МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО И МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ РАСХОДНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
И ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Введение

Перспективы и механизмы межрегионального и межмуниципального сотрудничества в настоящее время стали предметом широкого обсуждения как в органах государственной власти и местного самоуправления, так и среди иных заинтересованных субъектов региональной и муниципальной политики. 19 ноября 2009 года Комитет Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по делам Федерации и региональной политике провел "круглый стол" на тему "Развитие межрегионального сотрудничества в новых экономических условиях: проблемы и перспективы". Одно из заседаний Совета по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, состоявшееся 10 декабря 2009 года, также было посвящено вопросам развития межмуниципального хозяйственного сотрудничества.

Как отмечают участники упомянутого выше "круглого стола", межрегиональное сотрудничество является одним из перспективных направлений региональной политики, обеспечивающим поступательное и сбалансированное социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации на основе налаживания между ними долгосрочных, равноправных и взаимовыгодных отношений.

Значение межрегионального сотрудничества для развития субъектов Российской Федерации в современных условиях определяется тем, что оно позволяет укрепить хозяйственные связи субъектов Российской Федерации, оптимизировать размещение в них инфраструктуры на основе кооперации их деятельности, исключить неэффективные финансовые расходы, связанные с созданием в субъектах Российской Федерации дублирующих экономических структур и неоправданной межрегиональной конкуренцией, объединить экономический потенциал субъектов Российской Федерации на решение наиболее масштабных инвестиционных проектов, распространить прогрессивный опыт в области инновационного развития субъектов Российской Федерации.

Что касается развития межмуниципального сотрудничества, то необходимо отметить, что с 1 января 2009 года закончился этап реализации переходных положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) <1>, и названный закон вступил в силу в полном объеме. Все муниципальные образования получили возможность в полной мере реализовать свой потенциал, направленный на поиск наиболее эффективных способов решения вопросов местного значения.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 06.10.2003. - N 40. - Ст. 3822.

Как показывает практика, одним из механизмов такого повышения эффективности деятельности может стать объединение различных видов ресурсов на основе межмуниципального сотрудничества. Взаимодействие муниципальных образований в различных правовых формах (заключение межмуниципальных соглашений, участие в межмуниципальных ассоциациях, создание совместных координационных органов и т.п.) в последние годы получило достаточное распространение.

Необходимо отметить, что с принятием Федерального закона N 131-ФЗ межмуниципальное взаимодействие получило новую нормативно-правовую основу, которая открывает широкий круг возможностей и создает более благоприятные условия для сотрудничества. В связи с чем требуется не только теоретическое осмысление форм и методов межмуниципального сотрудничества, но и выработка конкретных методических рекомендаций по их практической реализации.

Вместе с тем, несмотря на положительный эффект, который обеспечивает своим участникам межрегиональное и межмуниципальное сотрудничество, подобное взаимодействие в настоящее время имеет достаточно ограниченное распространение. Обусловлено это в первую очередь дискуссионностью вопросов, связанных с порядком организации межрегионального и межмуниципального сотрудничества, сферами его реализации, а также нормативным правовым регулированием указанного взаимодействия.

Учитывая изложенное, Министерством регионального развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 14 плана мероприятий по реализации Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. N 1123-р <1>, разработаны методические рекомендации по организации межрегионального и межмуниципального сотрудничества в сфере реализации расходных полномочий и вопросов местного значения.

--------------------------------

<1> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года N 1123-р "О концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года" // Собрание законодательства РФ. - 17.08.2009. - N 33. - Ст. 4129.

Методические рекомендации подлежат уточнению по мере внесения изменений и дополнений в федеральное законодательство, а также обобщения практического опыта их применения.