4.2. Рекомендации по механизму разработки проекта Схемы территориального планирования Российской Федерации в областях федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, трубопроводного транспорта), автомобильных дорог федерального значения

4.2. Рекомендации по механизму разработки проекта
Схемы территориального планирования Российской Федерации
в областях федерального транспорта (железнодорожного,
воздушного, морского, внутреннего водного,
трубопроводного транспорта), автомобильных
дорог федерального значения

4.2.1. При разработке проекта Схемы территориального планирования Российской Федерации в областях в областях федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, трубопроводного транспорта), автомобильных дорог федерального значения (далее - проект Схемы в области федерального транспорта) рекомендуется определять следующие цели, принципы и средства его разработки:

4.2.1.1. Цели:

- совершенствование размещения объектов воздушного транспорта федерального значения и обслуживающих его инфраструктур с позиции удовлетворения потребностей общества в их услугах и с позиции пользования потребляемыми ресурсами в местах их размещения;

- совершенствование размещения автомобильных дорог федерального значения и обслуживающих их инфраструктур с позиции удовлетворения потребностей общества в их услугах и с позиции пользования потребляемыми ресурсами в местах их размещения;

- совершенствование размещения объектов железнодорожного транспорта федерального значения и обслуживающих их инфраструктур с позиции удовлетворения потребностей общества в их услугах и с позиции пользования потребляемыми ресурсами в местах их размещения;

- совершенствование размещения объектов внутреннего водного и морского транспорта федерального значения и обслуживающих его инфраструктур с позиции удовлетворения:

потребностей общества в их услугах и с позиции пользования потребляемыми ресурсами в местах их размещения;

повышение качества услуг и эффективности использования ресурсов посредством взаимосогласованного размещения объектов федерального значения всех видов межселенного транспорта;

обеспечения согласованности использования территории транспортными узлами и коммуникациями федерального значения с другими видами ее использования.

4.2.1.2. Принципы:

- нацеленность на удовлетворение потребностей граждан в услугах транспорта и коммуникаций федерального значения, при повышении эффективности использования потребляемых ими ресурсов;

- максимальное использование прогрессивных методик и инновационных технологий при планировании размещения объектов федерального значения в области федерального транспорта с точки зрения формирования и развития транспортных узлов федерального значения.

4.2.1.3. Средства:

- разработка стратегии размещения объектов федерального значения в области федерального транспорта.

4.2.2. При разработке проекта Схемы в области федерального транспорта рекомендуется определять:

- требования к характеристикам и условиям размещения объектов воздушного транспорта федерального значения;

- требования к характеристикам и условиям размещения автомобильных дорог федерального значения;

- требования к характеристикам и условиям размещения железнодорожного транспорта федерального значения;

- требования к характеристикам и условиям размещения объектов внутреннего водного транспорта федерального значения;

- требования к характеристикам и условиям размещения объектов морского транспорта.

4.2.2. При разработке проекта Схемы в области федерального транспорта рекомендуется проводить:

- анализ тенденций появления инновационных технологий, использование которых в воздушном транспорте станет возможным в пределах расчетного срока, определение характера последствий их использования для объектов федерального значения;

- анализ тенденций появления инновационных технологий, использование которых в автомобильном транспорте и логистике станет возможным в пределах расчетного срока, определение характера последствий их использования для объектов федерального значения;

- анализ тенденций появления инновационных технологий, использование которых в развитии железнодорожного транспорта станет возможным в пределах расчетного срока, определение характера последствий их использования для объектов федерального значения;

- анализ тенденций появления инновационных технологий, использование которых в развитии внутреннего водного транспорта станет возможным в пределах расчетного срока, определение характера последствий их использования для объектов федерального значения;

- анализ тенденций появления инновационных технологий, использование которых в развитии морского транспорта станет возможным в пределах расчетного срока, определение характера последствий их использования для объектов федерального значения;

- анализ тенденций появления инновационных технологий, использование которых в интеграции транспортных систем станет возможным в пределах расчетного срока, определение характера последствий их использования для объектов федерального значения.

4.2.3. При подготовке материалов по обоснованию проекта Схемы в области федерального транспорта рекомендуется:

4.2.3.1. Проводить исследование условий размещения объектов федерального значения в области федерального транспорта.

Например:

- анализ территориального распределения потребностей в межрегиональных и межгосударственных перевозках пассажиров и грузов воздушным транспортом, определение характера и объемов прогнозируемых потребностей в межрегиональных и межгосударственных перевозках пассажиров и грузов воздушным транспортом;

- анализ территориального распределения потребностей в межрегиональных и межгосударственных перевозках пассажиров и грузов автомобильным транспортом, определение характера и объемов прогнозируемых потребностей в межрегиональных и межгосударственных перевозках пассажиров и грузов автомобильным транспортом;

- анализ территориального распределения потребностей в межрегиональных и межгосударственных перевозках пассажиров и грузов железнодорожным транспортом, определение характера и объемов прогнозируемых потребностей в межрегиональных и межгосударственных перевозках пассажиров и грузов железнодорожным транспортом.

- анализ территориального распределения потребностей в межрегиональных и межгосударственных перевозках пассажиров и грузов внутренним водным транспортом федерального значения и морским транспортом, определение характера и объемов прогнозируемых потребностей в межрегиональных и межгосударственных перевозках пассажиров и грузов внутренним водным транспортом;

- анализ территориального распределения потребностей в межрегиональных и межгосударственных перевозках пассажиров и грузов интегрированными транспортными системами, определение характера и объемов прогнозируемых потребностей в межрегиональных и межгосударственных перевозках пассажиров и грузов интегрированными транспортными системами.

4.2.3.2. Проводить анализ сложившегося размещения объектов федерального значения в области федерального транспорта с позиций удовлетворения ими потребностей населения и конкурентоспособности в мире по качеству оказываемых услуг.

Например:

- анализ сложившегося размещения объектов воздушного транспорта федерального значения с позиций удовлетворения ими потребностей населения каждого федерального округа и конкурентоспособности в мире по уровню качества оказываемых услуг;

- анализ сложившегося размещения автодорог и объектов логистики федерального значения с позиций удовлетворения ими потребностей населения каждого федерального округа и конкурентоспособности в мире по уровню качества оказываемых услуг;

- анализ сложившегося размещения железных дорог и узлов железнодорожного транспорта федерального значения с позиций удовлетворения ими потребностей населения каждого федерального округа и конкурентоспособности в мире по уровню качества оказываемых услуг;

- анализ сложившегося размещения объектов внутреннего водного транспорта федерального значения и морского транспорта с позиций удовлетворения ими потребностей населения каждого федерального округа и конкурентоспособности в мире по уровню качества оказываемых услуг;

- анализ сложившегося размещения объектов комплексных транспортных узлов федерального уровня с позиций удовлетворения ими потребностей населения каждого федерального округа и конкурентоспособности в мире по уровню качества оказываемых услуг;

- анализ эффективности пространственной организации транспортной системы федерального уровня.

4.2.3.3. Определять требования каждого из видов объектов федерального значения в области федерального транспорта к видам и объемам потребляемых им ресурсов (земельных, трудовых, энергетических и иных ресурсов) и используемым ими инфраструктурам, обеспечивающих функционирование объекта.

Например:

- определение требований объектов воздушного транспорта федерального значения к видам и объемам потребляемых ими ресурсов (земельных, трудовых, энергетических, водных и иных) и используемой ими инфраструктурой (транспортной, инженерной, информационно-коммуникационной и др.);

- определение требований автомобильных дорог федерального значения и логистики федерального значения к видам и объемам потребляемых ими ресурсов (земельных, трудовых, энергетических, водных и иных ресурсов) и используемым ими инфраструктурам (транспортным, инженерного обустройства, информационно-коммуникационным и иным инфраструктурам);

- определение требований железных дорог и узлов железнодорожного транспорта федерального значения к видам и объемам потребляемых ими ресурсов (земельных, трудовых, энергетических, водных и др.) и используемым ими инфраструктурам (транспортным, инженерного обустройства, информационно-коммуникационным и иным инфраструктурам);

- определение требований объектов внутреннего водного транспорта федерального значения и морского транспорта к видам и объемам потребляемых ими ресурсов (земельных, трудовых, энергетических, водных и др.) и используемым ими инфраструктурам (транспортным, инженерного обустройства, информационно-коммуникационным и др.);

- определение требований комплексных транспортных узлов федерального значения к видам и объемам потребляемых ими ресурсов (земельных, трудовых, энергетических, водных и др.) и используемым ими инфраструктурам (транспортным, инженерного обустройства, информационно-коммуникационным и др.).

4.2.3.4. Определять требования каждого из объектов федерального значения в области федерального транспорта и коммуникаций федерального уровня к условиям их функционирования, связанным с местоположением в системе пространственных (транспортного и расселенческого) каркасов Российской Федерации, выявление проблем и определение общих требований к совершенствованию сложившегося размещения.

Например:

- определение требований объектов воздушного транспорта федерального значения к условиям их функционирования, связанным с местоположением в системе пространственных (транспортного и расселенческого) каркасов Российской Федерации, выявление проблем и определение общих требований к совершенствованию сложившегося размещения;

- определение требований автомобильных дорог федерального значения к условиям их функционирования, связанным с местоположением в системе пространственных (транспортного и расселенческого) каркасов Российской Федерации, выявление проблем и определение общих требований к совершенствованию сложившегося размещения;

- определение требований железных дорог и узлов железнодорожного транспорта федерального значения к условиям их функционирования, связанным с местоположением в системе пространственных (транспортного и расселенческого) каркасов Российской Федерации, выявление проблем и определение общих требований к совершенствованию сложившегося размещения;

- определение требований объектов водного транспорта федерального значения и морского транспорта к условиям их функционирования, связанным с местоположением в системе пространственных (транспортного и расселенческого) каркасов Российской Федерации, выявление проблем и определение общих требований к совершенствованию сложившегося размещения;

- определение требований комплексных транспортных узлов федерального значения к условиям их функционирования, связанным с местоположением в системе пространственных (транспортного и расселенческого) каркасов Российской Федерации, выявление проблем и определение общих требований к совершенствованию сложившегося размещения.

4.2.4. На основе проведенной работы по пунктам 4.2.2. и 4.2.3. настоящих Методических рекомендаций рекомендуется:

4.2.4.1. Разработка вариантов взаимосогласованного размещения и развития объектов транспорта федерального значения.

Например:

- разработка критериев отбора вариантов развития сети объектов воздушного транспорта федерального значения, подготовка и согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации вариантов размещения или реконструкции объектов на их территории;

- разработка критериев отбора вариантов развития сети автомобильных дорог федерального значения (и логистики), подготовка и согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации вариантов размещения или реконструкции объектов на их территории;

- разработка критериев отбора вариантов развития сети железнодорожного транспорта федерального значения, подготовка и согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации вариантов размещения или реконструкции объектов на их территории;

- разработка критериев отбора вариантов развития сети объектов водного транспорта федерального значения и морского транспорта, подготовка и согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации вариантов размещения или развитие объектов на их территории;

- разработка критериев отбора вариантов развития сети комплексных транспортных узлов федерального уровня, подготовка и согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации вариантов размещения или реконструкции объектов на их территории.

4.2.4.2. Разработка сводных вариантов пространственной организации взаимосогласованного развития всех видов объектов федерального значения, их промежуточное рассмотрение (в процессе проектирования), оценка и принятие отобранного варианта с учетом замечаний и предложений представителей федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации, интересы которых затрагиваются, научных и общественных организаций, владеющих профессиональными знаниями в вопросах территориального планирования и данной области.

4.2.4.3. Оценка возможного влияния планируемых для размещения объектов федерального значения в области федерального транспорта на комплексное развитие территории в разрезе субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

4.2.5. По результатам проведенной работы по пунктам 4.2.2 - 4.2.4 настоящих рекомендаций рекомендуется оформить материалы по обоснованию проекта Схемы в области федерального транспорта в текстовой и графической формах.

В составе материалов по обоснованию проекта Схемы в виде карт рекомендуется подготовка:

- карты местоположения существующих и строящихся объектов федерального значения в области федерального транспорта, фрагменты карты;

- карты результатов анализа и комплексной оценки условий пространственной организации воздушного транспорта, автомобильных дорог, логистики, железных дорог, внутреннего водного транспорта федерального значения, морского транспорта;

- карты результатов анализа и комплексной оценки условий пространственной организации сети федерального транспорта;

- карты вариантов пространственной организации сети воздушного транспорта, автомобильных дорог, железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта, морского транспорта.

На картах рекомендуется отображать информацию, предусмотренную частью 9 статьи 10 Градостроительного кодекса, с учетом необходимости создания единой транспортной сети существующих, строящихся и планируемых к размещению объектов федерального значения в области федерального транспорта, а также выделять ареалы их влияния и сети населенных мест, обслуживаемых ими, регионы, районы, зоны и иные сведения, указанные в главе IV настоящих Методических рекомендаций.

Материалы по обоснованию проекта Схемы в области федерального транспорта в текстовой форме рекомендуется подготавливать в виде пояснительной записки, содержащей сведения, предусмотренные частью 8 статьи 10 Градостроительного кодекса.

Дополнительные аналитические и справочные материалы, не входящие в состав обязательных требований к содержанию материалов по обоснованию проекта Схемы в области федерального транспорта в текстовой форме, но обосновывающие такие сведения (анализы, расчеты), могут выполняться в виде отдельных пояснительных записок и использоваться при рассмотрении проекта Схемы в области федерального транспорта и материалов по его обоснованию Заказчиком до проведения процедуры согласования. Дополнительные аналитические и справочные материалы рекомендуется использовать также при оформлении презентационных материалов по проекту Схемы в области федерального транспорта.

4.2.6. На основе подготовленных материалов по обоснованию проекта Схемы в области федерального транспорта в текстовой и графической форме рекомендуется:

4.2.6.1. Разработка положений о территориальном планировании в составе проекта Схемы в области федерального транспорта в соответствии с принятым вариантом размещения объектов федерального значения, карты (карт) планируемого размещения объектов федерального значения и фрагментов карты (карт), выполненных на основе слоев цифровой картографической основы.

4.2.6.2. Проведение анализа возможного влияния планируемых для размещения объектов федерального значения в области федерального транспорта на комплексное развитие территории в разрезе субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и оценка такого влияния.

4.2.6.3. Разработка предложений по механизмам и организации мониторинга реализации принятых в проекте Схемы в области федерального транспорта решений и внесения изменений в Схему в области федерального транспорта, оформление материалов проекта Схемы в области федерального транспорта и его демонстрационной версии, в том числе для целей презентации (пункт 12 Постановления N 680).

4.2.7. После завершения разработки проекта Схемы в области федерального транспорта и материалов по его обоснованию, в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением N 198, Заказчиком проект Схемы в области федерального транспорта и материалы по его обоснованию размещаются во ФГИС ТП и направляются на бумажном и электронном носителях на рассмотрение в уполномоченный федеральный орган и в Министерство экономического развития Российской Федерации с уведомлением об обеспечении доступа к проекту Схемы в области федерального транспорта и материалам по его обоснованию во ФГИС ТП.

4.2.8. После согласования проекта Схемы в области федерального транспорта и материалов по его обоснованию с уполномоченным федеральным органом и Минэкономразвития России Заказчик направляет уведомление об обеспечении доступа к проекту Схемы в области федерального транспорта и материалам по его обоснованию в ФГИС ТП высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации для получения сводных заключений в соответствии с частью 8 статьи 9 и частью 2 статьи 12 Градостроительного кодекса.

4.2.9. Проект Схемы в области федерального транспорта, согласованный высшими исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, или по которому урегулированы разногласия в порядке, предусмотренном Положением, утвержденным Постановлением N 198, вносится Заказчиком для утверждения в Правительство Российской Федерации.

4.2.10. После утверждения проекта Схемы в области федерального транспорта Заказчиком обеспечивается доступ к утвержденной Схеме и материалам по ее обоснованию в ФГИС ТП в срок не более 10 дней со дня ее утверждения в соответствии с частью 9 статьи 9 Градостроительного кодекса.

<<< 4.1. Методологические подходы к разработке проектов схем территориального планирования Российской Федерации в областях федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, трубопроводного транспорта), автомобильных дорог федерального значения, энергетики, высшего образования и здравоохранения4.1. Методологические подходы к разработке проектов схем территориального планирования Российской Федерации в областях федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, трубопроводного транспорта), автомобильных дорог федерального значения, энергетики, высшего образования и здравоохранения [МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ СХЕМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РФ В ОБЛАСТЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ТРАНСПОРТА , АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ, ЭНЕРГЕТИКИ, ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ]