1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Методические указания по разработке укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры (далее - Методические указания) устанавливают общие требования к процедуре разработки укрупненных сметных нормативов.

Укрупненные сметные нормативы, разработанные в порядке, предусмотренном настоящими Методическими указаниями, согласованные и утвержденные в соответствии с Порядком разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности, утвержденным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11 апреля 2008 г. N 44, включаются в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.

1.2. Укрупненные сметные нормативы разрабатываются для основных объектов непроизводственного назначения, инженерной инфраструктуры, отдельных видов строительных конструкций и должны учитывать регионально-экономические, климатические, инженерно-геологические и другие условия осуществления строительства.

Укрупненные сметные нормативы могут разрабатываться любыми заинтересованными органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и физическими лицами.

1.3. Укрупненные сметные нормативы по степени укрупнения и функциональному назначению подразделяются на:

- укрупненные нормативы цены строительства (далее - НЦС);

- укрупненные нормативы цены конструктивных решений (далее - НЦКР).

1.4. НЦС предназначены для планирования инвестиций (капитальных вложений), оценки эффективности использования средств направляемых на капитальные вложения и подготовки технико-экономических показателей в задании на проектирование. НЦС представляет собой объем денежных средств, необходимый и достаточный для возведения объекта капитального строительства, рассчитанный на установленную единицу измерения (измеритель) в соответствующем уровне текущих цен.

1.5. НЦКР предназначены для формирования и экспертизы сметной стоимости основных видов конструктивных решений проектируемых объектов на всех стадиях подготовки проектной документации, при составлении инвесторских смет и подготовке конкурсной (тендерной) документации.

НЦКР - это сумма средств на возведение отдельных конструктивных элементов объекта, рассчитанная применительно к видам таких элементов и видов работ на установленную единицу измерения (измеритель) в соответствующем уровне текущих цен.

1.6. Итоговые показатели НЦС устанавливаются в рублях, НЦКР устанавливаются в тыс. рублях, в уровне цен по состоянию на 1 января текущего года, без НДС (далее - текущий уровень цен). При этом показатели нормативов устанавливаются для базового территориального подрайона субъекта Российской Федерации (далее - базовый территориальный район).

1.7. Методика разработки НЦС и НЦКР базируется на принципе унификации:

- номенклатуры объектов, зданий и сооружений;

- номенклатуры конструктивных элементов зданий и сооружений и видов выполняемых работ;

- измерителей;

- наборов ресурсов для производства строительно-монтажных работ.

Унифицированный подход позволяет создать упорядоченную систему укрупненных нормативов с оперативным ее обновлением, упрощает и ускоряет составление сметной документации при достаточном уровне достоверности определения сметной стоимости объектов.

1.8. Основой для разработки укрупненных сметных нормативов являются ресурсно-технологические модели (далее - РТМ) по каждому виду конструктивных решений и в целом по объекту капитального строительства. При формировании РТМ используется проектная документация, отвечающая наиболее эффективным градостроительным и объемно-планировочным решениям, разработанная в соответствии с требованиями действующих норм проектирования. При создании РТМ используется информация по наиболее экономически эффективным проектным решениям, внесенным в федеральный банк данных проектирования объектов капитального строительства и федеральный банк данных наиболее экономически эффективных проектов повторного применения.

РТМ представляет собой унифицированный набор трудовых, технических и материальных ресурсов, необходимых для создания конструктивного элемента или здания и сооружения в целом, по принятой технологии производства работ на тот или иной измеритель.

На основе необходимого расхода ресурсов и с учетом их сметных цен соответствующего периода рассчитывается сумма прямых затрат и всей сметной стоимости комплекса строительно-монтажных работ по конструктивному решению, зданию и сооружению.

Цены на ресурсы для РТМ применяются на основании данных Федеральной службы государственной статистики. При отсутствии данных Росстата о стоимости отдельных ресурсов, принятых в РТМ, применяются данные, представленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и данные интерактивной информационно-справочной базы данных о стоимости основных (ценообразующих) строительных материалов, изделий, конструкций, механизмов и оборудования, основанной на мониторинге цен производителей и поставщиков строительных ресурсов.

При разработке РТМ, предназначенных для формирования государственных укрупненных сметных нормативов, исключительно используются сметные нормативы, внесенные в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (далее - федеральный реестр сметных нормативов).

1.9. По своему назначению, принадлежности и области применения НЦС и НЦКР подразделяются на:

- государственные укрупненные сметные нормативы, предназначенные для определения сметной стоимости строительства объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета;

- территориальные укрупненные сметные нормативы, предназначенные для определения сметной стоимости строительства объектов в отдельном субъекте Российской Федерации, учитывающие региональные условия производства работ;

- отраслевые укрупненные сметные нормативы, предназначенные для определения сметной стоимости строительства отдельных видов объектов, сооружений и их конструктивных решений, учитывающих специфику соответствующих отраслей экономики.

Кодовые обозначения разрабатываемых государственных, территориальных и отраслевых сметных нормативов НЦС и НЦКР должны приниматься в соответствии с Классификацией сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 353 "Об утверждении классификации сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета".

1.10. Разработка государственных, территориальных и отраслевых укрупненных сметных нормативов - НЦС и НЦКР осуществляется по единым методологическим принципам и подходам, предусмотренным настоящими Методическими указаниями.

Общее методическое руководство разработкой сборников НЦС и НЦКР, координацию, контроль и определение периодичности их обновления осуществляет Министерство регионального развития Российской Федерации. Оказание консультационной и методической помощи организациям - разработчикам укрупненных сметных нормативов осуществляется Федеральным государственным учреждением "Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов".

1.11. В настоящих Методических указаниях порядок разработки укрупненных сметных нормативов приводится в последовательности от нормативов с меньшей степенью укрупнения (НЦКР) к нормативам с большей степенью укрупнения (НЦС).