8. Размещение, укладка и крепление лесных грузов

8. Размещение, укладка и крепление лесных грузов

8.1. Общие требования к размещению, погрузке и креплению лесных грузов на судне

8.1.1. Размещение и погрузка лесных грузов на судно должны производиться в соответствии с грузовым планом и поконосаментно.

8.1.2. Высота каравана на открытой грузовой палубе определяется исходя из:

- требований по остойчивости судна;

- допустимой нагрузки на крышки люков и элементы главной палубы;

- действующей грузовой марки.

Зимой в зимней сезонной зоне высота укладки лесоматериалов над открытой палубой не должна превышать 1/3 наибольшей ширины судна, если в судовом "Наставлении по укреплению грузов" не установлено иное.

8.1.3. Зимой, во время погрузки, лесной груз должен быть очищен от льда и снега.

8.1.4. После окончания топливных и балластных операций и загрузки трюмов должны быть тщательно сняты осадки судна и определены масса груза в трюмах и расчетные осадки на конец погрузки планируемой массы груза на верхнюю палубу.

8.1.5. При погрузке судна с использованием лесной грузовой марки, т.е. когда объем палубного груза засчитывается при расчете плеч остойчивости формы, палубный лесной груз должен быть размещен по всей ширине судна как можно ближе к бортам с учетом имеющихся препятствий, таких как: леерные ограждения, ребра жесткости фальшборта, стойки и т.п., при условии, что свободные промежутки на борту судна не будут превышать 4% ширины судна и по всей длине, равной длине колодца или сумме длин колодцев между надстройками.

На судах, не имеющих в корме ограничивающей надстройки, лесной груз следует укладывать до кормового конца последнего люка.

Лесной палубный груз должен быть уложен возможно более плотно на высоту не менее стандартной высоты надстройки, но не возвышенного квартердека. Максимальная высота палубного груза не должна превышать установленной по условиям обзора с места управления судном (см. п. 4.2.4 РД 31.11.21.16-96).

Палубный лесной груз должен быть закреплен по всей длине охватывающими поперечными найтовами, соответствующими требованиям раздела 4.9 настоящих Правил. Найтовы должны быть установлены таким образом, чтобы они облегали, насколько это практически возможно, поверхность палубного лесного груза по всей его высоте и ширине.

8.1.6. При чисто продольном размещении лесных грузов на верхней палубе выше уровня фальшборта до начала погрузки судна могут быть установлены стензели, отвечающие требованиям раздела 4.10 настоящих Правил.

После окончания погрузки продольно размещенных сортиментов лесного груза поверх поперечных найтовов в носовой и кормовой частях штабелей могут быть установлены по паре диагональных найтовов, по конструкции аналогичных поперечным.

8.1.7. При размещении лесных грузов должны быть приняты меры по обеспечению безопасного доступа к пробкам мерительных трубок, противопожарному оборудованию, спускным кранам пожарной магистрали, клинкетам, горловинам и приемным трубам топливной системы, а также в жилые и служебные помещения.

8.1.8. Способ укладки палубного лесного груза должен учитывать форму, размеры и прочность грузовых мест, используя эти характеристики для создания устойчивого штабеля, способного выдерживать, не разрушаясь, статические и динамические нагрузки, возникающие в процессе морской перевозки.

8.1.9. При проявлении необъяснимого постоянного крена необходимо приостановить погрузку и принять меры для выявления его причин. Для этого необходимо произвести замеры воды, топлива, балласта и жидкостей в льяльных колодцах, сравнить их с предыдущими замерами, проверить количество и равномерность распределения груза.

8.1.10. В процессе погрузки на верхнюю палубу необходимо методом кренования контролировать метацентрическую высоту, не допуская ее значений ниже запланированных.

8.1.11. Найтовы должны быть всегда обтянуты втугую. На выход в море на всех талрепах должен быть запас не менее половины рабочего хода. Талперы, не имеющие штатных стопорных устройств, должны быть застопорены иным подходящим способом.

8.1.12. В местах, где невозможно произвести плотную укладку, пакеты должны быть расклинены в поперечном направлении деревянными распорками, клиньями или клетками из бруса.

8.1.13. Укладка пакетов в грузовых помещениях специализированных судов - пакетовозов и лихтеров открытого типа должна производиться поярусно.

8.1.14. Пакеты на судах типа "ро-ро" следует устанавливать на прокладки для возможности использования вилочных погрузчиков.

8.1.15. Если судно не использует лесную грузовую марку, или высота палубного лесного груза превышает 6,0 м, или удельный погрузочный объем груза менее 2,0 куб. м/т, то способ укладки и крепления, как и сама необходимость крепления, определяются исходя из результатов расчетов критерия несмещаемости при приложению 5 РД 31.11.21.16-96 с учетом приведенных ниже значений угла статической устойчивости штабеля для соответствующего варианта размещения груза и района предстоящей перевозки.

Возможные варианты могут быть заранее определены судовладельцем и представлены в судовом "Наставлении по креплению грузов", в том числе варианты, предусматривающие, при необходимости, ограничения по допустимой высоте волны на переходе.

8.1.16. Если по результатам расчета критерий несмещаемости оказывается меньше 1,0, то это свидетельствует о необходимости дополнительного крепления, прочность которого определяется нагрузкой Q, тс, возникающей от превышения угла динамического крена над углом динамической устойчивости груза, и рассчитывается по формуле:

                 Q = P x (tg ТЭТАdin - tg ТЭТАs),            (8.1)

где P - масса штабеля груза, нуждающегося в креплении, т.

Количество необходимых найтовов определяется схемой их установки и прочностью и конкретизируется, при необходимости, в соответствующем разделе настоящих Правил и в судовом "Наставлении по креплению грузов".

8.1.17. Общую прочность системы крепления груза на верхней палубе рекомендуется ограничивать нагрузками, возникающими при аварийном крене судна более 40°. В этом случае возрастает вероятность аварийного сброса штабеля, создающего запас плавучести и остойчивости, для продолжения борьбы за живучесть судна.

8.2. Пиломатериалы в пакетах

8.2.1. Информация о грузе - пиломатериалы хвойных пород по ГОСТ 24454 в виде досок, брусков и брусьев сечением 16 x 75 мм и более, сформированных в транспортные пакеты по ГОСТ 16369 и по ГОСТ 1941:

┌───────────────┬───────────────┬──────────────────┬─────────────┐
│Форма, размеры,│Удельный погру-│ Угол статической │ Коэффициент │
│масса грузового│зочный объем   │   устойчивости   │проницаемости│
│     места     │(УПО), при     │  штабеля груза,  │   груза, k  │
│               │транспортной   │     хи, град.    │             │
│               │влажности, мю, │                  │             │
│               │куб. м/т       │                  │             │
├───────────────┼───────────────┼──────────────────┼─────────────┤
│Пакет пиломате-│     2,32      │Продольная укладка│    0,25     │
│риалов хвойных │               │пакетов:          │             │
│пород в форме  │               │в 1 ярус - 23°,   │             │
│параллелепипеда│               │стопой в 2 яруса -│             │
│шириной 1100   │               │16°,              │             │
│мм, высотой    │               │стопой в 3 яруса -│             │
│1100 мм, длиной│               │11°.              │             │
│1000 - 6500 мм,│               │Поперечная укладка│             │
│массой пакета  │               │пакетов:          │             │
│540 - 3700 кг  │               │в 1 ярус - 26°,   │             │
│               │               │стопой в          │             │
│               │               │2 - 3 яруса - 22°,│             │
│               │               │стопой в 4 яруса -│             │
│               │               │20°.              │             │
│               │               │Продольно-попе-   │             │
│               │               │речная укладка па-│             │
│               │               │кетов в три яруса:│             │
│               │               │(нижний и верхний │             │
│               │               │- вдоль, средний -│             │
│               │               │поперек судна) -  │             │
│               │               │17°               │             │
└───────────────┴───────────────┴──────────────────┴─────────────┘

Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией:

- количество пакетов и общая плотная кубатура груза;

- фактическая влажность груза (при влажности выше транспортной);

- размеры пакетов с разбивкой на пакеты одной длины и пакеты смежных длин;

- коэффициенты трения пар "груз - груз", "груз - сталь", "груз - древесина" (для груза пакетов, обернутых водозащитными покрытиями);

- УПО груза, порода и плотность древесины, предъявленной к погрузке;

- фитосанитарный сертификат.

При отличии отдельных данных от указанных в таблице они должны быть уточнены в "Информации о грузе", представляемой грузоотправителем.

Приведенные значения углов статической устойчивости штабелей соответствуют пакетам из пиломатериалов самых мелких сечений, как наиболее опасных смещением (рис. 8.2.1) <*>. Углы статической устойчивости пакетов из пиломатериалов крупных сечений существенно возрастают, что может быть принято к учету при выборе схемы укладки и крепления, если подтверждено соответствующим образом оформленной "Информацией о грузе".

--------------------------------

<*> Здесь и далее рисунки не приводятся.

8.2.2. Размещение пакетов (блок-пакетов) в зависимости от размеров и формы трюмов может быть продольным, поперечным и продольно-поперечным.

Пакеты должны укладываться на нижнюю плоскость. Несущая поверхность для пакетов должна быть жесткой и ровной, позволяющей укладывать пакеты плотно по всей их длине.

8.2.3. Для выравнивания поверхностей используются рейки (межъярусные прокладки). Толщина реек для пакетов должна быть 20 - 25 мм, для блок-пакетов - 50 - 75 мм.

8.2.4. Количество межъярусных прокладок зависит от длины пакетов:

- до 3,75 - 2 прокладки;

- 3,75 - 5,5 м - 3 прокладки;

- 5,5 и более - 4 прокладки.

При ровной подстилающей поверхности применение межъярусных прокладок в трюмах не обязательно.

8.2.5. В случае перевозки пакетов (блок-пакетов) в инвентарных стропах огоны стропов при погрузке должны быть зафиксированы наверху пакета таким образом, чтобы была обеспечена возможность применения грузозахватных устройств в порту выгрузки.

8.2.6. Пакеты пилопродукции, независимо от способа размещения, должны укладываться настолько плотно, насколько это возможно.

Зазоры между торцами ПОД (см. Приложение 1) должны быть не более 75 мм (трехкратная величина допустимого отклонения от номинальных размеров пиломатериалов по длине).

Зазоры между блок-пакетами с боков - 75 мм, с торца - 120 мм (на допустимую величину смещения пакетов в блок-пакете).

8.2.7. При продольной укладке в трюмах пакеты размещают параллельно диаметральной плоскости судна от бортов и наибольшей поперечной переборки. Пакеты стыкуют по длине с учетом наилучшего использования длины судна.

8.2.8. На верхней палубе и крышках грузовых люков допускаются как продольная, продольно-поперечная, так и чисто поперечная укладка пакетов. При продольно-поперечном размещении пакетов в один ярус крайние от бортов пакеты укладываются вдоль судна; эти пакеты должны быть ПОД (рис. 8.2.2).

8.2.9. При любом варианте укладки и числе ярусов пакеты верхнего яруса должны укладываться вдоль судна с уступом со стороны борта и перекрывать стыки боков и торцов пакетов нижележащего яруса. Величина уступа должна быть до 0,5 ширины пакета.

8.2.10. При продольно-поперечной укладке первый ярус пакетов на крышках грузовых люков должен размещаться: поперек судна - при четном числе ярусов над ними и вдоль судна - при нечетном. В дальнейшем способ размещения пакетов чередуют (рис. 8.2.3).

8.2.11. Если судно не использует лесную грузовую марку, то способ укладки и крепления, как и сама необходимость крепления, определяются по п. п. 8.1.15 и 8.1.16 с учетом приведенных в п. 8.2.1 значений угла статической устойчивости штабеля для соответствующего варианта размещения груза и района предстоящей перевозки.

Если указанное в п. 8.2.1 или в "Информации о грузе" значение угла статической устойчивости штабеля при расчете критерия несмещаемости по приложению 5 РД 31.11.21.16-96 удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то никаких дополнительных мероприятий по обеспечению несмещаемости груза не требуется.

8.2.12. Если принятое к учету значение угла устойчивости штабеля не удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то должны быть установлены найтовы, количество которых определяется схемой их установки и прочностью с учетом требований раздела 4.9 и нижеследующих положений.

8.2.12.1. При числе ярусов на крышках люков более трех рекомендуется заводить дополнительные поперечные, охватывающие только пакеты верхнего яруса найтовы так, чтобы по каждому бортовому пакету проходило не менее одного такого найтова.

Для этого под пакеты верхнего яруса заранее подкладывают сквозные поперечные прокладки и вдоль них укладывают охватывающий найтов. После укладки пакетов верхнего яруса каждый конец охватывающего найтова проводят поверх пакетов верхнего яруса на противоположный борт и там закрепляют (рис. 8.2.4).

Для обжатия каравана в такой найтов должно быть включено по талрепу в каждую ветвь. После обтягивания найтова обе его ветви на поверхности верхнего яруса соединяют вместе не менее чем тремя тросовыми зажимами.

8.2.12.2. Пакеты, размещаемые вдоль борта, должны быть ПОД длиной не менее 3,6 м. При необходимости укрытия каравана защитным тентом крайние у борта пакеты устанавливаются к фальшборту с зазором 30 - 50 мм, что необходимо для беспрепятственной заводки деталей тента до палубы судна.

8.2.13. Укрытие каравана пакетированных пиломатериалов защитным тентом

8.2.13.1. Укрытие каравана пакетированных пиломатериалов защитным тентом производится по требованию грузополучателя, что должно быть отражено в договорных обязательствах сторон, и предназначено для защиты груза от прямого воздействия морской воды и атмосферных осадков с целью сохранения товарного вида и качества палубного груза.

8.2.13.2. В качестве тента должны использоваться материалы, стойкие к воздействию воды, плесени, грибов и нефтепродуктов при различных гидрометеорологических условиях, в том числе и при минусовых температурах.

Рекомендуемые материалы тента: армированный полиэтилен, нейлон с пластиковым покрытием, брезент и т.п.

Кромки тента должны быть завернуты и подшиты. На них должны быть закреплены люверсы.

8.2.13.3. До начала укладки палубного лесного груза необходимо пропустить растительные лини, длиной не менее двух высот каравана, через палубные рымы или обухи для заводки и крепления бортовых полотнищ тента.

Обе ветви этих линей следует закрепить на стензелях или фальшборте таким образом, чтобы их положение не мешало размещению пакетов.

8.2.13.4. Укрытие палубного груза должно выполняться по утвержденной в установленном порядке рабочей технологической документации после окончания формирования каравана.

8.2.13.5. Полотнища тента размещаются поперек судна, причем каждое из них должно полностью укрывать в поперечном направлении боковую или верхнюю поверхность каравана (рис. 8.2.5).

8.2.13.6. Полотнища должны укладываться с таким расчетом, чтобы у верхней бортовой кромки каравана они заходили друг на друга внахлест, обеспечивая укрытие горизонтальной и боковой поверхностей каравана двойным слоем полотнищ тента не менее чем на 1,5 м от кромки с ДП и к палубе.

8.2.13.7. Боковые полотнища заводятся между стензелями, фальшбортом и крайними у борта пакетами с помощью заранее приготовленных растительных линей и через палубные рымы подтягиваются к палубе на расстояние 20 - 30 см; это расстояние необходимо для беспрепятственного стока воды за борт.

8.2.13.8. Боковые полотнища противоположных бортов, выходящие на верх каравана, должны быть стянуты между собой растительными линями через каждые 2,0 м.

8.2.13.9. Укладку полотнищ тента следует осуществлять в направлении с кормы в нос, обеспечивая при этом нахлест боковых полотнищ не менее 1,0 м, а верхних - не менее 0,5 м.

8.2.13.10. Для защиты тента от повреждений найтовами вдоль верхней бортовой кромки каравана на крайние у борта пакеты укладываются доски длиной не менее 3,6 м, толщиной до 50 мм (по две доски на горизонтальную и боковую поверхности), скрепленные между собой металлическими или ткаными лентами.

По каждой из таких досок должно проходить не менее двух найтовов системы крепления палубного груза.

Вместо досок могут быть использованы металлические угольники без шипов либо отрезки резиновых шлангов длиной не менее 3,0 м, надеваемые на стальные найтовы.

8.2.13.11. Для прижатия верхних полотнищ тента к поверхности груза по всей площади должны быть уложены продольные доски толщиной до 50 мм на расстоянии около 0,5 м одна от другой так, чтобы каждая доска была прижата не менее чем двумя поперечными найтовами.

8.2.13.12. Носовая и кормовая части каравана должны быть укрыты особенно тщательно.

В районе палубных рубок должны использоваться штатные полотнища тента, раскроенные и оснащенные с учетом конструктивных особенностей судна.

8.3. Непакетированная пилопродукция

8.3.1. Информация о грузе - пиломатериалы хвойных пород в виде досок, непакетированные:

┌───────────────┬───────────────┬──────────────────┬─────────────┐
│Форма, размеры,│Удельный погру-│ Угол статической │ Коэффициент │
│масса грузового│зочный объем   │   устойчивости   │проницаемости│
│    места      │(УПО), при     │  штабеля груза,  │   груза, k  │
│               │транспортной   │     хи, град.    │             │
│               │влажности, мю, │                  │             │
│               │куб. м/т       │                  │             │
├───────────────┼───────────────┼──────────────────┼─────────────┤
│Пиломатериалы  │   2,0 - 2,3   │Доски вдоль судна,│    0,25     │
│хвойных пород в│               │уложенные и       │             │
│виде досок     │               │закрепленные как  │             │
│шириной до 300 │               │указано ниже, -   │             │
│мм, толщиной до│               │35°               │             │
│220 мм, длиной │               │                  │             │
│до 6500 мм     │               │                  │             │
└───────────────┴───────────────┴──────────────────┴─────────────┘

Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией:

- количество досок и общая плотная кубатура груза;

- фактическая влажность груза (при влажности выше транспортной);

- УПО груза, порода и плотность древесины, предъявленной к погрузке;

- фитосанитарный сертификат.

При отличии отдельных данных от указанных в таблице они должны быть уточнены в "Информации о грузе", представляемой грузоотправителем.

8.3.2. Сортименты непакетированной пилопродукции указывают в трюме вдоль судна встык в направлении от наибольшей поперечной переборки к носу или к корме и от диаметральной плоскости судна к бортам вплотную друг к другу.

8.3.3. Каждая коносаментная партия должна быть размещена по всей ширине трюма от борта до борта и отсепарирована меловой краской определенного цвета с указанием номера коносамента.

8.3.4. Если набор корпуса судна в трюмах не имеет обшивки, то короткие сортименты пилопродукции по мере нарастания высоты укладки размещают вертикально в шпации.

8.3.5. На палубу, предназначенную для погрузки, должны быть уложены прокладки толщиной 13 - 16 мм под углом к диаметральной плоскости судна с расстоянием между ними 0,75 - 0,90 м, обеспечивающие сток воды и равномерное распределение нагрузки.

8.3.6. На верхней палубе сортименты пилопродукции размещают встык вдоль судна от стензелей к диаметральной плоскости судна и вплотную друг к другу. Не допускается формировать отдельные штабели из непакетированной пилопродукции над палубами и трюмами.

8.3.7. Для предупреждения смещения палубного груза укладка первых слоев сортиментов пиломатериалов на крышки люков должна быть особо плотной, с применением укладки на ребро и с расклинкой.

8.3.8. Тонкомерные (толщиной до 19 мм) сортименты пиломатериалов у стензелей укладывают на ребро на ширину 0,30 - 0,50 м от стензелей к диаметральной плоскости судна. Такие сортименты должны быть длиной не менее 3,6 м.

8.3.9. Если высота палубного груза более 3,6 м, то примерно на 3/4 высоты его укладки устанавливают промежуточные стяжки стензелей из стального троса или промежуточные поперечные найтовы.

К моменту установки этих промежуточных стяжек или промежуточных поперечных найтовов палубному грузу должна быть придана в поперечном сечении каравана незначительная вогнутость.

8.3.10. Промежуточные поперечные стяжки представляют собой непрерывный стальной трос диаметром не менее 15 мм, который одним концом закрепляют за кнехт (рым, обух) в носовой (кормовой) оконечности каравана, а свободный конец зигзагообразно пропускают поочередно через противоположно расположенные стензели левого и правого бортов, обтягивают лебедкой и крепят без отдачи за кнехт или другие особо прочные конструкции судна.

8.3.11. К окончанию погрузки палубному грузу в поперечном сечении придают незначительную выпуклую форму с целью обеспечения обжатия каравана поперечными найтовами.

8.3.12. Под все поперечные найтовы подкладывают металлические или деревянные закругленные угольники, позволяющие эффективно обтягивать найтовы и защищающие груз от повреждений.

8.3.13. При комбинированной загрузке судна различными грузами, когда метацентрическая высота больше обычной для полного лесного груза, должна быть выполнена проверка критерия несмещаемости по приложению 5 РД 31.11.21.16-96.

Если указанное в п. 8.3.1 или в "Информации о грузе" значение угла статической устойчивости штабеля удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то никаких дополнительных мероприятий по обеспечению несмещаемости груза не требуется.

Если принятое к учету значение угла устойчивости штабеля не удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то на 3/4 высоты укладки палубного груза устанавливают промежуточные стяжки стензелей из стального троса или промежуточные поперечные найтовы, как указано в п. п. 8.3.9 и 8.3.10.

8.3.14. Укрытие каравана пакетированных пиломатериалов защитным тентом производится по требованию грузополучателя в соответствии с договорными обязательствами сторон по технологии, представленной в п. п. 8.2.13.1 - 8.2.13.12.

8.4. Бревна россыпью

8.4.1. Информация о грузе - бревна россыпью (непакетированные) лиственных и хвойных пород древесины по ГОСТ 9462 и по ГОСТ 22299:

┌─────────────────┬───────────────┬────────────────┬─────────────┐
│ Форма, размеры, │Удельный погру-│Угол статической│ Коэффициент │
│ масса грузового │зочный объем   │  устойчивости  │проницаемости│
│      места      │(УПО), при     │ штабеля груза, │   груза, k  │
│                 │транспортной   │    хи, град.   │             │
│                 │влажности, мю, │                │             │
│                 │куб. м/т       │                │             │
├─────────────────┼───────────────┼────────────────┼─────────────┤
│Бревна (пиловоч- │1,5 - 4,0,     │Вдоль судна:    │     0,6     │
│ник, долготье)   │в зависимости  │еловые бревна - │             │
│лиственных и     │от плотности   │17°,            │             │
│хвойных пород    │древесины и ка-│березовые бревна│             │
│длиной от 3,0 до │чества укладки │- 18°.          │             │
│7,0 м и более,   │               │Поперек судна:  │             │
│с диаметром в    │               │еловые бревна - │             │
│верхнем отрезе от│               │28°,            │             │
│60 до 700 мм     │               │березовые бревна│             │
│                 │               │- 30°           │             │
│Плотность древе- │               │                │             │
│сины бревен:     │               │                │             │
│сырых (65 - 90%  │               │                │             │
│влаги) от 0,8    │               │                │             │
│т/куб. м (ель,   │               │                │             │
│пихта) до 1,2 т /│               │                │             │
│куб. м (листвен- │               │                │             │
│ница);           │               │                │             │
│полусухих (30 -  │               │                │             │
│40% влаги) от 0,5│               │                │             │
│до 0,9 т/куб. м  │               │                │             │
└─────────────────┴───────────────┴────────────────┴─────────────┘

Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией:

- общая плотная кубатура груза с разбивкой по длине бревен;

- фактическая влажность груза;

- УПО груза, порода и плотность древесины, предъявленной к погрузке;

- фитосанитарный сертификат.

При отличии отдельных данных от указанных в таблице они должны быть уточнены в "Информации о грузе", представляемой грузоотправителем и содержащей, при необходимости, указание о том, что гниющие остатки зеленых растений, лесоматериалы, антисептированные каменноугольным, сланцевым маслами, способны создать огне- и взрывоопасные смеси газов.

8.4.2. С целью максимального использования вместимости бревна могут укладываться в грузовых помещениях вдоль, поперек судна и комбинированно.

8.4.3. При перевозках в районах, определяемых Правилами Регистра как "Ограниченный I", "Ограниченный II" или "Ограниченный II-СП", для принятия решения о варианте укладки бревен на верхней палубе поперек судна или вдоль необходимо выполнить расчет критерия несмещаемости по методике приложения 5 РД 31.11.21.16-96.

8.4.4. Если указанное в п. 8.4.1 или в "Информации о грузе" значение угла статической устойчивости штабеля поперечно уложенных бревен удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то допускается перевозка без стензелей с минимальным креплением по следующей технологии:

8.4.4.1. С целью обеспечения максимальной плотности укладки погрузка грейфером или грузовыми стропами должна производиться отторцованными лучками бревен путем чередующейся укладки комлей, переукладки скрестившихся бревен и выравнивания торцов, нарушающих вертикальные поверхности штабелей.

8.4.4.2. На верхней палубе укладка бревен между фальшбортом и комингсом люка должна производиться вдоль судна до уровня на 0,15 - 0,30 м выше фальшборта или закрытых крышек люков (что выше), с расчетом на последующее уплотнение до горизонтального уровня под давлением выше уложенного груза. Если фальшборт ниже уровня поверхности крышек, до начала погрузки вдоль фальшборта с шагом не более 2,5 м должны быть установлены деревянные стойки высотой, превышающей уровень крышек на 0,30 м.

8.4.4.3. Укладка бревен на крышки люков должна производиться поперек судна в продольные штабели с торцовкой бортовых штабелей по наружной обшивке судна или (в зависимости от конструкции судна) боковой кромке крышки люка, а внутренних - вплотную встык к бортовому штабелю своего борта или в ДП.

8.4.4.4. Для обеспечения условий поперечной укладки бревен в оконечностях продольных штабелей должны быть установлены стензели, упоры или ограждение. С этой же целью допускается производить продольную укладку бревен в районе табмучин, ростров на всю высоту штабеля с установкой соответствующих стензелей и креплением поперечными найтовами, как указано в разделе 4.9 и п. 8.1.6.

8.4.4.5. Поверхность каравана при поперечной укладке должна быть горизонтальной в поперечном направлении и ровной.

8.4.4.6. С целью повышения устойчивости стензелей в оконечностях бортовых продольных штабелей (п. 8.4.4.4) допускается попарно стягивать передний стензель с задним найтовами на уровне поверхности штабеля. Коренные концы найтовов крепят за кнехты или другие прочные конструкции судна у носовой (кормовой) оконечности штабеля, а ходовой дважды втугую обводят вокруг стензеля, накладывая первый виток со стороны диаметральной плоскости, проводят поверх штабеля, также обводят вокруг второго стензеля и крепят аналогично коренному. В качестве продольных найтовов должен использоваться стальной трос с разрывной нагрузкой не менее 133,4 кН (13600 кгс).

8.4.4.7. Бревна, размещенные в соответствии с требованиями настоящего раздела, являются несмещающимися в процессе морской перевозки в пределах района плавания, определенного по методике приложения 5 РД 31.11.21.16-96.

8.4.5. При перевозках в неограниченном районе или если принятое к учету значение угла устойчивости штабеля поперечно уложенных бревен не удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, должна выполняться продольная укладка бревен между стензелями с соблюдением нижеследующих требований:

8.4.5.1. При погрузке на палубу сортименты круглого леса укладываются вдоль судна со стыковкой торцов. При достижении высоты укладки палубного груза до 0,5 - 0,8 м над фальшбортом устанавливаются поперечные стяжки из стального троса с разрывной нагрузкой не менее 133,4 кН (13600 кгс) для каждой пары стензелей левого и правого бортов. Стяжки следует устанавливать с незначительной слабиной с таким расчетом, чтобы уложенный поверх стяжки груз выбрал эту слабину.

8.4.5.2. По окончании погрузки палубному грузу в поперечном сечении должна быть придана выпуклая овальная форма с целью обеспечения обжатия каравана поперечными найтовами.

8.4.5.3. Рекомендуется, особенно при перевозке тяжелых бревен, обжимать палубный караван с помощью шнуровки, представляющей собой поперечные найтовы из стального троса, каждый из которых закреплен одним концом к палубному рыму (обуху), а с другого конца оборудован канифас-блоком или скобой с роликом. Длина каждого найтова должна быть такой, чтобы канифас-блок или скоба с роликом находились на расстоянии до диаметральной плоскости судна приблизительно равном 1/6 ширины каравана. Через канифас-блоки (ролики скоб) пропускают от борта к борту непрерывный стальной трос - шнуровку (рис. 8.4.1). Один конец троса-шнуровки крепят за кнехт, а второй обтягивают лебедкой (брашпилем, шпилем) и крепят без отдачи за кнехт или другие особо прочные конструкции судна.

8.4.5.4. После обжатия каравана найтовом-шнуровкой поверх него заводят и обтягивают основные поперечные найтовы в соответствии со схемой крепления.

8.4.6. В процессе погрузки экипаж должен постоянно контролировать качество укладки, добиваясь чередующейся укладки комлей, переукладки скрестившихся бревен и выравнивания торцов, нарушающих вертикальные поверхности штабелей.

8.4.7. С целью соблюдения ограничений, налагаемых требованиями п. 8.4.3, после окончания топливных и балластных операций и загрузки трюмов должны быть тщательно сняты осадки судна и определены масса груза в трюмах и расчетные осадки на конец погрузки планируемой массы груза на верхнюю палубу.

8.5. Кряжи тропических пород деревьев

8.5.1. Информация о грузе - кряжи (стволы) деревьев тропических пород:

┌─────────────────┬───────────────┬────────────────┬─────────────┐
│ Форма, размеры, │Удельный погру-│Угол статической│ Коэффициент │
│ масса грузового │зочный объем   │  устойчивости  │проницаемости│
│      места      │(УПО), при     │ штабеля груза, │   груза, k  │
│                 │транспортной   │   хи, град.    │             │
│                 │влажности, мю, │                │             │
│                 │куб. м/т       │                │             │
├─────────────────┼───────────────┼────────────────┼─────────────┤
│Кряжи (стволы)   │2,0 - 2,5,     │Вдоль судна -   │     0,4     │
│деревьев тропи-  │в зависимости  │17°             │             │
│ческих пород дли-│от плотности   │                │             │
│ной от 3,0 до    │(породы), влаж-│                │             │
│11,0 м, диаметром│ности древесины│                │             │
│от 300 до 1300   │и качества ук- │                │             │
│мм, массой до    │ладки          │                │             │
│15000 кг.        │               │                │             │
│Плотность древе- │               │                │             │
│сины кряжей от   │               │                │             │
│0,38 т/куб. м до │               │                │             │
│1,23 т/куб. м    │               │                │             │
│(Приложение 2,   │               │                │             │
│табл. 5)         │               │                │             │
└─────────────────┴───────────────┴────────────────┴─────────────┘

Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией:

- количество кряжей и общая плотная кубатура груза;

- размеры и масса каждого кряжа;

- УПО груза, плотность и порода древесины, предъявленной к погрузке.

При отличии отдельных данных от указанных в таблице они должны быть уточнены в "Информации о грузе", представляемой грузоотправителем.

Древесина некоторых тропических пород деревьев (например, рамин - белое дерево - семейство волчниковых - Thymlaeaceac), а также гниющие остатки зеленых растений в условиях повышенной влажности и температуры могут уменьшить количество кислорода в закрытом грузовом помещении до опасного для человека предела. Подобные лесоматериалы должны допускаться к погрузке только после очистки от ила и зелени.

Большинство пород деревьев экваториальной Африки подвержено заражению насекомыми. Такой груз должен быть фумигирован до выгрузки из трюмов.

8.5.2. Кряжи укладывают вдоль судна, добиваясь максимального использования вместимости грузовых помещений. В случае необходимости, по договоренности с отправителем, для заполнения пустот допускается распиловка кряжей и/или их погрузка поперек судна при условии, что борт защищен продольно уложенными кряжами.

8.5.3. Погрузку первого яруса кряжей допускается производить только двумя стропами.

8.5.4. В подпалубном пространстве между балками набора и кряжами должен оставляться зазор высотой до 2/3 диаметра кряжа, замыкающего свободное пространство со стороны диаметральной плоскости судна (рис. 8.5.1).

В качестве замыкающих необходимо подбирать кряжи наибольшего диаметра из имеющихся в наличии. Пространство в пределах люка должно быть заполнено плотно уложенными кряжами.

8.5.5. Перед погрузкой кряжей на верхнюю палубу и крышки люков в плоскости элементов поперечного набора, в том числе на поперечные комингсы люков, укладывают поперечные деревянные прокладки толщиной не менее 100 мм. Места установки прокладок должны быть заранее отмаркированы, а расстояние между прокладками должно быть 1,5 - 2,0 м.

8.5.6. Максимальная высота H штабеля кряжей над крышками грузовых люков не должна превышать определенной по формуле:

                          H = q / гамма,                     (8.5)

где:

q - допустимая удельная нагрузка на крышки грузовых люков (тс/кв. м);

гамма - плотность древесины согласно спецификации (т/куб. м), уменьшенная на 20%, если погрузка производится с берега, и на 10% - если с воды.

8.5.7. При размещении между фальшбортом и продольным комингсом люка кряжи подбирают так, чтобы верхние из них выступали над поверхностью крышки грузового люка не менее чем на 0,3 м, создавая тем самым упор для первого яруса кряжей, укладываемых на крышку.

Первый ярус на крышках грузовых люков должен состоять из кряжей меньшего (по возможности не более 0,8 м) диаметра и прямоствольных. Торцы крайних кряжей должны находиться над поперечными комингсами грузового люка или выступать за их пределы в нос (корму) не более чем на 1,0 м. Под кряжи, выступающие более чем на 1 м за поперечные комингсы грузовых люков, необходимо выстраивать мостки, воспринимающие давление груза.

8.5.8. При наличии зазоров между поперечными прокладками, предусмотренными п. 8.5.5 и уложенными на них кряжами, эти зазоры необходимо устранить с помощью прокладок или клиньев.

Для исключения возможности перекатывания кряжей первого яруса при бортовой качке необходимо использовать естественную форму кряжей, укладывая их наиболее плоской стороной вниз или подбивая под кряжи нижнего яруса клинья, закрепляемые гвоздями или строительными скобами к поперечным прокладкам. Размер клина: ширина - не менее 150 мм; длина - 300 мм и высота - около 1/8 диаметра кряжа.

8.5.9. Если в процессе укладки кряжей первого яруса не удается обеспечить равномерное распределение нагрузки на крышку грузового люка, то максимально допустимую высоту штабеля, определенную по п. 8.5.6 настоящих Правил, необходимо уменьшить вдвое.

8.5.10. Поперечное сечение штабеля кряжей на открытой палубе должно приближаться к форме трапеции. В боковые наклонные стороны трапеции следует укладывать кряжи возможно большего диаметра, во всяком случае не меньше 0,8 м. При перевозке и использованием стензелей верхняя поверхность штабеля в поперечном сечении должна иметь слегка выпуклую форму.

8.5.11. По окончании погрузки штабели кряжей должны быть закреплены поперечными найтовами (рис. 8.5.2.), отвечающими требованиям п. 4.9 настоящих Правил. Количество этих найтовов для крепления отдельного штабеля определяется как частное от деления 0,3 массы штабеля кряжей на разрывное усилие используемых найтовов. Однако в любом случае расстояние между основными поперечными найтовами не должно превышать 3,0 м.

8.5.12. Перед переходом между промежуточными портами погрузки (выгрузки) с неполными трюмами груз кряжей должен быть закреплен с учетом гидрометеоусловий на трассе перехода.

8.6. Пакеты длинномерных круглых лесоматериалов

8.6.1. Информация о грузе - пакеты длинномерных круглых лесоматериалов по ГОСТ 16369, сформированных в транспортные пакеты с применением несущих средств пакетирования по ГОСТ 14110:

┌───────────────┬───────────────┬──────────────────┬─────────────┐
│Форма, размеры,│Удельный погру-│ Угол статической │ Коэффициент │
│масса грузового│зочный объем   │   устойчивости   │проницаемости│
│      места    │(УПО), при     │  штабеля груза,  │   груза, k  │
│               │транспортной   │     хи, град.    │             │
│               │влажности, мю, │                  │             │
│               │куб. м/т       │                  │             │
├───────────────┼───────────────┼──────────────────┼─────────────┤
│Пакет круглых  │2,4 - 3,3,     │Продольная укладка│    0,39     │
│лесоматериалов │в зависимости  │пакетов:          │             │
│в форме        │от плотности   │в 1 ярус - 16°,   │             │
│параллелепипеда│(породы), влаж-│стопой в 2 яруса -│             │
│шириной 2500   │ности древесины│14°,              │             │
│мм, высотой    │и качества ук- │стопой в 3 яруса -│             │
│1750 мм, длиной│ладки          │11°.              │             │
│3700 - 8000 мм,│               │Поперечная укладка│             │
│массой 2100 -  │               │пакетов:          │             │
│4600 кг        │               │в 1 ярус - 36°,   │             │
│               │               │стопой в 2 - 3    │             │
│               │               │яруса - 32°,      │             │
│               │               │стопой в 4 яруса -│             │
│               │               │27°               │             │
└───────────────┴───────────────┴──────────────────┴─────────────┘

Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией:

- количество пакетов и общая плотная кубатура груза с разбивкой по длине пакетов;

- фактическая влажность груза (при влажности выше транспортной);

- размеры пакетов с разбивкой на пакеты одной длины и пакеты смежных длин;

- УПО груза, порода и плотность древесины, предъявленной к погрузке;

- фитосанитарный сертификат.

Приведенные значения углов статической устойчивости штабелей с поперечной укладкой пакетов соответствуют пакетам из круглого леса длиной 3,7 м, как наиболее опасным в отношении смещения. У пакетов большей длины углы статической устойчивости существенно возрастают, что может быть принято к учету при выборе схемы укладки, если подтверждено соответствующим образом оформленной "Информацией о грузе".

При отличии отдельных данных от указанных в таблице они должны быть уточнены в "Информации о грузе", представляемой грузоотправителем.

8.6.2. Размещение пакетов длинномерного круглого леса может быть продольным, поперечным и/или продольно-поперечным, обеспечивающим максимальное использование вместимости судов с учетом размеров трюмов и пакетов.

8.6.3. Неотторцованные или неплотно затянутые стропами пакеты к погрузке на верхнюю палубу не допускаются.

8.6.4. Если указанное в п. 8.6.1 или в "Информации о грузе" значение угла статической устойчивости штабеля поперечно уложенных пакетов длинномерного круглого леса при расчете критерия несмещаемости по приложению 5 РД 31.11.21.16-96 удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то допускается перевозка без стензелей с минимальным креплением по следующей технологии (рис. 8.6.1).

8.6.4.1. На верхней палубе между фальшбортом и комингсом люка укладка пакетов (или бревен россыпью) должна производиться вдоль судна до уровня на 0,15 - 0,30 м выше фальшборта или закрытых крышек люков (что выше), с расчетом на следующее уплотнение под давлением выше уложенного груза. Если фальшборт ниже уровня поверхности крышек, до начала погрузки вдоль фальшборта с шагом не более 2,5 м должны быть установлены деревянные стойки высотой, превышающей уровень крышек на 0,30 м.

8.6.4.2. Укладка пакетов на крышки люков должна производиться поперек судна без стензелей в продольные штабели с торцовкой бортовых штабелей по наружной обшивке судна, внутренних - вплотную встык к бортовому штабелю своего борта или в ДП.

Продольная укладка пакетов допускается только в пустотах, остающихся в районе диаметральной плоскости судна, во всех ярусах штабеля, кроме верхнего.

8.6.4.3. Для увеличения сцепления пакетов нижнего яруса с настилом на крышки люков приваривают жесткие ребра (уголок, установленный на кромке полок) высотой 40 - 60 мм, способные внедряться в прилегающие слои бревен. Эти ребра должны быть установлены параллельно диаметральной плоскости судна с целью препятствовать поперечному смещению пакетов.

8.6.4.4. Количество ребер жесткости и расстояние между ними должны быть такими, чтобы на каждый пакет круглого леса, соприкасающийся с крышкой люка, независимо от его длины, приходилось не менее одного ребра.

8.6.4.5. Для обеспечения условий поперечной укладки пакетов в оконечностях продольных штабелей могут быть установлены стензели, упоры или ограждение. С этой же целью допускается производить продольную укладку пакетов (бревен) в районе тамбучин, ростров на всю высоту штабеля с установкой соответствующих стензелей и креплением поперечными найтовами.

8.6.4.6. С целью повышения устойчивости стензелей в оконечностях бортовых продольных штабелей допускается попарно стягивать передний стензель с задним найтовами на уровне поверхности штабеля. Коренные концы найтовов крепят за кнехты или другие прочные конструкции судна у носовой (кормовой) оконечности штабеля, а ходовой дважды втугую обводят вокруг стензеля, накладывая первый виток со стороны диаметральной плоскости, проводят поверх штабеля, также обводят вокруг второго стензеля и крепят аналогично коренному. В качестве продольных найтовов должен использоваться стальной трос с разрывной нагрузкой не менее 133,4 кН (13600 кгс).

8.6.4.7. Пакеты верхнего яруса должны перекрывать стыки боков и/или торцов пакетов нижележащего яруса.

8.6.5. Для повышения эффективности и надежности работы продольных найтовов палубный караван разделяется по длине на отдельные штабели с использованием надстроек, ростров и специально установленных стоек или других конструкций в районах межлюковых перемычек. Конструкции, разделяющие караван на штабели, должны обеспечивать вынос и раскладку найтовов до начала погрузки, а в процессе погрузки устранять возможность саморазрушения оконечностей штабелей, не закрепленных найтовами.

8.6.6. Стойки или другие конструкции, разграничивающие штабели в районе межлюковых перемычек, должны быть надежно закреплены к палубе и способны воспринимать усилия от лесного груза при формировании палубного каравана и в процессе перевозки в штормовых условиях.

8.6.7. Если принятое к учету значение угла статической устойчивости штабеля поперечно уложенных пакетов не удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то поверх каждого продольного штабеля пакетов должно быть заведено не менее двух основных продольных найтовов, закрепляемых в носовой и кормовой оконечностях каждого продольного штабеля.

8.6.8. Коренные концы найтовов крепятся скобой к обуху или рыму, надежно прикрепленному к корпусным конструкциям через одинаковые промежутки, так, чтобы каждый пакет, уложенный в верхний ярус штабеля, мог охватываться не менее чем двумя найтовами независимо от длины пакета (рис. 8.6.2).

8.6.9. Крайние обухи или рымы для найтовов в ряду, устанавливаемом вдоль борта, должны предусматриваться на расстоянии 0,6 м от носового или кормового конца палубного лесного груза, а располагаемые поперек судна (вдоль штабеля от борта к борту) - на расстоянии не более 0,5 м от борта судна.

8.6.10. При укладке пакетов вдоль судна каждый крайний от борта пакет должен опираться не менее чем на два стензеля и быть закреплен не менее чем двумя поперечными найтовами с учетом требований раздела 4.9, п. 8.1.6 и нижеследующих положений.

8.6.10.1. По окончании погрузки палубному грузу в поперечном сечении должна быть придана выпуклая овальная форма с целью обеспечения обжатия каравана поперечными найтовами.

8.6.10.2. Рекомендуется, особенно при перевозке пакетов тяжелых бревен, обжимать палубный караван с помощью шнуровки, представляющей собой поперечные найтовы из стального троса, каждый из которых закреплен одним концом к палубному рыму (обуху), а с другого конца оборудован канифас-блоком или скобой с роликом. Длина каждого найтова должна быть такой, чтобы канифас-блок или скоба с роликом находились на расстоянии по диаметральной плоскости судна приблизительно равном 1/6 ширины каравана. Через канифас-блоки (ролики скоб) пропускают от борта к борту непрерывный стальной найтов - шнуровку (рис. 8.4.2). Один конец найтова-шнуровки крепят на кнехт, а второй обтягивают лебедкой (брашпилем, шпилем) и крепят без отдачи за кнехт или другие особо прочные конструкции судна.

8.6.10.3. После обжатия каравана найтовом-шнуровкой поверх него заводят и обтягивают основные поперечные найтовы в соответствии со схемой крепления.

8.7. Непакетированные пропсы и балансы

8.7.1. Информация о грузе - непакетированные пропсы и балансы (круглые короткомерные лесоматериалы) хвойных и лиственных пород древесины россыпью по ГОСТ 22297 и по ГОСТ 22296:

┌─────────────────┬───────────────┬────────────────┬─────────────┐
│ Форма, размеры, │Удельный погру-│Угол статической│ Коэффициент │
│ масса грузового │зочный объем   │  устойчивости  │проницаемости│
│      места      │(УПО), при     │ штабеля груза, │   груза, k  │
│                 │транспортной   │    хи, град.   │             │
│                 │влажности, мю, │                │             │
│                 │куб. м/т       │                │             │
├─────────────────┼───────────────┼────────────────┼─────────────┤
│Пропсы - руднич- │   1,9 - 2,6   │Пропсы и балан- │    0,4      │
│ная стойка длиной│               │сы, уложенные и │             │
│от 0,9 до 3,0 м с│               │закрепленные как│             │
│диаметром в верх-│               │указано ниже, - │             │
│нем отрезе от 63 │               │35°             │             │
│до 250 мм.       │               │                │             │
│Балансы - сырье  │               │                │             │
│для целлюлозно - │               │                │             │
│бумажной промыш- │               │                │             │
│ленности длиной  │               │                │             │
│1,0; 1,1; 1,2;   │               │                │             │
│1,22; 2,0; 2,14; │               │                │             │
│2,2; 2,4; 2,44;  │               │                │             │
│3,0 м и кратные  │               │                │             │
│им, с диаметром в│               │                │             │
│верхнем отрезе от│               │                │             │
│30 до 240 мм     │               │                │             │
└─────────────────┴───────────────┴────────────────┴─────────────┘

Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией:

- общая плотная кубатура груза;

- кубатура груза по каждой длине;

- УПО и вид древесины, предъявленной к погрузке;

- фитосанитарный сертификат.

При отличии отдельных данных от указанных в таблице они должны быть уточнены в "Информации о грузе", представляемой грузоотправителем.

Пропсы и балансы длиной более 3,0 м должны быть уложены и закреплены в соответствии с требованиями раздела 8.4.

8.7.2. В грузовых помещениях пропсы и балансы, как правило, должны укладываться вдоль судна от большей поперечной переборки. С целью максимального использования вместимости допускается их частичная укладка поперек и комбинированно. Для обеспечения плотности укладки их подравнивают и выкладывают торец с помощью коротких крючьев.

8.7.3. До начала погрузки на верхнюю палубу устанавливают стензели и крепят коренные концы поперечных найтовов, отвечающих требованиям разделов 4.9 и 4.10 настоящих Правил.

8.7.4. При погрузке на верхнюю палубу (рис. 8.7.1) между комингсом люка и фальшбортом пропсы и балансы выкладывают вдоль судна ниже планширя фальшфобра так, чтобы при их поперечной укладке выше планширя от борта был создан уклон около 8 - 10° к диаметральной плоскости судна.

8.7.5. По всей длине и высоте каравана над планширем фальшборта крайние от борта два ряда - при длине балансов 1,0 - 1,35 м и один ряд - при длине пропсов 3,0 и более размещают поперек с небольшим наклоном внутрь судна. Остальное пространство над люковыми крышками заполняют продольно выложенными пропсами и балансами.

8.7.6. При перевозке пропсов и балансов в осенне-зимний период в зимней сезонной зоне стензели с внутренней стороны должны быть обшиты досками, ширина которых должна быть не менее 100 мм, толщина - 30 мм, или обаполом соответствующих размеров. В этом случае поперечные найтовы должны проходить по наружной стороне обшивки каравана.

8.7.7. Выложенные поперек судна пропсы и балансы торцуют по наружной обшивке судна или внутренней обшивке каравана.

8.7.8. Если планируемая высота палубного груза более 3,6 м, то примерно на 3/4 высоты его укладки устанавливают промежуточные стяжки стензелей из стального троса или промежуточные поперечные найтовы.

К моменту установки этих промежуточных стяжек или промежуточных поперечных найтовов палубному грузу должна быть придана в поперечном сечении каравана незначительна вогнутость.

8.7.9. Промежуточные поперечные стяжки представляют собой непрерывный стальной трос диаметром не менее 15 мм, который одним концом закрепляют за кнехт (рым, обух) в носовой (кормовой) оконечности каравана, а свободный конец зигзагообразно пропускают поочередно через противоположно расположенные стензели левого и правого бортов, обтягивают лебедкой и крепят без отдачи за кнехт или другие особо прочные конструкции судна.

8.7.10. К окончанию погрузки палубному грузу в поперечном сечении придают форму с незначительной выпуклостью с целью обеспечения обжатия каравана поперечными найтовами.

8.7.11. По окончании погрузки по бортовому продольному ряду пропсов и балансов проводят продольные найтовы, по два с каждого борта; крайний продольный найтов должен проходить на расстоянии 0,3 - 0,6 м от наружной кромки штабеля. Один конец такого найтова надежно закрепляют за кнехт или прочие особо прочные конструкции судна у носовой (кормовой) оконечности каравана, а другой с помощью вспомогательного стального троса выбирают брашпилем, лебедками или шпилем и надежно крепят аналогично первому.

8.7.12. Поперечные найтовы заводят поверх продольных найтовов и досок сечением не менее 50 x 100 мм, уложенных вдоль судна на расстоянии около 0,5 м от продольных найтовов. По каждой из таких досок должно проходить не менее двух поперечных найтовов.

8.7.13. Рекомендуется в носовой части верхние и бортовые поверхности палубного груза накрывать соответствующим образом закрепленными сетками из стального или растительного троса.

8.7.14. При комбинированной загрузке судна различными грузами, если метацентрическая высота больше обычной для полного лесного груза, должна быть выполнена проверка критерия несмещаемости по приложению 5 РД 31.11.21.16-96.

Если указанное в п. 8.7.1 или в "Информации о грузе" значение угла статической устойчивости штабеля удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то никаких дополнительных мероприятий по обеспечению несмещаемости груза не требуется.

Если принятое к учету значение угла статической устойчивости штабеля не удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то рекомендуется обжимать палубный караван с помощью шнуровки (рис. 8.4.2).

После обжатия каравана найтовом-шнуровкой поверх него заводят и обтягивают основные поперечные найтовы в соответствии со схемой крепления (рис. 8.7.1).

8.8. Пакетированные пропсы и балансы

8.8.1. Информация о грузе - пакетированные пропсы и балансы (круглые короткомерные лесоматериалы) хвойных и лиственных пород древесины по ГОСТ 22297 и по ГОСТ 22296 в скрепляющих и несущих средствах пакетирования по ГОСТ 14110:

┌─────────────────┬───────────────┬────────────────┬─────────────┐
│ Форма, размеры, │Удельный погру-│Угол статической│ Коэффициент │
│ масса грузового │зочный объем   │  устойчивости  │проницаемости│
│      места      │(УПО), при     │ штабеля груза, │   груза, k  │
│                 │транспортной   │    хи, град.   │             │
│                 │влажности, мю, │                │             │
│                 │куб. м/т       │                │             │
├─────────────────┼───────────────┼────────────────┼─────────────┤
│Пропсы длиной от │   1,9 - 2,6   │Пропсы и балансы│     0,4     │
│0,9 до 3,0 м;    │               │в пакетах, уло- │             │
│балансы длиной   │               │женные и закреп-│             │
│от 3,0 м в паке- │               │ленные как ука- │             │
│тах сечением     │               │зано ниже, - 35°│             │
│1750 x 2800 мм   │               │                │             │
└─────────────────┴───────────────┴────────────────┴─────────────┘

Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией:

- общая плотная кубатура груза;

- кубатура груза по каждой длине;

- УПО груза, порода и плотность древесины, предъявленной к погрузке;

- разрывная прочность или грузоподъемность (допускаемая максимальная рабочая нагрузка - SWL) несущих средств пакетирования;

- фитосанитарный сертификат.

При отличии отдельных данных от указанных в таблице они должны быть уточнены в "Информации о грузе", представляемой грузоотправителем.

Пакетированные пропсы и балансы длиной более 3,0 м должны быть уложены и закреплены в соответствии с требованиями раздела 8.6.

8.8.2. Погрузка пакетов должна производиться в инвентарных стропах, если упаковочные средства не являются несущими. Огоны инвентарных стропов при укладке должны оставляться в положении, изготовленном для застропки.

8.8.3. В зависимости от размеров, формы трюмов и их кратности размерам пакетов размещение пакетов может быть продольным, поперечным или продольно-поперечным.

8.8.4. Укладку надлежит производить плотно от бортов к диаметральной плоскости судна и от большей поперечной переборки трюма, а при дифференте - от пониженной поперечной переборки.

8.8.5. Штабелирование в процессе погрузки на высоту более двух сечений пакетов запрещается.

8.8.6. До начала погрузки на верхнюю палубу (рис. 8.8.1) устанавливают стензели и крепят коренные концы поперечных найтовов, отвечающих требованиям разделов 4.9 и 4.10 настоящих Правил.

8.8.7. При размещении на верхней палубе до высоты планширя фальшборта пакеты укладывают вдоль или поперек судна в зависимости от длины пакетов и величины пространства между фальшбортом и комингсом грузового люка.

8.8.8. Бортовые пакеты первого яруса над планширем фальшборта укладывают поперек судна одним концом на планширь фальшборта, выравнивая его по наружной обшивке судна.

8.8.9. В ярусах палубного груза по всей длине и высоте каравана над планширем фальшборта крайние от борта два ряда пакетов - при длине пакета 1,0 - 1,35 м и один ряд - при длине пакета до 3,0 м размещают поперек судна. Остальное пространство над люковыми крышками заполняют продольно выложенными пакетами пропсов и балансов.

8.8.10. Дальнейшие укладку и крепление выполняют с соблюдением требований п. п. 8.7.10 - 8.7.14 настоящих Правил.