IV. Правила стоянки судов в морских портах и на подходах к ним

IV. Правила стоянки судов в морских портах
и на подходах к ним

60. Постановка судов на якорь или к причальным сооружениям (причалам), а также перемена мест стоянки судов осуществляются на основании суточного графика расстановки и движения судов в морском порту, утверждаемого капитаном морского порта <33>.

--------------------------------

<33> Пункт 4 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

61. Сведения о фактических глубинах в акватории и у причалов морского порта, а также проходные осадки судов доводятся капитаном морского порта до сведения мореплавателей и операторов морских терминалов ежегодно и при изменении таких сведений путем направления уведомлений или посредством размещения на сайте администрации морских портов.

62. При получении штормового предупреждения капитан морского порта должен принимать меры по обеспечению безопасности плавания или стоянки судов в морском порту и дает капитанам судов, операторам СУДС, операторам морских терминалов, владельцам причальных устройств (причалов) и другим лицам и организациям, осуществляющим деятельность в морском порту, указания в отношении порядка плавания и стоянки судов в морском порту на время действия штормового предупреждения.

63. Любое технически исправное судно, находящееся в морском порту и не имеющее погодных или технических ограничений, по требованию капитана морского порта должно на время шторма покинуть морской порт.

64. Суда с опасными грузами и нефтеналивные суда с неочищенными от остатков груза и недегазированными грузовыми танками, а также бункеруемые наливом суда в период отсутствия естественного освещения (далее - темное время суток) должны нести один красный огонь, видимый по всему горизонту, с дальностью видимости не менее трех морских миль, а при естественном освещении (далее - светлое время суток) - флаг "B" (Браво) в соответствии с Международным сводом сигналов <34>.

--------------------------------

<34> Правило 21 главы V приложения к СОЛАС-74.

65. Якорная стоянка судов осуществляется в выделенных на внешних и внутренних рейдах морского порта районах якорных стоянок и якорных местах.

Постановка судов на якорных стоянках осуществляется таким образом, чтобы корпус судна не выходил за границу района якорной стоянки при изменении ветра и течения.

66. Указание мест якорной стоянки судна производится СУДС или СКУС. Если место якорной стоянки небезопасно, капитан судна должен известить об этом СУДС или СКУС. В таком случае судну должно быть указано иное место, обеспечивающее безопасную стоянку судна. В случае если безопасная якорная стоянка судна в морском порту не может быть обеспечена, такое судно должно выйти за границы морского порта.

67. Судно, стоящее на якоре, должно держать главные двигатели в готовности в зависимости от обстановки и гидрометеорологического прогноза.

Судно, стоящее на якоре, в темное время суток должно использовать имеющиеся рабочие огни и палубное освещение.

Судно, стоящее с отданными с носа и кормы якорями, кроме огней и знаков, предусмотренных правилом 30 МППСС-72, должно в темное время суток держать штатное освещение направленное на якорную цепь.

68. Швартовые операции осуществляются лагом к причалу и включают в себя:

швартовку судов (маневрирование судов для постановки к причальному устройству (причалу), плавучему причалу, другому портовому гидротехническому сооружению, другому судну;

отшвартовку судов (маневрирование судов для отхода от причального устройства (причала), плавучего причала, другого портового гидротехнического сооружения, другого судна);

перешвартовку судов (перемещение судов, при котором происходит смена причального устройства (причала) с маневрированием в акватории морского порта;

перетяжку судов (перемещение судов в пределах одного причального устройства (причала) или нескольких смежных причальных устройств (причалов).

Швартовые операции производятся в соответствии с ограничениями, указываемыми в обязательных постановлениях в морском порту. Швартовка судов кормой, с отдачей якорей допускается, если это указано в техническом паспорте гидротехнического сооружения или в обязательных постановлениях в морском порту.

69. Подготовка причальных сооружений (причалов) к швартовке и отшвартовке судов должна быть обеспечена оператором морского терминала (причала).

Оператор морского терминала (причала), используя СС или нарочным способом, должен сообщить капитану морского порта о неготовности морского терминала (причала) к швартовке судна в следующих случаях:

неисправность или повреждение причала, его оборудования и/или конструкции;

неготовность груза к погрузке;

технологическая неготовность причала к приему груза (место на причале не освобождено от иного груза);

несоответствие параметров судна параметрам расчетного судна, указанного в техническом паспорте причала;

неисправность погрузочно-разгрузочного оборудования причала.

Оператор морского терминала (причала) по запросу капитана морского порта любым доступным способом (непосредственно или используя СС) должен сообщить о ввозе/вывозе, хранении, перевалке, перемещении опасных грузов в границах морского порта.

Сведения о порядке предоставления информации об опасных грузах приводятся в обязательных постановлениях в морском порту и доводятся капитаном морского порта до сведения мореплавателей при изменении таких сведений <35>.

--------------------------------

<35> Пункт 15 части 4 статьи 14 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557).

70. При подготовке причала к швартовке судна:

должна быть проведена проверка - длины причала для швартовки судна, с учетом размера судна;

причал должен быть освобожден от грузов, оборудования и других предметов, мешающих швартовке (отшвартовке);

в зимний период лед в причальной зоне должен быть взломан и измельчен, причальная стенка или пирс терминала должен быть обколот до состояния, позволяющего осуществить швартовные и грузовые операции;

портовые краны на причале должны быть перемещены в положение, обеспечивающее безопасность швартовки (отшвартовки);

все работы на причале должны быть прекращены и движение всех видов транспорта в зоне швартовки запрещено;

в темное время суток должно быть обеспечено освещение причала.

На причале должна быть обеспечена визуальная идентификация позиционирования судна относительно причала.

71. При швартовке судна к борту судна, стоящего у причала, экипаж последнего должен обеспечивать кранцевую защиту своего борта и прием швартовых концов, подаваемых на судно. Прием швартовых концов на берегу осуществляют швартовщики оператора причала.

72. Судам, имеющим ворота и лацпорты, не допускается открывать их до окончания швартовки к причалу, если иное не установлено обязательными постановлениями в морском порту, либо конструкция таких судов не позволяет осуществить швартовку без открытия ворот или лацпортов.

73. После окончания швартовки судна, его якоря должны находиться в клюзах, за исключением швартовки с отдачей якорей, а якорные цепи должны быть застопорены.

74. Суда при стоянке у причального устройства (причала) должны быть ошвартованы способом, позволяющим избежать перемещения судна под воздействием ветра, течения и волнения, влияния приливов и отливов, а также вследствие изменения осадки при грузовых операциях.

75. Интервал между судами вдоль причала должен позволять осуществлять безопасную швартовку, отшвартовку и стоянку смежных судов и составлять не менее 10 метров с носа и кормы, если иное не указано в обязательных постановлениях в морском порту. У судов с ядерными установками или радиационными источниками один из интервалов должен быть не менее 20 метров <36>.

--------------------------------

<36> Пункт 191 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года N 620 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 34, ст. 4475).

76. Допустимое количество судов, стоящих у причала борт к борту (лагом), определяется обязательными постановлениями в морском порту <37>.

--------------------------------

<37> Пункт 5 части 4 статьи 14 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557).

77. Стоянка двух судов, ошвартованных друг к другу, если хотя бы одно из них имеет на борту взрывоопасные или легковоспламеняющиеся грузы, не допускается, за исключением периода проведения грузовых или бункеровочных операций между этими судами.

При смене места стоянки у причала судна с ядерной установкой или радиационными источниками не менее чем за два часа до смены места стоянки судна дополнительно информируется подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации.

О спуске на воду катеров и шлюпок с судов с ядерными установками или радиационными источниками информируется подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации.

78. Под трапом должна быть натянута предохранительная сетка, исключающая возможность падения людей в воду. В темное время суток трапы должны быть освещены.

79. В темное время суток на судне, стоящем у причала, должно быть включено наружное освещение, а на баке и корме судна выставлены огни, обозначающие оконечности судна.

80. На судне, стоящем у причала, должен быть выставлен вахтенный у трапа.

81. Вахтенный у трапа должен быть обеспечен информацией о средствах связи с капитаном морского порта, оператором морского терминала, пожарной и медицинской службами морского порта и другими должностными лицами и организациями, взаимодействующими с судном в нештатных ситуациях и в случаях противоправных действий по отношению к судну и его экипажу.

82. Судно, стоящее у причала, может держать выставленными за борт грузовые краны, стрелы, трапы, шлюп-балки и шлюпки, приспущенные до воды и освещенные или обозначенные огнями в темное время суток, с разрешения капитана морского порта.

Реи у парусного или парусно-моторного судна должны быть обрасоплены.

83. Судовые работы, связанные с выводом из эксплуатации главных двигателей, рулевого, якорного и швартового устройств, а также работы за бортом со шлюпок или других плавучих средств могут выполняться с разрешения капитана морского порта. Проведение огневых работ на судне в морском порту, за исключением огневых работ, проводимых на причалах и в доках судоремонтных и судостроительных предприятий, допускается с разрешения капитана морского порта.

84. Перестановка судна от одного причала к другому, отвод судна от причала на рейд и постановка судна к причалу с места якорной стоянки производятся только в соответствии с пунктом 60 и при наличии на судне экипажа в соответствии со свидетельством о минимальном безопасном составе экипажа <38>.

--------------------------------

<38> Пункт 2 статьи 53 КТМ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2011, N 25, ст. 3534).

85. В случае предстоящей перетяжки судна вдоль причала швартовые концы, заведенные на него с другого судна, отдаются только после уведомления об этом вахтенного помощника капитана другого судна.

86. При стоянке судна в морском порту с проведением грузовых операций учитываются ограничения, установленные в обязательных постановлениях в морском порту.

87. При постановке под погрузку/разгрузку грузов (кроме опасных грузов) до начала грузовых операций судно должно иметь на борту:

документ (свидетельство) о пригодности судна для перевозки навалочных грузов <39> (для грузовых операций с грузом, перевозимым навалом);

--------------------------------

<39> Раздел 13.2.7 Международного кодекса морской перевозки навалочных грузов. Принят Резолюцией Ассамблеи Международной морской организации от 4 декабря 2008 года N MSC.268(85) "Одобрение Международного кодекса морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ)" (Бюллетень международных договоров. 2011 (приложение N 1, ч. 6) С. 231 - 544) (далее - Международный морской кодекс по навалочным грузам). Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Конвенцией о Международной морской организации от 6 марта 1948 года (вступила в силу для СССР 17 марта 1958 года). Вступил в силу для Российской Федерации 1 января 2011 года.

документ о разрешении <40> (для грузовых операций с зерном насыпью, за исключением случая, установленного пунктом 9 Международного кодекса по безопасной перевозке зерна насыпью <41>);

--------------------------------

<40> Правило 9 главы VI приложения к СОЛАС-74.

<41> Принят Резолюцией Ассамблеи Международной морской организации от 23 мая 1991 года N MSC.23(59) "Принятие Международного кодекса по безопасной перевозке зерна насыпью" (Бюллетень международных договоров. 2011 (приложение N 1, ч. 3). С. 70 - 92). Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Конвенцией о Международной морской организации от 6 марта 1948 года (вступила в силу для СССР 17 марта 1958 года). Вступил в силу для Российской Федерации 1 января 1994 года.

информацию об остойчивости судна и загрузке зерном, предусмотренную пунктом 6 Международного кодекса по безопасной перевозке зерна насыпью;

наставление по креплению груза <42> (за исключением навалочных или наливных грузов);

--------------------------------

<42> Правило 5 главы VI приложения к СОЛАС-74.

руководство по методам и устройствам <43> (для наливных грузов);

--------------------------------

<43> Дополнение 4 к Приложению II к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов от 2 ноября 1973 года (далее - МАРПОЛ). Вступила в силу 3 февраля 1984 года и является обязательной для СССР в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 30 сентября 1983 года N 947 "О присоединении СССР к Протоколу 1978 года к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года".

информацию грузоотправителя о грузе <44>;

--------------------------------

<44> Правило 2 главы VI приложения к СОЛАС-74.

информацию о подтвержденной общей массе контейнеров (если осуществляется погрузка контейнеров);

манифест грузов либо реестр грузов, либо подробный грузовой план <45>;

--------------------------------

<45> Правила 4, 7-2 главы VII приложения к СОЛАС-74.

свидетельство о проведенных испытаниях <46> (для навалочных грузов);

--------------------------------

<46> Пункт 4.3 Международного морского кодекса по навалочным грузам.

документ о перевозке отходов <47> (в отношении отходов, перевозимых навалом).

--------------------------------

<47> Пункт 10.5 Международного морского кодекса по навалочным грузам.

88. При постановке судна под погрузку/разгрузку опасных грузов в дополнение к требованиям пункта 87 настоящих Общих правил до начала грузовых операций судно должно иметь на борту:

процедуры действий в аварийных ситуациях на судах, перевозящих опасные грузы <48>;

--------------------------------

<48> Пункт 5.4.3.2.1.3 Международного кодекса морской перевозки опасных грузов 1965 года. Принят Резолюцией Ассамблеей Международной морской организации (ИМО) от 27 сентября 1965 года N A.81(IV) (Бюллетень международных договоров. 2011 (приложение N 1, ч. 6) (далее - Международный кодекс морской перевозки опасных грузов 1965 года). Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Конвенцией о Международной морской организации от 6 марта 1948 года (вступила в силу для СССР 17 марта 1958 года.).

руководство по оказанию первой медицинской помощи при несчастных случаях, связанных с перевозкой опасных грузов <49>;

--------------------------------

<49> Пункт 5.4.3.2.1.3 Международного кодекса морской перевозки опасных грузов 1965 года; пункт 3.1.2 Международного морского кодекса по навалочным грузам.

паспорт безопасности вещества/материала/изделия (кроме нефти и нефтепродуктов, определенных в дополнении I к приложению I к МАРПОЛ) <50>;

--------------------------------

<50> Пункт 5.4.3.2.1.2 Международного кодекса морской перевозки опасных грузов 1965 года.

лист данных о безопасности материалов (для нефти и нефтепродуктов, определенных в правиле 1 к приложению I к МАРПОЛ) <51>;

--------------------------------

<51> Правило 5-1 главы VI приложения к СОЛАС-74.

протоколы испытаний и сертификаты в отношении тары, контейнеров средней грузоподъемности для массовых грузов, крупногабаритной тары, съемных цистерн, многоэлементных газовых контейнеров и автоцистерн, используемых для перевозки груза, если таковые должны оформляться в соответствии с частью 6 Международного кодекса морской перевозки опасных грузов 1965 года <52>;

--------------------------------

<52> Правило 1 главы VII приложения СОЛАС-74.

свидетельство о предотвращении загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом (для вредных жидких веществ наливом) <53>;

--------------------------------

<53> Правило 9 главы 3 Приложения II к МАРПОЛ.

транспортный документ на опасные грузы (декларацию для мультимодальных перевозок опасных грузов <54>);

--------------------------------

<54> Пункт 5.4.1.2 Международного кодекса морской перевозки опасных грузов 1965 года.

свидетельство о загрузке контейнера либо транспортного средства (если опасные грузы загружаются в контейнер или транспортное средство) <55>.

--------------------------------

<55> Пункт 5.4.2 Международного кодекса морской перевозки опасных грузов 1965 года.

89. При проведении грузовых операций крен судна в любое время не должен превышать пяти градусов.

90. При стоянке в морском порту нефтеналивные суда должны осуществлять грузовые операции с нефтью и нефтепродуктами у специализированных причалов, оборудованных в соответствии с требованиями технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года N 620 <56>, на выносных причальных устройствах и у танкеров-накопителей, стоящих на рейдах.

--------------------------------

<56> Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 34, ст. 4475; 2019, N 41, ст. 5719.

91. Нефтеналивные суда должны быть заземлены до соединения их трубопроводов со сливо-наливными устройствами причалов. Заземляющие устройства могут сниматься только после окончания грузовых операций и отсоединения трубопроводов судна от сливо-наливных устройств причала.

92. Шланги, соединяющие судовой трубопровод со сливо-наливными устройствами причала, должны иметь длину, обеспечивающую возможность естественного перемещения судна у причала.

93. При грузовых операциях на несамоходном нефтеналивном судне вблизи должно находиться дежурное судно (спасатель или буксир), оснащенное средствами пожаротушения.

94. Ремонтные работы на нефтеналивных судах и причальных устройствах (причалах) во время грузовых операций с нефтью и нефтепродуктами не допускаются.

95. Судно, производящее грузовые операции с опасными грузами, должно быть готово к немедленному отходу от причального устройства (причала):

главный двигатель и рулевое устройство должны быть в постоянной готовности;

на баке и корме судна должны быть закреплены и приспущены до воды буксирные стальные тросы с заплетенными огонами;

на борту количество членов экипажа должно находиться в соответствии со свидетельством о минимальном безопасном составе экипажа, включая капитана судна или старшего помощника и старшего механика или второго механика.

96. Нефтеналивные суда, в том числе бункеровщики, имеющие на борту нефтепродукты с температурой вспышки выше 60 °C, не осуществляющие грузовых операций, могут становиться к любым причалам.

Нефтеналивные суда, имеющие на борту нефть и нефтепродукты с температурой вспышки 60 °C и ниже, не осуществляющие грузовых операций, могут становиться к причалам, оборудованным противопожарными средствами в соответствии с требованиями технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года N 620, предъявляемыми к причалам, предназначенным для грузовых операций с нефтью и нефтепродуктами.

97. Причалы, указанные в обязательных постановлениях в морском порту для бункеровки судов с автомашины, должны оборудоваться средствами противопожарной безопасности и ликвидации аварийного разлива топлива в размерах, достаточных для ликвидации возгорания и ликвидации аварийного разлива топлива при бункеровке топливом с автомашины.

98. Бункеровка судов, стоящих в морском порту, топливом и смазочными маслами с судна-бункеровщика осуществляется при следующих условиях <57>:

--------------------------------

<57> Статья 194 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 48, ст. 5493). Ратифицирована Федеральным законом от 26 февраля 1997 N 30-ФЗ (Собрание законодательства 1997, N 9, ст. 1013). Вступила в силу для Российской Федерации 11 апреля 1997 года.

бункеровщик должен быть ошвартован во избежание перемещения бункеровщика под воздействием ветра, течения и волнения, влияния приливов и отливов, а также вследствие изменения осадки при грузовых операциях во избежание обрыва бункеровочных шлангов;

на бункеруемом судне должен быть поднят флаг "B" (Браво) в соответствии с Международным сводом сигналов или включен красный круговой огонь;

оповещены экипаж и пассажиры о запрете курения на открытых палубах при бункеровке судна;

бункеровочные шланги должны находиться в рабочем состоянии и иметь соответствующую опору и достаточную подвижность;

шпигаты грузовой палубы и иллюминаторы с борта приема-сдачи топлива должны быть закрыты;

неиспользуемые трубопроводы для подачи бункера должны быть заглушены;

соединительные фланцы бункеровочного трубопровода затянуты на все болты и обеспечена постоянная герметичность бункеровочного соединения;

под соединением (соединениями) бункеровочного трубопровода следует установить емкость на случай утечки бункерного топлива;

должна быть обеспечена связь бункеровщика с бункеруемым судном;

в случае отсутствия устройства экстренной остановки грузовых насосов на бункеруемое судно следует передать кнопку аварийной остановки грузового насоса (грузовых насосов);

место приема-сдачи топлива должно быть ограждено;

бункеровку судов смазочными маслами наливом, масловозами с причалов допускается осуществлять в месте стоянки судна;

у места приема-сдачи топлива должны быть размещены дополнительные огнетушители и подсоединены к рожкам два пожарных рукава;

следует организовать постоянное наблюдение и регулярные замеры заполняемых танков;

получено разрешение таможенного органа в случаях, предусмотренных регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации.

99. Бункеровка судов топливом не допускается в случае неисправности систем пожарной сигнализации и пожаротушения судов.

100. При стоянке в морском порту особенности проведения бункеровки судов топливом устанавливаются в обязательных постановлениях в морском порту. Бункеровку судов смазочными маслами наливом с причалов морского порта, автомобилями-масловозами допускается осуществлять в месте стоянки судна.

101. По решению судовладельца, с разрешения капитана морского порта в морском порту может осуществляться длительная стоянка судна. В заявке судовладельца (капитана судна) о длительной стоянке в порту указываются:

ИМО номер судна (при наличии);

название судна;

размерения судна;

государственная принадлежность (флаг) судна;

место и время предполагаемой длительной стоянки в морском порту;

состав стояночного экипажа; порядок несения вахтенной службы;

ИМО номер, наименование и адрес судовладельца (при наличии);

контактные данные лица (фамилия, имя и отчество (при наличии), номер телефона, адрес электронной почты (при наличии), ответственного за безопасную длительную стоянку судна.

Судовладелец судов с ядерными установками или радиационными источниками, становящихся на длительную стоянку, должен дублировать заявку на имя капитана морского порта с его разрешением на длительную стоянку в адрес подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации, а также должен предоставлять им план мероприятий по обеспечению безопасности судна с ядерными установками и радиационными источниками на период длительной стоянки <58>. Согласование проводится с использованием СС.

--------------------------------

<58> Статья 41 Федерального закона от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии"; пункт 8 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 года N 928-р и распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 января 1997 года N 14-р "О Перечне морских портов Российской Федерации, в которые разрешаются заходы судов и иных плавсредств с ядерными энергетическими установками и радиационными источниками".

102. Запасы жидкого топлива на судне, находящемся на длительной стоянке, могут быть оставлены с разрешения капитана морского порта.

103. Во время длительной стоянки суда обеспечиваются связью с капитаном морского порта, а судно с ядерными установками или радиационными источниками дополнительно обеспечивается связью с подразделением войск национальной гвардии Российской Федерации.