VII. Осуществление внутреннего финансового контроля

VII. Осуществление внутреннего финансового контроля

7.1. Внутренний финансовый контроль является внутренним процессом Министерства, осуществляемым в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

7.2. Внутренний финансовый контроль осуществляется посредством совершения контрольных действий.

7.3. Контрольные действия - вид действий по выполнению бюджетной процедуры, совершаемых субъектами бюджетных процедур и (или) прикладными программными средствами, информационными ресурсами (с их использованием) перед, во время, после выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур и осуществляемых в целях обеспечения (подтверждения) законности, целесообразности совершения указанных операций (действий), в том числе полноты и достоверности данных, используемых для их совершения либо выявления и устранения нарушений и (или) недостатков, в том числе их причин и условий.

7.4. К контрольным действиям относятся:

проверка документов, отчетности, представленных в целях выполнения бюджетных процедур, на соответствие их оформления и (или) указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур, своевременности составления и представления документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур, достоверности, полноты и обоснованности включенных в них сведений и информации, в том числе проверка полноты, качества и достоверности отчетов, представленных в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - ГИИС "Электронный бюджет"), в ведомственных автоматизированных информационных системах, сроков их составления и представления, проверка первичных учетных документов по оформлению фактов хозяйственной жизни, инвентаризация активов и обязательств, проводимая перед составлением годовой бюджетной отчетности;

подтверждение (согласование) операций (действий) по формированию документов, необходимых для выполнения функций и осуществления полномочий в установленной сфере деятельности в части бюджетных процедур, в том числе визирование документа вышестоящим должностным лицом;

сверка данных - сравнение данных из разных источников информации, в том числе сверка показателей отчетов в ГИИС "Электронный бюджет" с показателями отчетности, размещенной в ведомственных автоматизированных информационных системах;

сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) документов, отчетности, сведений и информации о результатах выполнения бюджетных процедур, исполнении государственных заданий, соблюдении условий, целей и порядка предоставления бюджетных инвестиций, межбюджетных трансфертов, субсидий, имеющих целевое назначение.

Выбор контрольного действия зависит от выполняемой операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры.

7.5. К способам осуществления контрольных действий относятся:

а) сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой операции;

б) выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции.

7.6. При осуществлении внутреннего финансового контроля используются следующие методы: самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, контроль по уровню подведомственности и смежный контроль.

Самоконтроль осуществляется сплошным и (или) выборочным способом должностными лицами каждого структурного подразделения Министерства путем проведения проверки выполняемых ими операций на соответствие бюджетному законодательству и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, регулирующим бюджетные правоотношения и (или) обусловливающим расходные (бюджетные) обязательства Российской Федерации, требованиям внутренних стандартов и процедур, должностным регламентам, и (или) сверки данных.

Контроль по уровню подчиненности осуществляется руководителями (заместителями руководителей) структурных подразделений Министерства и (или) начальниками отделов (заместителями начальников отделов) структурных подразделений Министерства путем подтверждения (согласования) операций, осуществляемых подчиненными должностными лицами.

Контроль по уровню подведомственности осуществляется в целях реализации бюджетных полномочий сплошным и (или) выборочным способом руководителями (заместителями руководителей) и иными должностными лицами структурных подразделений Министерства в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными Министерству распорядителями и получателями бюджетных средств, администраторами доходов федерального бюджета путем проведения проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренним стандартам и процедурам, и путем сбора (запроса), анализа и оценки (мониторинга) Министерством информации об организации и результатах выполнения внутренних бюджетных процедур подведомственными Министерству администраторами бюджетных средств и получателями бюджетных средств.

Смежный контроль осуществляется сплошным и (или) выборочным способом руководителями структурных подразделений Министерства путем согласования (подтверждения) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур), осуществляемых должностными лицами других структурных подразделений Министерства, и (или) проведения анализа и оценки информации о результатах выполнения бюджетных процедур.

7.7. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические, смешанные.

Визуальные контрольные действия осуществляются путем изучения документов и операций в целях подтверждения законности и (или) эффективности исполнения соответствующих бюджетных процедур без использования прикладных программных средств автоматизации.

Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц.

Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.

7.8. Внутренний финансовый контроль в Министерстве организуется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением в отношении бюджетных процедур, влияющих на значения показателей качества финансового менеджмента, предусмотренных в приложениях N 2, N 3, N 4, N 6 к Порядку проведения Министерством финансов Российской Федерации мониторинга качества финансового менеджмента, утвержденному приказом Минфина России от 18 июня 2020 года N 112н, а именно:

показатели качества управления расходами бюджета;

показатели качества управления доходами бюджета;

показатели качества ведения учета и составления бюджетной отчетности;

показатели качества управления активами.

7.9. Перечень бюджетных процедур Министерства и показатели качества финансового менеджмента, на которые оказывают влияние такие бюджетные процедуры (далее - Перечень бюджетных процедур Министерства), утверждается приказом Министерства.

7.10. Внутренний финансовый контроль в Министерстве осуществляется непрерывно руководителями структурных подразделений Министерства и должностными лицами отделов структурных подразделений Министерства, организующими и выполняющими бюджетные процедуры, включенные в Перечень бюджетных процедур Министерства в соответствии с утвержденными картами внутреннего финансового контроля.

7.11. Формирование карт внутреннего финансового контроля осуществляется в структурных подразделениях Министерства, ответственных за выполнение бюджетных процедур, до 30 декабря года, предшествующего году, в котором планируется проведение контрольных действий по осуществлению внутреннего финансового контроля.

Рекомендуемый образец карты внутреннего финансового контроля приведен в приложении N 8 к Положению.

7.12. Карта внутреннего финансового контроля утверждается Министром или заместителем Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее соответственно - заместитель Министра), курирующим структурное подразделение, ответственное за выполнение бюджетной процедуры, до 30 декабря года, предшествующего году, в котором планируется проведение контрольных действий по осуществлению внутреннего финансового контроля.

7.13. Карта внутреннего финансового контроля в течение 10 рабочих дней направляется руководителем структурного подразделения Министерства, осуществляющего выполнение бюджетных процедур, в субъект внутреннего финансового аудита Министерства.

7.14. Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится субъектами бюджетных процедур:

а) при принятии руководителем структурного подразделения Министерства решения о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля в соответствии с пунктом 7.25 Положения;

б) в случае внесения в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, изменений, определяющих необходимость изменения бюджетных процедур.

7.15. Актуализация (формирование) карты внутреннего финансового контроля проводится не реже одного раза в год.

7.16. Карта внутреннего финансового контроля содержит бюджетные процедуры в соответствии с утвержденным Перечнем бюджетных процедур Министерства, за результаты выполнения которых отвечает субъект бюджетных процедур.

7.17. В случае если картой внутреннего финансового контроля и положениями нормативных правовых актов Российской Федерации содержится требование о проведении внутреннего финансового контроля в отношении определенной бюджетной процедуры в форме проверок, то руководителем структурного подразделения Министерства утверждается график проведения проверок по согласованию с заместителем Министра, курирующим структурное подразделение, ответственное за выполнение бюджетной процедуры.

7.18. Проверка проводится структурным подразделением Министерства, ответственным за выполнение бюджетной процедуры.

7.19. Руководитель структурного подразделения Министерства направляет график проверок субъекту внутреннего финансового аудита Министерства не позднее 5 рабочих дней после его утверждения.

7.20. Выявленные недостатки и (или) нарушения при выполнении бюджетных процедур, включенных в Перечень бюджетных процедур Министерства, сведения о причинах и обстоятельствах возникновения нарушений и (или) недостатков, а также предлагаемые меры по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в журналах учета результатов внутреннего финансового контроля.

Рекомендуемый образец журнала учета результатов внутреннего финансового контроля приведен в приложении N 9 к Положению.

7.21. Ведение журналов учета результатов внутреннего финансового контроля осуществляется в каждом структурном подразделении Министерства, ответственном за результаты выполнения бюджетных процедур, включенных в Перечень бюджетных процедур Министерства, ежеквартально, на основе данных карт внутреннего финансового контроля.

7.22. Руководитель структурного подразделения направляет журнал учета результатов внутреннего финансового контроля субъекту внутреннего финансового аудита Министерства не позднее 5 рабочих дней после завершения текущего квартала.

7.23. Руководитель структурного подразделения Министерства, в целях оценки надежности (эффективности) осуществления внутреннего финансового контроля, вправе поручить должностному лицу осуществлять анализ результатов внутреннего финансового контроля.

7.24. Информация о результатах внутреннего финансового контроля направляется этим должностным лицом руководителю структурного подразделения Министерства в течение 5 дней после завершения текущего квартала.

7.25. По итогам рассмотрения результатов проведенного анализа и с учетом поступившей информации, руководителем структурного подразделения Министерства принимаются решения и (или) направляются предложения должностному лицу Министерства, уполномоченному на принятие соответствующих решений с указанием сроков их выполнения, направленные на:

обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций и (или) устранение недостатков, используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;

изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать бюджетные риски;

актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий Министерства;

уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;

изменение правовых актов Министерства, в том числе в части установления (уточнения) нормативов (критериев) в сфере регулирования процедур обоснования бюджетных ассигнований, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и управления активами в целях повышения эффективности использования бюджетных средств, а также актов, устанавливающих учетную политику;

уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;

устранение конфликта интересов должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;

проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;

ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений Министерства и руководителей подведомственных получателей бюджетных средств, выражающейся в совершенствовании процедуры аттестации и использовании ее результатов при принятии кадровых решений, формировании и поддержании кадрового резерва, продвижении наиболее опытных и квалифицированных сотрудников, обеспечении соответствия распределения стимулирующих выплат результатам деятельности сотрудников, создании системы взаимозаменяемости сотрудников, а также ведение механизмов кураторства и наставничества, закрепление (уточнение) распределения полномочий и ответственности за организацию и осуществление внутреннего финансового контроля правовым актом Министерства, актуализацию должностных регламентов и инструкций, установление квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей должностных лиц, организующих и осуществляющих внутренний финансовый контроль;

установление требований к доведению до сотрудников Министерства информации, необходимой для правомерного выполнения внутренних бюджетных процедур и выполнения мероприятий, направленных на повышение экономности и результативности использования бюджетных средств;

изменение внутренних стандартов и процедур путем совершенствования способов и сроков совершения операций;

проведение мониторинга изменений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также положений законов, иных нормативных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных (бюджетных) обязательств;

повышение квалификации должностных лиц, выполняющих внутренние бюджетные процедуры.

7.26. При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитываются поступившая в Министерство информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля, информация о нарушениях, выявленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, а также размещенные в текущем календарном году и в течение предыдущего календарного года на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" квартальные (годовые) отчеты Министерства финансов Российской Федерации о результатах мониторинга качества финансового менеджмента.

7.27. По итогам выполнения внутренних бюджетных процедур, включенных в Перечень бюджетных процедур Министерства, структурными подразделениями Министерства формируется отчет, содержащий сведения о выполнении контрольных действий и о принятых мерах по устранению недостатков (нарушений).

Рекомендуемый образец отчета о результатах внутреннего финансового контроля приведен в приложении N 10 к Положению.

7.28. Отчет о результатах внутреннего финансового контроля формируется за полугодие, год (по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным) нарастающим итогом с начала текущего года.

7.29. Руководитель структурного подразделения направляет отчет о результатах внутреннего финансового контроля в субъект внутреннего финансового аудита Министерства не позднее 5 рабочих дней месяца, следующего за отчетным, на бумажном носителе и в электронном виде.

7.30. Субъект внутреннего финансового аудита Министерства проводит анализ сведений и информации, включенной в отчет о результатах внутреннего финансового контроля.

По итогам рассмотрения отчетов о результатах внутреннего финансового контроля субъект внутреннего финансового аудита Министерства направляет предложения по повышению эффективности внутреннего финансового контроля в структурные подразделения Министерства, а также, по мере необходимости Министру.