4.12. Кадровый потенциал (квалификация кадров)

4.12. Кадровый потенциал (квалификация кадров)

Уровень кадрового потенциала городского сообщества во многом определяет социальное и экономическое благосостояние города и предопределяет перспективы развития. При этом в России существуют проблемы избыточности количества вузов, проблемы падения уровня подготовки специалистов, отсутствие взаимодействия между кадровыми потребностями экономики и специализацией подготавливаемых в вузах специалистов.

стоит отметить, что данный индекс отображает прежде всего квалификационное качество кадров, а не их количество.

на сегодняшний день высшее образование представлено во всех региональных центрах России, при этом действительно крупные вузы сформировались еще в советский период и располагаются преимущественно в крупнейших городах-миллионниках.

Распределение городов по уровню развитости образовательного потенциала подтверждает лидерство Москвы и Санкт-Петербурга, как крупнейших образовательных центров России, а также показывает эффективность и преемственность сформированных еще в советское время научных центров Новосибирска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и Казани.

В целом распределение городов по индексу образования в значительной мере коррелирует с инновационным потенциалом, при этом именно наличие развитой образовательной базы является первоисточником формирования инновационной активности городов.

В группе лидеров выделяются:

Москва и Санкт-Петербург, имея высокую концентрацию демографических, интеллектуальных, финансовых и административных ресурсов, формируют особую социальную среду людей, заинтересованных в обучении и, следовательно, в развитии образования получило импульс развития именно в данных городах. При этом стоит учесть, что Москва и Санкт-Петербург имеют значительный исторический потенциал, именно здесь формировались первые образовательные учреждения высшего звена.

Новосибирск, занимающий 3-е место, имеет развитую, исторически унаследованную научную базу. Здесь располагается Новосибирский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук - Новосибирский Академгородок, десятки НИИ и вузов. Уровень научного потенциала данного города оценивается как высокий.

Дальнейшую группу лидеров формируют центры федеральных округов, также образующие благоприятную среду для развития образования и увеличения кадрового потенциала: Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, а также крупные региональные центры густонаселенных субъектов: Самара, Челябинск, Омск, Воронеж, Ростов-на-Дону и т.д.

В середине рейтинга расположились небольшие города, где действуют преимущественно филиалы крупных региональных и федеральных вузов: Уфа, Волгоград, Томск, Красноярск, Саратов, Пермь, Тольятти, Хабаровск и другие.

Таблица 16

Кадровый потенциал (квалификация кадров)

Место
Город
Значение индекса
Города с наибольшим кадровым потенциалом
1
Москва
1,00
2
Санкт-Петербург
0,37
3
Новосибирск
0,07
4
Екатеринбург
0,06
5
Нижний Новгород
0,05
6
Казань
0,05
7
Омск
0,05
8
Челябинск
0,05
9
Самара
0,05
10
Воронеж
0,05
Города с наименьшим кадровым потенциалом
155
Орехово-Зуево
0,002
156
Красногорск
0,002
157
Ногинск
0,002
158
Сергиев Посад
0,002
159
Щелково
0,002
160
Ноябрьск
0,002
161
Пушкино
0,002
162
Жуковский
0,002
163
Новый Уренгой
0,002
164
Кызыл
0,00

Показатель количества выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников.

Третий показатель оценки природно-климатической составляющей генерального рейтинга - количество выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников. Данный параметр показывает степень техногенной загрязненности города.

К наиболее "чистым" городам относятся слаборазвитые с точки зрения развития промышленности города, характеризующиеся малым количеством промышленных предприятий: Хасавюрт, Каспийск, Обнинск, Красногорск, Пушкино, Кисловодск, Ессентуки, Дербент и другие.

Наибольший уровень выбросов в атмосферу загрязняющих веществ отмечается в Норильске, который опережает Новокузнецк, находящийся на втором месте, более чем в 6 раз. В целом высокий уровень загрязнения характерен для всех крупных металлургических центров (Норильск, Красноярск, Братск, Новокузнецк).

Индекс "природно-экологическая ситуация". В соответствии с результатами расчетов наивысшие места занимают города с благоприятными климатическими условиями и малым уровнем экологического загрязнения территории. Результаты представлены в таблице 20.

В лидирующей группе находятся преимущественно города Юга России. Они характеризуются сравнительно низким количеством факторов возникновения чрезвычайных ситуаций, а также минимальными показателями выбросов в атмосферу загрязняющих веществ. Показатели среднегодовой температуры в данных городах также одни из наиболее благоприятных по России. К таким городам относятся Ставрополь, Хасавюрт, Шахты, Таганрог, Ростов-на-Дону, Батайск и другие.

Группу городов со средними показателями индекса составляют преимущественно города "Средней полосы", Среднего и Южного Поволжья, Южного Урала, Южной Сибири и Юга Дальнего Востока. К данным городам относятся: Москва, Рязань, Тамбов, Тольятти, Сызрань, Курган, Орск, Абакан, Уссурийск.

К городам с наихудшей природно-экологической ситуацией относятся крупные промышленные центры со сложными климатическими условиями и высокими показателями выбросов загрязняющих веществ. К данным городам относятся: Норильск, Якутск, Улан-Удэ, Братск, Ангарск, Иркутск, Чита и другие.

Таким образом, имеющаяся система расселения соответствует сложившемуся уровню благоприятности природно-экологической составляющей. При этом ключевые промышленные центры расположены в зонах, неблагоприятных по природно-климатическим условиям, и характеризуются высокой степенью загрязненности.

Совокупная численность населения (по выборке городов), проживающего в зоне неблагоприятных, эколого-климатических условий, около 6 - 7 млн. человек.

Группу городов с наименьшими показателями кадрового потенциала формирует Московская область, а также малые и средние города, где спрос на образовательные услуги либо отсутствует, либо удовлетворяется наличием близлежащего крупного центра с развитыми образовательными функциями. При этом ввиду депрессивности экономик большинства данных городов наиболее образованное население имеет тенденцию к миграции.

Исходя из проведенного анализа, можно выделить четыре типичные группы городов в зависимости от характера развитости образовательных функций:

- Города - образовательные центры России: Москва и Санкт-Петербург. Исторически сформированные и активно развивающиеся образовательные центры не только России, но также СНГ и ряда развивающихся стран Азии и Африки.

- Макрорегиональные образовательные центры: Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Томск, Омск, Челябинск, Самара, Воронеж, Ростов-на-Дону.

- Региональные центры, характеризующиеся локальными образовательными функциями. Данные города обслуживают преимущественно свои регионы. В настоящее время они не имеют достаточного потенциала и ресурсов для становления крупными образовательными центрами России. Их образовательная база в большинстве случаев неконкурентоспособна относительно крупных городов.

- Города, характеризующиеся низким уровнем или отсутствием кадрового потенциала. Как правило, это небольшие города, образовательный потенциал которых представлен учебными заведениями среднепрофессионального звена или филиалами крупных федеральных вузов, где уровень подготовки объективно ниже сформированных центров. Также к данной группе относятся города, где высшее образование не развито ввиду нецелесообразности.