3. Взаимодействие кафедры физического воспитания с иными структурными подразделениями образовательной организации высшего образования
3. Взаимодействие кафедры физического воспитания с иными
структурными подразделениями образовательной организации
высшего образования
В соответствии с письмом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 05.09.2022 г. N МН-11/2713 "О типовой модели студенческого спортивного клуба в образовательной организации высшего образования" (далее - Типовая модель), в настоящий момент к субъектам системы студенческого спорта в образовательной организации высшего образования, осуществляющих в том числе организацию физического воспитания обучающихся, относятся:
- кафедра физического воспитания;
- студенческий спортивный клуб, созданный в качестве структурного подразделения образовательной организации высшего образования или общественного объединения, не являющегося юридическим лицом.
На сегодняшний день деятельность студенческих спортивных клубов регламентируется статьей 28 Закона о физической культуре и спорте, статьей 27 Закона об образовании и Порядком осуществления деятельности студенческих спортивных клубов (в том числе в виде общественных объединений), не являющихся юридическими лицами, утвержденным приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 23.03.2020 г. N 462. В этой связи, необходимо определение форм взаимодействия кафедры физического воспитания и студенческого спортивного клуба в рамках организации физического воспитания обучающихся в образовательной организации высшего образования.
Согласно части 2 статьи 28 Закона о физической культуре и спорте, организация физического воспитания в образовательных организациях включает в себя в том числе:
- проведение обязательных занятий физической культурой и спортом в пределах основных образовательных программ;
- формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом;
- проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся;
- содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся;
- содействие развитию и популяризации студенческого спорта.
В соответствии с Типовой моделью, студенческий спортивный клуб осуществляет организацию физического воспитания обучающихся посредством внеучебной физкультурной и спортивной работы с обучающимися, содействия развитию и популяризации студенческого спорта в образовательной организации высшего образования.
Исходя из этого, взаимодействие кафедры физического воспитания и студенческого спортивного клуба рекомендуется осуществлять посредством:
- организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий, предусмотренных календарным планом воспитательной работы образовательной организации высшего образования;
- проведения отбора обучающихся, посещающих учебные занятия в рамках дисциплин (модулей) по физической культуре и спорте, в спортивные секции, организованные студенческим спортивным клубом.
Роль кафедры физического воспитания в структуре студенческого спорта в образовательной организации высшего образования отражена на рисунке 2.
Помимо этого, кафедра физического воспитания может осуществлять взаимодействие с иными структурными подразделениями образовательной организации высшего образования, деятельность которых затрагивает вопросы физической культуры и спорта. К таким структурным подразделениям относятся:
- психологическая служба;
- военный учебный центр;
- учебно-научные подразделения;
- студенческий спортивный клуб;
- управление по молодежной политике и/или иное структурное подразделение (отдел, центр и т.п.), отвечающее за реализацию молодежной политики в образовательной организации высшего образования.
Также кафедре физического воспитания совместно со студенческим спортивным клубом рекомендуется осуществлять взаимодействие со структурным подразделением образовательной организации высшего образования, реализующим программы профессионального образования (колледж, техникум и др.) в рамках реализации воспитательной работы в части вовлечения в студенческий спорт обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования.
Рисунок 2. Роль кафедры физического воспитания в структуре
студенческого спорта образовательной организации
высшего образования
3.1. Взаимодействие кафедр физического воспитания
с психологическими службами
Концепция развития сети психологических служб в образовательных организациях высшего образования, утвержденная Министерством науки и высшего образования Российской Федерации от 29.08.2022 г. N ВФ/1-Кн (далее - Концепция развития сети психологических служб), предусматривает в том числе реализацию следующих задач:
- создание условий для укрепления психологического благополучия, психологического здоровья и позитивной социализации обучающихся, психологического сопровождения в трудных жизненных ситуациях, в том числе оказания экстренной психологической помощи;
- развитие внутриведомственного и межведомственного взаимодействия в целях повышения качества психологической помощи и обеспечения комплексного подхода к решению психологических трудностей обучающихся;
- содействие построению и реализации личных и профессиональных планов обучающихся;
- организация мероприятий по оценке риска, профилактике и коррекции агрессивного и аутоагрессивного поведения обучающихся, формированию жизнестойкости и конструктивных навыков межличностного взаимодействия;
- содействие формированию устойчивого отрицательного отношения к употреблению психоактивных веществ, алкоголя, а также к другим вредным привычкам;
- проведение научных исследований в интересах развития психологического сопровождения высшего образования.
Также Концепция развития сети психологических служб в качестве одного из приоритетных направлений развития на период до 2025 года определяет разработку регламентов межпрофессионального взаимодействия специалиста психологической службы и других специалистов образовательных организаций высшего образования. Ресурсами развития психологического сопровождения высшего образования являются факультеты психологии и другие структурные подразделения образовательных организаций высшего образования, а также иные организации, на базе которых ведутся научные исследования в интересах психологического сопровождения образования.
Согласно Положению о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, утвержденному постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 N 1 (далее - Положение о профессиональной ориентации), образовательные организации профессионального образования проводят профессиональный отбор (подбор) поступающих на обучение с учетом показателей профессиональной пригодности и прогнозируемой успешности освоения профессии, специальности, усиления мотивации к выбранному профилю и адаптации к будущей профессии.
Также, согласно пункту 6.5 Положения о профессиональной ориентации, психологические службы в образовательных организациях в соответствии с нормативными документами осуществляют следующие направления деятельности:
- активно содействуют формированию личностного и интеллектуального потенциала учащихся;
- создают психологические условия для наиболее полного развития творческих способностей, познавательной и нравственно-мотивационной сфер личности;
- оказывают психологическую помощь педагогическим коллективам и родителям в преодолении отклонений в интеллектуальном и личностном развитии учащихся, в разрешении конфликтных ситуаций;
- внедряют достижения психологии в практику образовательно-воспитательного процесса.
Исходя из этого, кафедрам физического воспитания в своей деятельности рекомендуется реализовывать взаимодействие с психологическими службами образовательных организаций высшего образования по вопросам профессиональной ориентации, касающихся:
- определения форм занятий физической культурой и спортом в рамках элективных дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту;
- психологической адаптации обучающихся на начальных курсах обучения с учетом влияния отдельных форм занятий физической культурой и спортом на психологическое состояние обучающихся, личностного роста, направленного на изменение и развитие внутренних состояний;
- проведения научных исследований в смежных областях, реализации мероприятий и социальных проектов, направленных на оздоровление обучающихся и сотрудников, пропаганду здорового образа жизни;
- осуществления сотрудничества в форме теоретических занятий по теме психофизиологии физической культуры и спорта.
3.2. Взаимодействие кафедр физического воспитания с военными
учебными центрами
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.03.2019 г. N 427-р "О создании военных учебных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования", в целях повышения эффективности использования потенциала образовательных организаций высшего образования в интересах обеспечения обороны и безопасности страны запланировано создание в таких образовательных организациях военных учебных центров.
Согласно статье 17 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о военной службе), добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает в том числе занятие военно-прикладными видами спорта. Также часть 1 статьи 18 Закона о военной службе предусматривает право граждан заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных организациях, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности.
Согласно пункту 14, пункту 28 Порядка приема и обучения граждан Российской Федерации в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.08.2020 г. N 400, в состав конкурсной комиссии включаются должностные лица центральных органов военного управления, ответственных за организацию военной подготовки по военно-учетным специальностям, военного учебного центра, а также представители образовательной организации высшего образования, в том числе специалисты по физическому воспитанию и спорту, которые в соответствии с нормативами, установленными для кандидатов, поступающих в военные образовательные организации высшего образования в военном учебном центре проводят оценку физической подготовленности кандидатов.
Таким образом, кафедрам физического воспитания в своей деятельности рекомендуется реализовывать взаимодействие с военными учебными центрами по вопросам:
- обеспечения возможности учебных занятий по военно-прикладным видам спорта;
- организации и проведения оценки физической подготовленности обучающихся, проведения конкурсной комиссии для абитуриентов военных учебных центров;
- организации и проведения военно-патриотических мероприятий физкультурно-спортивной направленности.
3.3. Взаимодействие кафедр физического воспитания с другими
учебно-научными подразделениями
Согласно части 1 и части 3 статьи 50 Закона об образовании, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам. Научные работники образовательной организации высшего образования наряду с обязанностями, предусмотренными законодательством о науке и государственной научно-технической политике, обязаны:
- формировать у обучающихся профессиональные качества по избранным профессии, специальности или направлению подготовки;
- развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности.
Также в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", научный работник имеет право в том числе на:
- участие в конкурсе на финансирование научных исследований за счет средств соответствующего бюджета, фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации;
- подачу заявок на участие в международном научном и научно-техническом сотрудничестве (стажировки, командировки, публикации научных и (или) научно-технических результатов за пределами территории Российской Федерации);
Таким образом, кафедре физического воспитания рекомендуется осуществлять взаимодействие с научно-исследовательскими центрами и иными учебно-научными подразделениями образовательной организации высшего образования в рамках:
- организации и проведения междисциплинарных научных исследований;
- организации и проведения научных конгрессов и конференций;
- организация участия обучающихся в междисциплинарных научных исследованиях в сфере физической культуры и спорта;
- участия в конкурсах на финансирование научных исследований в сфере физической культуры и спорта.
3.4. Взаимодействие кафедр физического воспитания
с управлениями по молодежной политике и/или иными
структурными подразделениями, курирующими вопросы
воспитательной работы и реализации молодежной политики
в образовательной организации высшего образования
Согласно статье 4 Федерального закона от 30.12.2020 г. N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации", целями молодежной политики являются в том числе:
- обеспечение равных условий для духовного, культурного, интеллектуального, психического, профессионального, социального и физического развития и самореализации молодежи;
- формирование системы нравственных и смысловых ориентиров, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, проявлениям ксенофобии, коррупции, дискриминации по признакам социальной, религиозной, расовой, национальной принадлежности и другим негативным социальным явлениям.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 7 Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. N 2403-р, одной из приоритетных задач государственной молодежной политики является формирование ценностей здорового образа жизни, создание условий для физического развития молодежи, формирование экологической культуры, а также повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности молодежи. Реализация данной задачи предусматривает в том числе осуществление следующих мероприятий:
- вовлечение молодежи в регулярные занятия физической культурой и спортом, в том числе техническими видами спорта;
- вовлечение молодежи в пропаганду здорового образа жизни;
- совершенствование системы студенческих соревнований и развитие студенческого спорта;
- реализация проектов в области физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности, связанных с популяризацией здорового образа жизни, спорта, а также с созданием положительного образа молодежи, ведущей здоровый образ жизни.
Таким образом, кафедрам физического воспитания рекомендуется осуществлять взаимодействие с управлением по молодежной политике и/или иными структурными подразделениями, курирующим вопросы воспитательной работы и реализации молодежной политики в образовательной организации высшего образования, по вопросам:
- составления и реализации календарного плана воспитательной работы в части проведения физкультурных и спортивных мероприятий;
- вовлечения обучающихся в участие грантах и конкурсах физкультурно-спортивной направленности;
- поддержки инициатив и проектов обучающихся в области физической культуры и спорта, соответствующих направлениям деятельности кафедр физического воспитания.