Приложение 8. (обязательное) | ДЕФЕКТАЦИЯ КАНАТОВ
1. Настоящее приложение распространяется на канаты, установленные на перегрузочных машинах, сменных грузозахватных органах, съемных грузозахватных приспособлениях и средствах укрупнения грузовых мест.
Приложение составлено в соответствии с требованиями правил Госгортехнадзора России и правил Российского Речного Регистра.
2. Дефектация (браковка) канатов перегрузочных машин, находящихся в эксплуатации, должна производиться согласно инструкции по эксплуатации машин, составленной с учетом требований ИСО 4309.
При отсутствии в инструкции по эксплуатации соответствующего раздела дефектацию канатов перегрузочных машин и устройств, указанных в п. 1, следует проводить согласно настоящему приложению.
3. Браковка стальных канатов
3.1. Браковку канатов, работающих со стальными и чугунными блоками или без блоков, установленных на береговых перегрузочных машинах и устройствах (п. 1), следует проводить по числу обрывов проволок в соответствии с табл. 1.
Таблица 1
Число обрывов проволок, при которых
канаты, работающие со стальными и чугунными блоками
или без блоков, отбраковываются
┌──────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┐ │ Конструкции канатов, │ Группа классификации (режима) механизма <*> │ │ рекомендуемых ├────────────────────────┬────────────────────────┤ │ к применению │ М1, М2, М3 и М4 │ М5, М6, М7 и М8 │ │ на перегрузочных машинах ├───────────┬────────────┼───────────┬────────────┤ │ и устройствах │ крестовая │односторон- │ крестовая │односторон- │ │ речных портов │ свивка │няя свивка │ свивка │няя свивка │ │ ├───────────┴────────────┴───────────┴────────────┤ │ │ на участке длиной │ │ ├─────┬─────┬─────┬──────┬─────┬─────┬─────┬──────┤ │ │ 6d │ 30d │ 6d │ 30d │ 6d │ 30d │ 6d │ 30d │ ├──────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼──────┤ │6 x 19 (1 + 6 + 6 / 6) + │ 6 │ 11 │ 3 │ 6 │ 11 │ 22 │ 6 │ 11 │ │1 о.с. │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├──────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼──────┤ │6 x 36 (1 + 7 + 7 / 7 + │ 8 │ 18 │ 4 │ 9 │ 18 │ 38 │ 9 │ 18 │ │14) + 1 о.с. │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├──────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼──────┤ │6 x 36 (1 + 7 / 7 + 14) + │ 10 │ 19 │ 5 │ 10 │ 19 │ 38 │ 10 │ 19 │ │7 + 7 (1 + 6) │ │ │ │ │ │ │ │ │ └──────────────────────────┴─────┴─────┴─────┴──────┴─────┴─────┴─────┴──────┘
--------------------------------
<*> Порядок определения группы классификации (режима) механизма приводится в Приложении 11 правил Госгортехнадзора России.
Примечание:
1. Браковку канатов конструкций, не указанных в табл. 1, следует проводить в соответствии с правилами Госгортехнадзора России.
2. d - диаметр каната, мм.
3.2. Канаты, установленные на плавучих перегрузочных машинах, бракуются при числе обрывов проволок:
канаты крестовой свивки - 10% проволок на длине, равной 8d;
канаты односторонней свивки - 5% проволок на длине, равной 10d.
3.3. Нормы браковки канатов по числу оборванных проволок в пунктах 3.1 и 3.2 указаны для случаев, когда поверхностный износ или коррозия проволок менее 10% первоначального диаметра. При поверхностном износе или коррозии проволок 10% и более число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с табл. 2.
Таблица 2
Коэффициенты уменьшения нормы
браковки каната в зависимости от поверхностного износа
или коррозии проволок
┌─────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐ │ Уменьшение диаметра проволок │ Коэффициент уменьшения нормы │ │ в результате поверхностного износа │ браковки, указанной в табл. 1 │ │ или коррозии, % │ │ ├─────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤ │ от 10 до 15 │ 0,85 │ ├─────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤ │ от 15 до 20 │ 0,75 │ ├─────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤ │ от 20 до 25 │ 0,70 │ ├─────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤ │ от 25 до 30 │ 0,60 │ ├─────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤ │ от 30 до 40 │ 0,50 │ └─────────────────────────────────────┴───────────────────────────────────┘
3.4. При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа или коррозии на 40% и более канат бракуется даже при отсутствии видимых обрывов проволок.
Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.
3.5. Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, огнеопасные или ядовитые грузы, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.
3.6. Браковку канатов полностью или частично работающих с блоками из синтетического материала или из металла с синтетической футеровкой, для которых характерно появление значительного числа обрывов проволок внутри каната до появления видимых признаков обрывов проволок или интенсивного износа на наружной поверхности, следует проводить с учетом потери внутреннего сечения.
3.7. Для оценки состояния внутренних проволок, т.е. для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванных обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей, канат необходимо подвергать дефектоскопии по всей его длине. При регистрации с помощью дефектоскопии потери сечения металла проволок, достигшей 17,5% и более, канат бракуется.
3.8. При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа или коррозии на 7% и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.
При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника - внутреннего износа, обмятия, разрыва и т.п. (на 3% от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10% у остальных канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.
3.9. При обнаружении в канате одной или нескольких оборванных прядей канат к дальнейшей работе не допускается.
3.10. Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали. При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и равенства шагов спирали волнистости и свивки каната канат бракуется при , где - диаметр спирали волнистости, - номинальный диаметр каната.
При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при .
Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать .
3.11. Канаты не должны допускаться к дальнейшей эксплуатации при обнаружении: корзинообразной деформации, выдавливания сердечника, выдавливания или расслоения прядей, местного увеличения диаметра каната, местного уменьшения диаметра каната, раздавленных участков, перекручивания, заломов, перегибов, повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.
3.12. Характеристика и иллюстрация повреждений (дефектов) канатов, указанных в настоящем приложении, имеются в правилах Госгортехнадзора России.
3.13. Если груз подвешен на нескольких канатах (или в механизме, устройстве используется несколько канатов), то каждый канат бракуется в отдельности. При этом допускается замена одного, более изношенного каната.
4. Растительные и синтетические канаты, используемые в составе съемных грузозахватных приспособлений и средств укрупнения грузовых мест, не допускаются к дальнейшей работе и должны быть заменены при обнаружении следующих дефектов и повреждений: разрывы, разрезы, распускание или смещение каболок или прядей, матовая поверхность каната, запах плесени, гари или шлака, легкий треск при сгибании каната.