4.10. Транспортная инфраструктура

4.10. Транспортная инфраструктура

Наличие развитой транспортной инфраструктуры является одним из ключевых факторов развития. Данный индекс отображает степень "открытости города" для восприятия внешних ресурсов (демографических, инвестиционных и т.д.), а также характеризует развитость внутренней и внешней транспортной инфраструктуры.

Транспортно-географическое положение города определяется относительно основных транспортных магистралей, крупных административных и транспортно-логистических центров, а также развитостью железнодорожных вокзалов, аэропортов, речных и морских портов.

Степень развитости транспортной инфраструктуры зависит от структуры хозяйственной деятельности, экономико-географического положения, значимости города в иерархии городов и системе расселения. В качестве основных параметров для расчета индекса транспортной инфраструктуры используются:

- показатели плотности внутригородской дорожной сети

- показатели, характеризующие внешнюю транспортную доступность города

- расстояние до ближайшего центра федерального округа

- отношение к агломерации

- наличие аэропорта

- наличие транзитной автомагистрали федерального значения

- наличие транзитного железнодорожного сообщения

- наличие морского или речного транспорта

Плотность внутригородской дорожной сети. Показатель плотности дорожной сети рассчитывается как отношение протяженности всех улиц, проездов и набережных к общей площади города. Данный параметр не учитывает качественных характеристик дорожного полотна и его пропускную способность, однако позволяет оценить степень транспортной доступности внутригородского пространства.

По данному параметру лидируют города Московской области, характеризующиеся высокими показателями протяженности улиц к площади города: Одинцово, Сергиев Посад, Пушкино, Балашиха, Мытищи, Железнодорожный и другие. Также высокая плотность дорожной сети отмечается в Новочеркасске, Старом Осколе, Димитровграде, Иваново и других.

Наименьшая плотность дорожной сети в городах с большой площадью или низкими показателями протяженности: Норильск, Уссурийск, Северодвинск, Грозный, Златоуст, Петрозаводск и другие.

Удаленность федеральных центров. Близость города к крупному федеральному центру (центру федеральному округа) обуславливает более активные транспортные потоки и более высокие показатели пассажирооборота.

Помимо самих центров федеральных округов, выделяются их города-спутники и города, входящие в агломерацию. Наиболее удаленными являются Чита, Якутск, Улан-Удэ, Петропавловск-Камчатский, Новый Уренгой, Иркутск, Братск, Ангарск, Норильск.

Внешняя транспортная инфраструктура. Данный показатель включает ряд параметров: отношение к агломерации, крупным автомагистралям, наличие аэропорта в 1,5-часовой зоне доступности (приблизительно 80 - 100 км), наличие ж/д сообщения, морского или речного портов.

Наиболее благоприятная ситуация по данному показателю отмечается в крупных городах - центрах федеральных округов, а также их спутниках. К данным городам относятся: Москва, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Казань, Санкт-Петербург, Краснодар, Красноярск. Города с наименее развитой внешней транспортной инфраструктурой характеризуются удаленностью от основных транспортных коридоров и отсутствием ж/д и авиасообщения и т.д. К данным городам относятся: Норильск, Черкесск, Уссурийск, Альметьевск, Златоуст и другие.

Таблица 13

Транспортная инфраструктура

Место
Город
Плотность дорожной сети
Индекс удаленности от федеральных центров
Индекс внешнего транспорта
В том числе:
Значение индекса
Отношение к агломерации
наличие автомагистрали
наличие аэропорта (в 1,5 часовой зоне доступности)
наличие ж/д сообщения
наличие речного, морского
Города с развитой транспортной инфраструктурой
1
Одинцово
1,0
1,0
0,8
+
-
+
+
-
0,9
2
Сергиев Посад
1,0
1,0
0,8
+
+
+
+
-
0,9
3
Пушкино
0,9
1,0
0,8
+
+
+
+
-
0,8
4
Балашиха
0,6
1,0
0,8
+
+
+
-
-
0,7
5
Мытищи
0,6
1,0
0,8
+
+
+
+
-
0,7
6
Набережные Челны
0,4
0,8
1,0
+
+
+
+
+
0,7
7
Железнодорожный
0,6
1,0
0,8
+
+
+
+
-
0,7
8
Подольск
0,6
1,0
0,8
+
+
+
+
-
0,7
9
Москва
0,3
1,0
1,0
+
+
+
+
+
0,7
10
Тольятти
0,3
0,8
1,0
+
+
+
+
+
0,7
Города с неразвитой транспортной инфраструктурой
155
Сарапул
0,2
0,7
0,3
-
-
-
+
+
0,3
156
Копейск
0,1
0,9
0,3
-
+
-
+
-
0,3
157
Октябрьский
0,1
0,7
0,3
-
+
-
+
-
0,3
158
Салават
0,1
0,6
0,3
-
+
-
+
-
0,3
159
Миасс
0,0
0,9
0,3
-
+
-
+
-
0,2
160
Златоуст
0,0
0,9
0,3
-
+
-
+
-
0,2
161
Альметьевск
0,3
0,8
0,0
-
+
-
+
-
0,2
162
Уссурийск
0,0
0,8
0,3
-
+
-
+
-
0,2
163
Черкесск
0,1
1,0
0,0
-
-
-
+
-
0,2
164
Норильск
0,0
0,5
0,0
-
-
+
-
-
0,1