VI. Реестр бюджетных рисков

VI. Реестр бюджетных рисков

6.1. Для сбора и анализа информации о бюджетных рисках и их оценки в Министерстве субъект внутреннего финансового аудита в электронном виде в течение года ведет реестр бюджетных рисков, который включает следующую информацию в отношении каждого идентифицированного бюджетного риска:

а) наименование операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, в которых выявлен бюджетный риск;

б) описание выявленного бюджетного риска;

в) описание причин бюджетного риска;

г) возможные последствия реализации бюджетного риска;

д) оценка значимости (уровня) бюджетного риска;

е) оценка вероятности бюджетного риска;

ж) оценка степени влияния бюджетного риска;

з) наименование владельца (владельцев) бюджетного риска;

и) наличие необходимости (отсутствие необходимости) в принятии мер по минимизации (устранению) бюджетного риска;

к) приоритетность принятия мер по минимизации (устранению) бюджетного риска;

л) предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков, включая меры по организации внутреннего финансового контроля (рекомендуемые к осуществлению контрольные действия);

м) нормативные правовые акты Российской Федерации и (или) локальные правовые акты, регулирующие выполнение бюджетной процедуры (операции).

Рекомендуемый образец формы реестра бюджетных рисков приведен в приложении N 7 к Положению.

6.2. Информация, указанная в подпункте "л" пункта 6.1 Положения, включается в реестр бюджетных рисков в случае возможности и (или) необходимости (целесообразности) принятия руководителем структурного подразделения Министерства, которое организует (обеспечивает выполнение), выполняет бюджетную процедуру, (операцию) решения по реализации мер по минимизации (устранению) соответствующего бюджетного риска и (или) мер по его предупреждению.

6.3. При формировании и ведении реестра бюджетных рисков субъектом внутреннего финансового аудита осуществляется оценка бюджетных рисков, определение их значимости.

6.4. В реестр бюджетных рисков включаются операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры как со значимыми бюджетными рисками, так и с незначимыми бюджетными рисками.

6.5. При формировании и ведении реестра бюджетных рисков необходимо обеспечить возможность ранжирования бюджетных рисков по значимости (уровню) от наиболее значимого к наименее значимому (незначимому) бюджетному риску, а также возможность актуализации реестра бюджетных рисков.

6.6. Выявление (обнаружение) бюджетного риска проводится путем анализа данных, учитываемых для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий, анализа иной информации о нарушениях и недостатках (их причинах и условиях), а также определения по каждой операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры возможных событий, наступление которых негативно повлияет на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, на качество финансового менеджмента в Министерстве (например, несвоевременность выполнения операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, ошибки, допущенные в ходе их выполнения).

6.7. Бюджетный риск оценивается как значимый или незначимый с применением критериев вероятности и степени влияния:

"вероятность" - степень возможности наступления выявленного бюджетного риска;

"степень влияния" - уровень потенциального негативного воздействия выявленного бюджетного риска на результат выполнения бюджетной процедуры.

Значение каждого из указанных критериев оценивается как "низкое", "среднее" или "высокое".

6.8. Критерий "вероятность" оценивается с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) для реализации бюджетного риска, определяемый как оценка одного или нескольких из следующих показателей:

а) отсутствие организованного внутреннего финансового контроля в Министерстве и (или) неосуществление контрольных действий;

б) недостаточность положений правовых актов Министерства, а также иных актов, распоряжений (указаний) и поручений, регламентирующих выполнение бюджетной процедуры и (или) их несоответствие нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;

в) низкое качество содержания и (или) несвоевременность представления документов, представляемых субъектам бюджетных процедур и необходимых для совершения операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;

г) наличие конфликта интересов у субъектов бюджетных процедур;

д) отсутствие разграничения прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий Министерства, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;

е) недостаточная укомплектованность структурного подразделения Министерства, ответственного за выполнение бюджетной процедуры;

ж) иные причины и условия (обстоятельства), которые могут привести к реализации бюджетного риска.

6.9. Критерий "степень влияния" оценивается с учетом результатов анализа возможных последствий реализации бюджетного риска, определяемый как оценка одного или нескольких из следующих показателей:

а) низкие значения показателей качества финансового менеджмента, в том числе не достижение Министерством целевых значений показателей качества финансового менеджмента, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

б) искажение бюджетной отчетности;

в) причинение ущерба публично-правовому образованию;

г) отклонение от целевых значений показателей государственной (муниципальной) программы;

д) применение мер административной, материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам (федеральным государственным гражданским служащим) Министерства;

е) негативное воздействие последствий реализации бюджетного риска на репутацию Министерства;

ж) снижение результативности и экономности использования бюджетных средств Министерством;

з) иные последствия реализации бюджетного риска, которые могут оказать влияние на деятельность Министерства.

6.10. Бюджетный риск оценивается как значимый, если значение хотя бы одного из критериев его оценки - "вероятность" или "степень влияния" - оценивается как "высокое", либо при одновременной оценке значений обоих критериев бюджетного риска как "среднее", а также по решению Министра бюджетный риск может быть оценен как значимый. В иных случаях бюджетный риск оценивается как незначимый.

6.11. Субъекты бюджетных процедур обязаны осуществлять регулярный анализ выполняемых бюджетных процедур на предмет соответствия установленным требованиям, выявления рисков, выработке мер по их минимизации (устранению) в приоритетном порядке в зависимости от критериев вероятности и степени значимости бюджетного риска.

6.12. Субъект внутреннего финансового аудита обеспечивает сбор и анализ информации о бюджетных рисках, необходимой для ведения реестра бюджетных рисков на основании предложений поступивших со стороны субъектов бюджетных процедур, данных, полученных в ходе аудиторских мероприятий, материалов органов государственного финансового контроля, иных источников информации.

6.13. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита подписывает реестр бюджетных рисков на бумажном носителе по состоянию на начало очередного финансового года.

6.14. Субъекты бюджетных процедур обязаны предпринимать меры, направленные на устранение риска либо снижение уровня его вероятности и степени значимости.

6.15. Субъект внутреннего финансового аудита проводит мониторинг реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.

6.16. Субъект внутреннего финансового аудита может предлагать меры по минимизации (устранения) бюджетных рисков, включая меры по организации внутреннего финансового контроля (рекомендуемые к осуществлению контрольные действия).

6.17. Субъект внутреннего финансового аудита в случае передачи полномочий по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности централизованной бухгалтерии может запрашивать у централизованной бухгалтерии документы, фактические данные, необходимую информацию для ведения реестра бюджетных рисков.

6.18. Субъекты бюджетных процедур формируют и направляют субъекту внутреннего финансового аудита предложения по ведению реестра бюджетных рисков исходя из выявленных нарушений и (или) недостатков, рисков, выявленных в ходе осуществления государственного финансового контроля, внутреннего финансового контроля и проведения аудиторских мероприятий.

6.19. Предложения для формирования реестра бюджетных рисков на очередной финансовый год направляются не позднее 1 декабря текущего года с учетом пункта 6.12 Положения.

6.20. Субъекты бюджетных процедур направляют субъекту внутреннего финансового аудита для сведения акты, информацию, представления, заключения Счетной палаты Российской Федерации, Федерального казначейства, в том числе в отношении подведомственных учреждений в течение 5 рабочих дней с момента получения, а также выраженную позицию о причинах возникновения и мерах по преодолению выявленных нарушений и недостатков.