8. СУДЕЙСТВО КРИТЕРИЕВ В СПОРТИВНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "СТЕП-АЭРОБИКА"
8.1 Специфичность.
Универсальные правила работы на степ-платформе четко описывают организацию степ-тренировки с использованием правильной техники работы ног, рук и туловища. Эти правила необходимо использовать таким образом, чтобы, независимо от уровня физической подготовки участников соревнований можно было избежать физических травм или повреждения во время выступления в спортивной дисциплине "степ-аэробика" (таблица 8).
Основные элементы в спортивной дисциплине "степ-аэробика" - приложение N 5. Снижение баллов оценки за исполнение в спортивной дисциплине "степ-аэробика" - приложение N 6.
Таблица 8
Правила работы на степ-платформе
|
Описание
|
Степ-активность
|
Определяется как перенос всего веса тела с пола на степ-платформу, за которым немедленно следует перенос всего веса тела со степ-платформы на пол.
|
Осанка
|
Голова должна быть поднята, плечи отведены назад и опущены, мышцы живота и ягодиц слегка напряжены. Не допускается "переразгибание" (выключение) коленных суставов и прогиб в пояснице. При подъеме на степ-платформу необходимо выполнять легкий естественный наклон туловища вперед, который должен начинаться от бедер, а не выполняться в области талии. Это предотвратит излишнее напряжение в области поясницы.
|
Подъем на степ-платформу
|
При выполнении шагов стопа должна находится в полном контакте с поверхностью степ-платформы. Во избежание травмы ахиллова сухожилия, вся стопа должна находиться на степ-платформе. Необходимо наступать на платформу легко и бесшумно, во избежание ненужного ударного воздействия. Периодически следите за платформой, чтобы контролировать правильную постановку стоп на степ-платформу.
Ниже приведены рекомендации по правильной постановке шага:
- держите плечи ровно назад, грудь вверх, ягодицы подобраны, бедра зафиксированы;
- избегайте фиксации коленного сустава;
- избегайте чрезмерного прогиба поясницы;
- избегайте слишком большого наклона вперед при заходе на степ платформу и сходе вниз.
|
Спуск со степ-платформы
|
Стопы должны опускаться на пол на расстоянии от степ-платформы, равном длине одной стопы, пятки необходимо ставить на пол, чтобы избежать перенапряжения. Если ставить стопу на большем расстоянии и пытаться поставить пятку на пол, то можно повредить ахиллово сухожилие. Вес тела должен находиться на опорной передней ноге в первой фазе выполнения схода, затем вес переносится на опорную ногу, которая ставится на пол с носка на всю стопу.
Если необходимо поставить ногу от степ-платформы дальше, чем расстояние в одну стопу (например, при выполнении выпада или повтора подъема колена), то нельзя ставить пятку на пол.
|
Ведущая нога
|
Нога, начинающая движение на степ-платформу. В общей композиции (соревновательной программе) рекомендуется частая смена ведущей ноги.
|
Прыжки
|
Разрешается прыгать на степ-платформу или выполнять прыжки на степ-платформе, но не разрешается прыгать со степ-платформы с приземлением на пол. Все прыжковые движения на степ-платформу (power step) требуют большей затраты сил (имеют фазу полета), чем прыжки на степ-платформе.
|
Интенсивность программы
|
Можно увеличить интенсивность программы за счет прыжков на степ-платформу, увеличения высоты степ-платформы, добавления амплитудных движений рук и использования различных подходов к степ-платформе, смена уровней, минимальное количество движений (или счетов) на полу.
|
8.2 Технические критерии.
Все движения должны соответствовать критериям, характеризующим специфику спортивной дисциплины "степ-аэробика" в процентном соотношении:
- сложность движений (25%);
- интенсивность исполнения (25%);
- разнообразие шагов и перемещений (25%);
- качество исполнения (25%).
Внимание! Все критерии имеют равноценные значения и программа выступления оценивается без преимущества одного из данных критериев. Во время судейства нужно учитывать все критерии и рассматривать все процентные соотношения в комплексе.
8.2.1 Сложность движений:
- сложность шагов на степ-платформу, отражающих специфику спортивной дисциплины "степ-аэробика";
- сложность работы рук;
- сложность переходов;
- движения рук одновременно с подъемом на степ-платформу;
- сложность работы рук в сочетании с шаговыми движениями;
- противоположные планы:
а) в движениях рук;
б) в движениях ног;
в) между членами Группы.
8.2.2 Интенсивность исполнения:
- движения, требующие больших энергетических затрат и усилий;
- использование различных вертикальных уровней хореографии: партер или выпады, базовые шаги без прыжков (low impact step), прыжки на степ-платформу;
- разнообразие движений на степ-платформе: касания, подъем колена вверх, захлест голени назад и т.д.;
- многообразие использования движений рук и ног;
- дополняющие движения рук на протяжении всего выступления;
- быстрый темп движений;
- выносливость и физическая форма;
- количество прыжков на степ-платформу;
- различные подходы к степ-платформе;
- максимальное количество подъемов на степ-платформу при минимальном количестве движений на полу.
8.2.3 Разнообразие шагов и перемещений:
- шаги из всего разнообразия степ-хореографии;
- различные подходы к степ-платформе, в т.ч. с изменением положения самой степ-платформы в пространстве;
- разнообразие переходов от одной степ-платформы к другой;
- разнообразие построений и перемещений при максимальной степ-активности;
- разнообразие в положении членов Группы (частые перемещения по отношению друг к другу);
- отсутствие повторений движений ног и одинаковых связок;
- различные уровни работы ног: касания, подъем колена вверх, захлест голени и т.д.;
- отсутствие повторений движений рук и одинаковых связок.
8.2.4 Качество исполнения:
- высокий уровень технического исполнения;
- правильная постановка стопы при подъеме и спуске со степ-платформы;
- точность положений и выполнение движений с мышечным контролем;
- скорость движений и четкий контроль подъемов на степ-платформу и перестроений;
- осанка, в том числе правильное положение суставов;
- легкость исполнения;
- высокий уровень исполнения на протяжении всего выступления;
- отсутствие запрещенных движений;
- соблюдение общих правил работы на степ-платформе.
8.3 Критерии артистизма.
Все движения должны соответствовать критериям, характеризующим специфику спортивной дисциплины "степ-аэробика" в процентном соотношении:
- хореография (30%)
- музыкальное сопровождение (25%)
- синхронность исполнения (25%)
- презентация (20%)
Внимание! Все критерии имеют существенное значение, и программа выступления оценивается не только по самому большому процентному содержанию критерия "хореография". Во время судейства нужно учитывать все критерии и рассматривать все процентные соотношения критериев в комплексе.
8.3.1 Хореография:
- отражение в движениях характера работы в степ-аэробике и включение максимального количества подъемов на степ-платформу с минимальным количеством движений на полу;
- оригинальность в исполнении разнообразных подъемов на степ-платформу и в переходах;
- творческий подход в использовании различных движений на степ-платформе, в т.ч. различных подходов и положений степ-платформ в пространстве;
- оригинальность и творческий подход в построениях и перемещениях степ-платформ (без снижения количества подъемов на степ-платформу);
- творческий подход при перемещениях членов Группы;
- одинаковое и целесообразное расстояние между членами Группы;
- творческий подход в хореографии линий рук и ног;
- непредсказуемость последовательностей и переходов;
- хореография, построенная на взаимодействии членов Группы;
- различные вертикальные уровни и умение использовать пространство.
8.3.2 Музыкальное сопровождение:
- выбор музыки и подходящий темп;
- сочетание музыки и движений;
- характер, ритмический рисунок и прочие особенности музыкального сопровождения;
- тема музыкального сопровождения;
- соответствие темпа музыкального сопровождения уровню подготовки спортсмена.
8.3.3 Синхронность исполнения:
- умение продемонстрировать всеми членами Группы одинаковый уровень подготовки;
- все члены Группы должны выполнять движения одновременно и с одинаковой интенсивностью;
- синхронность в представлении и подаче выступления;
- недопустимость солирования.
8.3.4 Презентация:
- энергетика движений и мимическая выразительность;
- способность вызвать восхищение и эмоциональный подъем;
- уверенность и эмоциональность Группы;
- зрительный контакт с аудиторией;
- разнообразие в представлении своих навыков, и мастерства;
- взаимодействие с другими членами Группы, быть частью командной работы в Группе;
- естественное выражение лица;
- индивидуальный "почерк" выступления Группы;
- хорошая физическая форма;
- костюм для выступления должен быть аккуратным, опрятным, соответствовать хореографии, но не должен быть театрализованным.
8.4 Разрешенные движения:
- прыжки с приземлением на одну или две ноги (как на степе, так и на полу);
- подъемы и поддержки в начале и в конце программы (в положении стоя или на полу);
- самостоятельное продвижение (при взаимодействии между членами Группы).
8.5 Запрещенные движения:
- отжимания на двух или одной руке;
- упоры на двух или на одной руке;
- падение в упор лежа;
- прыжки с приземлением в упор лежа, присед или в шпагат;
- гимнастические/акробатические движения: переворот назад (фляк), переворот через голову вперед, переворот боком (колесо), сальто назад, сальто вперед и др.);
- прыжки со степ-платформы на пол;
- прыжки с одной степ-платформы на другую;
- подъемы или спуски со степ-платформы спиной к ней;
- подъем степ-платформы вверх с участником;
- подъемы членов Группы, выполняемые на степ-платформах;
- постановка одного степа на другой;
- продвижение с помощью другого участника.