4.11. Инженерная инфраструктура

4.11. Инженерная инфраструктура

Инженерные коммуникации являются составной частью ЖКХ, которая обеспечивает поставку потребителям услуг тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения. Обеспеченность и состояние инженерных коммуникаций оказывают существенное влияние на качество жизни населения, а также определяют привлекательность города для населения.

На сегодняшний момент проблема износа объектов коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость стоит очень остро. По мнению ряда экспертов, общий износ сетей составляет порядка 70%. В итоге это приводит к высокой аварийности и потере воды, тепла, электричества в процессе производства и транспортировки до потребителей. Так, суммарные потери в тепловых сетях достигают 30% произведенной тепловой энергии. Потери, связанные с утечками теплоносителя из-за коррозии труб, - 10 - 15%. Ветхое состояние тепловых и электрических сетей становится причиной отключения теплоснабжения домов в зимний период. Утечки и неучтенный расход воды при транспортировке в системах водоснабжения в ряде городов достигают 60% поданной в сеть воды, что в конечном итоге приводит к переплате со стороны потребителей. Дефицит мощностей по очистке канализационных стоков приводит к загрязнению окружающей среды. В настоящее время около 60% канализационных очистных сооружений перегружены, а 38% требуют срочной реконструкции. Дефицит мощностей по очистке канализационных сооружений около 9 млн. куб. метров в сутки. Как следствие, неочищенные или недостаточно очищенные сточные воды сбрасываются в открытые водоемы, что обостряет экологическую обстановку.

Помимо высокой аварийности и сильной изношенности, обеспеченность коммунальными сетями городов России остается низкой. Обеспеченность жилищного фонда базовыми коммунальными услугами за последние десять лет практически не изменилась, а обеспеченность газом сократилась (что обусловлено запретом на подключение к газу многоэтажных жилых домов).

Рисунок 7

Удельный вес площади городского жилищного фонда,
оборудованной базовыми коммунальными услугами (%)

Новые инженерные сети строятся медленно. Исключение составляют газовые, протяженность которых увеличилась на 41%. Но увеличение обусловлено газификаций малых городов и сельских населенных пунктов. При этом в России остаются негазифицированные крупные города.

Протяженность водопроводных сетей за последнее десятилетие увеличилась лишь на 5,7%, канализационных на 3%, а протяженность тепловых сетей вообще сократилась на 7,8%.

Таблица 14

Протяженность базовых инженерных сетей России, км

Год
Протяженность водопроводных сетей, км
Протяженность тепловых и паровых сетей, км
Протяженность газовых сетей, км
Протяженность канализационных сетей, км
2000 г.
324,1
186,6
311,2
7
2005 г.
332,8
177,2
410,2
7
2006 г.
334,3
174,6
427,3
7
2007 г.
331,7
173,1
397,5
7
2008 г.
340,0
172,0
406,3
7
2009 г.
342,7
172,0
439,0
7

Стоимость коммунальных услуг для населения в последние годы значительно возросла. Используемый затратный метод формирования тарифов на услуги водоотведения, тепло-, электро- и водоснабжения с использованием нормативной рентабельности стимулирует организации коммунального комплекса к завышению собственных издержек. При этом незаинтересованность работников ЖКХ в модернизации и реконструкции сетей приводит к повышению уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры.

Реформа ЖКХ, начатая в середине 1990-х, заключалась в преодолении кризисных явлений, в первую очередь, за счет перевода ее с административных методов управления на коммерческие. Но ситуация в ЖКХ с каждым годом обостряется из-за широкого спектра проблем отрасли. С 1997 г. до настоящего времени в ЖКХ идет поэтапный процесс перехода от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями. Поскольку значительная часть населения имеет низкий уровень доходов, такой переход затянулся, и проблема недофинансирования отрасли остается нерешенной. В свою очередь, были введены меры по поддержке определенных групп граждан (малоимущих, инвалидов, пенсионеров и т.д.) при оплате услуг ЖКХ.

Действующая в настоящее время федеральная целевая программа "Жилище", направленная на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой для строительства. Создан Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который предоставляет финансовую поддержку субъектам РФ и муниципальным образованиям на ремонт объектов ЖКХ. Уже к 2011 г. в программах фонда участвовал 81 субъект Российской Федерации. В 2010 г. размер финансовой поддержки составил 96247,3 млн. руб.

Несмотря на принятые меры, система функционирования жилищно-коммунального комплекса в целом остается неэффективной. Развитие данной сферы в России в настоящее время все еще не соответствует предъявляемым требованиям, что негативно влияет на качество жизни населения.

В большинстве российских городов последний импульс развития система ЖКХ получила в советское время. Высокие темпы строительства при ограниченном финансировании и высокой потребности в быстром обеспечении нового жилья требовали ускоренной прокладки коммунальных сетей.

На сегодняшний день траты на ЖКХ в большинстве городов составляют большую часть расходов бюджетов, что связано с сильной изношенностью инженерных сетей и большим количеством аварий. В конечном счете это лишает возможности инвестировать в развитие других секторов экономики. Неблагоприятные события в ЖКХ наносят ущерб предприятиям, что может повлиять на инвестиционную привлекательность как отдельных отраслей, так и муниципалитета в целом.

Индекс "инженерная инфраструктура". Индекс состояния инженерных сетей рассчитывается на основе показателей обеспеченности и изношенности коммунальных сетей: газовых, канализационных, водопроводных и тепловых.

В целом по индексу состояние инженерной инфраструктуры крупных городов можно оценить как удовлетворительное. В общем распределении количество городов с изношенностью коммуникаций более 50% составило 15, со средней изношенностью (30 - 50%) - 68, и с низкой (0 - 30%) - 31.

Анализируя состояние инженерной инфраструктуры городов, можно провести следующую группировку:

- Города с развивающейся инженерной инфраструктурой. Как правило, это инвестиционно привлекательные города с динамично развивающимся новым строительством. Потребность в новых коммуникациях постоянно растет благодаря экономическому развитию. К таким городам можно отнести Московскую, Ростовскую, Владимировскую, Калужскую области и Ямало-Ненецкий автономный округ.

- Крупные города с растущей потребностью в инфраструктуре. Потребность в коммуникациях в таких городах постоянно высокая. Обновление и модернизация коммунальных сетей поддерживается на достаточно высоком уровне, но из-за большой общей протяженности сетей и высоких затрат на эксплуатацию и ремонт возможности модернизации ограничены, что не позволяет обеспечивать высокое качество. К таким городам отнесены: Москва, Санкт-Петербург, Челябинск, Новосибирск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону и другие.

- Города, находящиеся в "ловушке" изношенных коммуникаций. В таких городах обеспеченность коммунальными сетями может быть высокой, но сильная изношенность приводит к стабильному росту аварийности. В итоге расходы ЖКХ составляют только ремонтные и восстановительные работы, что препятствует модернизации и строительству новых коммунальных сетей. К таким городам можно отнести города Ставропольского края, Архангельской, Челябинской, Кемеровской областей и др.

- Города с крайне плохим состоянием инженерных коммуникаций. Преимущественно это города Поволжья, Урала и Сибири.

Особенно выделяются уральские и сибирские города, находящиеся в суровых природно-климатических условиях.

Наилучшее состояние инженерных сетей было отмечено в городах Московской области: Пушкино, Красногорск, Подольск, Одинцово, Щелково и другие. Для данной группы городов характерна низкая степень изношенности сетей и высокая обеспеченность коммуникациями. Низкие показатели изношенности обусловлены проводимой технической политикой по реконструкции, модернизации и развитию инженерных систем, а также активным развитием жилищной сферы региона именно в постсоветский период. Стоит отметить, что ввиду преобладания многоэтажного жилищного фонда уровень газификации в данных городах относительно невысок.

Также в группе лидеров находятся Калуга, Муром, Старый Оскол и Новый Уренгой, характеризующиеся, в первую очередь, низкими показателями изношенности сетей, при относительно невысоких и средних показателях обеспеченности.

В число городов с неудовлетворительным состоянием инженерной инфраструктуры вошли преимущественно города, расположенные в сложных климатических условиях. Крайне высокая степень изношенности коммуникаций отмечается в Новокузнецке, Чите, Ленинске-Кузнецком, Кургане, Тюмени, Томске, Ангарске, а также на Юге России и Поволжье: Ессентуки, Махачкала, Пятигорск, Самара, Новокуйбышевск, Казань.

Таблица 15

Инженерная инфраструктура

Место
Город
Обеспеченность газовой сетью, км/кв. км
Изношенность газовых сетей
Обеспеченность теплосетью, км
Изношенность тепловых сетей
Обеспеченность водопроводными сетями
Изношенность водопроводных сетей
Обеспеченность сетью
Изношенность сетей
Значение индекса
Города с хорошим состоянием инженерных сетей
1
Пушкино
0,11
1,00
0,28
0,64
1,00
0,99
1,00
0,99
0,77
2
Красногорск
0,05
1,00
0,51
0,91
0,57
0,98
0,76
0,98
0,73
3
Подольск
0,02
1,00
0,33
0,99
0,54
0,99
0,49
0,99
0,68
4
Одинцово
0,07
1,00
0,36
0,95
0,48
0,95
0,55
0,97
0,68
5
Щелково
0,05
1,00
0,28
0,95
0,47
0,92
0,48
0,92
0,64
6
Люберцы
0,02
1,00
0,25
0,95
0,36
1,00
0,47
1,00
0,64
7
Калуга
0,04
1,00
0,20
0,95
0,37
0,95
0,38
0,94
0,61
8
Балашиха
0,02
1,00
0,15
0,99
0,33
1,00
0,34
1,00
0,61
9
Жуковский
0,04
1,00
0,14
0,95
0,49
0,73
0,58
0,80
0,59
10
Муром
0,07
1,00
0,46
0,80
0,47
0,71
0,54
0,66
0,59
Города с неудовлетворительным состоянием инженерных сетей
155
Новокуйбышевск
0,04
1,00
0,16
0,52
0,09
0,19
0,07
0,25
0,27
156
Ангарск
0,01
1,00
0,31
0,34
0,13
0,20
0,10
0,16
0,27
157
Томск
0,01
1,00
0,16
0,22
0,13
0,23
0,07
0,43
0,26
158
Ленинск-Кузнецкий
0,02
0,95
0,22
0,40
0,51
0,03
0,05
0,00
0,26
159
Курган
0,06
1,00
0,17
0,00
0,34
0,30
0,32
0,01
0,26
160
Чита
0,00
1,00
0,16
0,42
0,08
0,22
0,09
0,26
0,26
161
Новокузнецк
0,01
0,95
0,18
0,43
0,22
0,19
0,04
0,11
0,25
162
Тюмень
0,04
1,00
0,19
0,39
0,16
0,03
0,09
0,29
0,25
163
Ессентуки
0,03
1,00
0,16
0,27
0,29
0,00
0,30
0,03
0,24
164
Самара
0,00
0,00
0,11
0,55
0,29
0.30
0,10
0,26
0,22