4.10. Транспортная инфраструктура
Наличие развитой транспортной инфраструктуры является одним из ключевых факторов развития. Данный индекс отображает степень "открытости города" для восприятия внешних ресурсов (демографических, инвестиционных и т.д.), а также характеризует развитость внутренней и внешней транспортной инфраструктуры.
Транспортно-географическое положение города определяется относительно основных транспортных магистралей, крупных административных и транспортно-логистических центров, а также развитостью железнодорожных вокзалов, аэропортов, речных и морских портов.
Степень развитости транспортной инфраструктуры зависит от структуры хозяйственной деятельности, экономико-географического положения, значимости города в иерархии городов и системе расселения. В качестве основных параметров для расчета индекса транспортной инфраструктуры используются:
- показатели плотности внутригородской дорожной сети
- показатели, характеризующие внешнюю транспортную доступность города
- расстояние до ближайшего центра федерального округа
- отношение к агломерации
- наличие аэропорта
- наличие транзитной автомагистрали федерального значения
- наличие транзитного железнодорожного сообщения
- наличие морского или речного транспорта
Плотность внутригородской дорожной сети. Показатель плотности дорожной сети рассчитывается как отношение протяженности всех улиц, проездов и набережных к общей площади города. Данный параметр не учитывает качественных характеристик дорожного полотна и его пропускную способность, однако позволяет оценить степень транспортной доступности внутригородского пространства.
По данному параметру лидируют города Московской области, характеризующиеся высокими показателями протяженности улиц к площади города: Одинцово, Сергиев Посад, Пушкино, Балашиха, Мытищи, Железнодорожный и другие. Также высокая плотность дорожной сети отмечается в Новочеркасске, Старом Осколе, Димитровграде, Иваново и других.
Наименьшая плотность дорожной сети в городах с большой площадью или низкими показателями протяженности: Норильск, Уссурийск, Северодвинск, Грозный, Златоуст, Петрозаводск и другие.
Удаленность федеральных центров. Близость города к крупному федеральному центру (центру федеральному округа) обуславливает более активные транспортные потоки и более высокие показатели пассажирооборота.
Помимо самих центров федеральных округов, выделяются их города-спутники и города, входящие в агломерацию. Наиболее удаленными являются Чита, Якутск, Улан-Удэ, Петропавловск-Камчатский, Новый Уренгой, Иркутск, Братск, Ангарск, Норильск.
Внешняя транспортная инфраструктура. Данный показатель включает ряд параметров: отношение к агломерации, крупным автомагистралям, наличие аэропорта в 1,5-часовой зоне доступности (приблизительно 80 - 100 км), наличие ж/д сообщения, морского или речного портов.
Наиболее благоприятная ситуация по данному показателю отмечается в крупных городах - центрах федеральных округов, а также их спутниках. К данным городам относятся: Москва, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Казань, Санкт-Петербург, Краснодар, Красноярск. Города с наименее развитой внешней транспортной инфраструктурой характеризуются удаленностью от основных транспортных коридоров и отсутствием ж/д и авиасообщения и т.д. К данным городам относятся: Норильск, Черкесск, Уссурийск, Альметьевск, Златоуст и другие.
Таблица 13
Транспортная инфраструктура
Место
|
Город
|
Плотность дорожной сети
|
Индекс удаленности от федеральных центров
|
Индекс внешнего транспорта
|
В том числе:
|
Значение индекса
|
||||
Отношение к агломерации
|
наличие автомагистрали
|
наличие аэропорта (в 1,5 часовой зоне доступности)
|
наличие ж/д сообщения
|
наличие речного, морского
|
||||||
Города с развитой транспортной инфраструктурой
|
||||||||||
1
|
Одинцово
|
1,0
|
1,0
|
0,8
|
+
|
-
|
+
|
+
|
-
|
0,9
|
2
|
Сергиев Посад
|
1,0
|
1,0
|
0,8
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
0,9
|
3
|
Пушкино
|
0,9
|
1,0
|
0,8
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
0,8
|
4
|
Балашиха
|
0,6
|
1,0
|
0,8
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
0,7
|
5
|
Мытищи
|
0,6
|
1,0
|
0,8
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
0,7
|
6
|
Набережные Челны
|
0,4
|
0,8
|
1,0
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
0,7
|
7
|
Железнодорожный
|
0,6
|
1,0
|
0,8
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
0,7
|
8
|
Подольск
|
0,6
|
1,0
|
0,8
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
0,7
|
9
|
Москва
|
0,3
|
1,0
|
1,0
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
0,7
|
10
|
Тольятти
|
0,3
|
0,8
|
1,0
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
0,7
|
Города с неразвитой транспортной инфраструктурой
|
||||||||||
155
|
Сарапул
|
0,2
|
0,7
|
0,3
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
0,3
|
156
|
Копейск
|
0,1
|
0,9
|
0,3
|
-
|
+
|
-
|
+
|
-
|
0,3
|
157
|
Октябрьский
|
0,1
|
0,7
|
0,3
|
-
|
+
|
-
|
+
|
-
|
0,3
|
158
|
Салават
|
0,1
|
0,6
|
0,3
|
-
|
+
|
-
|
+
|
-
|
0,3
|
159
|
Миасс
|
0,0
|
0,9
|
0,3
|
-
|
+
|
-
|
+
|
-
|
0,2
|
160
|
Златоуст
|
0,0
|
0,9
|
0,3
|
-
|
+
|
-
|
+
|
-
|
0,2
|
161
|
Альметьевск
|
0,3
|
0,8
|
0,0
|
-
|
+
|
-
|
+
|
-
|
0,2
|
162
|
Уссурийск
|
0,0
|
0,8
|
0,3
|
-
|
+
|
-
|
+
|
-
|
0,2
|
163
|
Черкесск
|
0,1
|
1,0
|
0,0
|
-
|
-
|
-
|
+
|
-
|
0,2
|
164
|
Норильск
|
0,0
|
0,5
|
0,0
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
0,1
|