4.6. Экономика города

4.6. Экономика города

В докризисный период экономика России испытывала подъем благодаря высоким мировым ценам на энергоресурсы, металлы и металлопродукцию, частично зерно, лес и пиломатериалы, то есть группы товаров с минимальной степенью переработки. Проекты долгосрочного социально-экономического развития страны верстались исходя из прогнозных цен на нефть. Растущий уровень доходов населения и поток инвестиций внушали уверенность в будущем, но кризис 2008 года доказал несостоятельность тотальной зависимости экономики России от нефтегазодобывающей отрасли, обнажил отсталость развития остальных секторов экономики. Антикризисные меры можно определить как "мероприятия локального заливания пожара деньгами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния", сформированного ранее из прибыли от продажи нефти. К 2010 г. Резервный фонд сократился более чем в 2 раза (остаток средств составил 775,2 млрд. руб.), Фонд национального благосостояния на конец 2010 г. составил 2,7 млрд. руб. Значительный объем средств направлен на помощь стратегическим предприятиям и обеспечение социальных гарантий населению.

Отчасти реанимации экономики способствовали денежная эмиссия и снижение ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Объем наличной денежной базы в 2010 г. вырос на 17,5%, рост денежный массы был еще выше - 28,5%.

По итогам 2010 г. уровень инфляции не снизился и сохранился на уровне 2009 г., составив 8,8%. При этом цены производителей заметно выросли - на 16,7% против 13,9% в 2009 г.

Окончательное восстановление экономики обозначилось в 2010 г. Рост российского ВВП по итогам года составил 3,8% (оценка Минэкономразвития России; по Росстату 4,0%). Основной причиной роста экономики России являлось восстановление цен на энергоресурсы. При этом необходимо отметить значительный рост сектора, ориентированного на внутренний рынок: обрабатывающей промышленности, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, розничной торговли, транспорта и связи. В свою очередь, движущими силами их развития стали импортозамещение и невысокий, но стабильный внутренний спрос, в основе которого лежал рост реальных расходов населения.

В 2010 г. рост промышленного производства составил 8,2%. По сравнению с 2009 г. добыча полезных ископаемых увеличилась на 3,6%, выпуск продукции обрабатывающих отраслей промышленности - на 11,8%, а производство и распределение электроэнергии, газа и воды - на 4,1%.

Стоит отметить, что минимальная нагрузка внешнего долга на экономику (в 2010 г. долг составил 1% от ВВП) в значительной мере облегчила выход из кризиса.

Прирост международных резервов в 2010 г. увеличился и составил 36,8 млрд. долларов США. Улучшились показатели внешней торговли - рост импорта и экспорта товаров составили по 30%. С другой стороны, заметно увеличился отток капитала из России (36,8 млрд. долл.), главным образом, из-за оттока из нефинансовых секторов.

Сектор теневой экономики России с одной стороны негативно отражается на экономике страны, но с другой - она способствовала выживанию многих малых и средних субъектов экономики.

Макроэкономические показатели

ВВП и ВРП. В 2010 г. в структуре ВВП преобладали следующие виды экономической деятельности: добыча полезных ископаемых, оптовая и розничная торговля, обрабатывающие производства, операции с недвижимым имуществом.

Пик сокращения загрузки производственных мощностей промышленных предприятий был пройден в 2009 г. В 2010 г. он заметно вырос, но рост производства промышленных организаций был лимитирован неопределенностью экономической обстановки и недостаточностью спроса на внутреннем рынке. Практически для всех отраслей хозяйства выделяются характерные проблемы: снижение платежеспособности населения, недостаток финансовых ресурсов, высокий уровень налогообложения.

Падение производства разных секторов экономики по-разному отразилось на ВРП регионов и главным образом определялось специализацией хозяйства. Аграрные регионы России в 2010 году показали крайне низкий ВРП, что связано с аномальной летней жарой. Ставшая ее результатом засуха привела к существенному снижению производства сельскохозяйственной продукции и повлияла на смежные сектора, вызвав замедление роста реальных доходов населения и оборота розничной торговли. Засуха привела и к скачку цен на продовольственные товары, и, как следствие, к определенному снижению роста рынка оптовой и розничной торговли.

Локомотивами экономического развития стали регионы Центрального и Северо-Западного федеральных округов, которые обеспечили основную долю суммарного ВРП по всем регионам России. Лидерами были: Москва (22,5%), Московская область (4,8%) и Санкт-Петербург (4,5%). Высокий объем ВРП был характерен для нефтегазовых регионов, таких как Тюменская область (8,8%); для регионов металлургии и машиностроения: Челябинская область (1,7%) и Кемеровская (1,7%) области, Красноярский край (2,8%); регионов с относительно диверсифицированной структурой экономики: Волгоградская (1,2%) и Самарская (1,9%) области, Республики Башкортостан (2%) и Татарстан (2,7%) и (1,9), Краснодарский край (2,7%).

Федеральный бюджет. В 2010 г. доходы федерального бюджета были выше предыдущего года почти на 24,3% без учета доходов нефтегазовых поступлений, которые были на 28,4% выше, чем в 2009 г. В целом нефтегазовые доходы выросли более чем на 20%. В свою очередь, расходы федерального бюджета превысили расходы предыдущего года на 4%. Дефицит федерального бюджета имел тенденцию к сокращению. Основной целью бюджетной политики в период 2008 - 2010 гг. было преодоление кризиса и недопущение социального взрыва.

Стабильность материального и социального положения граждан обеспечивалась:

- сокращением доли населения с доходами ниже прожиточного минимума с 16,0% до 10,7%

- повышением соотношения средней заработной платой в бюджетной сфере и прожиточным минимумом трудоспособного населения с 1,7 до 2,6

- повышением соотношения между трудовой пенсией и прожиточным минимумом пенсионера с 1,01 до 1,32

- увеличением объема жилого жилья с 50,8 до 80,0 млн. кв. метров в год;

Рост экономики обеспечивался достижением следующих целей:

- сохранением темпов экономического роста на уровне 6% ВВП

- снижением уровня инфляции до 5,0 - 6,0%

- увеличением инвестиций в основной капитал более чем в два раза

- ростом прямых иностранных инвестиций в долларовом выражении в полтора раза

Крупный, средний и малый бизнес. Экономическая нестабильность крайне негативно отразилась на количестве предприятий и организаций, общее число которых в кризис резко сократилось. В 2009 - 2010 гг. происходили процессы слияний, поглощений, ликвидации, участились случаи банкротства организаций. Бизнес консолидировал профильные активы и избавлялся от непрофильных. Те организации, которые смогли успешно оптимизировать свои затраты и производство, повысили свою эффективность и показали положительные результаты уже в 2010 г.

Стратегические предприятия, характеризующиеся в первую очередь трудоемкими производствами, в 2009 г. были спасены за счет государственной поддержки. Однако повысить эффективность производства эта мера не помогла, при этом ряд предприятий искусственно занижал свои показатели для получения дополнительной помощи.

Развитие малого и среднего бизнеса в России стало приоритетной целью поддержки экономики. Создавались благоприятные условия для малого предпринимательства. Например, для преодоления безработицы в кризис проводились мероприятия по стимулированию самозанятости населения.

Отметим, что кризис санировал экономику России от неэффективных организаций и видов деятельности, что помогло повысить эффективность существующих предприятий и увеличить долю инновационных компаний.

Убыточность бизнеса. Большинство российских организаций не было готово к кризису, что отразилось в росте доли убыточных компаний, особенно в 2009 г. Антикризисные мероприятия включали предоставление налоговых ослаблений, но в 2009 г. большинство предприятий показало отрицательные финансовые результаты. После проведения ряда мероприятий по оптимизации затрат, реструктуризации, диверсификации или, напротив, избавления от непрофильных активов, к 2010 г. финансовые показатели предприятий улучшились и число убыточных компаний сократилось.

Индекс предпринимательской уверенности в промышленности в 2009 г. упал до отрицательного значения (более - 20%), при этом обвал показателя в Европе достиг -40%. К 2010 г. уверенность возвращалась к предпринимателям, но все равно была отрицательной.

Инвестиции. Динамика инвестиций в основной капитал указывает на преломление тенденции сокращения объема инвестиций. Уже в 2010 году объем инвестиций превысил данные 2007 г. на 73% и составил 9152,1 млрд. руб. Цели инвестирования в основной капитал главным образом включали замену изношенной техники и оборудования, автоматизацию существующего производства, снижение себестоимости продукции и экономию энергоресурсов. Снижение потока инвестиций было обусловлено недостатком собственных финансовых средств, неопределенностью экономической ситуации в стране, высоким процентом коммерческого кредита и инвестиционными рисками.

Благодаря тому, что России удалось избежать продолжительного влияния глобального кризиса и быстро восстановиться от его последствий, она стала привлекательной страной для иностранных инвестиций. За 2010 г. поток иностранных инвестиций заметно увеличился (на 140%). Емкий внутренний рынок и хорошая обеспеченность ресурсами становятся привлекательными факторами для иностранных инвесторов, но негативное влияние оказывает высокий уровень административных барьеров, коррупции и теневой экономики. Однако из-за высокой прибыли инвесторы готовы были рисковать.

В международном сравнении оценка России по легкости ведения бизнеса в 2010 г. упала на 7 пунктов и остановилась на 123 месте. По процедуре и стоимости регистрации предприятий Россия занимала 108 место.

Стоит указать, что отмечавшийся позже (в 2011 г.) отток капитала лишь частично связан с падением интереса инвесторов к России, а первостепенно обусловлен корпоративной реструктуризацией предприятий.

Экономика городов. Степень негативного влияния кризиса на экономику городов России зависела от экономической специализации города: экономико-географическое положение, наличие проектов развития города (в том числе федеральных программ господдержки предприятий и т.д.). Положительные результаты экономической деятельности городов в 2010 году достигнуты разными способами - увеличение объемов добычи ресурсов, государственное стимулирование, поток инвестиций, успешное управление. Неоднородное восстановление экономики городов отразилось и на распределении в рейтинге.

В кризис конъюнктурная моноспециализация экономки оказалась "ахиллесовой пятой" для многих городов. Заметно пострадали: Череповец, Челябинск, Липецк, Кемерово, Ленинск-Кузнецкий, Старый Оскол и другие. Уязвимым местом для таких моногородов стала зависимость бюджетов от градообразующих предприятий.

Диверсифицированные города более успешно боролись с кризисом и в 2010 г. показали положительные финансовые результаты. Успешно справились с кризисом и города, где разместили свои производства иностранные компании. Нефтегазовые города, находящиеся в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Тюменской и Сахалинской областях, стали локомотивами восстановления экономики страны, опять же за счет достаточно быстрого восстановления цен на энергоресурсы. Поэтому основные экономические показатели здесь были самыми высокими. Города-миллионеры, сосредоточив административные и финансовые ресурсы, по экономическим показателям в 2010 г. заняли лидирующие позиции рейтингов. В итоге кризис помог выявить "эффективные города с относительно устойчивой экономикой".

Объем отгруженных товаров. Данный экономический показатель показывает распределение городов по общей стоимости отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг. По абсолютной стоимости отгруженных товаров и оказанных услуг безусловными лидерами остаются Москва и Санкт-Петербург. Но при расчете стоимости отгруженных товаров на душу населения верхние позиции занимают металлургические и нефтегазовые центры: Норильск, Нижневартовск, Альметьевск, Череповец. В группу "депрессивных" городов товаров на душу населения входят: Хасавюрт, Северодвинск, Каспийск, Артем и подмосковный город Сергиев Посад.

Бюджеты городов. По самодостаточности бюджетов города сопоставить весьма сложно. Крупные и крупнейшие города выживают за счет собственных средств - для них характерен профицит бюджета. Бюджеты средних или слаборазвитых городов часто дотируются федеральным и региональными центрами. Поскольку бюджетная политика таких городов малоэффективна, для них характерен бюджетный дефицит.

Доходы городских бюджетов в кризис заметно изменились. Основные источники наполнения - налог на прибыль и НДФЛ - снизились вместе с доходами предприятий. Власти муниципалитетов стимулировали предприятия налоговыми льготами или налоговыми каникулами. В структуре доходов бюджетов слаборазвитых городов (Дербент, Елец, Шахты, Ачинск, Кызыл) преобладали внешние источники финансирования. Таким образом, уровень доходов бюджета города не всегда свидетельствует об уровне экономического развития, так как не отражает ни уровень развитости экономической базы городов, ни качество обеспеченности населения социальными услугами.

Высокий показатель доходов бюджета (на душу населения) был отмечен в городах: Новый Уренгой, Норильск, Москва, Ноябрьск, Сургут. Наименьший уровень доходов был: в Грозном, Энгельсе, Люберцах, Балакове, Альметьевске, Сергиевом Посаде. Таким образом, из-за постоянно меняющейся структуры доходов целесообразно рассматривать города по уровню расходов местного бюджета на душу населения. Расходы бюджета (на душу населении) были наибольшими в: Москве, Новом Уренге, Норильске, Санкт-Петербурге, Ноябрьске, Сургуте. Наименьшие расходы в: Энгельсе, Люберцах, Балаково, Альметьевске, Сергиевом Посаде, Щелково, Пушкино.

Крупные, средние и малые предприятия. Крупный бизнес сосредоточен, главным образом, в городах-миллионниках: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород. Наименьшее число крупных предприятий было в городах Новошахтинск, Каспийск, Ленинск-Кузнецкий, Копейск, Междуреченск, Елец.

По числу средних предприятий лидируют: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань.

Слабо развит средний бизнес в городах Северного Кавказа: Грозном, Каспийске, Дербенте, Черкесске, Хасавюрте.

По числу малых предприятий лидируют крупные города: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург. Отстают города Северного Кавказа и Юга: Каспийск, Дербент, Хасавюрт, Ессентуки, Элиста.

Оборот малого бизнеса был максимальным в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Новосибирске, Тольятти, Ростове-на-Дону. Минимальным: в Элисте, Кызыле, Грозном, Каспийске, Дербенте, Хасавюрте.

Города Северного Кавказа (кроме Ставропольского края) из-за определенных рисков нестабильности и низких темпов развития экономики и слабой институциональной основы, а также неформальных отношений характеризуются низким уровнем предпринимательской активности. Высокие риски становятся препятствием для образования новых предприятий и расширения существующих. Например, в Грозном количество средних и малых предприятий крайне низко, а крупный бизнес субсидируется федеральным или республиканским бюджетами.

Убыточные организации. Показатели доходности или убыточности бизнеса, с одной стороны, связаны с рентабельностью деятельности организаций и предприятий города, с другой - коррелируют с теневой экономикой. Желание избежать убытков подталкивает многие предприятия на сокрытие доходов, что сказывается на показателях деятельности муниципалитетов.

В 2010 г. по убыточности организаций лидировал Орел, Прокопьевск, Каспийск, Елец, Элиста. Низкие показатели также были характерны для городов с небольшим количеством предприятий: Стерлитамак, Грозный, Ижевск, Уфа, Подольск, Октябрьск, Королев.

Инвестиции в основной капитал. Значительное сокращение объемов инвестиций было обусловлено кризисными явлениями в экономике. Неизменным осталось лишь финансирование государственных проектов развития городов и территорий (ФЦП и ОЭЗ), к которым относились Северный Кавказ (Чеченская Республика), Северо-Запад (Калининградская область), Сибирь, Дальний Восток (Сахалинская область), Забайкалье, Юг России (Краснодарский край).

Наибольший объем инвестиций в 2010 г. был направлен в Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Казань, Нижнекамск, Краснодар.

Наименьший в Хасавюрт, Грозный, Златоуст, Дербент, Батайск, Новошахтинск.

В 2010 г. поток иностранных инвестиций заметно вырос, что еще более благотворно повлияло на Москву и Санкт-Петербург.

Большой поток инвестиций в Казань связан, главным образом, с организацией Универсиады в 2013 году, развитием ОЭЗ "Алабуга" и рядом проектов по созданию технопарков. В настоящее время в Республике Татарстан создан благоприятный инвестиционный климат, развивается сектор инноваций.

Высокие показатели объема инвестиций в Краснодарском крае (Сочи и Краснодар) обусловлены, в первую очередь, проведением Зимней Олимпиады в 2014 г., а также реализацией ряда проектов в агропромышленном комплексе региона.

Индекс "экономика города"

Вверху находятся либо города, имеющие мощные промышленные производства, либо реализующие свой инфраструктурный потенциал.

В соответствии с расчетом индекса (объем отгруженных товаров, крупный бизнес, доля убыточных предприятий, инвестиции, расходы бюджета) лидировали нефтегазовые города: Нижневартовск, Норильск, Нижнекамск, Ноябрьск, Альметьевск, а также Сочи - один из лидеров притока инвестиций.

В нижней части располагаются города с утраченной или неразвитой экономической базой преимущественно сельскохозяйственных регионов, характеризующиеся нестабильной ситуацией (Северный Кавказ), удаленные от крупных экономических центров или города с не конкурентной градообразующей базой (Каспийск, Дербент, Махачкала, Хасавюрт, Нальчик, Владикавказ, Рубцовск, Новошахтинск). Все эти города характеризуются крайне низкими показателями объема отгруженных товаров, инвестиций и расходов городского бюджета.

Таблица 9

Экономика города

Место
Город
Объем отгруженных товаров на душу населения
Удельный вес убыточных предприятий
Инвестиции в основной капитал на душу населении
Расходы бюджета на душу населения
Значение индекса
Города, характеризующиеся хорошим экономическим состоянием
1
Нижневартовск
0,78
0,77
0,67
0,46
0,69
2
Норильск
1,00
0,63
0,33
0,80
0,68
3
Нижнекамск
0,43
0,70
0,93
0,03
0,58
4
Ноябрьск
0,25
0,71
0,63
0,73
0,50
5
Альметьевск
0,75
0,82
0,33
0,02
0,47
6
Находка
0,02
0,58
1,00
0,17
0,46
7
Сочи
0,01
0,55
0,92
0,35
0,45
8
Новый Уренгой
0,23
0,61
0,44
0,94
0,44
9
Сургут
0,19
0,80
0,51
0,55
0,40
10
Подольск
0,23
0,91
0,52
0,33
0,40
Города, характеризующиеся плохим экономическим состоянием
155
Батайск
0,02
0,63
0,01
0,13
0,06
156
Элиста
0,01
0,28
0,07
0,09
0,06
157
Новошахтинск
0,01
0,42
0,02
0,17
0,06
158
Рубцовск
0,03
0,51
0,01
0,08
0,06
159
Владикавказ
0,02
0,43
0,03
0,09
0,06
160
Нальчик
0,02
0,53
0,02
0,08
0,05
161
Хасавюрт
0,00
0,74
0,00
0,07
0,05
162
Махачкала
0,01
0,35
0,03
0,07
0,04
163
Дербент
0,01
0,37
0,01
0,06
0,04
164
Каспийск
0,00
0,11
0,04
0,08
0,04