7. Особенности и основные направления межрегионального сотрудничества

7. Особенности и основные направления
межрегионального сотрудничества

В настоящее время межрегиональное сотрудничество в Российской Федерации имеет достаточно высокий уровень развития. Все субъекты Российской Федерации вовлечены в деятельность межрегиональных ассоциаций и объединений, между ними установлены экономические, культурные и другие связи на основе заключения двусторонних и многосторонних соглашений. При этом регионы отмечают положительный экономический и социальный эффект от реализации этих соглашений: формирование единого экономического пространства, активизация торговых операций и устойчивый рост объемов межрегионального товарооборота, выравнивание цен и развитие здоровой конкуренции, освоение новых рыночных механизмов, стабилизацию рынка труда и т.д.

В условиях экономического кризиса межрегиональное сотрудничество стало эффективным инструментом преодоления его негативных последствий, связанным с развитием внутреннего рынка товаров и увеличения внутреннего спроса на продукцию, устранением территориальных барьеров для перемещения производственных, инвестиционных и трудовых ресурсов между регионами.

Законодательная база в области межрегионального сотрудничества складывается в основном в сфере социально-экономического развития. На сегодняшний день вопросы межрегиональных взаимоотношений в указанной области регулирует Федеральный закон от 17 декабря 1999 года N 211-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 17 декабря 1999 года N 211-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 20.12.1999. - N 51. - Ст. 6286.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 названного Федерального закона ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ - это некоммерческая организация, учредителями которой являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и которая создается на добровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов РФ. Имущество ассоциации состоит из средств, источниками которых являются денежные и материальные взносы учредителей ассоциации и другие установленные федеральным законом источники. При этом суммы ежегодных целевых взносов учредителей ассоциации утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Указанный Федеральный закон содержит положения об основных принципах, целях, направлениях и о порядке деятельности ассоциаций экономического взаимодействия.

Еще одним документом, заложившим возможности сотрудничества субъектов Российской Федерации в области социально-экономического развития, являются Основные положения региональной политики в Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года N 803 "Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 03.06.1996. - N 23. - Ст. 2756.

Кроме того, основы взаимодействия субъектов Российской Федерации заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. <1> Указанная Концепция закрепила приоритеты социально-экономического развития России, включая различные направления сотрудничества субъектов Российской Федерации: повышение эффективности государственного управления путем обеспечения межведомственного и межрегионального информационного обмена; участие субъектов Федерации в высокотехнологичных проектах по развитию транспортных магистралей и транспортных узлов, обеспечивающих связи между регионами; развитие промышленности на базе межрегиональной кооперации с опорой на мировые технологические новации и отраслевую научно-исследовательскую базу ведущих индустриальных центров регионов и др.

--------------------------------

<1> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" // Собрание законодательства РФ. - 24.11.2008. - N 47. - Ст. 5489.

Анализ законодательства субъектов Российской Федерации позволяет сделать вывод об основных формах взаимодействия регионов в социально-экономической сфере:

1) участие в ассоциациях экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации (совместное финансирование деятельности ассоциаций, утверждение решений собраний учредителей и мер по их реализации); в настоящее время действует ряд таких ассоциаций: "Центрально-Черноземная", "Сибирское соглашение", межпарламентская ассоциация "Дальний Восток и Забайкалье" и другие;

2) осуществление программ социально-экономического развития в таких направлениях, как участие в разработке и реализации федеральных целевых программ, в том числе за счет региональных бюджетов, согласование межрегиональных целевых программ, координация деятельности по их реализации, взаимоувязка региональных подпрограмм;

3) реализация инвестиционных программ, в том числе совместная инициация формирования госзаказа на их выполнение, заключение соглашений о привлечении внебюджетных инвестиций, разработка инвестиционных проектов.

Кроме того, в ряде субъектов Российской Федерации утверждены региональные концепции межрегиональных связей и направления политики экономического развития, предусматривающие взаимное предоставление информации о показателях развития субъектов, обмен наукоемкими технологиями и средствами производства, содействие развитию малого бизнеса (снижение административных барьеров, предоставление льгот, создание условий для взаимного продвижения продукции малых предприятий на региональные рынки) <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 августа 2009 года N 341 "Об утверждении Концепции межрегиональных связей Республики Саха (Якутия)" // КонсультантПлюс: Сводное региональное законодательство; Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 10 октября 2006 года N 1123-р "Об утверждении Концепции развития внешнеэкономической и межрегиональной деятельности Кемеровской области" // КонсультантПлюс: Сводное региональное законодательство.

Необходимо отметить, что наиболее распространенной формой межрегионального сотрудничества на сегодня остаются межрегиональные соглашения между субъектами Российской Федерации. Вместе с тем обобщение существующего опыта межрегионального сотрудничества позволяет выявить наиболее перспективные направления такого взаимодействия:

- правовое обеспечение межрегионального сотрудничества (принятие нормативных правовых актов, утверждение стратегий и целевых программ развития, заключение соглашений (меморандумов, протоколов, планов мероприятий) по отдельным направлениям сотрудничества;

- создание координирующих органов (комиссий, отделов, комитетов и советов по развитию и координации сотрудничества, операторов межрегиональных связей, дирекций и т.д.);

- развитие инфраструктуры межрегионального сотрудничества (строительство межрегиональных выставочно-конгрессных комплексов, культурных центров и т.д.);

- информационное обеспечение межрегионального сотрудничества (создание межрегиональных информационно-аналитических систем, маркетинговых центров и т.д.);

- продвижение продукции и услуг на рынки других регионов (осуществление выставочно-ярмарочной деятельности, проведение презентационных мероприятий, распространение рекламно-информационной продукции, продвижение региональных брендов и торговых марок товаропроизводителей и т.д.);

- осуществление совместных проектов (организация предприятий на основе различных форм кооперации, межрегиональных зон опережающего развития, производственно-территориальных кластеров), создание межрегиональных институтов развития инвестиционной направленности (инвестиционных, страховых, венчурных фондов, бизнес-альянсов, совместных инжиниринговых центров, межрегиональных банков развития, клиринговых и расчетных центров), научных центров при ВУЗах по разработке ноу-хау и т.д.;

- научно-методическое обеспечение межрегионального сотрудничества (проведение научных исследований, разработка методических материалов по развитию межрегиональных связей и т.д.);

- налаживание деловых и культурных контактов и связей с другими регионами (участие в межрегиональных форумах, выставках, фестивалях, конкурсах, проведение визитов делегаций с торгово-экономическими и культурными миссиями и т.д.).

При подготовке настоящих Методических рекомендаций был изучен опыт осуществления межрегионального взаимодействия, который представлен ниже.

Опыт осуществления межрегионального сотрудничества
субъектов Российской Федерации

┌─────────────────────────┬───────────────────────────────────────────────┐
│        Субъекты         │              Опыт осуществления               │
│  Российской Федерации   │        межрегионального сотрудничества        │
├─────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤
│Алтайский край           │- участие в межрегиональных выставках;         │
│                         │-  презентация  экономического   потенциала   в│
│                         │субъектах Федерации;                           │
│                         │- поддержка торгово-экономической  деятельности│
│                         │алтайских производителей;                      │
│                         │-  создание  единых  инновационных  проектов  с│
│                         │соседними субъектами Федерации.                │
├─────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤
│Амурская область         │- развитие торгово-экономических связей;       │
│                         │- обмен базами данных о  продукции  и  услугах,│
│                         │производимых в Амурской области;               │
│                         │- содействие в обмене  опытом  с  регионами  по│
│                         │вопросам привлечения иностранных инвестиций;   │
│                         │- обмен  информацией  о  планах  проведения  на│
│                         │территории Амурской области  межрегиональных  и│
│                         │международных             торгово-промышленных,│
│                         │инновационных   и   инвестиционных    выставок,│
│                         │ярмарок;                                       │
│                         │-  участие   в   разработке   единых   программ│
│                         │развития региона.                              │
├─────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤
│Брянская область         │-   создание    межрегионального    выставочно-│
│                         │культурно-делового центра;                     │
│                         │-     создание      совместных      предприятий│
│                         │агропромышленного комплекса.                   │
├─────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤
│Город Москва             │-  продвижение  продукции  и  услуг  на   рынки│
│                         │других  регионов   (осуществление   выставочно-│
│                         │ярмарочной деятельности);                      │
│                         │-   развитие   гуманитарных   связей:   научно-│
│                         │технического,   культурного,   образовательного│
│                         │взаимодействия и молодежного сотрудничества;   │
│                         │-      реализация      потенциала      глубокой│
│                         │межрегиональной    экономической    интеграции,│
│                         │разработка совместных проектов;                │
│                         │- интенсификация информационной работы.        │
├─────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤
│Город Санкт-Петербург    │-  торгово-экономическое,   научно-техническое,│
│                         │социальное и культурное сотрудничество;        │
│                         │- подготовка специалистов.                     │
├─────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤
│Республика Дагестан      │-    создание     торговых     представительств│
│                         │республики  в  регионах,   а   также   торговых│
│                         │представительств регионов в республике.        │
├─────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤
│Калининградская область  │- укрепление и развитие взаимовыгодных  прямых,│
│                         │в  том  числе  кооперационных,   связей   между│
│                         │предприятиями (организациями), находящимися  на│
│                         │территориях сторон;                            │
│                         │-   подготовка    предложений    по    созданию│
│                         │совместных производств;                        │
│                         │-  обмен  информацией   об   инвестиционных   и│
│                         │инновационных  проектах  с  учетом   возможного│
│                         │совместного участия в их реализации;           │
│                         │-   осуществление    обмена    информацией    о│
│                         │продукции,      выпускаемой      предприятиями,│
│                         │находящимися  на  территориях   Калининградской│
│                         │области  и  субъектов   Российской   Федерации.│
│                         │Содействие    в    продвижении    произведенной│
│                         │продукции;                                     │
│                         │-  содействие   в   открытии   представительств│
│                         │организаций и предприятий субъектов  Российской│
│                         │Федерации    в     Калининградской     области,│
│                         │работающих в сфере туризма.                    │
├─────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤
│Калужская область        │-    развитие    межрегиональной     кооперации│
│                         │субъектов  экономической   деятельности   путем│
│                         │проведения   выставок   и    ярмарок,    обмена│
│                         │информацией между организациями  инфраструктуры│
│                         │предпринимательства;                           │
│                         │-    проведение     инвестиционных     форумов,│
│                         │презентаций, выставок инвестиционных проектов. │
├─────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤
│Камчатский край          │- проведение совместных мероприятий  в  области│
│                         │туризма,         культуры,         образования,│
│                         │здравоохранения, спорта;                       │
│                         │-  продвижение  продукции  и  услуг  на   рынки│
│                         │других  регионов   (осуществление   выставочно-│
│                         │ярмарочной       деятельности,       проведение│
│                         │презентационных мероприятий);                  │
│                         │- информационный обмен;                        │
│                         │- создание координирующих органов.             │
├─────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤
│Магаданская область      │- содействие участию предприятий в выставках  и│
│                         │ярмарках, проводимых на территории сторон,     │
│                         │заключению     прямых      договоров      между│
│                         │предприятиями-производителями   и    торгующими│
│                         │организациями     сторон;                      │
│                         │- заключение долгосрочных Соглашений.          │
├─────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤
│Псковская область        │- создание совместных  межрегиональных  рабочих│
│                         │групп, ответственных за реализацию  подписанных│
│                         │соглашений  межрегионального  сотрудничества  и│
│                         │утвержденных планов к ним;                     │
│                         │- сотрудничество в сфере выработки  решений  по│
│                         │вопросам реформирования бюджетной  и  налоговой│
│                         │политики,         бюджетного          процесса,│
│                         │совершенствования межбюджетных отношений.      │
├─────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤
│Республика Мордовия      │-  участие  товаропроизводителей   Мордовии   в│
│                         │международных     выставочно-конгрессных      и│
│                         │презентационных мероприятиях.                  │
├─────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤
│Республика Коми          │-     участие      в      выставочно-ярмарочных│
│                         │мероприятиях, семинарах и  других  мероприятиях│
│                         │межрегионального характера;                    │
│                         │-    реализация    совместных    инвестиционных│
│                         │проектов.                                      │
├─────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤
│Республика Марий Эл      │-  использование  инструментов  государственно-│
│                         │частного  партнерства  на   основе   договорных│
│                         │отношений с привлечением средств  российских  и│
│                         │международных институтов развития.             │
├─────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤
│Ханты-Мансийский         │- обсуждение проблем по  реализации  полномочий│
│Автономный округ         │по  предметам  совместного  ведения  Российской│
│                         │Федерации и субъектов Российской Федерации;    │
│                         │-      выставка      продукции       российских│
│                         │производителей;                                │
│                         │-   всероссийский   фестиваль   художественного│
│                         │творчества   коренных   малочисленных   народов│
│                         │Севера, Сибири и Дальнего Востока.             │
└─────────────────────────┴───────────────────────────────────────────────┘

Внимание к межрегиональному сотрудничеству как одному из ключевых направлений региональной политики, а также эффективному механизму развития интегративных связей между субъектами Российской Федерации уделяется в разрабатываемых в настоящее время стратегиях развития регионов России <1>.

--------------------------------

<1> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года N 22094-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года"; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года N 1120-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года".

В заключение необходимо отметить, что межрегиональное сотрудничество обладает широкими возможностями для обеспечения поступательного и сбалансированного социально-экономического развития регионов на основе налаживания между ними долгосрочных, равноправных и взаимовыгодных отношений. При этом ключевым направлением в развитии межрегионального взаимодействия может стать изучение имеющегося опыта и основных форм межрегионального сотрудничества, реализуемых в настоящее время субъектами Российской Федерации.