8. СУДЕЙСТВО КРИТЕРИЕВ В СПОРТИВНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "СТЕП-АЭРОБИКА"

8. СУДЕЙСТВО КРИТЕРИЕВ В СПОРТИВНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
"СТЕП-АЭРОБИКА"

8.1 Специфичность.

Универсальные правила работы на степ-платформе четко описывают организацию степ-тренировки с использованием правильной техники работы ног, рук и туловища. Эти правила необходимо использовать таким образом, чтобы, независимо от уровня физической подготовки участников соревнований можно было избежать физических травм или повреждения во время выступления в спортивной дисциплине "степ-аэробика" (таблица 8).

Основные элементы в спортивной дисциплине "степ-аэробика" - приложение N 5. Снижение баллов оценки за исполнение в спортивной дисциплине "степ-аэробика" - приложение N 6.

Таблица 8

Правила работы на степ-платформе
Описание
Степ-активность
Определяется как перенос всего веса тела с пола на степ-платформу, за которым немедленно следует перенос всего веса тела со степ-платформы на пол.
Осанка
Голова должна быть поднята, плечи отведены назад и опущены, мышцы живота и ягодиц слегка напряжены. Не допускается "переразгибание" (выключение) коленных суставов и прогиб в пояснице. При подъеме на степ-платформу необходимо выполнять легкий естественный наклон туловища вперед, который должен начинаться от бедер, а не выполняться в области талии. Это предотвратит излишнее напряжение в области поясницы.
Подъем на степ-платформу
При выполнении шагов стопа должна находится в полном контакте с поверхностью степ-платформы. Во избежание травмы ахиллова сухожилия, вся стопа должна находиться на степ-платформе. Необходимо наступать на платформу легко и бесшумно, во избежание ненужного ударного воздействия. Периодически следите за платформой, чтобы контролировать правильную постановку стоп на степ-платформу.
Ниже приведены рекомендации по правильной постановке шага:
- держите плечи ровно назад, грудь вверх, ягодицы подобраны, бедра зафиксированы;
- избегайте фиксации коленного сустава;
- избегайте чрезмерного прогиба поясницы;
- избегайте слишком большого наклона вперед при заходе на степ платформу и сходе вниз.
Спуск со степ-платформы
Стопы должны опускаться на пол на расстоянии от степ-платформы, равном длине одной стопы, пятки необходимо ставить на пол, чтобы избежать перенапряжения. Если ставить стопу на большем расстоянии и пытаться поставить пятку на пол, то можно повредить ахиллово сухожилие. Вес тела должен находиться на опорной передней ноге в первой фазе выполнения схода, затем вес переносится на опорную ногу, которая ставится на пол с носка на всю стопу.
Если необходимо поставить ногу от степ-платформы дальше, чем расстояние в одну стопу (например, при выполнении выпада или повтора подъема колена), то нельзя ставить пятку на пол.
Ведущая нога
Нога, начинающая движение на степ-платформу. В общей композиции (соревновательной программе) рекомендуется частая смена ведущей ноги.
Прыжки
Разрешается прыгать на степ-платформу или выполнять прыжки на степ-платформе, но не разрешается прыгать со степ-платформы с приземлением на пол. Все прыжковые движения на степ-платформу (power step) требуют большей затраты сил (имеют фазу полета), чем прыжки на степ-платформе.
Интенсивность программы
Можно увеличить интенсивность программы за счет прыжков на степ-платформу, увеличения высоты степ-платформы, добавления амплитудных движений рук и использования различных подходов к степ-платформе, смена уровней, минимальное количество движений (или счетов) на полу.

8.2 Технические критерии.

Все движения должны соответствовать критериям, характеризующим специфику спортивной дисциплины "степ-аэробика" в процентном соотношении:

- сложность движений (25%);

- интенсивность исполнения (25%);

- разнообразие шагов и перемещений (25%);

- качество исполнения (25%).

Внимание! Все критерии имеют равноценные значения и программа выступления оценивается без преимущества одного из данных критериев. Во время судейства нужно учитывать все критерии и рассматривать все процентные соотношения в комплексе.

8.2.1 Сложность движений:

- сложность шагов на степ-платформу, отражающих специфику спортивной дисциплины "степ-аэробика";

- сложность работы рук;

- сложность переходов;

- движения рук одновременно с подъемом на степ-платформу;

- сложность работы рук в сочетании с шаговыми движениями;

- противоположные планы:

а) в движениях рук;

б) в движениях ног;

в) между членами Группы.

8.2.2 Интенсивность исполнения:

- движения, требующие больших энергетических затрат и усилий;

- использование различных вертикальных уровней хореографии: партер или выпады, базовые шаги без прыжков (low impact step), прыжки на степ-платформу;

- разнообразие движений на степ-платформе: касания, подъем колена вверх, захлест голени назад и т.д.;

- многообразие использования движений рук и ног;

- дополняющие движения рук на протяжении всего выступления;

- быстрый темп движений;

- выносливость и физическая форма;

- количество прыжков на степ-платформу;

- различные подходы к степ-платформе;

- максимальное количество подъемов на степ-платформу при минимальном количестве движений на полу.

8.2.3 Разнообразие шагов и перемещений:

- шаги из всего разнообразия степ-хореографии;

- различные подходы к степ-платформе, в т.ч. с изменением положения самой степ-платформы в пространстве;

- разнообразие переходов от одной степ-платформы к другой;

- разнообразие построений и перемещений при максимальной степ-активности;

- разнообразие в положении членов Группы (частые перемещения по отношению друг к другу);

- отсутствие повторений движений ног и одинаковых связок;

- различные уровни работы ног: касания, подъем колена вверх, захлест голени и т.д.;

- отсутствие повторений движений рук и одинаковых связок.

8.2.4 Качество исполнения:

- высокий уровень технического исполнения;

- правильная постановка стопы при подъеме и спуске со степ-платформы;

- точность положений и выполнение движений с мышечным контролем;

- скорость движений и четкий контроль подъемов на степ-платформу и перестроений;

- осанка, в том числе правильное положение суставов;

- легкость исполнения;

- высокий уровень исполнения на протяжении всего выступления;

- отсутствие запрещенных движений;

- соблюдение общих правил работы на степ-платформе.

8.3 Критерии артистизма.

Все движения должны соответствовать критериям, характеризующим специфику спортивной дисциплины "степ-аэробика" в процентном соотношении:

- хореография (30%)

- музыкальное сопровождение (25%)

- синхронность исполнения (25%)

- презентация (20%)

Внимание! Все критерии имеют существенное значение, и программа выступления оценивается не только по самому большому процентному содержанию критерия "хореография". Во время судейства нужно учитывать все критерии и рассматривать все процентные соотношения критериев в комплексе.

8.3.1 Хореография:

- отражение в движениях характера работы в степ-аэробике и включение максимального количества подъемов на степ-платформу с минимальным количеством движений на полу;

- оригинальность в исполнении разнообразных подъемов на степ-платформу и в переходах;

- творческий подход в использовании различных движений на степ-платформе, в т.ч. различных подходов и положений степ-платформ в пространстве;

- оригинальность и творческий подход в построениях и перемещениях степ-платформ (без снижения количества подъемов на степ-платформу);

- творческий подход при перемещениях членов Группы;

- одинаковое и целесообразное расстояние между членами Группы;

- творческий подход в хореографии линий рук и ног;

- непредсказуемость последовательностей и переходов;

- хореография, построенная на взаимодействии членов Группы;

- различные вертикальные уровни и умение использовать пространство.

8.3.2 Музыкальное сопровождение:

- выбор музыки и подходящий темп;

- сочетание музыки и движений;

- характер, ритмический рисунок и прочие особенности музыкального сопровождения;

- тема музыкального сопровождения;

- соответствие темпа музыкального сопровождения уровню подготовки спортсмена.

8.3.3 Синхронность исполнения:

- умение продемонстрировать всеми членами Группы одинаковый уровень подготовки;

- все члены Группы должны выполнять движения одновременно и с одинаковой интенсивностью;

- синхронность в представлении и подаче выступления;

- недопустимость солирования.

8.3.4 Презентация:

- энергетика движений и мимическая выразительность;

- способность вызвать восхищение и эмоциональный подъем;

- уверенность и эмоциональность Группы;

- зрительный контакт с аудиторией;

- разнообразие в представлении своих навыков, и мастерства;

- взаимодействие с другими членами Группы, быть частью командной работы в Группе;

- естественное выражение лица;

- индивидуальный "почерк" выступления Группы;

- хорошая физическая форма;

- костюм для выступления должен быть аккуратным, опрятным, соответствовать хореографии, но не должен быть театрализованным.

8.4 Разрешенные движения:

- прыжки с приземлением на одну или две ноги (как на степе, так и на полу);

- подъемы и поддержки в начале и в конце программы (в положении стоя или на полу);

- самостоятельное продвижение (при взаимодействии между членами Группы).

8.5 Запрещенные движения:

- отжимания на двух или одной руке;

- упоры на двух или на одной руке;

- падение в упор лежа;

- прыжки с приземлением в упор лежа, присед или в шпагат;

- гимнастические/акробатические движения: переворот назад (фляк), переворот через голову вперед, переворот боком (колесо), сальто назад, сальто вперед и др.);

- прыжки со степ-платформы на пол;

- прыжки с одной степ-платформы на другую;

- подъемы или спуски со степ-платформы спиной к ней;

- подъем степ-платформы вверх с участником;

- подъемы членов Группы, выполняемые на степ-платформах;

- постановка одного степа на другой;

- продвижение с помощью другого участника.