IV. Правила плавания судов в акватории морского порта и на подходах к нему

IV. Правила плавания судов в акватории морского порта
и на подходах к нему

20. В морском порту действует разрешительный порядок движения и стоянки судов в соответствии с графиком расстановки и движения судов в морском порту (далее - суточный график). Суточный график утверждается капитаном морского порта ежедневно на основании информации о заходе судна, передаваемой в соответствии с пунктом 18 настоящих Обязательных постановлений, и размещается по адресу в сети "Интернет": www.pasp.ru.

21. Движение судов в акватории морского порта и проведение операций по постановке судов на якорь и снятию их с якоря регулируется в соответствии с суточным графиком службой управления движением судов (далее - СУДС). До начала движения судно обязано запросить разрешение службы капитана морского порта на начало движения и сообщить о полученном разрешении СУДС.

22. Суда, подходящие к морскому порту или выходящие из него, следуют по главному и боковым фарватерам. Все пересекающие главный фарватер, описание участков которого приведено в приложении N 1 к настоящим Обязательным постановлениям, и примыкающие к нему каналы, фарватеры и участки акватории морского порта являются по отношению к нему боковыми.

23. Петровский канал является главным по отношению к фарватеру N 11, подходному каналу гавани поселка Стрельна, Корабельному каналу, Лахтинскому каналу и всем примыкающим участкам акватории морского порта.

24. В районах N 156, 221, 222 морского порта запрещается постановка на якорь, подводные и дноуглубительные работы, взрывные работы и плавание с вытравленной якорь-цепью.

25. Плавание судов в районах N 300, 310, 311, 312, 314 морского порта осуществляется с минимальной скоростью, обеспечивающей удержание судна на курсе.

26. Посадка на судно и высадка с судна лоцманов осуществляются:

к западу от Санкт-Петербургского приемного светящего буя осевого N 1 в точке с координатами 60°01,77' северной широты и 29°25,63' восточной долготы;

к северо-западу от Санкт-Петербургского приемного светящего буя осевого N 2 в точке с координатами 60°05,22' северной широты и 29°48,08' восточной долготы;

на рейдах, якорных стоянках и причалах морского порта.

27. Суда, следующие транзитом через акваторию морского порта с внутренних водных путей на выход в море и с моря на внутренние водные пути, производят смену лоцмана при следовании:

по портовой части Санкт-Петербургского морского канала - на рейде Лесного мола;

по Корабельному каналу - на траверзе причалов N 1 - 7;

по Малой Неве - к западу от Тучкова моста.

Информация о необходимости лоцманской проводки судна передается судном в соответствии с требованиями пункта 18 настоящих Обязательных постановлений и подтверждается за четыре часа до предполагаемого времени отхода от причала, перешвартовки или выхода из морского порта, выхода из района якорной стоянки по каналам связи ОВЧ.

28. От обязательной лоцманской проводки судов в морском порту освобождаются:

маломерные суда;

спортивные парусные и прогулочные суда;

суда, осуществляющие прибрежное рыболовство;

суда, осуществляющие операции по обслуживанию и снабжению судов, находящихся в акватории морского порта и на подходах к нему, объектов инфраструктуры морского порта (далее - суда портового флота) валовой вместимостью менее 500.

29. В районе N 2 необязательной лоцманской проводки судов лоцманская проводка судов обязательна для судов валовой вместимостью свыше 6000.

30. Суда, выходящие из боковых фарватеров на главный фарватер, должны уступать дорогу судам, следующим по главному фарватеру.

Судам, выходящим из канала, ведущего от Пассажирского бассейна Васильевского острова в реку Большая Нева, должны уступать дорогу все суда, следующие по реке Большая Нева как по течению, так и против него.

Суда, следующие по Санкт-Петербургскому морскому каналу, должны уступать дорогу пассажирским судам длиной более 220 метров, осуществляющим движение на вход в Пассажирский порт Санкт-Петербург и выход из него по Петровскому каналу.

31. Расхождение и обгон судов в точках поворота фарватеров и каналов морского порта, а также в судопропускном сооружении С-2 не допускаются. От буев N 23 и 24А Санкт-Петербургского морского канала до буев N 9 и 10 Кронштадтского Корабельного фарватера, включая судопропускное сооружение С-1, разрешаются обгон и расхождение судов длиной каждого:

не более 100 метров;

не более 150 метров с осадкой менее четырех метров.

В акватории морского порта, за исключением главного фарватера, обгон судов разрешается вдоль любого борта обгоняемого судна. На главном фарватере морского порта обгон судов разрешается с согласия капитана обгоняемого судна вдоль левого борта обгоняемого судна в соответствии с рекомендациями СУДС.

Обгон высокоскоростными судами (далее - ВСС) и расхождение ВСС с судами разрешается только с разрешения обгоняемого судна. В разрешении указываются:

при обгоне судна - борт обгоняемого судна, вдоль которого осуществляется его обгон;

при расхождении судов - борта судов, вдоль которых осуществляется расхождение судов;

необходимость выхода за бровку канала или выполнение маневра на канале;

возможность движения ВСС в неводоизмещающем состоянии либо его перевод в водоизмещающее состояние.

32. Обгон судов на главном фарватере морского порта запрещается:

от Благовещенского моста до причала N 33, за исключением судов валовой вместимостью менее 500;

от причала N 33 до выхода из защищенной дамбами части Санкт-Петербургского морского канала, обозначенного на навигационных морских картах контрольной точкой - пикетом ПК-132 Санкт-Петербургского морского канала с координатами 59°54,20' северной широты и 30°05,60' восточной долготы (далее - пикет ПК-132), если длина обгоняемого или обгоняющего судов более 80 метров;

от пикета ПК-132 до буев N 23 и 24А Санкт-Петербургского морского канала, если длина обгоняющего или обгоняемого судна более 130 метров или осадка одного из них более пяти метров, за исключением судов, следующих за кромками Санкт-Петербургского морского канала;

от буев N 9 и 10 Кронштадтского Корабельного фарватера до буев N 3 и 4 Кронштадтского Корабельного фарватера, если длина обгоняющего или обгоняемого судна более 150 метров или осадка одного из них более пяти метров, за исключением судов, следующих за кромками Кронштадтского Корабельного фарватера.

33. Проход судоходных пролетов мостов центрального участка Западного скоростного диаметра ограничивается максимальными надводными габаритами судов (при уровне воды, равном нулю Кронштадтского футштока):

в Морском канале - 50 метров;

на Корабельном канале - 32,8 метра;

на Петровском канале - 22,8 метра;

на судовом ходу в Малую Невку - 22,8 метра.

Проход судопропускного сооружения С-2 КЗС Санкт-Петербурга от наводнений ограничивается максимальным надводным габаритом судна 14,3 метра (при уровне воды, равном нулю Кронштадтского футштока).

34. Одностороннее движение судов осуществляется в случае движения:

судов длиной более 50 метров - на канале, ведущем к Пассажирскому бассейну Васильевского острова, а также от Невских ворот до Новой Канонерской гавани;

судов длиной более 80 метров и пассажирских судов - от Невских ворот до рейда Лесного мола;

судов длиной более 100 метров - от Золотых Ворот до пикета ПК-132;

нефтеналивных судов, за исключением судов портового флота, - на Внутренней акватории;

судов длиной более 130 метров, следующих в балласте при ветре северного и южного направлений скоростью свыше 10 метров в секунду, - от Санкт-Петербургского приемного буя N 1 до пикета ПК-132;

пассажирских судов длиной более 150 метров и всех других судов длиной более 155 метров - на всех участках движения;

судов, следующих на ходовые испытания или контрольный выход, а также занятых буксировкой плавучих доков и других сложных объектов - на всей акватории морского порта.

35. Суда с осадкой не более четырех метров могут следовать за пределами огражденной судоходной части главного фарватера:

на участке Кронштадтского Корабельного фарватера от светящего буя осевого Кронштадтского Корабельного фарватера до пикета ПК-390 Кронштадтского Корабельного фарватера с координатами 59°59,70' северной широты и 29°40,55' восточной долготы, (пять кабельтовых к северо-западу от внешних оголовков судопропускного сооружения С-1) на расстоянии до 100 метров;

в открытой части Санкт-Петербургского морского канала (исключая участок Санкт-Петербургского морского канала протяженностью пять кабельтовых к северо-западу от пикета ПК-132) между пикетом ПК-132 и буями N 23 и 24А Санкт-Петербургского морского канала на расстоянии до 40 метров к северу и к югу.

Суда с грузом нефтепродуктов тяжелых сортов за пределами судоходной части каналов и фарватеров должны следовать с минимальной скоростью, достаточной для удержания судна на курсе.

36. Через Невские ворота могут проходить суда:

длиной до 180 метров - при осадке до 9,8 метра;

длиной до 190 метров - при осадке до 9,5 метра;

длиной до 200 метров - при осадке до 9 метров.

Разрешается проход через Невские ворота пассажирских судов длиной до 220 метров и осадкой до 9 метров.

Допускается одноразовый проход через Невские ворота построенного на Балтийском судостроительном заводе или на судостроительном заводе "Адмиралтейские верфи" судна большего размера в случае, если размерения и осадка судна, возможность его маневрирования на указанном участке акватории порта и мощность привлеченных буксиров обеспечивают безопасный проход судна. Капитан морского порта разрешает одноразовый проход судна через Невские ворота на основании выполненного математического моделирования и проводки модели судна на тренажере.

37. Разворот судов на портовой части Санкт-Петербургского морского канала от причала N 17 до рейда Лесного мола не допускается, за исключением судов портового флота и судов валовой вместимостью менее 500.

До совершения маневра разворота судно обязано заблаговременно подать четыре коротких звуковых сигнала для предупреждения других судов о предстоящем маневре.

38. Движение судов по Санкт-Петербургскому морскому каналу не допускается:

при скорости ветра 10 метров в секунду и более северного и южного направлений для судов длиной более 300 метров и длиной более 150 метров в балласте;

при скорости ветра 12 метров в секунду и более северного и южного направлений для судов длиной от 260 метров до 300 метров;

при видимости менее 1,5 мили.

Перемена места стоянки судна в акватории морского порта посредством дрейфа не допускается.

39. На Внутренней акватории перестановка несамоходных судов, а также судов с выведенными из эксплуатации судовыми энергетическими установками, рулевым и (или) якорным устройствами разрешается при скорости ветра не более 10 метров в секунду, на остальной акватории морского порта - при скорости ветра не более 15 метров в секунду.

40. Перестановка судов в балласте, судов типа "Ро-Ро", контейнеровозов и самоходных плавкранов разрешается при скорости ветра не более 15 метров в секунду, а буксировка этих судов от рейда Лесного мола до Невских ворот разрешается при скорости ветра не более 10 метров в секунду.

41. При скорости ветра свыше 22 метров в секунду движение судов на акватории морского порта, за исключением аварийно-спасательных судов, не разрешается.

42. Скорость движения судов не должна превышать 6 узлов:

на защищенной дамбами части Санкт-Петербургского морского канала от пикета ПК-132 до Золотых ворот;

от буев N 9 и 10 Кронштадтского Корабельного фарватера до буев N 23 и 24А Санкт-Петербургского морского канала для судов длиной свыше 260 метров;

на Корабельном канале и Подходном канале к гавани базы Литке;

на Лахтинском канале;

на Внутренней акватории.

Разрешается движение ВСС в неводоизмещающем состоянии без ограничения скорости на участках рек Большая Нева и Малая Нева Внутренней акватории и на Корабельном канале.

43. Скорость движения судов, за исключением ВСС, не должна превышать 10 узлов:

на открытой части Санкт-Петербургского морского канала;

на Кронштадтском Корабельном фарватере от буев N 9 и 10 до буев N 23 и 24А Санкт-Петербургского морского канала для судов длиной 260 метров и менее;

на Северном Кронштадтском фарватере;

на Петровском, Ломоносовском каналах и на фарватере N 11.

44. Скорость движения судов, за исключением ВСС, не должна превышать 12 узлов:

от буя осевого до буев N 9 и 10 Кронштадтского Корабельного фарватера;

на Западном Кронштадтском фарватере.

45. Вход в Барочный бассейн и выход из него судов длиной более 260 метров разрешается:

при отсутствии судов, пришвартованных у причала N 34;

при отсутствии судна, пришвартованного вторым корпусом у причала N 33;

при отсутствии пришвартованных друг к другу (лагом) у причалов N 73 и N 74 двух и более судов;

при скорости ветра менее 10 метров в секунду;

при обеспечении тремя буксирами суммарной мощностью не менее 9000 кВт на участке от пикета ПК-132 до причалов Барочного бассейна.

Вход в Угольную гавань и выход из нее судов длиной более 260 метров разрешается:

при отсутствии судов, пришвартованных у причала N 112;

при скорости ветра менее 10 метров в секунду;

при обеспечении тремя буксирами суммарной мощностью не менее 8100 кВт на участке от пикета ПК-132 до причалов Угольной гавани.

Движение по Подходному каналу к многофункциональному морскому перегрузочному комплексу "Бронка" судов длиной более 280 метров разрешается:

при скорости ветра не более 10 метров в секунду;

в обеспечении четырьмя буксирами суммарной мощностью не менее 11500 кВт.

Движение самоходного дноуглубительного судна на вход в Малую Турухтанную гавань и выход из нее разрешается при обеспечении двумя буксирами суммарной мощностью не менее 440 кВт.

Движение несамоходного дноуглубительного судна на вход в Малую Турухтанную гавань и выход из нее разрешается при обеспечении двумя буксирами суммарной мощностью не менее 770 кВт.

Вход в Нефтяную гавань и выход из нее разрешается судам длиной не более 260 метров. Судам длиной более 200 метров вход в Нефтяную гавань разрешается при скорости ветра менее 12 метров в секунду при обеспечении:

двумя буксирами суммарной мощностью не менее 5400 кВт на участке от пикета ПК-132 до Нефтяной гавани;

тремя буксирами суммарной мощностью не менее 8100 кВт при швартовке к причалам Нефтяной гавани и двумя буксирами суммарной мощностью не менее 5400 кВт при отшвартовке от причалов Нефтяной гавани.

В Нефтяной гавани при скорости ветра более 18 метров в секунду запрещается швартовка и отшвартовка стоящих вторым корпусом судов длиной более 138 метров.

При вводе ограничений в соответствии с режимом ледового плавания судов в восточной части Финского залива (приложение N 5 к настоящим Обязательным постановлениям) при толщине сплошного ледяного покрова:

10 - 15 сантиметров разрешается вход в Барочный бассейн, Нефтяную и Угольную гавани судов длиной не более 245 метров;

более 15 сантиметров разрешается вход в Барочный бассейн, Нефтяную и Угольную гавани судов длиной не более 220 метров.

В Восточный бассейн разрешается вход судов длиной до 180 метров.

В Екатерингофский бассейн разрешается вход судов длиной до 165 метров.

Судам длиной более 155 метров вход в Восточный и Екатерингофский бассейны от рейда Лесного мола и выход из него до рейда Лесного мола разрешается при обеспечении одним буксиром мощностью не менее 740 кВт.

В акваторию причалов СВ-1, СВ-2 разрешается вход судов длиной до 110 метров.

Допускается одноразовый проход через Екатерингофский бассейн построенного или проходящего ремонт на судостроительном заводе "Северная верфь" судна большего размера в случае, если размерения и осадка судна, возможность его маневрирования на акватории порта и мощность привлеченных буксиров обеспечивают безопасный проход судна. Капитан морского порта разрешает одноразовый проход судна через Екатерингофский бассейн на основании выполненного математического моделирования и проводки модели судна на тренажере.

Вход в Новую Канонерскую гавань и выход из нее разрешается судам длиной не более 180 метров. Вход в Новую Канонерскую гавань и выход из нее судов длиной более 150 метров разрешается:

при скорости ветра менее 10 метров в секунду;

при обеспечении двумя азимутальными буксирами мощностью каждого не менее 1500 кВт на участке от Невских ворот до причалов Новой Канонерской гавани.

Постановка к причалу N 5-К допускается при суммарной ширине судов, пришвартованных у причалов N 5-К и 18 или N 5-К и 19 не более 24 метров.

Запрещается поворот с Петровского канала на Санкт-Петербургский морской канал при следовании во Внутреннюю акваторию и поворот с Санкт-Петербургского морского канала на Петровский канал при следовании из Внутренней акватории судам:

длиной более 100 метров;

длиной более 84 метров, не оборудованных подруливающим устройством;

шириной более 21 метра.

Плавание судов по фарватеру Санкт-Петербург - Петродворец (фарватер N 11) от Петровского канала до Петродворцовой гавани разрешается только в светлое время суток при выставленных плавучих средствах навигационного оборудования.

В Ломоносовскую гавань разрешается вход судов длиной не более 150 метров.

Движение судов по Подходному каналу гавани базы Литке разрешается судам длиной не более 170 метров и шириной не более 28 метров.

Движение по Подходному каналу гавани базы Литке разрешается:

судам длиной более 150 метров при скорости ветра не более 10 метров в секунду при наличии подруливающего устройства, обеспечении двумя азимутальными буксирами мощностью каждого не менее 1500 кВт и отсутствии судов на причалах тарно-штучных и навалочных грузов;

судам длиной от 140 метров до 150 метров при скорости ветра не более 15 метров в секунду при наличии подруливающего устройства и использовании одного буксира мощностью не менее 740 кВт или без подруливающего устройства при использовании двух буксиров суммарной мощностью не менее 1480 кВт.

Швартовка к причалу N Л-2 судов длиной более 150 метров разрешается при отсутствии судов, пришвартованных у причала N Л-1.

За исключением маломерных, спортивных парусных, прогулочных судов и судов валовой вместимостью более 500 запрещаются повороты:

вправо при движении судна из Подходного канала гавани базы Литке к судопропускному сооружению С-1 КЗС;

налево при следовании судна от судопропускного сооружения С-1 КЗС на Подходной канал гавани базы Литке.

46. Грузовые суда с осадкой более 9 метров от рейда Лесного мола до Невских ворот должны следовать в сопровождении буксира (буксиров) мощностью (суммарной мощностью) не менее 1800 кВт.

47. Пассажирским судам от рейда Лесного мола до Невских ворот разрешается следовать самостоятельно без буксирного обеспечения.

48. Буксировка двух судов в акватории морского порта способом толкания, если их ширина превышает 18 метров, не разрешается.

49. При движении вблизи стоящих у причалов или на якоре судов, проходе судостроительных заводов суда должны уменьшить скорость до минимальной, достаточной для удержания судна на курсе.

50. Судам валовой вместимостью менее 100, маломерным судам, за исключением судов портового флота, спортивным парусным и прогулочным судам, не разрешается:

следовать по каналам и фарватерам либо пересекать каналы и фарватеры, затрудняя движение других судов;

маневрировать в непосредственной близости от судов, находящихся в движении, стоящих на якоре или у причалов;

швартоваться к плавучим и стационарным средствам навигационного оборудования и становиться на якорь вблизи от них;

осуществлять движение от Невских ворот до Золотых ворот.

51. Маломерным судам, спортивным парусным и прогулочным судам разрешается движение по каналам и фарватерам вдоль правой по ходу кромки фарватера.

Плавание гидроциклов запрещается:

во Внутренней акватории;

на каналах и фарватерах морского порта.