. Устанавливает диагноз новой коронавирусной инфекции COVID-19, в том числе при наличии положительного результата лабораторного исследования на наличие возбудителя новой коронавирусной инфекции COVID-19 методом полимеразной цепной реакции или на наличие антигена возбудителя новой коронавирусной инфекции (COVID-19), проведенных с использованием медицинских изделий, зарегистрированных в Российской Федерации, предварительный диагноз внебольничной пневмонии, острой респираторной вирусной инфекции, гриппа, оценивает состояние пациента, степень тяжести заболевания для определения возможности наблюдения пациента на дому.

7.3.2. Назначает необходимые исследования, выдает справки (медицинские заключения) в форме электронных документов.

7.3.3. Назначает лечение, корректирует ранее назначенное лечение.

7.4. Формирует рецепт на лекарственный препарат, в том числе в форме электронного документа, а в случае применения дистанционных технологий - назначает лекарственные препараты.

7.4.1. Утратил силу. - Пункт 8 данного Приказа.

7.5. Принимает решение о маршрутизации пациента (при необходимости).

7.6. Заполняет электронную медицинскую карту пациента.

8. Медицинские организации, уполномоченные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, и (или) единый консультационный центр обеспечивают пациентам проведение ежедневно в круглосуточном режиме (24/7) консультаций дистанционным способом, в том числе с применением телемедицинских технологий, передачу информации о пациентах, в том числе посредством ЕПГУ, а также организуют дистанционное ежедневное динамическое наблюдение за указанными пациентами с применением телемедицинских технологий в круглосуточном режиме. Прием входящих звонков пациентов (с использованием аудио- и/или видеосвязи) осуществляется ежедневно в круглосуточном режиме (24/7).

9. В случае принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья о создании единого консультационного центра указанный центр имеет право запрашивать у медицинских организаций сведения о пациенте, необходимые для осуществления консультаций с применением телемедицинских технологий, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных и врачебной тайны.

10. Хранение информации, полученной по результатам оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, осуществляется в соответствии с порядком организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий <4>.

--------------------------------

<4> Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 965н "Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 января 2018 г., регистрационный N 49577).

11. Рекомендуемые временные штатные нормативы структурного подразделения медицинской организации - дистанционного консультативного центра по вопросам новой коронавирусной инфекции COVID-19 изложены в приложении к настоящему Временному регламенту.