МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 3 апреля 2009 г. N 157

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ЭТАПОВ
МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

В целях реализации части 2 статьи 32 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6242; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; N 52 (ч. I), ст. 6236) приказываю:

1. Утвердить прилагаемое содержание этапов многолетней подготовки спортсменов.

2. Установить, что содержание этапов многолетней подготовки спортсменов конкретизируется в типовой учебно-тренировочной программе по виду спорта, утверждаемой Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации в установленном порядке.

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Г.П. Алешина.

Министр
В.Л.МУТКО

Утверждено
Приказом Минспорттуризма России
от 3 апреля 2009 г. N 157

СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

┌───────────────┬──────────────────────┬──────────────────────────┬───────────────────────────┬────────────┬─────────────────┬─────┬──────┬───────────┬─────────────┐
│     Этапы     │Основная задача этапа │   Частные задачи этапа   │        Содержание         │   Период   │  Дворцы, дома,  │ДЮСШ,│СДЮШОР│ Г(М)ОУ СПО│Федеральные и│
│               │                      │                          │                           │ подготовки │ станции, секции │ДЮСАШ│      │(техникумы,│региональные │
│               │                      │                          │                           │            │    детского     │     │      │ колледжи) │   центры    │
│               │                      │                          │                           │            │  (юношеского)   │     │      │           │ спортивной  │
│               │                      │                          │                           │            │    спорта;      │     │      │           │ подготовки  │
│               │                      │                          │                           │            │   адаптивные    │     │      │           │             │
│               │                      │                          │                           │            │детско-юношеские │     │      │           │             │
│               │                      │                          │                           │            │клубы физической │     │      │           │             │
│               │                      │                          │                           │            │    подготовки   │     │      │           │             │
├───────────────┼──────────────────────┼──────────────────────────┼───────────────────────────┼────────────┼─────────────────┼─────┼──────┼───────────┼─────────────┤
│Спортивно-     │Укрепление здоровья и │Расширение двигательных   │Средства: физической       │весь период │      +          │  +  │   -  │     -     │      -      │
│оздоровительный│компенсация дефицита  │возможностей; общая       │подготовки -               │            │                 │     │      │           │             │
│               │двигательной          │физическая подготовка;    │общеразвивающие упражнения;│            │                 │     │      │           │             │
│               │активности            │формирование широкого     │подвижные и спортивные     │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │круга двигательных умений │игры; технической          │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │(в том числе выбранного   │подготовки - имитационные  │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │вида спорта); формирование│упражнения, упражнения для │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │интереса к занятиям       │освоения элементов и       │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │спортом; овладение        │формирования простых       │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │теоретическими основами   │целостных двигательных     │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │физической культуры и     │действий выбранного вида   │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │навыками самоконтроля     │спорта; теоретической      │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │подготовки - просмотр      │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │соревнований и кино- и     │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │видеоматериалов, встречи   │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │с известными спортсменами, │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │рассказы и беседы,         │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │специальная литература;    │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │Методы: преимущественно    │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │игровой, равномерный и     │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │другие, соответствующие    │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │возрастно-половым          │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │возможностям организма     │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │занимающихся.              │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │Систематический            │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │педагогический и врачебный │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │контроль.                  │            │                 │     │      │           │             │
├───────────────┼──────────────────────┼──────────────────────────┼───────────────────────────┼────────────┼─────────────────┼─────┼──────┼───────────┼─────────────┤
│Начальной      │Базовая подготовка и  │Формирование устойчивого  │Средства: физической       │  до 3 лет  │      +          │  +  │   +  │     -     │      -      │
│подготовки     │определение вида      │интереса к занятиям       │подготовки - подвижные и   │            │                 │     │      │           │             │
│               │спорта для дальнейшей │спортом; формирование     │спортивные игры,           │            │                 │     │      │           │             │
│               │специализации         │широкого круга            │общеразвивающие и          │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │двигательных умений и     │специальные упражнения, в  │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │навыков; обучение основам │том числе с небольшими и   │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │техники двигательных      │средними отягощениями;     │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │действий выбранного вида  │технической подготовки -   │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │спорта, всестороннее      │специальные упражнения для │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │гармоничное развитие      │широкого спектра           │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │физических качеств;       │двигательных умений и      │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │укрепление здоровья       │навыков различных видов    │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │спорта, включая выбранный; │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │теоретической подготовки - │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │анализ соревнований и      │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │кино-, видеоматериалов,    │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │встречи с известными       │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │спортсменами, рассказы и   │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │беседы, специальная        │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │литература. Методы:        │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │игровой, равномерный,      │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │переменный, круговая       │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │тренировка и другие,       │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │соответствующие возрастно- │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │половым возможностям       │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │организма спортсменов.     │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │Систематический            │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │педагогический и врачебный │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │контроль.                  │            │                 │     │      │           │             │
├───────────────┼──────────────────────┼──────────────────────────┼───────────────────────────┼────────────┼─────────────────┼─────┼──────┼───────────┼─────────────┤
│Учебно-        │Специализация и       │Формирование              │Средства: физической       │  до 5 лет  │      -          │  +  │   +  │     -     │      -      │
│тренировочный  │углубленная тренировка│разносторонней общей и    │подготовки - специальные   │            │                 │     │      │           │             │
│               │в выбранном виде      │специальной физической,   │упражнения с               │            │                 │     │      │           │             │
│               │спорта                │технико-тактической       │использованием различных   │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │подготовленности,         │отягощений и тренажерных   │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │соответствующих специфике │устройств, общеразвивающие │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │вида спорта; формирование │упражнения; технической    │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │и совершенствование       │подготовки - специальные   │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │навыков соревновательной  │упражнения,                │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │деятельности; общая и     │соответствующие специфике  │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │специальная               │вида спорта; теоретической │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │психологическая           │и тактической подготовки - │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │подготовка; укрепление    │анализ соревновательной    │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │здоровья                  │деятельности, кино- и      │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │видеоматериалов,           │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │специальная литература.    │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │Методы: равномерный,       │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │переменный, интервальный,  │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │повторный, круговая        │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │тренировка и другие,       │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │соответствующие возрастно- │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │половым возможностям       │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │организма спортсменов.     │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │Систематический            │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │педагогический и врачебный │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │контроль.                  │            │                 │     │      │           │             │
├───────────────┼──────────────────────┼──────────────────────────┼───────────────────────────┼────────────┼─────────────────┼─────┼──────┼───────────┼─────────────┤
│Совершенствова-│Совершенствование     │Повышение функциональных  │Средства: физической       │  до 3 лет  │      -          │  +  │   +  │     +     │      -      │
│ния спортивного│спортивного мастерства│возможностей организма    │подготовки - специальные   │            │                 │     │      │           │             │
│мастерства     │                      │спортсменов;              │упражнения, в том числе с  │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │совершенствование         │применением тренажерных    │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │специальных физических    │устройств, общеразвивающие │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │качеств, технико-         │упражнения; технической    │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │тактической и психической │подготовки - упражнения,   │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │подготовленности;         │соответствующие специфике  │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │совершенствование навыков │соревновательной           │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │в условиях                │деятельности и техники     │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │соревновательной          │выбранного вида спорта;    │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │деятельности; поддержание │тренировочные формы        │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │высокого уровня спортивной│соревновательных           │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │мотивации; сохранение     │упражнений и собственно    │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │здоровья                  │соревновательные           │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │упражнения; теоретической  │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │и тактической подготовки - │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │анализ собственной         │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │соревновательной практики, │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │кино- и видеоматериалов,   │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │анализ специальной (в том  │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │числе иностранной)         │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │литературы. Методы:        │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │соответствующие возрастно- │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │половым возможностям       │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │организма спортсменов и    │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │характерные для            │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │современного спорта высших │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │достижений.                │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │Систематический            │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │педагогический и врачебный │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │контроль.                  │            │                 │     │      │           │             │
├───────────────┼──────────────────────┼──────────────────────────┼───────────────────────────┼────────────┼─────────────────┼─────┼──────┼───────────┼─────────────┤
│Высшего        │Реализация            │Достижение результатов    │Средства и методы,         │  с учетом  │      -          │  -  │   +  │     +     │      +      │
│спортивного    │индивидуальных        │уровня сборных команд     │используемые для           │ спортивных │                 │     │      │           │             │
│мастерства     │возможностей          │России; повышение         │совершенствования          │ достижений │                 │     │      │           │             │
│               │                      │стабильности демонстрации │специальных физических     │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │высоких спортивных        │качеств, технико-          │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │результатов во            │тактической и психической, │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │всероссийских и           │интегральной               │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │международных             │подготовленности;          │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │соревнованиях; сохранение │совершенствования навыков  │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │здоровья                  │соревновательной           │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │деятельности; поддержания  │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │высокого уровня спортивной │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │мотивации в соответствии с │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │требованиями технологии    │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │подготовки спортсменов     │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │сборных команд и специфики │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │избранной спортивной       │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │дисциплины.                │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │Систематический педагоги-  │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │ческий и врачебный         │            │                 │     │      │           │             │
│               │                      │                          │контроль.                  │            │                 │     │      │           │             │
└───────────────┴──────────────────────┴──────────────────────────┴───────────────────────────┴────────────┴─────────────────┴─────┴──────┴───────────┴─────────────┘

Примечание: Критерии подготовленности спортсменов на каждом этапе подготовки конкретизируются Учебно-тренировочными программами выбранного вида спорта, включенного во Всероссийский реестр видов спорта (за исключением военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта).

Условные обозначения: + основная функция; - запрещено.

Сокращения: ДЮСШ - детско-юношеская спортивная школа; СДЮШОР - специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва; ДЮСАШ - детско-юношеская спортивно-адаптивная школа; Г(М)ОУ СПО - государственное или муниципальное образовательное учреждение среднего профессионального образования.