7. Особенности и основные направления межрегионального сотрудничества
В настоящее время межрегиональное сотрудничество в Российской Федерации имеет достаточно высокий уровень развития. Все субъекты Российской Федерации вовлечены в деятельность межрегиональных ассоциаций и объединений, между ними установлены экономические, культурные и другие связи на основе заключения двусторонних и многосторонних соглашений. При этом регионы отмечают положительный экономический и социальный эффект от реализации этих соглашений: формирование единого экономического пространства, активизация торговых операций и устойчивый рост объемов межрегионального товарооборота, выравнивание цен и развитие здоровой конкуренции, освоение новых рыночных механизмов, стабилизацию рынка труда и т.д.
В условиях экономического кризиса межрегиональное сотрудничество стало эффективным инструментом преодоления его негативных последствий, связанным с развитием внутреннего рынка товаров и увеличения внутреннего спроса на продукцию, устранением территориальных барьеров для перемещения производственных, инвестиционных и трудовых ресурсов между регионами.
Законодательная база в области межрегионального сотрудничества складывается в основном в сфере социально-экономического развития. На сегодняшний день вопросы межрегиональных взаимоотношений в указанной области регулирует Федеральный закон от 17 декабря 1999 года N 211-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 17 декабря 1999 года N 211-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 20.12.1999. - N 51. - Ст. 6286.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 названного Федерального закона ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ - это некоммерческая организация, учредителями которой являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и которая создается на добровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов РФ. Имущество ассоциации состоит из средств, источниками которых являются денежные и материальные взносы учредителей ассоциации и другие установленные федеральным законом источники. При этом суммы ежегодных целевых взносов учредителей ассоциации утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Указанный Федеральный закон содержит положения об основных принципах, целях, направлениях и о порядке деятельности ассоциаций экономического взаимодействия.
Еще одним документом, заложившим возможности сотрудничества субъектов Российской Федерации в области социально-экономического развития, являются Основные положения региональной политики в Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года N 803 "Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 03.06.1996. - N 23. - Ст. 2756.
Кроме того, основы взаимодействия субъектов Российской Федерации заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. <1> Указанная Концепция закрепила приоритеты социально-экономического развития России, включая различные направления сотрудничества субъектов Российской Федерации: повышение эффективности государственного управления путем обеспечения межведомственного и межрегионального информационного обмена; участие субъектов Федерации в высокотехнологичных проектах по развитию транспортных магистралей и транспортных узлов, обеспечивающих связи между регионами; развитие промышленности на базе межрегиональной кооперации с опорой на мировые технологические новации и отраслевую научно-исследовательскую базу ведущих индустриальных центров регионов и др.
--------------------------------
<1> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" // Собрание законодательства РФ. - 24.11.2008. - N 47. - Ст. 5489.
Анализ законодательства субъектов Российской Федерации позволяет сделать вывод об основных формах взаимодействия регионов в социально-экономической сфере:
1) участие в ассоциациях экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации (совместное финансирование деятельности ассоциаций, утверждение решений собраний учредителей и мер по их реализации); в настоящее время действует ряд таких ассоциаций: "Центрально-Черноземная", "Сибирское соглашение", межпарламентская ассоциация "Дальний Восток и Забайкалье" и другие;
2) осуществление программ социально-экономического развития в таких направлениях, как участие в разработке и реализации федеральных целевых программ, в том числе за счет региональных бюджетов, согласование межрегиональных целевых программ, координация деятельности по их реализации, взаимоувязка региональных подпрограмм;
3) реализация инвестиционных программ, в том числе совместная инициация формирования госзаказа на их выполнение, заключение соглашений о привлечении внебюджетных инвестиций, разработка инвестиционных проектов.
Кроме того, в ряде субъектов Российской Федерации утверждены региональные концепции межрегиональных связей и направления политики экономического развития, предусматривающие взаимное предоставление информации о показателях развития субъектов, обмен наукоемкими технологиями и средствами производства, содействие развитию малого бизнеса (снижение административных барьеров, предоставление льгот, создание условий для взаимного продвижения продукции малых предприятий на региональные рынки) <1>.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 августа 2009 года N 341 "Об утверждении Концепции межрегиональных связей Республики Саха (Якутия)" // КонсультантПлюс: Сводное региональное законодательство; Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 10 октября 2006 года N 1123-р "Об утверждении Концепции развития внешнеэкономической и межрегиональной деятельности Кемеровской области" // КонсультантПлюс: Сводное региональное законодательство.
Необходимо отметить, что наиболее распространенной формой межрегионального сотрудничества на сегодня остаются межрегиональные соглашения между субъектами Российской Федерации. Вместе с тем обобщение существующего опыта межрегионального сотрудничества позволяет выявить наиболее перспективные направления такого взаимодействия:
- правовое обеспечение межрегионального сотрудничества (принятие нормативных правовых актов, утверждение стратегий и целевых программ развития, заключение соглашений (меморандумов, протоколов, планов мероприятий) по отдельным направлениям сотрудничества;
- создание координирующих органов (комиссий, отделов, комитетов и советов по развитию и координации сотрудничества, операторов межрегиональных связей, дирекций и т.д.);
- развитие инфраструктуры межрегионального сотрудничества (строительство межрегиональных выставочно-конгрессных комплексов, культурных центров и т.д.);
- информационное обеспечение межрегионального сотрудничества (создание межрегиональных информационно-аналитических систем, маркетинговых центров и т.д.);
- продвижение продукции и услуг на рынки других регионов (осуществление выставочно-ярмарочной деятельности, проведение презентационных мероприятий, распространение рекламно-информационной продукции, продвижение региональных брендов и торговых марок товаропроизводителей и т.д.);
- осуществление совместных проектов (организация предприятий на основе различных форм кооперации, межрегиональных зон опережающего развития, производственно-территориальных кластеров), создание межрегиональных институтов развития инвестиционной направленности (инвестиционных, страховых, венчурных фондов, бизнес-альянсов, совместных инжиниринговых центров, межрегиональных банков развития, клиринговых и расчетных центров), научных центров при ВУЗах по разработке ноу-хау и т.д.;
- научно-методическое обеспечение межрегионального сотрудничества (проведение научных исследований, разработка методических материалов по развитию межрегиональных связей и т.д.);
- налаживание деловых и культурных контактов и связей с другими регионами (участие в межрегиональных форумах, выставках, фестивалях, конкурсах, проведение визитов делегаций с торгово-экономическими и культурными миссиями и т.д.).
При подготовке настоящих Методических рекомендаций был изучен опыт осуществления межрегионального взаимодействия, который представлен ниже.
Опыт осуществления межрегионального сотрудничества
субъектов Российской Федерации
┌─────────────────────────┬───────────────────────────────────────────────┐ │ Субъекты │ Опыт осуществления │ │ Российской Федерации │ межрегионального сотрудничества │ ├─────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │Алтайский край │- участие в межрегиональных выставках; │ │ │- презентация экономического потенциала в│ │ │субъектах Федерации; │ │ │- поддержка торгово-экономической деятельности│ │ │алтайских производителей; │ │ │- создание единых инновационных проектов с│ │ │соседними субъектами Федерации. │ ├─────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │Амурская область │- развитие торгово-экономических связей; │ │ │- обмен базами данных о продукции и услугах,│ │ │производимых в Амурской области; │ │ │- содействие в обмене опытом с регионами по│ │ │вопросам привлечения иностранных инвестиций; │ │ │- обмен информацией о планах проведения на│ │ │территории Амурской области межрегиональных и│ │ │международных торгово-промышленных,│ │ │инновационных и инвестиционных выставок,│ │ │ярмарок; │ │ │- участие в разработке единых программ│ │ │развития региона. │ ├─────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │Брянская область │- создание межрегионального выставочно-│ │ │культурно-делового центра; │ │ │- создание совместных предприятий│ │ │агропромышленного комплекса. │ ├─────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │Город Москва │- продвижение продукции и услуг на рынки│ │ │других регионов (осуществление выставочно-│ │ │ярмарочной деятельности); │ │ │- развитие гуманитарных связей: научно-│ │ │технического, культурного, образовательного│ │ │взаимодействия и молодежного сотрудничества; │ │ │- реализация потенциала глубокой│ │ │межрегиональной экономической интеграции,│ │ │разработка совместных проектов; │ │ │- интенсификация информационной работы. │ ├─────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │Город Санкт-Петербург │- торгово-экономическое, научно-техническое,│ │ │социальное и культурное сотрудничество; │ │ │- подготовка специалистов. │ ├─────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │Республика Дагестан │- создание торговых представительств│ │ │республики в регионах, а также торговых│ │ │представительств регионов в республике. │ ├─────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │Калининградская область │- укрепление и развитие взаимовыгодных прямых,│ │ │в том числе кооперационных, связей между│ │ │предприятиями (организациями), находящимися на│ │ │территориях сторон; │ │ │- подготовка предложений по созданию│ │ │совместных производств; │ │ │- обмен информацией об инвестиционных и│ │ │инновационных проектах с учетом возможного│ │ │совместного участия в их реализации; │ │ │- осуществление обмена информацией о│ │ │продукции, выпускаемой предприятиями,│ │ │находящимися на территориях Калининградской│ │ │области и субъектов Российской Федерации.│ │ │Содействие в продвижении произведенной│ │ │продукции; │ │ │- содействие в открытии представительств│ │ │организаций и предприятий субъектов Российской│ │ │Федерации в Калининградской области,│ │ │работающих в сфере туризма. │ ├─────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │Калужская область │- развитие межрегиональной кооперации│ │ │субъектов экономической деятельности путем│ │ │проведения выставок и ярмарок, обмена│ │ │информацией между организациями инфраструктуры│ │ │предпринимательства; │ │ │- проведение инвестиционных форумов,│ │ │презентаций, выставок инвестиционных проектов. │ ├─────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │Камчатский край │- проведение совместных мероприятий в области│ │ │туризма, культуры, образования,│ │ │здравоохранения, спорта; │ │ │- продвижение продукции и услуг на рынки│ │ │других регионов (осуществление выставочно-│ │ │ярмарочной деятельности, проведение│ │ │презентационных мероприятий); │ │ │- информационный обмен; │ │ │- создание координирующих органов. │ ├─────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │Магаданская область │- содействие участию предприятий в выставках и│ │ │ярмарках, проводимых на территории сторон, │ │ │заключению прямых договоров между│ │ │предприятиями-производителями и торгующими│ │ │организациями сторон; │ │ │- заключение долгосрочных Соглашений. │ ├─────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │Псковская область │- создание совместных межрегиональных рабочих│ │ │групп, ответственных за реализацию подписанных│ │ │соглашений межрегионального сотрудничества и│ │ │утвержденных планов к ним; │ │ │- сотрудничество в сфере выработки решений по│ │ │вопросам реформирования бюджетной и налоговой│ │ │политики, бюджетного процесса,│ │ │совершенствования межбюджетных отношений. │ ├─────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │Республика Мордовия │- участие товаропроизводителей Мордовии в│ │ │международных выставочно-конгрессных и│ │ │презентационных мероприятиях. │ ├─────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │Республика Коми │- участие в выставочно-ярмарочных│ │ │мероприятиях, семинарах и других мероприятиях│ │ │межрегионального характера; │ │ │- реализация совместных инвестиционных│ │ │проектов. │ ├─────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │Республика Марий Эл │- использование инструментов государственно-│ │ │частного партнерства на основе договорных│ │ │отношений с привлечением средств российских и│ │ │международных институтов развития. │ ├─────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │Ханты-Мансийский │- обсуждение проблем по реализации полномочий│ │Автономный округ │по предметам совместного ведения Российской│ │ │Федерации и субъектов Российской Федерации; │ │ │- выставка продукции российских│ │ │производителей; │ │ │- всероссийский фестиваль художественного│ │ │творчества коренных малочисленных народов│ │ │Севера, Сибири и Дальнего Востока. │ └─────────────────────────┴───────────────────────────────────────────────┘
Внимание к межрегиональному сотрудничеству как одному из ключевых направлений региональной политики, а также эффективному механизму развития интегративных связей между субъектами Российской Федерации уделяется в разрабатываемых в настоящее время стратегиях развития регионов России <1>.
--------------------------------
<1> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года N 22094-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года"; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года N 1120-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года".
В заключение необходимо отметить, что межрегиональное сотрудничество обладает широкими возможностями для обеспечения поступательного и сбалансированного социально-экономического развития регионов на основе налаживания между ними долгосрочных, равноправных и взаимовыгодных отношений. При этом ключевым направлением в развитии межрегионального взаимодействия может стать изучение имеющегося опыта и основных форм межрегионального сотрудничества, реализуемых в настоящее время субъектами Российской Федерации.