МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 26 мая 2015 г. N 318н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОРГАНЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
В соответствии с пунктом 9.9 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 31, ст. 3233; 2007, N 43, ст. 5202; 2008, N 9, ст. 852; N 14, ст. 1413; N 46, ст. 5337; 2009, N 12, ст. 1443; N 19, ст. 2346; N 25, ст. 3060; N 47, ст. 5675; N 49, ст. 5970; 2010, N 9, ст. 964; N 22, ст. 2776; N 40, ст. 5072; 2011, N 15, ст. 2131; N 34, ст. 4986; N 35, ст. 5092; 2012, N 37, ст. 4996; N 38, ст. 5102; N 53, ст. 7958; 2013, N 13, ст. 1575; 2015, N 6, ст. 965; N 12, ст. 1758; N 15, ст. 2281), и подпунктом 5.2.1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528; 2013, N 22, ст. 2809; N 37, ст. 4703; N 45, ст. 5822; N 46, ст. 5952; 2014, N 21, ст. 2710; N 32, ст. 4499; N 36, ст. 4868; 2015, N 2, ст. 491; N 6, ст. 963; N 16, ст. 2384), приказываю:
1. Утвердить Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости согласно приложению (далее - Типовое положение).
2. Федеральной службе по труду и занятости (В.Л. Вуколов) на основании Типового положения утвердить положения о территориальных органах Федеральной службы по труду и занятости.
3. Признать утратившими силу:
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июля 2009 г. N 378н "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 сентября 2009 г., регистрационный N 14843);
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 августа 2010 г. N 719н "О внесении изменения в Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости, утвержденное приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июля 2009 года N 378н" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 сентября 2010 г., регистрационный N 18419).
Министр
М.А.ТОПИЛИН
Утверждено
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 26 мая 2015 г. N 318н
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОРГАНЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
I. Общие положения
1. Настоящее Типовое положение определяет основные полномочия, права и организацию деятельности территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости (далее соответственно - Служба, территориальный орган).
2. Территориальный орган образуется для осуществления полномочий Службы на определенной территории в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения территориальных органов Службы.
3. Территориальный орган образуется, реорганизуется или упраздняется приказом Службы в соответствии с утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Министерство) схемой размещения территориальных органов.
Положение о территориальном органе, вносимые в него изменения утверждаются приказом Службы в соответствии с настоящим Типовым положением.
4. Сфера деятельности, полное и сокращенное наименование территориального органа указываются в Положении о территориальном органе.
5. Структура и штатное расписание территориального органа утверждаются руководителем территориального органа в пределах установленного фонда оплаты труда и численности (без персонала по охране и обслуживанию зданий) на основе утвержденной схемы размещения территориальных органов с учетом реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений.
6. Структурными подразделениями территориального органа являются отделы.
7. Территориальный орган в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства и Службы, индивидуальными правовыми актами Службы, а также настоящим Типовым положением.
8. Имущество территориального органа находится в его оперативном управлении.
9. Территориальный орган осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по федеральному государственному надзору в установленной сфере деятельности, иными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих свою деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями.
II. Полномочия территориального органа
10. Территориальный орган реализует следующие полномочия:
10.1. осуществляет:
10.1.1. федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
10.1.2. федеральный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания;
10.1.3. государственный контроль (надзор) за соблюдением требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2014, N 26, ст. 3366);
10.1.4. надзор и контроль за осуществлением:
органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
10.1.5. контроль за:
обеспечением государственных гарантий в области занятости населения в части социальной поддержки безработных граждан;
порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;
10.2. анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
10.3. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;
10.4. направляет в установленном порядке соответствующую информацию в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
10.5. проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
10.6. обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;
10.7. анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
10.8. принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
10.9. запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на него задач;
10.10. ведет прием и рассматривает в пределах компетенции заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
10.11. организует подготовку трудовых арбитров;
10.12. регистрирует в уведомительном порядке коллективные трудовые споры в организациях, финансируемых их федерального бюджета, а также коллективные трудовые споры, возникающие в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена, представляет в Службу в установленном порядке сведения об указанных коллективных трудовых спорах;
10.13. осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
10.14. информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;
10.15. проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
10.16. направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и законодательства о специальной оценке условий труда;
10.17. рассматривает разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда;
10.18. направляет представления о проведении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда государственной экспертизы условий труда по результатам государственного контроля (надзора), поступлений заявлений работников, профессиональных союзов, из объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков;
10.19. принимает от работодателей по месту их нахождения декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
10.20. передает в информационную систему учета в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, сведения в отношении объектов учета, поступившие от работодателя при неисполнении организацией, проводящей специальную оценку условий труда, обязанностей по передаче отчета о проведении специальной оценки условий труда в информационную систему учета;
10.21. осуществляет функции получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и реализацию возложенных на него функций;
10.22. подготавливает и представляет в Службу в установленном порядке статистическую, финансовую и бюджетную отчетность, а также иную ведомственную отчетность о деятельности территориального органа;
10.23. приобретает в соответствии с законодательством Российской Федерации от своего имени и осуществляет имущественные и личные неимущественные права в пределах предоставленных ему полномочий, выступает истцом и ответчиком в суде;
10.24. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
10.25. обеспечивает мобилизационную подготовку территориального органа;
10.26. осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в территориальном органе;
10.27. осуществляет профессиональную подготовку работников территориального органа, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
10.28. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности территориального органа;
10.29. определяет поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
10.30. заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд территориального органа;
10.31. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
III. Права территориального органа и его должностных лиц
11. В целях реализации своих полномочий в установленной сфере деятельности территориальный орган имеет право:
11.1. давать в пределах своей компетенции юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции территориального органа;
11.2. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы) в установленной сфере деятельности;
11.3. участвовать в подготовке, проведении совещаний и других мероприятий по вопросам, отнесенным к компетенции территориального органа;
11.4. участвовать в пределах своей компетенции в организуемых Службой мероприятиях по международному сотрудничеству в установленной сфере деятельности;
11.5. организовывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок по вопросам осуществления контроля (надзора) в установленной сфере деятельности;
11.6. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
11.7. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений обязательных требований в установленной сфере деятельности;
11.8. направлять своих представителей для участия в составе общественных и консультативных органов по вопросам, связанным с деятельностью территориального органа.
12. Должностные лица территориального органа при осуществлении соответствующего надзора и контроля имеют право:
12.1. в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;
12.2. запрашивать и получать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
12.3. изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
12.4. расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
12.5. предъявлять (выдавать) в пределах полномочий обязательные для исполнения предписания, в том числе об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
12.6. направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
12.7. запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
12.8. составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
12.9. выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
12.10. предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда;
12.11. осуществлять иные права в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
IV. Организация деятельности
13. Территориальный орган возглавляет руководитель, назначаемый на должность Министром труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению руководителя Службы по согласованию с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе.
Руководитель территориального органа является главным государственным инспектором труда в субъекте Российской Федерации.
Руководитель территориального органа несет персональную ответственность за осуществление возложенных на территориальный орган функций.
Руководитель территориального органа освобождается от должности Министром труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению руководителя Службы.
14. Руководитель территориального органа имеет заместителей и распределяет обязанности между ними.
Заместитель руководителя территориального органа является заместителем главного государственного инспектора труда в субъекте Российской Федерации.
В наименовании должности заместителя руководителя территориального органа может указываться направление его деятельности.
Количество заместителей руководителя территориального органа устанавливается руководителем Службы.
Заместители руководителя территориального органа назначаются на должность руководителем Службы по согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе.
Заместители руководителя территориального органа освобождаются от должности руководителем Службы.
15. Главный бухгалтер территориального органа назначается на должность руководителем территориального органа по согласованию с руководителем Службы.
Главный бухгалтер территориального органа освобождается от должности руководителем территориального органа.
16. Должностные лица территориального органа имеют удостоверения установленного образца, утвержденного приказом Службы, подписанные руководителем Службы, а также личные печати (штампы) с указанием полного и сокращенного наименования территориального органа, наименования должности, фамилии и инициалов.
17. Руководитель территориального органа:
17.1. представляет руководителю Службы:
предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя территориального органа;
проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности территориального органа, а также отчет об их исполнении;
17.2. утверждает штатное расписание территориального органа, положения о структурных подразделениях территориального органа, должностные регламенты;
17.3. издает приказы по вопросам деятельности территориального органа;
17.4. назначает на должность и освобождает от должности работников территориального органа (за исключением заместителей руководителей территориального органа);
17.5. без доверенности действует от имени территориального органа, распоряжается его имуществом в пределах, установленных законом, заключает государственный контракты и гражданско-правовые договоры по вопросам, отнесенным к компетенции территориального органа, выдает доверенности.
18. Финансирование расходов на содержание территориального органа осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, в соответствии с бюджетной сметой, утверждаемой приказом Службы.
19. Контроль за деятельностью территориального органа осуществляется Службой, в том числе посредством проведения плановых и внеплановых проверок.
20. Изменения и дополнения в настоящее Типовое положение вносятся приказом Министерства.
21. Территориальный орган является юридическим лицом, имеет в территориальных органах Федерального казначейства лицевой счет получателя средств федерального бюджета и лицевой счет по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, обособленное имущество, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца.
22. Место нахождения территориального органа указывается в Положении о территориальном органе.