МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 февраля 2024 г. N 3643-ОГ/00
Отдел управления жилищным фондом и предоставления коммунальных услуг Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России рассмотрел обращение и в пределах своей компетенции сообщает.
Общие положения о банковском счете установлены главой 45 (статьи 845 - 860.15) Гражданского кодекса Российской Федерации.
Виды счетов указаны в главе 2 Инструкции Банка России от 30 мая 2014 г. 153-И (ред. от 2 февраля 2021 г.) "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов".
Центральным банком Российской Федерации (Банк России) осуществляется надзор за соблюдением требований Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон о НПС) операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры, не являющимися кредитными организациями, операторами иностранных платежных систем, а также за соблюдением операторами по переводу денежных средств, операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры, являющимися кредитными организациями - в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 34 Закона о НПС.
Перечень лиц, уполномоченных производить расчеты и взимать плату за жилищные и коммунальные услуги, а также по договору найма установлен статьей 155 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - ФЗ N 103) под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях ФЗ N 103 признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 2 ФЗ N 103 платежным агентом может являться юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. При этом платежным агентом является либо оператор по приему платежей, либо платежный субагент.
Под оператором по приему платежей - платежным агентом понимается юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Центральным банком Российской Федерации (Банк России) осуществляется надзор за соблюдением требований Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон о НПС) операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры, не являющимися кредитными организациями, операторами иностранных платежных систем, а также за соблюдением операторами по переводу денежных средств, операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры, являющимися кредитными организациями - в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 34 Закона о НПС.
Оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика формировать платежные документы, соответствующие требованиям к платежному документу установленным пунктом 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), а также приказу Минстроя России от 26 января 2018 г. N 43/пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг" (далее - Приказ N 43/пр).
Объем информации, предусмотренный Правилами N 354, Приказом N 43/пр, к отображению в платежном документе является обязательным. При этом исполнитель вправе указывать в платежном документе дополнительную информацию, не предусмотренную Правилами N 354, Приказом N 43/пр.
Согласно указанным требованиям Приказа N 43/пр и пункта 69 Правил N 354, в платежный документ включаются, в том числе, сведения о перерасчетах, а также сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды.
Таким образом, по вопросам, связанным с видами и номерами банковских счетов, можно обратиться в Банк России.
Обязанность направлять в адрес собственника платежные документы на основании информации, передаваемой в том числе с помощью электронных или иных платежных систем, возложена на исполнителя.
В специализированных информационных системах (ГИС ЖКХ, ЕИАС) содержатся данные по ежемесячным начислениям за жилищно-коммунальные услуги по каждому жилому помещению в соответствии с требованиями пункта 2 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о товарах, работах и услугах (часть 1 статьи 8 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей").
В договоре с потребителем указываются адрес и способ доставки счета для оплаты ресурса. При этом, каким способом получать счета - по почте и/или с помощью электронных систем, определяет потребитель.
На потребителя услуг не может быть возложена обязанность по получению платежного документа только на бумажном носителе или только в электронном виде (пункт 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
На основании изложенного, ресурсоснабжающая организация по общему правилу обязана предоставлять потребителям квитанции на бумажном виде, если иной способ не выбран самим потребителем или иное не указано в договоре с ресурсоснабжающей организацией.
Для направления квитанций в электронном виде необходимо направить собственнику предложение о получении платежных документов по электронной почте, а также заключить дополнительное соглашение к договору об этом.
На потребителя услуг не может быть возложена обязанность по получению платежного документа только на бумажном носителе или только в электронном виде. Это говорит о том, что в любом случае квитанции должны отправляться собственникам на бумажном виде и могут дублироваться по электронной почте.
Надзор за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований жилищного законодательства осуществляет орган государственного жилищного надзора в соответствии со статьей 20 ЖК РФ. В этой связи по фактам нарушения требований действующего законодательства потребителям услуг рекомендуем обращаться в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы государственного жилищного надзора).
Вместе с тем, Минстрой России разъясняет право на основании раздела IV Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратиться в суд с жалобой на действия, решения органов власти, должностных, юридических и физических лиц, которые, на Ваш взгляд нарушили права и свободы.
Для защиты своих конституционных прав и свобод Вы вправе обратиться в правоохранительные органы и органы прокуратуры Российской Федерации для проведения проверки по указанным в обращении фактам.
Кроме того, в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, в соответствии с Конституцией Российской Федерации была учреждена должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Обращаем внимание, что согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Начальник отдела управления
жилищным фондом и предоставления
коммунальных услуг
Д.Ю.НИФОНТОВ