Глава IV. Капитан судна

Глава IV. Капитан судна

37. Капитан судна (далее - капитан) возглавляет экипаж судна и является его руководителем.

38. Капитан осуществляет управление судном на основе единоначалия и подчиняется непосредственно судовладельцу. Все указания судовладельца, относящиеся к деятельности судна, передаются только капитану, который отвечает за их выполнение.

39. Труд членов экипажа судна организуется капитаном судна в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников рыбохозяйственного комплекса, имеющих особый характер работы <10>.

--------------------------------

<10> Приказ Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 8 августа 2003 г. N 271 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников рыбохозяйственного комплекса, имеющих особый характер работы" (зарегистрирован Минюстом России от 18 сентября 2003 г., регистрационный N 5088).

40. Капитан в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного капитану имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца и грузовладельца.

41. Капитан издает распоряжения по судну. Распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами.

42. В случае смерти, болезни или иной причины, препятствующих выполнению капитаном его служебных обязанностей, обязанности капитана до получения распоряжения судовладельца возлагаются на старшего помощника капитана судна <11>. В судовом журнале делается соответствующая запись.

--------------------------------

<11> Статья 73 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.

43. Капитан имеет право:

1) отказаться от приема на борт отдельных грузов, если их погрузка или перевозка противоречит правилам морской перевозки опасных грузов, другим существующим правилам или угрожает безопасности судна, людей, груза;

2) объявлять авральные и аварийные работы;

3) производить необходимые перераспределения обязанностей между отдельными членами экипажа;

4) изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества <12>;

--------------------------------

<12> Пункт 3 статьи 67 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.

5) в случае опасности для судна и находящихся на нем людей и груза либо для оказания помощи другому судну или людям, находящимся на нем, устанавливать режим работы главной силовой установки (других технических средств) с превышением технологических норм;

6) при прохождении районов, где лоцманская проводка не является обязательной, капитан вправе взять лоцмана, если в этом есть необходимость;

7) не выходить в рейс или не продолжать его, если укомплектованность экипажем либо техническое состояние судна или его технических средств не обеспечивает безопасности плавания, если снабжение судна или техническое состояние производственного оборудования не обеспечивает выполнения рейсового задания, а также при чрезмерной усталости экипажа после выполнения авральных или аварийных работ.

Об этих обстоятельствах извещаются судовладелец и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор за торговым мореплаванием <13> или органы государственной власти иностранного государства, осуществляющие надзор за торговым мореплаванием с отражением данного факта в судовом журнале;

--------------------------------

<13> Статья 6 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.

8) выбирать тот путь следования судна, который он считает необходимым;

9) при плавании длительностью свыше 12 часов в сложных условиях на время отдыха оставлять вместо себя на мостике старшего помощника капитана;

10) при наличии достаточных оснований для сомнений в правильности рекомендаций лоцмана в целях безопасности плавания судна отказаться от его услуг и потребовать замены лоцмана;

11) в случае необходимости привлекать к работам, связанным с грузовыми операциями и производством продукции, членов экипажа вне зависимости от их специальности и должности. Указанные привлечения к работам сверх рабочего времени производятся в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

12) при необходимости привлекать к несению стояночных вахт лиц командного состава судна, которые имеют соответствующие дипломы и подготовку, но по кругу своих обязанностей вахт не несут;

13) при осуществлении промысловых операций поручить самостоятельное управление судном и судовождение вахтенному помощнику капитана;

14) заключать от имени судовладельца и от имени владельца имущества, находящегося на борту судна, договоры о спасании для осуществления спасательных операций;

15) в случае совершения на судне, находящемся в плавании, уголовно наказуемого деяния возбуждать уголовное дело публичного обвинения и осуществлять неотложные следственные действия в соответствии уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

44. Капитан обязан обеспечить:

1) управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу, поддержание порядка на судне и выполнение производственных задач;

2) соблюдение на судне законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, правил рыболовства в районах добычи (вылова) водных биоресурсов и требований нормативных правовых актов в сфере безопасности мореплавания и организации рыболовства;

3) оказание без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем людей помощи любому лицу, терпящему бедствие на море;

4) принятие всех мер по недопущению уничтожения, повреждения и захвата судна, находящихся на нем людей, документов, груза и другого имущества в случае военных действий в районе расположения порта отправления или порта назначения судна либо в районе, через который судно должно пройти, а также в иных случаях военной опасности;

5) своевременное оформление документов в порядке, установленном судовладельцем, в случае повреждения судном других судов, сооружений, порчи или утраты грузов, орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, причинения травм людям и в других случаях, когда могут быть предъявлены претензии судовладельцу;

6) внесение в судовой журнал записи о каждом случае рождения ребенка на судне или смерти на судне; уведомление одного из близких родственников умершего или супруга умершего о его смерти и принятие мер по сохранению и отправке тела умершего на родину. При отсутствии такой возможности капитан судна обязан предать тело умершего земле или кремировать его и отправить урну с прахом на родину.

В исключительном случае, если судно должно находиться длительное время в открытом море и тело умершего не может быть сохранено, капитан судна имеет право предать тело умершего морю согласно морским обычаям с составлением соответствующего акта.

Капитан судна обеспечивает составление описи и сохранность находящегося на судне имущества умершего до передачи такого имущества, согласно описи, капитану первого порта Российской Федерации, в который зайдет судно;

7) радиосвязь и техническое обслуживание радиоаппаратуры при отсутствии в штате радиоспециалистов;

8) личное визирование исходящих служебных радиограмм;

9) поддержание судна в мореходном состоянии, контроль и своевременное продление срока действия судовых документов;

10) своевременное предъявление судна и технических средств к освидетельствованию;

11) соблюдение требований по предотвращению загрязнения с судов, предусмотренных Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 года <14>;

--------------------------------

<14> Постановление Совета Министров СССР от 30 сентября 1983 г. N 947 "О присоединении СССР к Протоколу 1978 года к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года" (Сборник постановлений Совета Министров СССР, 1983, сентябрь, с. 127).

12) организацию и контроль подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна, к действиям по спасанию людей и судов на море;

13) организацию и контроль за технической учебой экипажа, постоянное повышение его квалификации;

14) соблюдение нормативных правовых актов, регламентирующих правила перевозки людей и груза;

15) условия труда и отдыха согласно трудовому законодательству Российской Федерации;

16) общее руководство практикой курсантов и студентов (на учебных судах);

17) выполнение требований международных и национальных правил ведения морской радиосвязи <15>;

--------------------------------

<15> Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года, измененная Протоколом 1978 года и Протоколом 1988 года (постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 456 "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1988 года к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года" (Бюллетень международных договоров. 2011 (приложение N 1, ч. 1). С. 3 - 211); Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 года (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1988 г. N 8556-XI "О ратификации Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года" (Сборник международных договоров, 1990, ст. 225 - 238); Приказ Минтранса России, Минсвязи России, Госкомрыболовства России от 4 ноября 2000 г. N 137/190/291 "Об утверждении Правил радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 21 декабря 2000 г., регистрационный N 2503).

18) утверждение судовых расписаний, контроль за правильным ведением судового, машинного журнала и радиожурналов, хранение судовой документации;

19) удостоверение во время плавания в праве завещаний лиц, находящихся на борту судна. Завещание, удостоверенное капитаном судна, приравнивается к нотариально удостоверенному.

45. В случае если, по мнению капитана, судну грозит неминуемая гибель, он разрешает членам экипажа оставить судно после принятия всех мер по спасанию находящихся на судне пассажиров и лиц, временно пребывающих на судне. Капитан оставляет судно последним после принятия зависящих от него мер по спасанию судового, машинного журнала и радиожурнала, а также карт данного рейса, навигационных приборов, документов и ценностей.

46. Принимая и сдавая судно, капитан обязан:

1) принять (сдать) все судовые документы, денежные суммы, ценные бумаги и документы на них, судовую печать;

2) принять (сдать) состояние судна по корпусу, техническим средствам, устройствам, промысловому вооружению, снабжению, неснижаемым запасам и имуществу, получив письменные рапорты начальников служб о состоянии вверенных им заведений;

3) принять (сдать) имеющийся на судне груз и документы на него;

4) проверить (предъявить) действия экипажа по борьбе за живучесть судна и другим судовым расписаниям;

5) представиться экипажу и проверить уровень его подготовки к выполнению обязанностей по судовой тревоге;

6) ознакомиться с рейсовым заданием, ходом его выполнения;

7) получить от сдающего капитана полную информацию о конструктивных особенностях судна, его эксплуатационных, мореходных и маневренных качествах, имевших место авариях и их последствиях, о готовности судна к плаванию (добыче (вылову) водных биоресурсов, ремонту);

8) осмотреть судно совместно с капитаном, сдающим судно, старшим механиком, другими специалистами, получив необходимые разъяснения и сведения;

9) производить приемку (сдачу) судна только по указанию судовладельца и осуществлять ее лично. При отсутствии сдающего капитана прием судна вновь назначенным капитаном производить в присутствии комиссии, назначенной судовладельцем, а при нахождении судна в море - в присутствии лица, исполняющего обязанности капитана, или в одностороннем порядке. Передачу судна и вступление в командование зафиксировать в судовом журнале за подписью обоих капитанов, поставить в известность судовладельца. Вступление в командование объявляется приказом по судну.

47. При подготовке судна к рейсу капитан обязан:

1) принять меры по обеспечению технической навигационной готовности судна, укомплектованию его экипажем и всеми видами снабжения для предстоящего рейса;

2) удостовериться в надлежащей подготовке экипажа к управлению техническими средствами, механизмами, устройствами, системами; проверить готовность экипажа к действиям по судовым тревогам;

3) проверить наличие нужных для рейса навигационных и промысловых откорректированных карт, пособий для плавания, наличие на картах границ территориальных морей, исключительных экономических, рыболовных, запретных и других зон иностранных государств и правильность их нанесения, правил рыболовства и других нормативных документов, регламентирующих порядок добычи (вылова) водных биоресурсов и составления отчетности в районе работы судна, намеченных рейсовым заданием;

4) поставить перед командным составом конкретные задачи по подготовке судна к плаванию и выполнению производственного плана; ознакомить подчиненных с особенностями рейса; проработать с судоводителями навигационно-гидрометеорологическую часть рейса;

5) проконтролировать подготовку к осуществлению буксирных операций;

6) перед погрузкой проверить грузовой план и утвердить его; в ходе грузовых операций обеспечить контроль за правильностью укладки и крепления груза в трюмах и на палубе, размещением балласта и бункера;

7) за 2 часа до выхода в рейс принять доклады от начальников служб о состоянии готовности судна и за 15 минут до отхода от старшего помощника капитана и главного механика, а при его отсутствии - от старшего механика о готовности судна к отходу, наличии на борту членов экипажа и отсутствии посторонних лиц;

8) в случае неявки кого-либо из членов экипажа или лиц, временно пребывающих на судне, к назначенному времени отхода немедленно принимать меры по их возвращению на судно, сообщить об этом в российском порту капитану порта, судовладельцу или его представителю, в иностранном порту - консулу или лицу, представляющему интересы Российской Федерации в данном государстве.

48. При нахождении судна в рейсе капитан обязан:

1) обеспечить надлежащую организацию ходовых вахт и радиовахты, контролировать соответствие вахтенной службы конвенционным требованиям и нормам безопасности мореплавания в части ее численности и времени несения <16>;

--------------------------------

<16> Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве с поправками. Документ вступил в силу, в том числе для России, 9 апреля 2019 года (размещено на сайте Международной Организации Труда http://www.ilo.org); Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года, измененная Протоколом 1978 года и Протоколом 1988 года (постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 456 "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1988 года к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года" (Бюллетень международных договоров. 2011 (приложение N 1, ч. 1). С. 3 - 211).

2) следить за тем, чтобы радиовахта велась согласно международным и национальным правилам ведения морской радиосвязи;

3) требовать от помощников определения места нахождения судна всеми доступными способами и средствами и с наибольшей точностью;

4) следить за всеми изменениями гидрометеорологической обстановки, контролировать получение прогнозов;

5) немедленно прибыть на мостик по вызову вахтенного помощника, известить голосом, если есть необходимость, о вступлении в управление судном и находиться на мостике, пока этого требует обстановка;

6) принимать на борт судна представителей органов надзора и контроля иностранного государства при работе в исключительной экономической зоне иностранных государств и конвенционных районах;

7) осуществлять контроль за получением навигационной информации, своевременной корректурой карт и пособий для плавания;

8) при входе и выходе из порта, прохождении узких мест, плавании в районах интенсивного судоходства, подходе к берегам и опасным местам, швартовных операциях и других особо сложных условиях плавания находиться на мостике и лично управлять судном;

9) при плавании в районе обязательной лоцманской проводки взять на борт судна лоцмана, обеспечив ему безопасную посадку (высадку). Уходя с мостика, капитан обязан указать лоцману лицо, ответственное за управление судном, на время своего отсутствия;

10) выполнять правила плавания и рыболовства, район плавания для судна, не нарушать границы территориальных вод, рыболовных и специальных зон иностранных государств, а также режим плавания в них <17>;

--------------------------------

<17> Подпункт 1 пункта 11 раздела III распоряжения Минтранса России от 3 марта 2014 г. N МС-16-р "Об утверждении Устава Федерального автономного учреждения "Российский морской регистр судоходства" (зарегистрирован Минюстом России 25 августа 2014 г., регистрационный N 33791).

11) при добыче (вылове) водных биоресурсов в группе судов выполнять указания флагмана (старшего) группы, обеспечивая безопасность плавания, осуществления добычи (вылова) водных биоресурсов и оказание помощи другим судам;

12) при обнаружении на судне посторонних лиц или предметов, не связанных с деятельностью судна, немедленно сообщить об этом капитану порта выхода судна в море, а при стоянке в иностранном порту - консулу Российской Федерации или лицу, его заменяющему;

13) принять все меры к спасению человека, упавшего за борт, и покинуть район поисков только после того, как убедится, что дальнейшие поиски не имеют смысла (по времени нахождения человека за бортом или по погодным условиям);

14) при оказании помощи терпящему бедствие судну принять все меры для спасения людей;

15) предложить капитану судна, терпящему бедствие, подписать договор о спасании и приступить к работам по спасанию судна, груза и имущества;

16) в случае, если лицо, находящееся на борту судна, нуждается в неотложной медицинской помощи, которая не может быть оказана во время нахождения судна в море, зайти в ближайший порт или принять меры по доставке такого лица в ближайший порт, известив об этом судовладельца; при заходе судна в иностранный порт для доставки такого лица известить также консульское учреждение Российской Федерации;

17) если судну грозит бедствие, и оно нуждается в помощи, обратиться в спасательно-координационный центр данного региона и принять все возможные меры для получения необходимой и своевременной помощи;

18) обо всех аварийных и несчастных случаях, исчезновениях людей, происшествиях при добыче (вылове) водных биоресурсов немедленно сообщить судовладельцу, принять все меры по обеспечению безопасности людей, судна, груза, сохранению орудий добычи (вылова) водных биоресурсов; принять меры по оформлению документов по этим случаям; обеспечить сохранность и неприкосновенность карт, других навигационных документов, отражающих маневрирование судна, работу оборудования и аппаратуры до окончания расследования;

19) немедленно сообщать судовладельцу всеми доступными средствами и способами связи обо всех случаях нарушения иностранными властями, кораблями, судами и самолетами принципов свободы мореплавания в открытом море, проникновении в закрытые районы, случаях загрязнения морской среды, осуществлении добычи (вылова) водных биоресурсов или других работ в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

20) в случае возникновения во время рейса неотложной надобности в деньгах для продолжения плавания, в частности для ремонта судна или содержания членов экипажа судна, вправе, если нет возможности или времени для получения распоряжения судовладельца, продать часть вверенного ему имущества, не являющуюся необходимой для продолжения плавания; избрать тот способ приобретения средств для продолжения плавания, который наименее убыточен для судовладельца и грузовладельца;

21) при столкновении с другим судном оказать помощь другому судну, его пассажирам и экипажу, если это возможно сделать без серьезной опасности для своего судна и людей, находящихся на его борту; запросить у капитана другого судна название судна, порт регистрации, а также порты отправления и назначения, размер и характер повреждений, сообщить капитану другого судна аналогичные сведения по своему судну;

22) контролировать остойчивость судна в соответствии с информацией об остойчивости и непотопляемости;

23) обеспечить ведение и направление отчетных материалов о деятельности судна <18>;

--------------------------------

<18> Приказ Минсельхоза России от 26 декабря 2019 г. N 721 "Об утверждении Порядка передачи данных в отраслевую систему мониторинга водных биологических ресурсов" (зарегистрирован Минюстом России 4 февраля 2020 г., регистрационный N 57421).

24) не допускать повреждений знаков ограждения опасностей, равно как и гидротехнических сооружений, подводных кабелей (трубопроводов); принимать все меры по освобождению кабеля без повреждений в случае его подъема якорем или орудиями добычи (вылова) водных биоресурсов;

25) принимать необходимые меры для предотвращения загрязнения морской среды;

26) при плавании в ледовых условиях принять все меры для обеспечения сохранности корпуса судна, винтов и руля.

49. При нахождении судна в порту капитан обязан:

1) убедиться в безопасной стоянке судна и, если, по его мнению, она небезопасна, потребовать от соответствующих служб порта перешвартовки или смены причала, постановки буксира к борту или других мер;

2) организовать вахту, ее состав и продолжительность в зависимости от условий стоянки и обеспечения безопасности людей, судна, груза и порта;

3) обеспечить порядок на судне и его деятельность, контролировать несение вахт и производство судовых работ;

4) покидая судно, оставить старшему или вахтенному помощнику устное (письменное) распоряжение относительно судовых работ, поддержания безопасности судна, а также места своего пребывания на берегу;

5) оставлять судно, имеющее на борту опасный груз, только на старшего помощника капитана;

7) по прибытии судна в иностранный порт проинформировать об этом консула Российской Федерации и в случае необходимости выполнять его распоряжения.

50. При постройке и ремонте судна капитан обязан:

1) в соответствии с актом приемки-передачи судна от завода-изготовителя организовать изучение и прием судовыми специалистами корпуса, механизмов, устройств, систем, других технических средств, а также имущества и документации согласно спецификации;

2) обеспечить своевременное составление документации, необходимой для постановки судна в ремонт;

3) принять меры по охране судна и его безопасной стоянке;

4) при постановке судна в док (подъеме на слип), выводе из дока (спуске со слипа) лично находиться на судне;

5) обеспечивать контроль за сроками и качеством ремонтных работ;

6) после постановки в док совместно со старшим помощником, главным (старшим) механиком и другими специалистами произвести наружный осмотр корпуса, забортных отверстий, движительно-рулевого комплекса, донно-забортной арматуры, подъемно-выдвижных устройств. По окончании доковых работ перед спуском на воду произвести повторный осмотр тех же объектов и проверку заделки контрольных отверстий.