6. Приказ Минречфлота РСФСР от 12.05.1989 N 61 "О введении в действие Правил ремонта судов Министерства речного флота РСФСР"
6. ПОСТАНОВКА СУДОВ НА РЕМОНТ, ПРОВЕДЕНИЕ РЕМОНТА И ПРИЕМКА ИЗ РЕМОНТА
6.1.1. Постановка судов на ремонт производится в пунктах и в сроки, которые установлены планом расстановки флота на зимний ремонт, утвержденным начальником пароходства (БУП, УСК).
6.1.2. Перед постановкой судна на зимний ремонт или отстой оно приводится в зимовочное состояние (раздел 6.2).
6.1.3. Зачистка трюмов от остатков груза производится судовладельцем. Промывка и дегазация отсеков должна выполняться на специальных участках по зачистке судов.
Зачистка трюмов сухогрузных судов от остатков груза, а также фекальной системы, промывка и дегазация отсеков наливных судов не включаются в работы по приведению судна в зимовочное состояние и производятся до сдачи судна в ремонт.
6.1.4. В течение двух недель с момента постановки на ремонт суда, по которым предстоит проведение среднего ремонта, и суда, имеющие аварийные повреждения, вместе с материалами дефектации должны быть предъявлены Регистру (Регистру СССР) для уточнения объемов ремонтных работ.
6.2.1. Приведение судов в зимовочное состояние выполняется экипажем судна под руководством капитана (командира, шкипера).
6.2.2. Рекомендуемые сроки приведения судов в зимовочное состояние указаны в Приложении 3. Они установлены из расчета полного укомплектования штата экипажа судна. В случае неполного укомплектования сроки удлиняются пропорционально недостающей части экипажа, но при этом общий срок не должен превышать 10 сут.
6.2.3. Приведение в зимовочное состояние несамоходных транспортных судов, работающих без экипажей, производится:
по закрепленному флоту - экипажами толкачей (буксиров);
по незакрепленному флоту - специальными бригадами предприятий, к которым приписан флот.
6.2.4. Транспорт для уборки с судна мусора и грязи, а также слива загрязненных вод предоставляется администрацией порта (пристани) или затона по месту приведения судна в зимовочное состояние. Засорение акватории и территории затона при зачистке судов не допускается. Отходы должны собираться и уничтожаться в специально отведенных местах, согласованных с ВОХРом и санинспекцией.
6.2.5. При приведении судов в зимовочное состояние перед подъемом на слип (док) должны быть выполнены работы в объеме, предусмотренном Правилами технической эксплуатации слипов и доков.
6.2.6. Работы по приведению в зимовочное состояние должны проводиться в увязке с работами по освидетельствованию и дефектации механизмов и элементов судна.
Примерный состав работ по приведению судов в зимовочное состояние приведен в Приложении 4.
6.3.1. После приведения судна в зимовочное состояние представитель предприятия, назначенный ответственным за безопасный отстой каравана приказом руководителя предприятия, совместно с представителями ВОХРа и СЭС принимает судно в ремонт и на зимний отстой и оформляет актом (Приложение 5). Сдачу судна осуществляет его капитан.
Начало ремонта исчисляется со дня, следующего за днем подписания акта приемки судна в ремонт.
6.3.2. После подписания акта сдачи-приемки судна в ремонт и на отстой часть экипажа судна передается в распоряжение предприятия для использования на судоремонте и работах по зимнему отстою (в пределах установленных штатов отстоя и утверждаемых или передаваемых фондов зарплаты по отстою).
6.3.3. Суда, находившиеся в эксплуатации после приемки из постройки и капитального ремонта менее двух месяцев, сдаются на отстой без ремонта.
С момента подписания акта приемки судна на ремонт и отстой ответственность за безопасность судна и сохранность всех его частей несет администрация предприятия (отстойного пункта).
6.3.4. Взаимоотношения между владельцем судна и предприятием, на акватории (отстойном пункте) которого ремонтируется и зимует судно, регламентируются договором на отстой. Договор на отстой заключается в соответствии с Положением о договорах на зимний отстой судов (Приложение 10).
6.3.5. В период сдачи судна на ремонт и зимний отстой члены экипажа судна подчиняются правилам внутреннего распорядка предприятия - исполнителя ремонта. Обязанности и режим труда членов экипажа судна в этот период определяются Положением и инструкциями, утвержденными руководителем судоремонтного предприятия. Штат зимнего отстоя обеспечивается культурно-бытовым обслуживанием наравне с персоналом предприятия.
6.3.6. Лица, ответственные и (или) наблюдающие за ремонтом каждого судна, назначаются из числа капитанов (механиков) судов и их первых помощников приказом руководителя их предприятия.
После выхода приказа эти лица обязаны выполнять все распоряжения администрации предприятия - владельца акватории (отстойного пункта), относящиеся к безопасности отстоя и охране судна.
6.3.7. Порядок доступа на суда и хранения ключей от них, а также надзора за водотечными судами определяется Правилами внутреннего распорядка на караване.
6.4.1. Ремонт судов осуществляется судоремонтными предприятиями с использованием типовой технологической и сметной документации, разработанной в централизованном порядке.
6.4.2. Лица командного состава, назначенные ответственными за ремонт и отстой, обязаны:
1) контролировать выполнение объема и качество работ согласно ремонтной ведомости или смете, проекту, техническим условиям;
2) участвовать в испытаниях и приемке деталей, узлов, конструкций и механизмов судна, предусмотренных техническими условиями на ремонт или другими нормативными документами;
3) участвовать в приемке судна в техническую и эксплуатационную готовность в зимних условиях;
4) участвовать в приемке в техническую готовность и в эксплуатацию барж, закрепленных за буксирами-толкачами для постоянной работы;
5) обеспечивать контроль за пожарной безопасностью судна и его сохранность.
6.4.3. Операционный и приемочный контроль качества ремонта механизмов и оборудования и изготовления деталей и узлов осуществляет отдел технического контроля предприятия (ОТК). ОТК оформляет акты и протоколы испытаний, к которым должны быть приложены сертификаты на материалы, паспорта или формуляры на механизмы, оборудование и изделия.
Механизмы, оборудование и детали, изготовляемые или ремонтируемые под надзором Регистра (Регистра СССР), должны быть предъявлены его представителю. Ответственность за предъявление Регистру несет предприятие - исполнитель ремонта.
6.4.4. По механизмам и оборудованию, отремонтированным в специализированных цехах, результаты испытаний, технические параметры, а также характер и объем выполненного ремонта должны быть отражены в протоколах испытаний, паспортах или формулярах.
6.4.5. После выполнения заводского технического обслуживания, текущего или среднего ремонта, помимо окончательной приемки судов в эксплуатацию, предусматривается предварительная приемка в зимних условиях:
1) судов всех типов - в техническую готовность;
2) несамоходных судов без энергетических установок и без весенних работ - в эксплуатационную готовность.
В межнавигационный период должны выполняться работы, необходимые для сдачи судов в техническую готовность (кроме работ по устранению повреждений корпуса и движительно-рулевого комплекса судов, находящихся на акватории), и ремонтные работы весеннего периода для сдачи в эксплуатационную готовность.
6.4.6. Приемка судов в техническую готовность производится после окончания всех ремонтных и модернизационных работ. Исключение могут составлять работы, выполнение которых в зимний период невозможно по климатическим условиям (примерный состав этих работ дан в Приложении 6).
6.4.7. Приемка несамоходных судов в эксплуатационную готовность в зимних условиях производится при условии выполнения работ п. 6.4.5 и укомплектовании их инвентарем, такелажем, запасными частями и навигационным снабжением.
Инвентарь, такелаж, запасные части и навигационное снабжение могут находиться на складе предприятия, но они должны быть закреплены за судном и складированы отдельно.
Списки несамоходных судов, подлежащих приемке в эксплуатационную готовность в зимних условиях, и графики приемки составляются владельцами судов.
6.4.8. Сроки окончания ремонта и сдачи судов в техническую готовность указываются в графике, разрабатываемом предприятием - исполнителем ремонта, утвержденном руководством пароходства (БУП, УСК).
Суда, получившие повреждения подводной части корпуса и движительно-рулевого комплекса в конце навигации при работе в ледовых условиях, включаются в сводный график сдачи в техническую готовность только в объеме работ ППР. Устранение повреждений осуществляется по специальному графику слипования и ремонта и выполняется, как правило, в межнавигационный период. Сдача этих судов в эксплуатацию производится по графику, утвержденному судовладельцем.
6.4.9. Приемка судов в техническую и эксплуатационную готовность производится комиссиями, назначаемыми владельцем флота (пароходством, портом, райуправлением, БУП, УСК), и оформляется актом по формам, приведенным в Приложении 7.
6.4.10. При приемке судна в техническую готовность председателем комиссии назначается:
после текущего ремонта, заводского технического обслуживания и зимнего отстоя без ремонта судна - групповой механик (механик-наставник, инспектор несамоходного флота);
после среднего ремонта судна - представитель пароходства или заместитель начальника порта-владельца (судоремонтного предприятия) по флоту.
6.4.11. При приемке несамоходного судна в эксплуатационную готовность председателем комиссии назначается инспектор несамоходного флота.
6.4.12. При приемке судов в техническую и эксплуатационную готовность в состав комиссии должны быть включены лица, ответственные за ремонт и наблюдающие за ремонтом этого судна, в том числе начальник ОТК завода, выполнявшего ремонт.
6.5.1. Приемка судов из ремонта в эксплуатацию производится в сроки, установленные графиком, утвержденным начальником пароходства (БУП, УСК). График должен быть передан предприятию - исполнителю ремонта не позднее чем за месяц до планового срока начала сдачи судов в эксплуатацию.
6.5.2. Предприятие, осуществляющее хозяйственное и техническое обслуживание судна, направляет членов экипажа для сдачи судов в эксплуатацию в сроки, указанные в Приложении 9.
6.5.3. Экипаж судна под руководством капитана (командира, шкипера) совместно с предприятием - исполнителем ремонта осуществляют подготовку судна к эксплуатации.
6.5.4. Приемка самоходных судов в эксплуатацию предусматривает проведение приемо-сдаточных испытаний, включающих проверку и испытание отремонтированных механизмов, оборудования, устройств, и приемку судна из ремонта. Одновременно с приемо-сдаточными испытаниями проверяется готовность судна к эксплуатации и обеспеченность его необходимым инвентарем, запасными частями, навигационным снабжением.
6.5.5. Приемо-сдаточные испытания могут быть прерваны в случае:
обнаружения неисправностей или дефектов, препятствующих дальнейшему проведению испытаний, искажающих их результаты или угрожающих безопасности обслуживающего персонала;
поломок и аварий;
отклонения основных параметров от допускаемых значений;
если не обеспечена пожарная безопасность.
6.5.6. Решение о повторении или продолжении испытаний на прерванном режиме в каждом отдельном случае должно приниматься председателем приемочной комиссии или представителем заказчика по согласованию с представителем Регистра в зависимости от причин, вызвавших нарушение нормальной работы установки.
6.5.7. При приемке судна из среднего, капитального и восстановительного ремонтов в эксплуатацию производятся швартовые и ходовые испытания. После капитального и восстановительного ремонтов на судне проводятся также теплотехнические испытания, совмещенные с приемо-сдаточными испытаниями.
6.5.8. После заводского технического обслуживания, текущего ремонта или зимнего отстоя без ремонта швартовые и ходовые испытания могут не производиться, а по усмотрению комиссии производится кратковременное опробование всех механизмов и элементов судна на режимах, обеспечивающих проверку их исправности и работоспособности.
6.5.9. Швартовые испытания дизельных установок проводят с целью проверки:
правильности сборки и качества монтажа дизеля, валовой линии, приводных механизмов, а также механизмов, систем и устройств, обслуживающих дизель;
пусковых качеств;
основных параметров и характеристик дизельной установки;
готовности дизеля и силовой установки в целом к выходу судна на ходовые испытания.
6.5.10. Проведение швартовых испытаний разрешается комиссией после осмотра судна и проверки следующей документации:
1) ремонтных ведомостей и смет по всем работам на судне;
2) технической документации и чертежей по ремонту и модернизации (переоборудованию);
3) сертификатов на использованные при ремонте материалы и изделия или актов их испытаний;
4) технической документации на вновь установленные механизмы и оборудование и инструкций по уходу за ними;
5) журналов наблюдения Регистра (Регистра СССР) или актов промежуточного контроля механизмов, устройств и деталей;
6) журналов и актов промежуточной приемки работ ОТК;
7) актов испытания и приемки оборудования, изделий и работ, выполненных контрагентами.
6.5.11. При приемке судна приемочной комиссией без участия представителей контролирующих организаций необходимы документы, подтверждающие право эксплуатации его в предстоящую навигацию.
6.5.12. При испытании главных двигателей одновременно подвергают испытанию все обслуживающие их механизмы и системы, включая резервные и аварийные.
6.5.13. Продолжительность и режимы швартовых испытаний главных двигателей судна после среднего или капитального ремонта приведены в табл. 1.
Таблица 1
Режимы швартовных испытаний:
1) дизельных установок, нагрузка которых изменяется по винтовой характеристике:
┌──────┬────────────────┬────────────────────────────────────────┐ │Номер │Крутящий момент,│ Продолжительность испытаний после │ │режима│% от номинальной│ ремонта судна, ч │ │ │ величины ├───────────────────┬────────────────────┤ │ │ │ среднего │ капитального │ ├──────┼────────────────┼───────────────────┼────────────────────┤ │ 1 │ 39 │ 0,5 │ 0,5 │ │ 2 │ 63 │ 0,5 │ 1,0 │ │ 3 │ 83 │ 0,5 │ 1,0 │ │ 4 │ 100 │ 1,5 │ 3,0 │ │ 5 │ Задний ход │ 0,5 │ 0,5 │ └──────┴────────────────┴───────────────────┴────────────────────┘
2) дизельных установок, нагрузка которых изменяется по нагрузочной характеристике:
┌──────┬────────────────┬────────────────────────────────────────┐ │Номер │ Мощность, │ Продолжительность испытания после │ │режима│% от номинальной│ ремонта судна, ч │ │ │ величины ├───────────────────┬────────────────────┤ │ │ │ среднего │ капитального │ ├──────┼────────────────┼───────────────────┼────────────────────┤ │ 1 │ Холостой ход │ 0,5 │ 0,5 │ │ 2 │ 25 │ 0,5 │ 0,5 │ │ 3 │ 50 │ 0,5 │ 0,5 │ │ 4 │ 75 │ 1,0 │ 1,0 │ │ 5 │ 100 │ 2,0 │ 3,0 │ │ 6 │ 110 │ 1,0 │ 1,0 │ └──────┴────────────────┴───────────────────┴────────────────────┘
6.5.14. Обслуживающие дизель вспомогательные механизмы, системы и устройства, приемка которых не связана с выходом судна на ходовые испытания, должны быть приняты до или после швартовных испытаний. На ходовых испытаниях за ними должно вестись общее наблюдение в период работы по прямому назначению.
6.5.15. Ходовые испытания проводят после устранения дефектов и замечаний, выявленных в период швартовных испытаний, и оформления технической документации (таблиц замеров, протоколов (актов) испытаний, швартовных удостоверений, формуляров (паспортов)). Ходовые испытания проводят с целью проверки:
основных показателей работы дизельной установки и соответствия их требованиям утвержденной технической документации;
работы дизельной установки при маневрировании на передних и задних ходах судна;
реверсивных свойств дизельной установки;
условий труда членов судового экипажа.
Если в ходе ремонта изменились характеристики корпуса, механизмов, устройств, влияющих на маневренные элементы судна, то в процессе ходовых испытаний производится их определение в объеме, необходимом для заполнения таблиц установленных форм.
6.5.16. Продолжительность и режимы работы главных двигателей при ходовых испытаниях судна приведены в табл. 2.
Таблица 2
Режимы работы дизельных установок на ходовых испытаниях судна:
1) для установок, нагрузка которых изменяется по винтовой характеристике:
┌──────┬─────────────────┬───────────────────────────────────────┐ │Номер │Частота вращения,│ Продолжительность испытания после │ │режима│% от номинальной │ ремонта судов, ч │ │ │ величины ├───────────────────┬───────────────────┤ │ │ │ среднего │ капитального │ ├──────┼─────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤ │ 1 │ 63 │ 0,5 │ 0,5 │ │ 2 │ 80 │ 0,5 │ 1,0 │ │ 3 │ 91 │ 1,0 │ 1,0 │ │ 4 │ 100 │ 3,0 │ 8,0 │ │ 5 │ 103 │ 1,0 │ 1,0 │ │ 6 │ Задний ход │ 0,5 │ 0,5 │ │ 7 │ Минимально │ 0,25 │ 0,25 │ │ │ устойчивая │ │ │ └──────┴─────────────────┴───────────────────┴───────────────────┘
2) для установок, нагрузка которых изменяется по нагрузочной характеристике:
┌──────┬────────────────┬────────────────────────────────────────┐ │Номер │ Мощность, │ Продолжительность испытания после │ │режима│% от номинальной│ ремонта судов, ч │ │ │ величины ├────────────────────┬───────────────────┤ │ │ │ среднего │ капитального │ ├──────┼────────────────┼────────────────────┼───────────────────┤ │ 1 │ 25 │ 0,5 │ 0,5 │ │ 2 │ 50 │ 1,0 │ 1,0 │ │ 3 │ 75 │ 1,0 │ 1,0 │ │ 4 │ 100 │ 3,0 │ 8,0 │ │ 5 │ 110 │ 1,0 │ 1,0 │ │ 6 │ Задний ход │ 0,5 │ 0,5 │ └──────┴────────────────┴────────────────────┴───────────────────┘
6.5.17. Комиссия может принимать судно из ремонта, если все документы, устанавливающие полноту и качество ремонта, подписаны соответствующими контролирующими организациями.
6.5.18. Судно считается принятым из ремонта в эксплуатацию и переданным под ответственность капитана после подписания акта приемки, форма которого приведена в Приложении 8. Без подписи капитана судна акт считается недействительным. Подписанный акт является юридическим документом для окончательных расчетов между владельцем судна (заказчиком) и исполнителем ремонта (подрядчиком).
6.5.19. При приемке судна в эксплуатацию председателем комиссии назначается:
после текущего ремонта судна - групповой механик (механик-наставник, инспектор несамоходного флота);
после среднего ремонта по судам смешанного плавания, 2-, 3- и 4-дечным пассажирским судам, судам внутреннего плавания грузоподъемностью 5000 т и более, нефтерудовозам, толкачам мощностью главной энергетической установки более 1500 кВт - представитель судовладельца;
после среднего ремонта по судам, не упомянутым в предыдущем абзаце, - заместитель по флоту порта-владельца или судоремонтного предприятия.
6.5.20. Для приемки судов в эксплуатацию после капитального и восстановительного ремонтов назначается специальная комиссия. Председателем комиссии назначается представитель судовладельца.
Приемка из ремонта судов внутреннего плавания, осуществляющих перевозки с выходом в прибрежные и морские районы, производится в соответствии с требованиями пункта 7.6 настоящих Правил.
6.5.21. При переоборудовании серийного судна или оснащении его опытными образцами новой техники приемка головного судна производится комиссией (с привлечением представителей контролирующих организаций), назначаемой министерством. Во время приемки должны быть проведены испытания, устанавливающие эффективность переоборудования, модернизации, и составлены рекомендации для внедрения их в серию.
6.5.22. При сдаче судов в эксплуатацию ответственность за своевременное предъявление судов контролирующим организациям несет предприятие - исполнитель ремонта.
6.5.23. Дефекты, выявленные в процессе приемки судна в эксплуатацию, должны быть устранены исполнителем ремонта в минимально возможный срок. Если эти работы не были предусмотрены ремонтной документацией, на них оформляется отдельный заказ.
6.5.24. После среднего и капитального ремонтов устанавливается гарантийная ответственность предприятия - исполнителя ремонта (перед владельцем судна) в целом по судну на срок шесть навигационных месяцев, но не более 10 календарных месяцев со дня приемки из ремонта (даты подписания комиссией акта приемки).
6.5.25. Порядок предъявления претензий по гарантийным обязательствам устанавливается Положением о договорах на ремонт судов на предприятиях Минречфлота (см. Приложение 2).
К моменту подписания акта приемки предприятие - исполнитель ремонта обязано передать судовой администрации всю заполненную отчетную документацию по ремонту.
6.5.26. После приемки судна в эксплуатацию ответственность за его сохранность несет капитан (командир, шкипер).
6.5.27. При выпуске судов из планового ремонта они должны укомплектовываться запасными частями в количестве, предусмотренном действующими нормами.
6.6.1. В разделе изложены основные требования и условия организации ремонта судов Минречфлота на зарубежных судоремонтных предприятиях.
6.6.2. Судовладелец представляет Экспедиции спецморпроводок речных судов Минречфлота (ЭСМП) до 1 мая года, предшествующего году ремонта, ремонтную ведомость на конкретное судно. На основании ремонтной ведомости Главфлот принимает решение о включении судна в план ремонта за границей. Ремонтная ведомость должна быть составлена с соблюдением действующих требований, утверждена главным инженером пароходства и согласована инспекцией Регистра.
6.6.3. Судно направляется на ремонт за границу только после подписания контракта и в сроки, указанные в нем.
6.6.4. При направлении на ремонт за границу на судне в течение всего периода его ремонта сохраняется командный состав, который находился на судне во время его эксплуатации. Если возникает необходимость в замене лиц командного состава перед направлением судна на ремонт за границу, то эту замену рекомендуется производить не менее чем за 3 мес. до выхода судна на зарубежное судоремонтное предприятие.
6.6.5. Непосредственно перед выходом на зарубежное судоремонтное предприятие судно осматривается комиссией, назначаемой пароходством, которая проверяет выполнение работ по подготовке и готовность судна к ремонту за границей, о чем составляется акт.
6.6.6. Численность экипажа судна при ремонте судов за границей определяется в соответствии с Приказом Минречфлота N 102 от 31.08.82.
6.6.7. Переход или перевод судна на ремонт на зарубежное судоремонтное предприятие обеспечивается силами и средствами судовладельца или осуществляется ЭСМП за счет судовладельца.