2. Спортивные дисциплины и классы планеров

2. Спортивные дисциплины и классы планеров

Спортивные дисциплины в планерном спорте соответствуют классам планеров, на которых проводятся спортивные соревнования по планерному спорту, а также типам назначаемых упражнений и способам подведения итогов. Каждый из классов планеров имеет свои признаки, выражающиеся в технических ограничениях, налагаемых на планер. Основными критериями, разделяющими планеры на классы, являются размах крыла планера и его способность к выполнению пилотажа. Размахом крыла называется максимальное расстояние между двумя концами крыльев планера, зафиксированными в разгруженном положении. Способность к пилотажу выражается, в основном, в допустимых перегрузках и скоростных ограничениях.

Планерные спортивные соревнования проводятся в следующих спортивных дисциплинах:

- класс - открытый;

- класс - 20-метровый;

- класс - 18-метровый;

- класс - 15-метровый;

- класс - стандартный;

- класс - клубный;

- класс - мировой;

- класс пилотажный - неизвестная программа;

- класс пилотажный - обязательная программа;

- класс пилотажный - произвольная программа;

- класс пилотажный - командные соревнования;

- класс пилотажный - многоборье.

Спортивные соревнования среди женщин проводятся в 15-метровом, стандартном и клубном классах.

Спортивные соревнования среди юниоров проводятся в стандартном и клубном классах.

Планеры, используемые в планерном спорте, делятся на 2 группы: планеры-парители и пилотажные планеры.

2.1. Определение классов планеров и спортивных дисциплин

2.1.1. Планеры-парители и спортивные дисциплины, в которых они используются

Характерная особенность планеров-парителей - это приспособленность для выполнения длительных маршрутных парящих полетов с использованием восходящих потоков воздуха в атмосфере. Классы планеров-парителей, принятые ФАИ, следующие: открытый, 20-метровый, 18-метровый, 15-метровый, стандартный, клубный, мировой.

Спортивные соревнования на планерах-парителях проводятся на скорость и дальность по маршруту в парящем полете в следующих спортивных дисциплинах: класс - открытый, класс - 20-метровый, класс - 18-метровый, класс - 15-метровый, класс - стандартный, класс - клубный, класс - мировой.

Для указанных спортивных дисциплин одноименные понятия "в спортивной дисциплине" и "в классе планеров" идентичны. Спортивные соревнования в этих спортивных дисциплинах ничем не отличаются, кроме классов планеров. Если указано, например, что спортивное соревнование проводится на планерах 15-метрового класса, то это означает, что оно проводится в спортивной дисциплине "класс - 15-метровый", и наоборот.

Мотопланерам разрешается участвовать в спортивных соревнованиях в их соответствующих классах, если они имеют полностью функционирующие регистраторы работы двигателя.

2.1.2. Пилотажные планеры и спортивные дисциплины, в которых они используются

Характерная особенность пилотажных планеров - это техническая пригодность для безопасного выполнения прямого и обратного сложного пилотажа с вертикальными фигурами, с характерными для этого скоростями и перегрузками. Конкретные технические требования к планерам пилотажного класса регулярно пересматриваются техническими комиссиями ФАИ и доводятся до спортивных федераций в виде Бюллетеней.

Спортивные дисциплины, в которых участвуют пилотажные планеры, следующие: класс пилотажный - неизвестная программа, класс пилотажный - обязательная программа, класс пилотажный - произвольная программа, класс пилотажный - командные соревнования, класс пилотажный - многоборье. Для первых трех из указанных дисциплин понятия "полет по программе" и "полет в спортивной дисциплине" имеют один и тот же смысл.

2.1.3. Определение классов планеров-парителей

2.1.3.1. Открытый Класс

Ограничения: Никаких специальных ограничений, за исключением ограничения максимальной взлетной массы 850 кг.

2.1.3.2. 20-метровый класс

Ограничения: максимальный размах 20 м и максимальная взлетная масса 750 кг. Планер данного класса должен быть двухместным по конструкции и использоваться на спортивных соревнованиях в составе экипажа из двух человек.

2.1.3.3. 18-метровый Класс

Ограничения: максимальный размах 18 м и максимальный взлетная масса не более 600 кг.

2.1.3.4. 15-метровый Класс

Ограничения: максимальный размах 15 м и максимальный взлетная масса не более 525 кг.

2.1.3.5. Стандартный Класс

Ограничения:

- Крыло. Размах крыла не должен превышать 15 м. Любой метод изменения профиля крыла, кроме нормального использования элеронов, запрещен. Увеличивающие подъемную силу устройства (закрылки, зависающие элероны и т.п.) запрещены, даже если они непригодны к использованию.

- Воздушные тормоза. Планер должен быть оснащен воздушными тормозами, которые не могут использоваться для увеличения подъемной силы. Тормозные парашюты запрещены.

- Шасси. Шасси могут быть неубирающиеся или убирающиеся. Колесо основного шасси должно быть не меньше 300 мм в диаметре и 100 мм по ширине.

- Водяной балласт. Водяной балласт, который может быть слит в полете, разрешается.

- Максимальная взлетная масса. Максимальная взлетная масса должна быть не более 525 кг.

2.1.3.6. Мировой Класс

Монотипный класс, представленный планером PW-5. Никакие модификации не разрешаются, кроме распространенных в письменной форме уведомлений ФАИ от имени IGC.

Ограничения:

- Любые изменения обтекания планера воздушным потоком. Любое изменение, воздействующее на поток воздуха вокруг планера, запрещено. Это включает, но не ограничивается, использованием устройств турбулизации потока и специальной обработки поверхности. Единственные исключения составляют: шнурок скольжения (нить) для определения скольжения планера, приемник полного давления и изоляционная лента, закрывающая промежутки между крыльями, фюзеляжем и стабилизатором. Закрывание щелей между поверхностями управления и консолями крыла, вертикального и горизонтального оперений не разрешается.

- Электрические устройства. Использование электрических и электронных устройств разрешается, включая приборы и навигационные устройства.

- Балласт. Балласт, который может быть в полете удален (слит за борт), запрещен. На спортивных соревнованиях в Мировом Классе допустимая взлетная масса планера должна быть определена Директором спортивного соревнования, как диапазон между самой максимальной массой брутто и самой низкой взлетной массой, достигнутой самым тяжелым участником. Чтобы иметь указанную массу, каждый планер должен иметь установленную систему балласта, одобренную IGC, которая может включать балласт, размещенный в хвостовой части планера.

- Управление положением центра тяжести. Любое устройство, способное изменить центр тяжести планера в течение полета, запрещено.

- Масса планера. Максимальная взлетная масса планера не должна превышать 300 кг.

2.1.3.7. Клубный класс

Ограничением на участие планера в спортивном соревновании клубного класса являются пределы диапазона коэффициента гандикапа планера, согласованные для спортивного соревнования. Величины коэффициентов гандикапа для различных типов планеров содержатся в таблице "Коэффициенты гандикапа планеров", являющейся частью действующей ЕВСК, раздел "Планерный спорт". Для Всероссийских и межрегиональных спортивных соревнований пределы диапазона гандикапа в клубном классе определяются ФПлС и утверждаются вместе с ежегодным Положением о соревнованиях по планерному спорту. Для остальных спортивных соревнований пределы диапазона гандикапа определяются организациями ФПлС субъектов Российской Федерации, на территории которых данные спортивные соревнования проводятся.

Ограничения:

- Балласт. Использование Водяного балласта не разрешается.

- Подсчет очков. При подсчете результатов розыгрыша спортивного соревнования в клубном классе используется гандикап.

2.2. Определение спортивных дисциплин, в которых используются пилотажные планеры

2.2.1. Класс пилотажный - неизвестная программа

Неизвестная программа характеризуется тем, что содержание полета становится известным спортсмену только на спортивном соревновании, и он не имеет возможностей для тренировок по данной программе. Упражнение выполняется во всем диапазоне каталога фигур высшего пилотажа, принятых на CIVA для неизвестных программ.

2.2.2. Класс пилотажный - обязательная программа

Выполняется во всем диапазоне каталога фигур высшего пилотажа, принятых на CIVA для обязательных программ.

2.2.3. Класс пилотажный - произвольная программа

Выполняется во всем диапазоне каталога фигур высшего пилотажа, принятых на CIVA для произвольных программ.

2.2.4. Класс пилотажный - командные соревнования

Результатом спортивного соревнования в командном зачете в дисциплине "класс пилотажный - командные соревнования" является расстановка команд-участников по наибольшей сумме очков, набранных тремя пилотами команды по всем дисциплинам: "класс пилотажный - обязательная программа", "класс пилотажный - неизвестная программа" и "класс пилотажный - произвольная программа". Данный результат принадлежит команде для определения командного результата, а каждый из трех пилотов может использовать этот результат для представления на спортивные разряды и звания и для включения в соответствующие сборные команды.

2.2.5. Класс пилотажный - многоборье

Результатом спортивного соревнования в личном зачете в дисциплине "класс пилотажный - многоборье" является расстановка спортсменов по сумме очков, полученных ими в спортивных дисциплинах: "класс пилотажный - обязательная программа", "класс пилотажный - неизвестная программа" и "класс пилотажный - произвольная программа".