5.4. Развитие профессионального футбола и его экономической основы
Основными направлениями развития профессионального футбола и его экономической основы являются:
определение и закрепление целей деятельности каждого уровня профессионального футбола в стране, включая профессиональные футбольные лиги;
создание профессиональными футбольными лигами конкурентного зрелищного спортивного соревнования;
подготовка условий для поэтапного сокращения финансирования профессиональных футбольных клубов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и средств государственных корпораций (государственных компаний, акционерных обществ с государственным участием);
обеспечение клубов спортивными аренами, необходимыми для их стабильного развития, применение к аренам ЧМ-2018 принципа "К стадиону - клуб";
реализация мер по стабилизации и оздоровлению рынка труда профессиональных футболистов.
Для развития профессионального футбола и его экономической основы определены следующие задачи:
Для профессиональных футбольных лиг:
для РФПЛ - поддержание конкурентоспособности российских футбольных клубов на международной арене (не ниже 6 места в клубном рейтинге UEFA) и обеспечение качественного отбора футболистов в спортивные сборные команды России;
для ФНЛ - создание условий по развитию качественного профессионального футбола в регионах, повышение конкуренции футбольных клубов, участвующих в первенствах России, а также подготовка достаточного количества российских игроков, способных попасть в клубы РФПЛ и войти в составы спортивных сборных команд России;
для ПФЛ - обеспечение подготовки игроков соответствующих необходимым требованиям и преемственности между молодежным и профессиональным футболом при тесном взаимодействии с региональными центрами развития футбола и организациями, осуществляющими спортивную подготовку.
Для создания профессиональными футбольными лигами конкурентного зрелищного спортивного соревнования необходимо принятие следующих мер:
пересмотр лицензионных требований для клубов каждой лиги, стимулирующие на включение в нее футбольных клубов с учетом наличия финансовых гарантий инвестора, инфраструктуры и перспективного плана развития;
распространение программы улучшения финансовых аспектов в деятельности футбольных клубов, выступающих под эгидой UEFA (правила финансового "Fair Play"), не только на футбольные клубы-участники еврокубков, но и на все российские профессиональные футбольные клубы;
повышение ответственности профессиональных футбольных лиг за проведение спортивного соревнования.
В этой связи предусматривается возможность делегирования профессиональным футбольным лигам в соответствии с законодательством Российской Федерации долгосрочных прав на проведение официальных спортивных соревнований; наделения их полномочиями по установлению и контролю дополнительных требований к участникам проводимых официальных спортивных соревнований, а также выработки мер по сохранению (увеличению) представительства российских профессиональных футбольных клубов в международных спортивных соревнованиях.
Для поэтапного сокращения финансирования профессиональных футбольных клубов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и средств государственных корпораций (государственных компаний, акционерных обществ с государственным участием) необходимо принятие следующих мер:
формирование механизма увеличения доходов субъектов профессионального спорта, в том числе за счет целевых отчислений организаторов азартных игр в букмекерских конторах;
создание условий для привлечения частного финансирования в развитие футбола;
плановое снижение нагрузки на бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за счет пропорционального замещения объемов финансирования футбольных клубов из других источников;
стимулирование спонсорства и частных капиталовложений в футбол.
Для обеспечения клубов спортивными аренами, необходимыми для их стабильного развития, применение к аренам ЧМ-2018 принципа "К стадиону - клуб" необходимо эффективное использование спортивной инфраструктуры после окончания ЧМ-2018 с учетом Концепции "Наследия". Нехватку современных стадионов для клубов ФНЛ и ПФЛ планируется решить с внедрением проекта строительства стадионов ограниченной вместимости, адаптированного под региональные условия.
Для реализации мер по стабилизации и оздоровлению рынка труда профессиональных футболистов необходимо наряду с внедрением адаптированных правил финансового "Fair Play" принять следующие меры:
а) на первом этапе до 2020 года:
рассмотреть вопрос, касающийся "легионеров", о переходе от лимита на поле 6/5 к лимиту в заявке в РФПЛ, унифицировать размер заявки между профессиональными футбольными лигами, а также уточнить количественный лимит на "легионеров" с усилением качественных требований к молодым игрокам, прошедшим систему спортивной подготовки в России;
принять меры по защите молодых игроков, подготовленных в российских организациях, осуществляющих спортивную подготовку по футболу, по включению их в заявки профессиональных футбольных клубов;
разработать меры по стимулированию тренеров организаций, осуществляющих спортивную подготовку футболистов, в том числе за счет трансферов игроков, подготовленных в этих организациях;
разработать количественные требования к ФНЛ и ПФЛ по обязательному наличию в заявке молодых игроков (до 21 года) с учетом определенных целей каждой профессиональной футбольной лиги;
разработать систему вознаграждений молодых игроков, нацеленную на развитие их спортивного мастерства;
разработать и внедрить лицензирование в форме добровольной аттестации РФС организаций спортивной подготовки, взаимодействующих с профессиональными футбольными клубами, в том числе для их участия в молодежных официальных спортивных соревнованиях;
б) на втором и третьем этапах до 2030 года:
разработать требования по обязательному включению в заявку клубов РФПЛ 4 игроков из региональных организаций, осуществляющих спортивную подготовку по футболу, и 4 игроков из национальной системы спортивной подготовки.
Ожидаемыми результатами развития профессионального футбола и его экономической основы являются достижение следующих контрольных индикаторов, что позволит достичь целевых показателей Стратегии:
место России в клубном рейтинге UEFA - не ниже 6 места;
положительная динамика зрительской аудитории, интересующейся чемпионатом России по футболу, процент от населения;
увеличение числа субъектов Российской Федерации, в которых имеются профессиональные футбольные клубы.