4.4. Рекомендации по механизму разработки проекта Схемы территориального планирования Российской Федерации в области высшего образования

4.4. Рекомендации по механизму разработки проекта
Схемы территориального планирования Российской Федерации
в области высшего образования

4.4.1. При разработке проекта Схемы в области высшего образования рекомендуется определять следующие цели, принципы и средства его разработки:

4.4.1.1. Цели:

- формирование системы высшего образования, способствующей повышению качества подготовки квалифицированных специалистов высокого профессионального уровня, с учетом требований инновационной экономики;

- создание предпосылок кадрового обеспечения потребностей государства и повышения конкурентоспособности страны;

- совершенствование размещения объектов учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежитий федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и их филиалов с позиции обеспечения их доступности для граждан каждого из субъектов Российской Федерации;

- согласование использования территории федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования и их филиалами с другими видами ее использования;

- совершенствование использования федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования и их филиалами потребляемых ресурсов (земельных, трудовых, энергетических, водных и других) и используемых ими инфраструктур.

4.4.1.2. Принципы:

- удовлетворение потребностей общества в услугах, предоставляемых федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования;

- удовлетворение потребностей государства в квалифицированных специалистах, подготовленных в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и их филиалах;

- повышение эффективности использования ресурсов, потребляемых федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования и их филиалами, и используемых ими инфраструктур;

4.4.1.3. Средства:

- учет требований к размещению объектов федерального значения в области высшего профессионального образования - объектов учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежитий федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и их филиалов на территории страны;

- использование современных методик и инновационных технологий в сфере высшего профессионального образования.

4.4.2. При подготовке материалов по обоснованию проекта Схемы в области высшего образования рекомендуется:

4.4.2.1. Проводить исследование условий размещения объектов учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежитий федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и их филиалов (далее - объектов федерального значения в области высшего профессионального образования).

Например:

- анализ сложившегося размещения объектов федерального значения в области высшего профессионального образования (определение их состава по видам, специализациям и местоположению);

- анализ территориального распределения потребностей в объектах федерального значения в области высшего профессионального образования в стране, определение характера вызываемых этим связей;

- анализ условий размещения объектов федерального значения в области высшего профессионального образования;

- анализ связей объектов федерального значения в области высшего профессионального образования с отечественными и зарубежными партнерами;

- анализ сложившегося размещения объектов федерального значения в области высшего профессионального образования с позиций удовлетворения ими потребностей общества;

- анализ качества объектов федерального значения в области высшего профессионального образования с позиций их конкурентоспособности в мире;

- определение требований каждого из видов объектов федерального значения в области высшего профессионального образования к видам и объемам потребляемых ими ресурсов (земельных, трудовых, энергетических, водных и др.) и используемых ими инфраструктур (транспортных, инженерного обустройства, информационно-коммуникационных и др.), определение характера вызываемых этим внешних связей.

4.4.2.2. Определять требования каждого из видов объектов федерального значения в области высшего профессионального образования к условиям размещения в системе пространственных (транспортного и расселенческого) каркасов Российской Федерации и характеру внешних связей, определяемых местоположением в этой системе. Выявление проблем и определение общих требований к совершенствованию сложившегося размещения.

4.4.2.2. Разработка вариантов взаимосогласованного размещения и развития объектов федерального значения в области высшего профессионального образования и критериев их отбора.

4.4.3. Подготовка оценки возможного влияния планируемых для размещения объектов федерального значения в области высшего профессионального образования.

4.4.4. По результатам проведенной работы по пунктам 4.4.2 - 4.4.3 настоящих Методических рекомендаций рекомендуется оформить материалы по обоснованию проекта Схемы в области высшего образования в текстовой и графической формах.

В составе материалов по обоснованию проекта Схемы в области высшего образования в виде карт рекомендуется подготовка:

- карты местоположения существующих и строящихся объектов федерального значения в области высшего профессионального образования;

- карты результатов анализа и комплексной оценки условий пространственной организации сети объектов федерального значения в области высшего профессионального образования;

- карты вариантов пространственной организации сети объектов федерального значения в области высшего профессионального образования.

На картах рекомендуется отображать информацию, предусмотренную частью 9 статьи 10 Градостроительного кодекса, с учетом создания единой сети существующих, строящихся и планируемых к размещению объектов федерального значения в области высшего профессионального образования, а также выделять ареалы их влияния и сети населенных пунктов, обслуживаемых ими, регионы, районы, зоны и иные сведения, указанные в главе IV настоящих Методических рекомендаций.

Материалы по обоснованию проекта Схемы в области высшего образования в текстовой форме рекомендуется подготавливать в виде пояснительной записки, содержащей сведения, предусмотренные частью 8 статьи 10 Градостроительного кодекса.

Дополнительные аналитические и справочные материалы, не входящие в состав обязательных сведений в составе материалов по обоснованию проекта Схемы в области высшего образования в текстовой форме, но необходимые для обоснования таких сведений (анализы, расчеты), могут выполняться в виде отдельных пояснительных записок и использоваться при рассмотрении проекта Схемы в области высшего образования и материалов по его обоснованию Заказчиком до проведения процедуры его согласования. Дополнительные аналитические и справочные материалы рекомендуется использовать также при оформлении презентационных материалов по проекту Схемы в области высшего образования.

4.4.5. На основании подготовленных материалов по обоснованию проекта Схемы в области высшего образования рекомендуется:

- рассмотрение вариантов развития сети учреждений высшего профессионального образования, их оценка и отбор с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации, научных и профессиональных общественных организаций;

- разработка положений о территориальном планировании в текстовой форме в составе проекта Схемы в области высшего образования в соответствии с принятым вариантом размещения объектов федерального значения и карты (карт) планируемого размещения объектов федерального значения в области высшего профессионального образования, фрагментов карты (карт);

- проведение анализа возможного влияния планируемых для размещения объектов федерального значения в области высшего образования на комплексное развитие территорий в разрезе субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с оценкой такого влияния;

- разработка предложений по механизмам и организации мониторинга реализации принятых в нем решений. Оформление материалов проекта Схемы в области высшего образования и его демонстрационной версии для направления на согласование в уполномоченные федеральные органы, а также для обеспечения доступа к проекту Схемы в области высшего образования и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования для согласования с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На картах (карте) планируемого размещения объектов федерального значения в области высшего профессионального образования и фрагментов таких карт (карты) рекомендуется отображать сеть указанных объектов федерального значения, выполненных на основе слоев цифровой картографической основы.

4.4.6. Согласование и утверждение проекта Схемы в области высшего образования в соответствии с пунктами 4.2.7 - 4.2.10 настоящих Методических рекомендаций.