3.4.1. Подготовка и оформление проектов федеральных законов

3.4.1. Подготовка и оформление проектов федеральных законов

3.4.1.1. Разработка и внесение проектов федеральных законов (далее - законопроекты) в Правительство Российской Федерации осуществляются Министерством в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации, Положением о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 389.

3.4.1.2. Организация подготовки законопроектов возлагается на директоров департаментов в соответствии с их компетенцией.

3.4.1.3. Контроль за подготовкой законопроектов осуществляется заместителем Министра, курирующим соответствующий департамент.

3.4.1.4. Необходимость разработки и представления концепции и проекта технического задания на разработку законопроекта определяется Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности либо руководителем федерального органа исполнительной власти - головного исполнителя.

3.4.1.5. Концепции законопроектов и проекты технических заданий на их разработку разрабатываются в соответствии с Основными требованиями к концепции и разработке проектов федеральных законов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 г. N 576.

3.4.1.6. Подготовленный департаментом-разработчиком законопроект направляется на согласование в заинтересованные департаменты.

3.4.1.7. Согласование законопроекта осуществляется заинтересованными департаментами в срок не позднее 7 рабочих дней с даты их поступления в эти департаменты либо в более короткий срок по решению руководства Министерства.

3.4.1.8. Согласованный руководителями всех заинтересованных департаментов законопроект до размещения на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт regulation.gov.ru) и направления на согласование в заинтересованные органы государственной власти и иные организации в обязательном порядке подлежит правовой экспертизе, проводимой Департаментом правового обеспечения и законопроектной деятельности.

3.4.1.9. Законопроект направляется в Департамент правового обеспечения и законопроектной деятельности с приложением всех документов, в соответствии с которыми или во исполнение которых он подготовлен.

3.4.1.10. Срок проведения правовой экспертизы законопроекта составляет не более 7 рабочих дней со дня поступления в Департамент правового обеспечения и законопроектной деятельности. При проведении правовой экспертизы законопроекта исполнитель департамента-разработчика законопроекта может привлекаться работником Департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности, проводящим правовую экспертизу, для дачи пояснений по данному проекту. Законопроект при наличии исключительно редакционных и юридико-технических замечаний с замечаниями и предложениями может быть передан работником Департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности исполнителю проекта на доработку, а в РК документа в ОСЭД делается соответствующая запись.

3.4.1.11. Доработанный законопроект при отсутствии замечаний визируется директором Департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности (лицом, исполняющим его обязанности).

3.4.1.12. При наличии неурегулированных разногласий законопроект не визируется и возвращается исполнителю вместе с заключением на него, подписанным руководством Департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности.

3.4.1.13. Подготовка финансово-экономического обоснования к законопроекту осуществляется департаментом-разработчиком совместно с Департаментом финансов.

3.4.1.14. Согласование законопроекта с заинтересованными органами государственной власти и организациями осуществляется одновременно с проведением процедур общественного обсуждения, оценки регулирующего воздействия, независимой антикоррупционной экспертизы. Направление законопроектов на заключение в Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации и обсуждение общественно значимых из них с Общественным советом при Министерстве осуществляется по решению департамента-разработчика.

3.4.1.15. Согласование законопроектов, подготавливаемых в рамках реализации федеральных проектов, осуществляется с учетом особенностей, установленных Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288.

3.4.1.16. Согласование законопроектов, подготавливаемых в рамках реализации национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", осуществляется с учетом особенностей, установленных Положением о системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2019 г. N 234.

3.4.1.17. В целях обеспечения возможности проведения оценки регулирующего воздействия, раскрытия информации о подготовке законопроектов и результатах их общественного обсуждения, независимой антикоррупционной экспертизы законопроектов, в соответствии с Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851, и Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, они размещаются департаментами-разработчиками в установленном порядке на официальном сайте regulation.gov.ru в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления на согласование в государственные органы и организации в соответствии с пунктом 57 Регламента Правительства Российской Федерации.

3.4.1.18. При наличии разногласий по законопроекту, в том числе выявленных по результатам проведения оценки регулирующего воздействия, департаментом-разработчиком организуется согласительное совещание с участием заместителя Министра, курирующего департамент, ответственного за подготовку законопроекта, и представителей заинтересованных органов государственной власти с целью поиска взаимоприемлемого решения. В соответствии с пунктом 60 Регламента Правительства Российской Федерации законопроект может быть внесен в Правительство Российской Федерации с разногласиями только вместе с протоколом согласительного совещания и замечаниями, подписанными руководителями указанных органов или по указанию руководителей их заместителями, имеющими разногласия.

3.4.1.19. Законопроект после его согласования с заинтересованными органами государственной власти, проведения оценки регулирующего воздействия или раскрытия информации о подготовке законопроекта и результатах его общественного обсуждения, а также независимой антикоррупционной экспертизы законопроектов до внесения в Правительство Российской Федерации направляется с приложением документов, предусмотренных пунктом 60 Регламента Правительства Российской Федерации, на правовую и антикоррупционную экспертизы в Министерство юстиции Российской Федерации для оценки законопроекта на предмет его соответствия актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании соответствующих отношений и соблюдения правил юридической техники, а также наличия либо отсутствия в нем коррупциогенных факторов.

3.4.1.20. В отдельных случаях, установленных Регламентом Правительства Российской Федерации, законопроекты направляются на заключение в Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.

3.4.1.21. Законопроект, представляемый в Правительство Российской Федерации, в обязательном порядке согласовывается с курирующим заместителем Министра департамента-разработчика, статс-секретарем - заместителем Министра, после чего визируется Министром (лицом, исполняющим его обязанности). На законопроекте проставляются электронные подписи (далее - ЭП) редактора департамента-разработчика и директора Департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности (лица, исполняющего его обязанности).

3.4.1.22. В соответствии с пунктом 53 Регламента Правительства Российской Федерации законопроект вносится в Правительство Российской Федерации с сопроводительным письмом, содержащим основание внесения законопроекта, сведения о содержании и согласовании законопроекта, с приложением следующих документов:

проекта распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и назначении официального представителя Правительства Российской Федерации при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания Российской Федерации;

пояснительной записки, содержащей изложение предмета законодательного регулирования, основной идеи законопроекта, оформленной в соответствии с пунктом 53 Регламента Правительства Российской Федерации;

финансово-экономического обоснования принимаемых решений, предлагаемых к принятию законопроектом, оформленного в соответствии с пунктами 53(1) и 53(2) Регламента Правительства Российской Федерации;

перечня федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с данным законопроектом;

перечня нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с данным законопроектом;

заключений, предусмотренных пунктами 60, 60(1), 60(2) и 60(4) Регламента Правительства Российской Федерации;

заключения федерального государственного научно-исследовательского учреждения "Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации".

Перечни нормативных правовых актов, необходимых для реализации федерального закона, должны включать в себя наименования проектов нормативных правовых актов, обоснование необходимости их подготовки, примерный срок подготовки, краткое описание каждого акта (цель, предмет и содержание правового регулирования), а также сведения о федеральных органах исполнительной власти либо организациях - ответственном исполнителе и соисполнителях по разработке проектов указанных актов в соответствии с пунктом 28 Положения о законопроектной деятельности.

3.4.1.23. В случаях, установленных пунктами 53 и 60(5) Регламента Правительства Российской Федерации, законопроекты вносятся в Правительство Российской Федерации также с протоколами заседаний Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, Правительственной комиссии по проведению административной реформы или ее подкомиссии, на которых рассмотрены соответствующие законопроекты.

Разработка и оформление законопроекта осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов, подготовленными Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, с учетом процедур и требований, содержащихся в чек-листах, размещенных Департаментом правового обеспечения и законопроектной деятельности на внутриведомственном портале Министерства.

3.4.1.24. Требования к оформлению законопроекта и его образец приведены в приложении N 5 к Инструкции.