2. Содержание программы

2. Содержание программы

Тематический учебный план программы должен включать перечень необходимого для освоения слушателями содержания.

Общий обзор проекта ранней профориентации обучающихся 6 - 11 классов "Билет в будущее". Концепция проекта, задачи, основные элементы и этапы проекта, роль педагога-навигатора в рамках проекта. История и перспективы развития проекта.

Профориентационные подходы и формирование готовности обучающихся к осознанному выбору будущей профессии. Системный подход к профессиональному самоопределению обучающихся: диагностико-консультационного, мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего и практико-ориентированного. Комплексное применение профориентационных подходов к реализации проекта "Билет в будущее".

Глобальные компетенции в непрерывном образовании педагога. Определение глобальных компетенций (актуальная версия). Причины общественного внимания к теме глобальных компетенций. Роль общеобразовательных организаций в формировании глобальных компетенций. Структура глобальных компетенций: альтернативные модели. Критерии сформированности глобальных компетенций. Методические подходы к разработке заданий, нацеленных на формирование глобальных компетенций.

Региональный рынок труда, тенденции и направления развития. Особенности системы профориентации субъекта Российской Федерации, новые технологии и стандарты системы профориентации. Основные цели и задачи системы профориентации в образовательной системе субъекта Российской Федерации. Кадровые потребности экономики субъекта Российской Федерации - актуальные и перспективные. Основные сферы развития экономики субъекта Российской Федерации, ключевые отрасли и приоритеты.

Примечание. Содержание данного тематического направления по возможности должно быть увязано с особенностями социально-экономического развития территории, для которой осуществляется подготовка педагогов-навигаторов.

Мотивационно-активизирующий подход в сопровождении профессионального самоопределения. Субъект профессионального, социального, жизненного и личностного самоопределения как ожидаемый результат профориентационной работы. Развитие активной жизненной и гражданской позиции личности как основа его профессионального, социального, жизненного и личностного самоопределения. Основные психолого-педагогические и организационные модели активизации профессионального самоопределения. Основные признаки активизирующей профориентационной методики. Критерии, уровни и возможные эффекты активизации профессионального самоопределения. Обзор основных методов профессионального самоопределения для работы с классом, с группой и микрогруппой, для индивидуальных профессиональных консультаций. Профориентационные игры и упражнения. Перспективы разработки, имеющийся опыт и возможные проблемы профориентационных онлайн-технологий.

Психодиагностика в профориентации. Методологические принципы и методические решения. Место профориентационных тестов в классификации образовательных и психологических тестов. Структура профориентационного теста: инструкции, задания, субтесты, ключи, нормы, банк эталонных профилей для профессиональных групп. Порядок доступа и запуска тестов в режиме онлайн. Постдиагностическая беседа.

Практико-ориентированный подход к профориентационной работе и профессиональные пробы. Современные тенденции в развитии практико-ориентированных подходов в профориентации. Реализация профессиональных проб в отечественной педагогической практике. Структура профессиональной пробы. Сходства профессиональной пробы с социальными практиками и профессионально ориентированными элективными курсами. Идеи продуктивного обучения и профессиональные пробы. Повышение готовности к профессиональному самоопределению как результат профессиональной пробы. Перспективы развития профессиональных проб в условиях постиндустриальных изменений.

Социальное партнерство и наставничество в профориентационной работе. Профессиональный выбор как предмет социального договора. Основные субъекты договора: "РРР" (ребенок - родитель - работодатель). Профориентация как социально открытая деятельность. Многоуровневое институциональное партнерство в профориентации (государственно-частное партнерство, межведомственное взаимодействие, сетевое сотрудничество). Профориентационный нетворкинг. Наставничество в профориентации. Цель, задачи, трудовые функции, показатели результативности деятельности наставника. Формы и методы наставничества. Успешные кейсы партнерства и нетворкинга в российской и зарубежной профориентации.

Роль и задачи педагога-навигатора в профориентационной деятельности в работе с обучающимися различных возрастов и на различных этапах профессионального самоопределения. Навигация как одна из функций наставничества в профориентации. Основные типы ресурсов и партнеров, используемые педагогом-навигатором в решении профориентационных задач.

Практическое использование различных методик и технологий при реализации проекта "Билет в будущее". Содержательный обзор основных технологий и методик, которые используются для профессиональной ориентации обучающихся на всех этапах проекта "Билет в будущее".

Проектный подход в профориентации, метод кейсов и его применение в рамках Фестиваля профессий "Билет в будущее". Введение в норму проекта, типология проектов, технология разработки кейсов профессиональных проб. Освоение нормы разработки кейсовых заданий в рамках Фестиваля профессий "Билет в Будущее". Цели и задачи Фестиваля профессий "Билет в Будущее". Презентации формата и стратегических задач Фестиваля "Билет в Будущее", описание задач каждого из тематических направлений фестиваля. Сценарий профессиональной пробы в рамках Фестиваля профессий "Билет в Будущее" (мини-лекция, решение кейса) и его разработка. Выстраивание связи профессиональной пробы в рамках Фестиваля профессий "Билет в Будущее" с перспективными видами занятости в субъекте Российской Федерации и предметами, изучаемыми в рамках общепрофессиональной программы. Роль эксперта кейса (педагог/практик - представитель отрасли) в процессе прохождения профессиональной пробы. Примеры кейсов, предполагающих и не предполагающих использование оборудования и раздаточных материалов, представление пошагового сценария прохождения профессиональной пробы. Просмотр видео профессиональной пробы. Освоение технологии разработки кейсов профессиональных проб (практическое занятие). Апробация сценария профессиональных проб при участии педагогического сообщества в позиции обучающихся. Подготовка кейса профессиональной пробы для применения в рамках урока в системе общего образования.

Индивидуальная образовательная траектория и технология ее формирования. Содержание понятия, методы, этапы, инструменты оценки; построение индивидуального учебного плана; индивидуальный профориентационный маршрут (далее - ИПМ); определение, нормативная база. Соотношение целей профориентационной деятельности и ИПМ. Этапы формирования и реализации ИПМ. Основные инструменты: конструктор карты ресурсов и возможностей профориентации; конструктор (модель) ИПМ. Роль педагога-навигатора в построении ИПМ. Построение локальной карты ресурсов и возможностей профориентации. Формы визуализации. Методика построения индивидуальных образовательных траекторий (практическое занятие).