Приложение 8. (обязательное) | ДЕФЕКТАЦИЯ КАНАТОВ

Приложение 8

(обязательное)

ДЕФЕКТАЦИЯ КАНАТОВ

1. Настоящее приложение распространяется на канаты, установленные на перегрузочных машинах, сменных грузозахватных органах, съемных грузозахватных приспособлениях и средствах укрупнения грузовых мест.

Приложение составлено в соответствии с требованиями правил Госгортехнадзора России и правил Российского Речного Регистра.

2. Дефектация (браковка) канатов перегрузочных машин, находящихся в эксплуатации, должна производиться согласно инструкции по эксплуатации машин, составленной с учетом требований ИСО 4309.

При отсутствии в инструкции по эксплуатации соответствующего раздела дефектацию канатов перегрузочных машин и устройств, указанных в п. 1, следует проводить согласно настоящему приложению.

3. Браковка стальных канатов

3.1. Браковку канатов, работающих со стальными и чугунными блоками или без блоков, установленных на береговых перегрузочных машинах и устройствах (п. 1), следует проводить по числу обрывов проволок в соответствии с табл. 1.

Таблица 1

Число обрывов проволок, при которых
канаты, работающие со стальными и чугунными блоками
или без блоков, отбраковываются

┌──────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┐
│   Конструкции канатов,   │   Группа классификации (режима) механизма <*>   │
│      рекомендуемых       ├────────────────────────┬────────────────────────┤
│      к применению        │    М1, М2, М3 и М4     │    М5, М6, М7 и М8     │
│ на перегрузочных машинах ├───────────┬────────────┼───────────┬────────────┤
│      и устройствах       │ крестовая │односторон- │ крестовая │односторон- │
│      речных портов       │  свивка   │няя свивка  │  свивка   │няя свивка  │
│                          ├───────────┴────────────┴───────────┴────────────┤
│                          │                на участке длиной                │
│                          ├─────┬─────┬─────┬──────┬─────┬─────┬─────┬──────┤
│                          │ 6d  │ 30d │ 6d  │ 30d  │ 6d  │ 30d │ 6d  │ 30d  │
├──────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼──────┤
│6 x 19 (1 + 6 + 6 / 6) +  │  6  │ 11  │  3  │  6   │ 11  │ 22  │  6  │  11  │
│1 о.с.                    │     │     │     │      │     │     │     │      │
├──────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼──────┤
│6 x 36 (1 + 7 + 7 / 7 +   │  8  │ 18  │  4  │  9   │ 18  │ 38  │  9  │  18  │
│14) + 1 о.с.              │     │     │     │      │     │     │     │      │
├──────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼──────┤
│6 x 36 (1 + 7 / 7 + 14) + │ 10  │ 19  │  5  │  10  │ 19  │ 38  │ 10  │  19  │
│7 + 7 (1 + 6)             │     │     │     │      │     │     │     │      │
└──────────────────────────┴─────┴─────┴─────┴──────┴─────┴─────┴─────┴──────┘

--------------------------------

<*> Порядок определения группы классификации (режима) механизма приводится в Приложении 11 правил Госгортехнадзора России.

Примечание:

1. Браковку канатов конструкций, не указанных в табл. 1, следует проводить в соответствии с правилами Госгортехнадзора России.

2. d - диаметр каната, мм.

3.2. Канаты, установленные на плавучих перегрузочных машинах, бракуются при числе обрывов проволок:

канаты крестовой свивки - 10% проволок на длине, равной 8d;

канаты односторонней свивки - 5% проволок на длине, равной 10d.

3.3. Нормы браковки канатов по числу оборванных проволок в пунктах 3.1 и 3.2 указаны для случаев, когда поверхностный износ или коррозия проволок менее 10% первоначального диаметра. При поверхностном износе или коррозии проволок 10% и более число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с табл. 2.

Таблица 2

Коэффициенты уменьшения нормы
браковки каната в зависимости от поверхностного износа
или коррозии проволок

┌─────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐
│    Уменьшение диаметра проволок     │   Коэффициент уменьшения нормы    │
│ в результате поверхностного износа  │   браковки, указанной в табл. 1   │
│           или коррозии, %           │                                   │
├─────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│             от 10 до 15             │               0,85                │
├─────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│             от 15 до 20             │               0,75                │
├─────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│             от 20 до 25             │               0,70                │
├─────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│             от 25 до 30             │               0,60                │
├─────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│             от 30 до 40             │               0,50                │
└─────────────────────────────────────┴───────────────────────────────────┘

3.4. При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа или коррозии на 40% и более канат бракуется даже при отсутствии видимых обрывов проволок.

Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.

3.5. Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, огнеопасные или ядовитые грузы, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.

3.6. Браковку канатов полностью или частично работающих с блоками из синтетического материала или из металла с синтетической футеровкой, для которых характерно появление значительного числа обрывов проволок внутри каната до появления видимых признаков обрывов проволок или интенсивного износа на наружной поверхности, следует проводить с учетом потери внутреннего сечения.

3.7. Для оценки состояния внутренних проволок, т.е. для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванных обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей, канат необходимо подвергать дефектоскопии по всей его длине. При регистрации с помощью дефектоскопии потери сечения металла проволок, достигшей 17,5% и более, канат бракуется.

3.8. При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа или коррозии на 7% и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.

При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника - внутреннего износа, обмятия, разрыва и т.п. (на 3% от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10% у остальных канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.

3.9. При обнаружении в канате одной или нескольких оборванных прядей канат к дальнейшей работе не допускается.

3.10. Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали. При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и равенства шагов спирали волнистости и свивки каната канат бракуется при , где - диаметр спирали волнистости, - номинальный диаметр каната.

При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при .

Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать .

3.11. Канаты не должны допускаться к дальнейшей эксплуатации при обнаружении: корзинообразной деформации, выдавливания сердечника, выдавливания или расслоения прядей, местного увеличения диаметра каната, местного уменьшения диаметра каната, раздавленных участков, перекручивания, заломов, перегибов, повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.

3.12. Характеристика и иллюстрация повреждений (дефектов) канатов, указанных в настоящем приложении, имеются в правилах Госгортехнадзора России.

3.13. Если груз подвешен на нескольких канатах (или в механизме, устройстве используется несколько канатов), то каждый канат бракуется в отдельности. При этом допускается замена одного, более изношенного каната.

4. Растительные и синтетические канаты, используемые в составе съемных грузозахватных приспособлений и средств укрупнения грузовых мест, не допускаются к дальнейшей работе и должны быть заменены при обнаружении следующих дефектов и повреждений: разрывы, разрезы, распускание или смещение каболок или прядей, матовая поверхность каната, запах плесени, гари или шлака, легкий треск при сгибании каната.